КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ, ВХОДЯЩИХ В КАТЕГОРИЮ «ЦИ» (ЧАСТЬ II)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2025.152.22
Выпуск: № 2 (152), 2025
Предложена:
29.11.2024
Принята:
24.12.2024
Опубликована:
17.02.2025
53
0
XML
PDF

Аннотация

Основными задачами данной статьи является решение актуальной научно-практической проблемы введения во врачебный профессиональный дискурс и лечебно-диагностическую практику объяснительной модели механизма «рабочих систем организма», описанных в теории китайской автохтонной медицины, а также уточнение классификации категории «ци» с разъяснением основных понятий, входящие в данную категорию.

С целью решения основных задач статьи в центр данного исследования были поставлены фундаментальные понятия традиционной китайской медицины. Автором лично был сделан перевод медицинских текстов с древнекитайского языка в профессиональном разрезе и интерпретирован с позиций современной медицинской науки, а также проведён сравнительный анализ интерпретации обсуждаемых терминов с исследованиями других авторов.

Рассматривая теорию рефлексотерапии во взаимосвязи с теорией классической западной медицины, автор пришёл к аналогичности понятия «рабочих система организма» представлениям классической западной медицины. Кроме того, была уточнена классификация категории «ци» и с позиций современной медицинской науки разъяснены входящие в неё понятия.

Данное исследование будет полезно студентам медицинских университетов, аспирантам и врачам, стремящимся более глубоко понять медицинскую теорию.

1. Введение

Исторические предпосылки существования некоторых различий в классификации категории «ци» основываются на возникновении двух ветвей китайской автохтонной медицины в результате взаимного влиянии древних медицинских знаний и китайских философических концепций. Ранняя даосская концепция мира стояла в истоках теории традиционной китайской медицины. Появление конфуцианства внесло в традиционную китайскую медицину концепцию моральных норм деятельности врача. Буддизм, введённый в Китай, в период правления двух династий Хань, сформулировал концепцию «исцеления болезней законом». В Западной медицинской литературе, в том числе и русской, можно встретить разные варианты классификации категории «ци». К сожалению, взгляды современных врачей на классификацию категории «ци», отражённые в различных публикациях и книгах, не являются исчерпывающими.

Целью данного исследования являлся анализ категории «ци» и уточнение понятий входящих в данную категорию традиционной китайской медицины, основываясь на материалы китайских классических медицинских произведений. В данной части статьи рассматриваются типы ци, объединённых термином «посленебесная ци».

2. Представления автохтонной китайкой медицины о «посленебесной ци»

Посленебесная ци или приобретённая ци представлена пятью типами обычной ци (Фань ци凡氣) в следствии существования нескольких путей получения ци, отличий в их назначении и особенностей функционирования. В первой главе второго свитка (卷二上: 形气类) «Записках о прочитанных медицинских книгах» (Дуи суиби 读医随笔), написанных Чжоу Сюэхаем 周学海в 1892 году, сказано:

В результате имеется три ци: основная ци, питающая ци и охранная ци (是故气有三:曰宗气也,荣气也,卫气也。)

Однако в «Трактате Жёлтого императора о внутреннем» обсуждается ещё один тип ци организма человека — это управляющая ци (Инци 营气), которая тесно связана с питающей ци (Жунци 荣气). Управляющая ци и питающая ци являются двумя важными физиологическими концепциями, так как оба этих типа ци входят в состав крови и образуются из пищи, но имеют разный химический состав и разное назначение.

Китайский врач Лю Цинхуа 刘庆华в своём исследовании

провёл очень хороший анализ отличий некоторых аспектов физиологических характеристик и функций этих двух типов ци, однако данное исследование не содержит выводы о химическом составе и некоторых особенностей их функционирования.

