Морфологические характеристики гнойных ран при использовании препарата «Мексидол» в комплексном лечении одонтогенных флегмон челюстно-лицевой области
Морфологические характеристики гнойных ран при использовании препарата «Мексидол» в комплексном лечении одонтогенных флегмон челюстно-лицевой области
Аннотация
Цель исследования. Оценить динамику патоморфологических показателей гнойных ран при системном применении лекарственного средства «Мексидол» в комплексной терапии одонтогенных флегмон челюстно-лицевой области.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 43 пациента в возрасте от 18 до 40 лет (средний возраст 34,6±10,4 лет) с диагнозом «одонтогенная флегмона» без коморбидной патологии. После поступления в стационар отделения челюстно-лицевой хирургии все пациенты были разделены на две группы (основная – n=21, сравнения – n=22). У обеих групп хирургическое пособие включало удаление «причинного» зуба, вскрытие и дренирование гнойного очага под общим обезболиванием, ежедневные перевязки и туалет полости рта, антибактериальная терапия препаратом «Цефтриаксон» (у основной группы дополнительно был включен «Метрогил»); проводилась инфузионно-дезинтоксикационная, десенсибилизирующая и симптоматическая терапии, а местное лечение заключалось в обработке гнойной раны раствором хлоргексидина биглюконата 0,05% ежедневно 1 раз в сутки, с последующим наложением асептической повязки с 10% раствором «Бетадин». Забор материала для патоморфологического исследования выполняли путем щипковой биопсии с нескольких участков раны (краев и дна) в день оперативного вмешательства, а также на 1, 3, 5, 8, 10 сутки и в день проведения вторичной хирургической обработки раны.
Результаты. При проведении сравнительного анализа полученных микропрепаратов у обеих групп на протяжении всего периода исследования не выявлено отличий динамики патоморфологических маркеров гнойных ран.
Заключение. Полученные результаты позволяют предположить отсутствие влияния на местные характеристики гнойной раны препарата «Мексидол», а также указывают на необходимость проведения ряда дополнительных исследований для выявления возможных системных эффектов «Мексидола» при комплексном лечении пациентов с одонтогенными флегмонами челюстно-лицевой области.
1. Введение
Инфекционно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области, вопреки достигнутым успехам в диагностике и лечении, продолжают оставаться одной из проблем челюстно-лицевой хирургии. Отчасти это связано с ростом числа больных с одонтогенными гнойными заболеваниями челюстно-лицевой области, число которых, в челюстно-лицевых стационарах, достигает 50% и более .
Известно, что терапию флегмон любой локализации проводят с учетом фазы раневого процесса, тяжести заболевания, местных проявлений, эндогенной интоксикации и вида возбудителя . Бактериальный фактор провоцирует повреждение структуры тканей, нарушение процессов клеточного дыхания, повышение проницаемости капиллярной стенки, формирование отеков, создавая благоприятные условия для дальнейшей агрессии микрофлоры . Также при воспалении происходит повышение проницаемости клеточных мембран и интенсификация реакций свободно-радикального окисления липидов. Избыток активных форм кислорода приводит к деструкции мембран клеток и повреждению макромолекул . Поэтому изучение влияния антиоксидантов на воспалительный процесс представляет научный и практический интерес с целью оценки перспективы их использования в комплексной терапии воспалительных заболеваний .
Оригинальный отечественный препарат «Мексидол» (2-этил-6-метил-3-гидроксипиридина сукцинат) применяется при лечении широкого диапазона патологии: при острых и хронических расстройствах мозгового кровообращения, черепно-мозговой травме и ее последствиях, хронической ишемии мозга, синдроме вегетативной дистонии, когнитивных и тревожных расстройствах, абстинентном синдроме при алкоголизме, интоксикации антипсихотическими средствами, в составе комплексной терапии при открытоугольной глаукоме и острых гнойно-воспалительных процессах брюшной полости . Такой широкий спектр применения обусловлен основными эффектами препарата: нормализация клеточного энергосинтеза, нарушенного при ишемии, нейтрализация свободных радикалов и стабилизация мембран клеток с подавлением перекисного окисления липидов .
Также в доступных литературных источниках упоминается о положительном эффекте антиоксидантов в терапии гнойных ран челюстно-лицевой области, связанным с ускорением санации гнойной полости , , , .
В настоящее время продолжается поиск новых эффективных средств и методов лечения больных с одонтогенными инфекционно-воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области. Несмотря на показанную эффективность препарата «Мексидол» в разных отраслях медицины, в доступной литературе отсутствуют статьи, исследующие морфологические изменения гнойных ран челюстно-лицевой области под влиянием антиоксидантной терапии.
Цель исследования. Оценить динамики патоморфологических показателей гнойных ран при системном применении лекарственного средства «Мексидол» (этилметилгидроксипиридина сукцинат) в комплексной терапии одонтогенных флегмон челюстно-лицевой области.
2. Материалы и методы
В исследовании участвовали 43 пациента с диагнозом «одонтогенная флегмона» без коморбидной патологии в возрасте от 18 до 40 лет, находившихся на стационарном лечении в отделении челюстно-лицевой хирургии государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Краснодарского края. Средний возраст больных составил 34,6±10,4 лет. Все клинические исследования соответствовали этическим стандартам Комитета по экспериментам на человеке и Хельсинкской декларации 1975 г. и ее пересмотренного варианта 2000 г. и проводились в соответствии с этическими принципами «Надлежащей клинической практики» (Good Clinical Practice) и соответствовали требованиям: приказа Министерства здравоохранения РФ от 01.04.2016 г. № 200н «Об утверждении правил надлежащей клинической практики» и Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также были согласованы и одобрены Независимым Этическим Комитетом федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (протокол от 01.10.2021 г. № 102).
Пациенты были разделены на 2 группы:
– I группа основная (n=21): пациенты с одонтогенными флегмонами, комплексная терапия которых включала «Мексидол»: согласно инструкции производителя «Мексидол» вводился в/в капельно в 1-е сутки после оперативного вмешательства в дозировке 500 мг 2 раза в сутки с постепенным снижением суточной дозы в течение 10 дней; хирургическое пособие включало удаление «причинного» зуба, вскрытие и дренирование гнойного очага под общим обезболиванием, ежедневные перевязки и туалет полости рта; антибактериальная терапия препаратом «Цефтриаксон» 2,0 g на 20 ml 0,9% NaCl в/в болюсно 1 раз в сутки и «Метрогил» 100 ml в/в капельно 3 раза в сутки ежедневно (с учетом микрофлоры и чувствительности ее к антибиотикам). Также проводилась инфузионно-дезинтоксикационная, десенсибилизирующая и симптоматическая терапии. Местное лечение заключалось в обработке гнойной раны раствором хлоргексидина биглюконата 0,05% ежедневно 1 раз в сутки, с последующим наложением асептической повязки с 10% раствором «Бетадин».
– II группа сравнения (n=22): пациенты с одонтогенными флегмонами, находившиеся только на традиционном лечении («Мексидол» не применялся), схема комплексного лечения тождественна используемой в основной группе.
Патоморфологическое исследование выполняли в день оперативного вмешательства, а также на 1, 3, 5, 8, 10 сутки и в день проведения вторичной хирургической обработки раны. Забор материала осуществляли под местной анестезией Sol. Lidocaine 2 % путем щипковой биопсии при помощи биопсийных щипцов с нескольких участков раны (краев и дна). Взятые на исследование образцы фиксировались в стандартном забуференном 10% растворе формалина в течение 18-24 часов. Дальнейшая обработка осуществлялась с использованием полностью автоматизированной проводки и заливки согласно стандартным протоколам в автоматизированных гистопроцессорах закрытого типа LOGOS One («Milestone», Италия).
Срезы с парафиновых блоков производились на универсальных ротационных микротомах с выносными пультами. Окраска гематоксилин-эозином осуществлялась в покрасочном стейнере с использованием стандартизованных красителей. Дополнительные срезы окрашивались методом Ван-Гизону и пикрофуксином. Готовые микропрепараты фотографировали и оценивали при помощи микроскопа NikonEclipseE200 с системой визуализацией и фотокамерой NikonDS-Fi2.
3. Результаты и их обсуждение
В тканевых образцах обеих групп, взятых во время оперативного вмешательства и в первые сутки послеоперационного периода, отмечались схожие морфологические изменения в виде значительной степени выраженности отека мягких тканей в сочетании с плотной диффузной инфильтрацией полиморфноядерными лейкоцитами (рисунок 1), имел место тромбоз сосудов микроциркуляторного русла с формированием многочисленных диапедезных кровоизлияний. По всей площади срезов определялись обширные зоны некроза жировой клетчатки и скелетных мышц с формированием полостей деструкции различного размера, заполненных клеточным детритом.

