К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКоГО РАЗВИТИЯ И ЦЕННОСТЕЙ

Научная статья
Выпуск: № 2 (21), 2014
Опубликована:
2014/03/08
PDF

Зенина О.Н.

Кандидат социологических наук, Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов, системы социальной защиты населения города Москвы

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКоГО РАЗВИТИЯ И ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация

В статье рассмотрена взаимосвязь между социально-экономическим развитием и ценностями с позиций как зарубежных, так и российских ученых. Показано смещение между ценностными предпочтениями основных социальных групп российского общества.

Ключевые слова: ценности, социальное и экономическое развитие, модернизация. 

Zenina O.N.

Candidate of sociological Sciences, Institute of retraining and improvement of qualification of the managerial personnel and specialists the system of social protection of Moscow city

ON THE RELATIONSHIPSOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND VALUES

Abstract

The article describes the correlation between socio-economic development and the values of the positions of both foreign and Russian scientists. Is the offset between value preferences of the main social groups of Russian society.

Keywords: values, social and economic development, modernization.

Быстрый экономический рост 2000-х годов а Росси, как отмечают исследователи, привел к глубоким и быстрым по историческим меркам изменениям в социальной структуре общества, в запросах и моделях поведения массовых социальных групп [1]. Теоретические исследования взаимосвязей между социально-экономическим развитием и ценностями в России и за рубежом являются все более актуальными.

Современные исследования экономистов, социологов и политологов привлекают внимание научного сообщества к тому, какую роль играют некоторые культурные, социальные и социально-психологические факторы в обеспечении благосостояния общества и детерминации экономического поведения людей. Главная идея состоит в том, что социальное и экономическое развитие стран зависит не только от наличия ресурсов, технологических достижений и других чисто экономических и структурных факторов, но также от культурных ценностей, которые разделяют люди, живущие в тех или иных странах, от уровня и качества их социальных взаимоотношений, норм, регулирующих эти взаимоотношения [2].

Согласно Р. Иглхарту. и К. Вельцелю низкая степень удовлетворенности базовых экономических потребностей создает непосредственную угрозу для выживания индивидов и ведет к доминированию в их установках ценностей выживания, включая ориентацию на увеличение потребления базовых благ, минимизацию индивидуальных рисков и культуру зависимости [3]. Глубокие экономические кризисы в период перехода к рыночной экономике могут привести к усилению роли ценностей выживания. Для России, как показано исследовании, это выразилось в несоразмерном по отношению к уровню экономического развития сдвиге ее населения в сторону ценностей выживания.

Улучшение экономического положения, ведущее к более полному удовлетворению базовых потребностей и к расширению возможностей для иного потребления, приводит к смещению приоритетов в сторону человеческого развития, самовыражения и ведет к усилению запроса на более открытую и демократическую политическую систему.

Однако прогнозирование временных параметров таких изменений, как отмечают исследователи, сталкивается с объективными трудностями. Ценностные сдвиги происходят, как правило, с некоторым запозданием по отношению к изменениям в материальном положении, т.к. система ценностей инерционна и отчасти трансформируется не через изменение ценностей отдельных индивидов, а через межпоколенческие сдвиги [1].

Х. Клингеманн и ряд других исследователей продемонстрировали, что влияние переменных, отражающих ценности, в значительной мере пересекаются с влиянием переменных, характеризующих концентрацию политического влияния в обществе. Более равномерное распределение ресурсов и политического влияния идет рядом с усилением ценностей самовыражения и ростом общественного спроса на демократические институты [4].

Ключевую роль в определении ценностных типов для России, по исследованиям В.С. Магуна и М.Г. Руднева, играют две оси ценностных факторов:

  1. самосохранение – открытость к изменениям,
  2. забота – самоутверждение

Существенным отличием России от большинства европейских стран является гораздо более сильная, чем в большинстве других стран, положительная корреляция «Заботы..» с «Самосохранением», и «Открытости…» с «Самоутверждением» и сильная отрицательная корреляция между «Открытостью к изменениям» и «Заботой». Это может свидетельствовать о повышенной склонности к крайнему индивидуализму у наиболее модернизированных групп населения и о склонности к солидарности у сравнительно консервативной части общества [5].

Исследования, проводимые в последнее время российскими учеными [1], показывают, что сейчас, когда риск абсолютной бедности стремится к нулю, значение ценностей выживания для небедных слоев должно заметно ослабевать: в своем социальном окружении они уже не сталкиваются со случаями депривации и поэтому перестают воспринимать угрозу глубокого обнищания как личный фактор риска. Недавние исследования склонности индивидов к риску в зависимости от испытанного ими опыта затяжных экономических кризисов, свидетельствуют, что влияние этого опыта может сказываться в течение многих лет после кризиса. Это одна из причин, по которой уменьшение распространенности ценностей выживания может сильно запаздывать по отношению к снижению показателей бедности.

При том, что новые массовые приоритеты в гораздо большей степени ориентированы на развитие, чем на выживание, они не тождественны ценностям самовыражения, получающим распространение в модернизированных обществах. Где они проявляются прежде всего в растущей значимости индивидуальности каждой личности, нарастании разнообразия персональных предпочтений и моделей поведения, а также в растущей толерантности к всевозможным различиям между индивидами.

В российском же обществе признаков усиления роли ценностей самовыражения в таком понимании среди массовых социальных групп исследователи пока не обнаруживают. Возможно, эти ценности пока получили распространение только в относительно немногочисленной прослойке населения крупных городов. Ярко выраженного запроса на демократизацию и на политические изменения как выраженного приоритета у большинства российского населения не просматривается.

Таким образом, социологические исследования [1] свидетельствуют о том, что в российском обществе возникают предпосылки для дальнейшего смещения ценностей от ценностей выживания в сторону вопросов человеческого развития и условий, которые его обеспечивают. Это создает благоприятные условия для успешного продолжения социально-экономической модернизации страны.

Литература

  1. Дмитриев М. Э., Мисихина С. Г. Изменения в уровне доходов, потребления, бедности и в социальных запросах российского населения в течение 2000-2012 годов // Уровень жизни населения регионов России. – 2013. - № 12. – С. 11-27.
  2. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности и социальный капитал как основа социально-экономического развития // Журнал институциональных исследований. – 2010. - №1, Т2. – С.17-34.
  3. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. - М.: Новое издательство, 2011. - 464с.
  4. Политическая наука: новые направления/Под ред. Р.Гудина и Х.-Д.Клингеманна. – М.: Вече, 1999. – 810с.
  5. Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян и других европейцев // Вопросы экономики. – 2010. - №12. – С.107-130