2.1. Управляющая ци и питающая ци

Термин «управляющая ци» (Инци 营气) содержит иероглиф «ин» 营, который произошёл от военной терминологии и означал управление, обеспечение и определённое место дислокации. Он часто использовался в оригинальных текстах «Трактата Жёлтого императора о внутреннем» для обозначения управляющей ци организма. Интересно, что в книге «Вопросы о простейшем» термин «управляющая ци» упоминается лишь один раз в главе «Теория связи между рождением ци и природой» (Шэнци тонтянь лунь 生氣通天論), но в книге «Канон таинственной сути» существует отдельная глава в которой объясняется происхождение, циркуляция и функции этого типа ци. Термин «управляющая ци» относится к циркулирующей внутри кровеносных сосудах ци, которая может выходить из кровеносных сосудов и вновь в них входить, продолжать непрерывно циркулировать по всему телу независимо от дня и ночи. В западной литературе, в том числе и российской, этот тип ци не обсуждается.

Термин «питающая ци» (Жунци 荣气) содержит иероглиф «жун» 荣, относящийся к пиктогрофическим образам в Цзиньвэне (надписи на китайских бронзовых сосудах) основанного на рукописных глифах и обозначает гроздь цветов на цветущих деревьях, имея смысл процветания или питания. Очень часто использовался в оригинальных текстах «Трактата Жёлтого императора о внутреннем» для обозначения одного из типов ци входящего в состав крови, однако не имеет специальной главы для её разъяснения, что наводит на мысль о существовании данного типа ци только внутри кровеносных сосудов. Термин «питающая ци» относится к входящей в состав плазмы крови ци, которая может оказывать сильное питающее действие на организм. Понятие «питающая ци» упоминается в западной и российской литературе, но детально не обсуждается. Разница между питающей ци и управляющей ци заключается в том, что управляющая ци связана с регулированием активности тканей и органов, тогда как питающая ци в основном занимается их питанием.

2.1.1. Различия в составе

Питающая ци, в отличии от управляющей ци, образуется из цзин входящего в состав пищи (Шуигу чжи цзин 水谷之精). С позиции автора, в словосочетании «цзин-ци» термин «цзин» 精выступает в роли определения к термину «ци» 气, поэтому словосочетание «цзин-ци» следует понимать, как «цзин в форме ци», а не как два отдельных слова «цзин и ци», как это часто это переводится. В процессе всасывания цзин пищи в кровь, он преобразуется в «цзин-ци» 精气 — вещество, имеющее природу цзин, но получившее в крови свойство ци в результате частичного изменения химической структуры и физических свойств. Данное понимание основано на свойстве ци ― изменять функциональное состояние клеток, тканей и органов организма, при этом ци не имеет функцию питания. Но в главе «Теория паралича» (Би Лунь 痺論) из книги «Простейшие вопросы» говорится:

То, что питает – это цзин-ци пищи. Он гармонизирует пять паренхиматозных органов, распространяется и созревает в шести полых органах, только тогда может войти в кровеносные сосуды; по существу, он следует по сосудам вверх и вниз последовательно проникая в пять паренхиматозных органов и объединяя шесть полых органов (榮者水穀之精氣也,和調於五藏,灑陳於六府,乃能入於脈也;故循脈上下,貫五藏絡六府也。)

.

Из данного отрывка «цзин-ци пищи» нужно понимать как термин, характеризующий одно вещество, обладающего функцией питания вне сосудов и свойствами ци внутри сосудов, а не два вещества «цзин» и «ци».

Питающая ци, движимая кровью, распространяются по всему телу. Благодаря микроциркуляции и способности к трансформации, питающая ци учувствует в обмене веществ для того, чтобы клетки тела могли выжить и выполнить свои физиологические функции. Поэтому в книгах по традиционной китайской медицине кровь называется «питающей кровью» или материальной основной физиологической деятельности всего организма. Высказывание Лю Хоуцзуна 刘厚宗 в главе «Для поддержания здоровья необходимо обязательно распознать заболевание» (Яншэн биюн луньбин 养生必用论病) из книги «Женской энциклопедии хороших рецептов» (Фужень тацюань лянфан 妇人大全良方) представляет собой изложение различных эффектов действия питающей ци:

Питание, ⋯ непрерывно поступая, трансформируется в селезёнке объединяясь в сердце, хранится принимаясь печенью, высвобождается в лёгких, выпускается в почках и орошает всё тело. Получаешь его глазами и способен видеть; получаешь его ушами и способен слышать; получаешь его руками и способен держать; получаешь его ногами и способен ходить; получаешь его паренхиматозными органами и способен насытиться; получаешь его полыми органами и способен иметь ци. (荣者, ⋯ 源源而来,化生于脾 ,总统于心,藏受于肝,宣布于肺,施泄于肾,灌溉一身。目得之而能视,耳得之而能听,手得之而能握,足得之而能步,脏得之而能浓,腑得之而能气。)

.