Рисунок 1 - Срез скелетной мышцы (фрагмент musculus Digastricus (venter anterior), взятой интраоперационно у пациента основной группы) с участками некроза, диффузной инфильтрацией полиморфноядерными лейкоцитами неравномерной плотности
На 3-е сутки у больных обеих групп, на поверхности послеоперационных ран определялись бесструктурные некротические массы, покрытые слоистыми наложениями уплотненного фибрина (рисунок 2).

Рисунок 2 - Дно послеоперационной раны у пациента основной группы с наслоениями фибрина на 3-е сутки

Рисунок 3 - Формирующиеся мелкие капилляры грануляционной ткани среди сливающихся между собой клеточных элементов соединительной ткани в биоптате пациентов основной группы на 3-е сутки

Рисунок 4 - Отслаивающиеся гнойно-некротические массы, под которыми просматривается слой «молодой» грануляционной ткани в биоптате основной группы исследования на 5-е сутки
При исследовании гистологических препаратов на 8-е сутки, поверхность ран большинства пациентов обеих групп была покрыта достаточно широким слоем грануляций с хорошо различимыми слоями капиллярных петель и вертикальных сосудов, окруженных концентрическими разрастаниями фибробластов (рисунок 5).

Рисунок 5 - Грануляционная ткань с хорошо различимым слоем вертикальных сосудов, окруженных концентрическими разрастаниями фибробластов у пациента основной группы на 8-е сутки
К 10-м суткам у пациентов I и II группы различий гистологической картины также не было выявлено: на фоне некоторого истончения поверхностных слоев грануляционной ткани отмечалось значительное утолщение слоя горизонтальных фибробластов с крупными гиперхромными ядрами в соотношении 1:1 с коллагеновой стромой, без четких границ переходящей в подлежащую фиброзную и жировую ткани (рисунок 6). В составе диффузного воспалительного инфильтрата, к этому времени, значительно преобладали зрелые лимфоциты.

Рисунок 6 - Широкий слой горизонтальных фибробластов среди уплотненной коллагеновой стромы
4. Заключение
Патоморфологические маркеры динамики гнойных ран в обеих группах исследования в течение всего периода исследования отличий не демонстрировали, что позволяет предположить отсутствие влияния препарата «Мексидол» на местные характеристики гнойной раны.
Требуются дополнительные исследования относительно возможных системных эффектов «Мексидола» при его использовании в комплексном лечении пациентов с одонтогенными флегмонами челюстно-лицевой области.