ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКТОПИЙ ШЕЙКИ МАТКИ У ЖЕНЩИН МОРДОВИИ
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКТОПИЙ ШЕЙКИ МАТКИ У ЖЕНЩИН МОРДОВИИ
Научная статья
Андреева Н.А.1 , Ильина Н.А.2
1, 2 Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Аннотация
В цель исследования входило уточнить аспекты патогенеза эктопий шейки матки у женщин Мордовии. Задачами исследования было: определить значение роли воспалительных агентов в развитии эктопий шейки матки; выявить наиболее значимые факторы у женщин Мордовии в возникновении эктопий; определить тактику профилактирования данной патологии. Полученные результаты и приведенные рекомендации могут быть использованы в гинекологической практике лечебно-профилактических учреждений.
Ключевые слова: эктопия, шейка матки, патогенез эктопий.
Keywords: ectopies, cervix uteri, pathogenesis of ectopies.
Эктопией называют участок эктоцервикса с несвойственным для данной локализации цилиндрическим эпителием вокруг наружного маточного зева и происходящими на нем процессами формирования железистых структур и метаплазии резервных клеток.
В последние годы эктопия шейки матки занимает лидирующие позиции среди гинекологических патологий репродуктивного возраста. Заболевание обнаруживается у 38,8% женского населения, у 49,2% гинекологических больных, в 54,2% случаев в возрасте до 25 лет. Проблема не ограничивается только патологическим очагом на шейке матки. Репродуктивное здоровье пациенток характеризуется тем, что у них достоверно выше риск нарушений менструальной и репродуктивной функции, восходящего инфицирования верхнего отдела генитального тракта, частота бесплодия, невынашивания, внутриутробного инфицирования плода, преждевременных и осложненных родов, послеродового период. Кроме того, эктопию в анамнезе отмечают 50,9% больных раком шейки матки.
Материалы и методы исследования: проведено обследование 71 женщины с эктопией шейки матки.
Первый этап исследования включал сбор жалоб, анамнеза, гинекологический осмотр и анкетирование.
Второй этап исследования заключался в проведении лабораторно-инструментальных методов исследования: расширенная кольпоскопия; ИФА; ПЦР-диагностика, биопсия шейки матки.
Результаты исследования:
При оценке факторов риска развития данной патологии из данных акушерско-гинекологического анамнеза удалось выяснить, что 7% исследуемых начали жить половой жизнью с 16 лет и моложе, вне брака 32%, у 34% было нескольких половых партнеров. 28% опрошенных в качестве средств контрацепции использовали барьерный метод.
Среди перенесенных гинекологических заболеваний удалось выявить: миома матки, эндометриоз, киста яичника, ДМК, мастопатия. У 20% женщин выявлены хронические воспалительные заболевания придатков матки.
21% исследованных женщин указали на наличие инфекционных заболеваний половых путей в прошлом. У 7% обследованных эктопия шейки матки рецидивирующая.
Согласно данным гинекологического осмотра:
Визуализировались проявления вирусного характера - от аногенитальных до эпителиального поражения шейки матки.
Имело место герпетическое поражение наружных половых органов и шейки матки.
На втором этапе исследования: У 73% выявлена III-IV степень чистоты влагалища. У 62% из них определяются грибы рода кандида. У 17% обнаружен мобилинкус, у 11% лептотрикс, ключевые клетки у 21%, у 34% .
Простая кольпоскопия позволила визуализировать под увеличением очаги эктопии. У всех исследуемых женщин кольпоскопическая картина была представлена в виде четко очерченного уплощенного дефекта эпителия с более или менее выраженной васкуляризацией. Кроме того, всем пациенткам проводилась проба с 3% уксусной кислотой и проба Шиллера.
Метод ПЦР позволил диагностировать инфекционный агент воспалительного процесса у женщин с III-IV степенью чистоты влагалища:
у 66% обнаружен ВПЧ, из них у 17% ВПЧ низкого риска, у 9% ВПЧ высокого риска, в 74% их ассоциация; в 64% выявлена микст-инфекция.
ИФА использовался для определения титра и активности воспалительного агента выявленного методом ПЦР.
Материал для биопсии был взят у 59% женщин, было проведено гистологическое типирование эктопического очага, из них в 81% участков имеют железистое строение, в 12% железисто-папиллярную, в 7% папиллярную структуру, в 43% случаев дано заключение дискератоза.
Выводы и практические рекомендации:
1. Ведущим этиопатогенетическим фактором в развитии данной патологии среди обследованных женщин является воспалительный процесс, вызванный специфическими и неспецифическими агентами.
2. Наиболее часто диагностируемым инфекционным агентом, выявляемым при обследовании женщин является папиломовирусная инфекция, диагностика которого осуществляется осмотром, ПЦР-диагностикой, данными биопсии.
3. Другие выявленные инфекционные агенты (хламидийная, микоплазменная, уреаплазменная, герпесвирусная инфекции) и дисбиоз влагалища в 86% случаев выявляются в сочетании с ПВИ
Поскольку ведущая роль при развитии эктопии шейки матки отводится инфекционо-воспалительному агенту, к мероприятиям профилатирования данной патологии следует отнести повышение половой поведенческой культуры, использование барьерного метода контрацепции.
Поскольку главный принцип лечения патологических процессов шейки матки наряду с локальной ликвидацией очага на шейке должен включать этиотропную терапию, следует большее значение уделять диагностике инфекционных агентов, и в особенности ПВИ, как наиболее распространенной, а в последующем и элиминации выделенного возбудителя для повышения эффективности и предотвращения рецидивирования патологии.
Список литературы
Ершов В.Н. Медицинские и социальные проблемы репродуктивного здоровья девушек-подростков. // Контрацепция и здоровье женщины. — 2006.-№ 2.-С. 12-16.
Каухова Е.Н. Современные подходы к диагностике и лечению эктопии шейки матки / Е.Н. Каухова, А.Ю. Лугаева, О.Ю. Панкова // Российский вестник акушера-гинеколога. 2007. - № 6. - С. 65 - 70.
Краснопольский В.И. Влияние инфекций на репродуктивную систему женщин / В.И. Краснопольский, О.Ф. Серова, В.А. Туманова и др. // Российский вестник акушера-гинеколога. 2008. - № 5. - С. 26 - 29.
Роговская С.И. Оптимизация лечения хронических цервицитов с помощью изопринозина / С.И. Роговская, В.Н. Прилепская // Гинекология. – 2006. – Т. 8, № 1. – С. 4–7.