Так как цзин пищи имеет иную природу нежели ци и не может в неизменном виде находится в составе плазмы крови, поэтому для его транспортировки по кровеносным сосудам необходим процесс трансформации в ци. В момент возникновения потребности в цзин, цзин-ци покидает сосудистое русло теряя свойство ци и приобретает характер цзин. Из определённой ранее аналогии между ци организма и электролитами организма, цзин пищи входя в состав крови и становясь ци крови, приобретает свойства электролитов.

По способу доставки к тканям организма и трансформации свойств, понятие «цзин пищи» аналогично понятию «белков пищи», а понятие «цзин-ци» аналогично понятию «аминокислот и белков входящих в состав плазмы крови». «Белки также, как и аминокислоты, являются амфотерными электролитами благодаря одновременному присутствию -СООH и -NH2 групп. Диссоциация этих групп приводит к заряжению белковой молекулы. В зависимости от преобладания в молекуле белка моноаминодикарбоновых (глутаминовой, аспарагиновой) или диаминомонокарбоновых аминокислот (лизина, аргинина) белки в водных растворах обладают свойствами слабых кислот или слабых оснований, соответственно. Большинство природных белков имеют кислый характер (казеин, желатин, альбумины и др.) и в водном растворе несут отрицательный заряд, основные белки (гистоны, протамины) в водном растворе заряжены положительно. Свойство амфотерности лежит в основе буферных свойств белков и их участии в регуляции рН крови»

.

Об управляющей ци, в главе «Регулирование ци» (Цзюэци 決氣) из «Канона таинственной сути», говорится:

То, что ограничивает управляющую ци предотвращая её растекание, называется кровеносными сосудами (壅遏營氣,令無所避,是謂脈。)

.

Её значимость для организма человека подчёркивалась в главе «Управляющая ци» (Инци 營氣) из книги «Канон таинственной сути», выражением:

Путь управляющей ци – это внутренняя сокровищница пищи (营气之道,内谷为宝)

.

Таким образом источником образования управляющей ци является пища, о чём в главе «О союзе управляющей и охранной ци» (Инвэй шенхуй 營衛生會) из той же книги, сказано:

Люди получают ци из пищи. Пища попадает в желудок и передаётся лёгким, из которых она доставляется всем пяти паренхиматозным и шесть полым органам. Её прозрачная часть используется для управления, а мутная часть используется для охраны. (人受氣于穀,穀入于胃,以傳與肺,五藏六府,皆以受氣,其清者為營,濁者為衛。)

.

После того, как ци пищи проникает в капилляры, она и в результате биохимических реакций входит в состав жидкостей плазмы крови (Сюэе血液) и становится управляющей ци. По этому поводу в главе «Карбункул» (Юнцзю 痈疽) из книги «Канон таинственной сути» сказано:

Я узнал, что желудок и кишечник принимает пищу и из верхнего обогреватель появляется ци, чтобы согревать пространство между мышцами, содержать в порядке суставы, кожу и соединительную ткань. Из среднего обогревателя выходит ци подобно росе, стекающей ручейком в долины и просачивающейся в капиллярные сосуды. Жидкости тела гармонизируются, изменяются и краснеют, становясь кровью. Кровь гармонизируясь сначала наполняет капилляры и только тогда вливается в коллатеральные и магистральные кровеносные сосуды. Сосуды инь и ян уже открыты потому, что дыхание и есть движение. (余聞腸胃受穀,上焦出氣,以溫分肉,而養骨節,通腠理。中焦出氣如露,上注谿谷,而滲孫脈,津液和調,變化而赤為血。血和則孫脈先滿溢,乃注于絡脈,皆盈,乃注于經脈,陰陽已張,因息乃行。)

.

А в главе «Злой гость» (邪客) из той же книги говорится:

«Управляющая ци – источается теми жидкостями тела, которые впадают в сосуды и функционируют с кровью, питая тело и изнутри вливаясь во внутренние органы (營氣者,泌其津液,注之於脈,化以為血,以榮四末,內注五藏六府)

.

Из этой цитаты можно понять, что управляющая ци входя в состав водной части крови, может входить и выходить из кровеносного русла поддерживая водный баланс в клетках и тканях, помогая перемещению питательных веществ и выводу продуктов обмена. Отвечая на вопрос о природе, управляющей ци в первой главе второго свитка (卷二上: 形气类) «Записках о прочитанных медицинских книгах» (读医随笔, dú yī suíbǐ), написанных Чжоу Сюэ Хаем (周学海) в 1892 году, сказано:

Древние мудрецы говорили: ци может рождать кровь, кровь не может рождать ци, вне сомнения. Таким образом, кровь хотя и не способна рождать ци, ци непременно зависит от крови, скрывающую её (前贤谓:气能生血,血不能生气,固矣。然血虽不能生气,气必赖血以藏之。)

.

Таким образом, ци входит в состав крови, но не содержит её форменных элементов. Она также не является водой входящей в плазму крови, но циркулирует внутри организма вместе с ней. Дело в том, что для крови в китайской медицине существует специальный термин сюэ 血, а для жидкостей тела цзинь-е 津液.

Учитывая то, что управляющая ци находится внутри сосудов и не является ни внутрисосудистой жидкостью, ни кровью, то следует вывод о вхождении управляющей ци в состав сухого остатка плазмы крови. Сухой остаток плазмы крови состоит из белковых, небелковых и неорганических веществ. Белковая часть представлена понятием цзин пищи (Шуигу чжи цзин 水谷之精), а небелковые вещества – это промежуточные и конечные продукты обмена белков и нуклеиновых кислот.

Неорганические вещества представлены электролитами. Электролитный состав плазмы крови представлен катионами и анионами с примерно одинаковой суммарной величиной, органическими кислотами и анионпротеинатами. Все внутренние органы проявляют чувствительность к ионному составу протекающей крови. Электролиты учувствуют в большинстве физиологических процессов. Ионы входят в состав буферных систем крови и необходимы для поддержания постоянного ионного состава тканевой жидкости и клеток. Посредством ионов происходит регуляция работы внутренних органов. В организме человека электролитам принадлежит главенствующая роль в осмотическом гомеостазе. Между ионами, находящимися в крови, поддерживаться стабильное равновесие. Содержание бикарбонатных ионов, поддерживается изменением частоты дыхания, а содержание других ионов поддерживается фильтрующей функцией почек. Неорганические анионы (хлор, бикарбонат, фосфат) и катионы (натрий, калий, магний, кальций) переносятся плазмой крови в виде раствора, они проникают в тканевую жидкость, во все клетки тканей и органов живого тела, а также в лимфатические сосуды. Ионы плазмы крови обладают всеми свойством ци.

Взаимодействие питающей ци и управляющей ци, присутствующими в водной среде крови, и несущими равные по величине положительные или отрицательные заряды определяется их физическими характеристиками.

2.1.2. Различия в распространении и использовании

Питающая ци и управляющая ци вместе двигаются по сосудам. Отличие питающей ци от управляющей ци заключается в том, что после достижения тканей и органов, которые в ней нуждаются, она покидает сосуды и больше не участвует в процессе циклического движения по сосудам. Что же касается движения управляющей ци, то она обычно продолжает следовать по маршруту магистральных сосудов, в соответствии с указаниями главы «Управляющая ци» книги «Канон таинственной сути»:

Неизменно двигаясь в сосудах вперёд, управляющая ци бесконечно описывать круг за кругом. (行于经遂,常营不已,终而复始)

.

Подводя итог сказанному, стоит заметить, что с позиции китайской классической медицинской литературы внутри кровеносных сосудов существует так называемая «Сюэци» 血氣. В этом словосочетании слово «сюэ» 血 аналогично термину «кровь» выступающего в роли определения к слову «ци» 氣, аналогичное термину «электролиты». Таким образом словосочетание 血氣 следует понимать, как «электролиты крови». Этот термин включает в себя как управляющую ци, так и питающую ци.

2.2. Охранная ци

Базовая теория традиционной китайской медицины обобщает функции ци организма в четырёх аспектах: движении, согревании, охране и стабильности, что показывает важность ци для человеческого организма. Наше тело может поддерживать постоянную температуру и эффективно противостоять вторжению внешнего патогенного фактора, и все это обеспечивает «охранная ци» (Вэйци 衛氣). В разделе «Охранная ци» (Вэйци 衛氣) из книги «Канона таинственной сути» сказано:

Та, не следующая по кровеносным сосудам поверхностная ци и есть охранная ци (其浮氣之不循經者,為衛氣。)

.

Поскольку управляющая ци и охранная ци имеют одну и ту же природу, один и тот же источник образования и схожий химический состав, но разную локализацию и функции, то управляющая ци циркулирующая внутри кровеносных сосудов относится к инь ци 阴氣, а охранная ци, циркулирующая вне сосудов, относится к ян ци 阳氣. Об их важном значении для организма указывалось в разделе «Обсуждение обратной регуляции» (Нидяо лунь 逆調論) из книги «Вопросы о простейшем» (Сувэнь 素問) сказано:

Когда питающая ци истощена, тогда защитная ци полна, когда питательная ци истощена, тогда онемевают конечности, когда защитная ци истощена, тогда человек утрачивает способность к движению, когда питающая ци и защитная ци вместе истощены, тогда онемевают конечности и утрачивается способность к движению. Поэтому, когда тело человека и воля не согласованы, наступает смерть (榮氣虛,衛氣實也,榮氣虛則不仁,衛氣虛則不用,榮衛俱虛,則不仁且不用,肉如故也,人身與志不相有,曰死。)

.

Кроме того, в главе «Магистральные сосуды» (Цзинмай 經脈) из книги «Канон таинственной сути» написано:

Причина благополучия охранной ци, является полнота управляющей ци и полнота магистральных кровеносных сосудов (故衛氣已平,營氣乃滿,而經脈大盛。)

.

А в главе «О союзе управляющей и охранной ци» (Инвэй шенхуй 營衛生會) из той же книги, сказано:

Управляющая ци находится внутри сосудов, а охранная ци вне сосудов. Управляющая ци никогда не отдыхая, совершая пятьдесят оборотов снова и снова повторяя подобно бесконечному кольцу. Инь и ян взаимопроникают друг в друга подобно бесконечному кольцу. Охранная ци движется двадцати пяти раз в инь, и движется в двадцати пяти раз в ян, делясь на день и ночь. При поднятии ци достигает ян и ограничивается при достижении инь (營在脈中,衛在脈外,營週不休,五十而復大會,陰陽相貫,如環無端,衛氣行于陰二十五度,行于陽二十五度,分為晝夜,故氣至陽而起,至陰而止。)

.

В контексте приведённой цитаты фраза «инь и ян взаимопроникают друг в друга подобно бесконечному кольцу» значит, что управляющая ци циркулирует по сосудам непрерывно переходит из иньских кровеносных сосудов в янские и наоборот. Кроме того, ранее было отмечено, что управляющая ци циркулируя внутри кровеносных сосудов относится к инь阴, а охранная ци циркулируя вне сосудов относится к ян 阳. Охранная ци, согласно теории китайской автохтонной медицины, в течении суток движется двадцать пять раз в направлении центра сосудов (инь阴) и двадцать пять раз в направлении поверхности тела (ян 阳). Эти движение охранной ци зависят от времени суток дня и ночи. Днём ци поднимается ближе к поверхности тела останавливаясь, когда её достигает, а ночью ближе к сосудам, останавливаясь, когда достигает сосудистое русло.

В связи с установленной ранее аналогией ци и электролитов, можно установить связь обмена воды в организме с обменом солей, находящихся в водных пространствах в диссоциированном состоянии. Проведённые исследования физиологии человека на протяжении ряда лет, привели к выводу о суточной ритмичности всех физиологических явления в организме

. Это касается и многих параметров крови, влияющих на её текучесть
, а следовательно, и на уровень артериального и коллоидно-онкотического давления. «В физиологических условиях совершается динамически уравновешенный обмен жидкости между интерстициальным и внутрисосудистым пространствами. Таким образом в артериальном конце капилляра решающую роль в выходе воды в интерстиции играет уровень артериального давления. В венозном конце капилляра решающая роль в возврате воды в сосудистое русло принадлежит коллоидно-онкотическому давлению плазмы. Ему противостоит величина венозного давления»
. В силу аналогичности ци и минеральных солей, мы приходим к выводу о суточной ритмичности движения ци из сосудов и обратно, аналогично той, что была описана в выше приведённой цитате из главы «О союзе управляющей и охранной ци» книги «Канон таинственной сути».

Поэтому в главе «Обсуждение вздутий» (Чжан лунь 脹論) из книги «Канон таинственной сути» написано:

Охранная ци находится в теле. Обыкновенно следуя рядом с кровеносными сосудами в пространстве между мышцами и совершая движение в антероградном и ретроградном направлениях, она обеспечивает естественную гармоничность взаимодействия тканей и их функций, обновления пяти паренхиматозных органов в соответствии с порядком четырёх времён года и усвоения пищи (衛氣之在身也,常然並脈,循分肉,行有逆順,陰陽相隨,乃得天和,五藏更始,四時循序,五穀乃化。)

.

Циркулируя в межклеточном пространстве организма, охранная ци предупреждает проникновение патогенных факторов в пределы организма через его отверстия или ограничивает глубину их проникновения. Она регулирует деятельность кожи и волос, обеспечивает обогрев и внешнюю защиту паренхиматозных и полых органы, выполняет важную функцию при открытии и закрытии пор кожи, а также защищает поверхность тела от воздействия болезнетворных факторов.

По своей структуре, локализации и функционированию охранная ци аналогична электролитам интерстициальной жидкости и лимфы, так как «лимфа является интерстициальной жидкостью, которая после контакта с каждой клеткой через лимфатические щели поступает в лимфатические сосуды»

. Электролитный состав лимфы отличается от таковой плазмы крови и сопоставим с интерстициальной жидкостью, что соответствует морфологическим данным о формировании этой фракции интерстициальной жидкости и её функции. По количеству анионов (Cl-) и катионов (Na+, K+, Ca2+, Mg2+), гидрокарбоната и фосфатов лимфа близка к сыворотке крови.

2.3. Основная ци

Основная ци (Цзунци 宗气), также известная как грудная ци (Сюнци 胸气), природная ци (Даци 大气) или грудная природная ци (Сюнчжун даци 胸中大气), является основным теоретическим термином традиционной китайской медицины. Этот тип ци формируется в груди, в результате вхождения по дыхательным путям атмосферной ци (Таци大气) и её трансформации лёгкими.

Недостаток основной ци ослабляет речевую функцию, а её избыток затрудняет дыхание и вызывая покраснение кожных покровов. В норме основная ци начинает свой путь из области груди, обеспечивая дыхательную функцию и помогая работе сердца, она соответствует в современной медицине газам, поступающих в процессе дыхания из лёгких в организм. В главе «Раздел об иглоукалывании истинного внешнего патогенного фактора» (Цыцзе чженьсе刺節真邪) той же книги сказано: 

Основная ци также хранится в море, она стекает вниз по пути ци, а вверху двигается по направлению к респираторному тракту (宗氣留於海,其下者,注于氣街,其上者,走於息道。)

.

Из сказанного следует, что основная ци тесно связана с функциями сердца и лёгких. Она помогает в осуществлении их функций по контролю ци, дыхания и крови. В главе «Внешние и внутренние патогенные факторы» (Секе 邪客) книги «Канон таинственной сути» комментируется:

Причина накапливания основной ци в груди исходит из глотки. Основная ци накапливается в груди, исходя из горла, становясь единым целым с пульсом сердца и таким образом осуществляя дыхание (故宗氣積於胸中,出於喉嚨,以貫心脈,而行呼吸焉。)

.

Клинически, если ци недостаточна, то могут возникнуть такие симптомы, как одышка, затруднённое движение конечностей, слабое сердцебиение или аритмия, ухудшение зрение и слуха. С позиций современной медицинской науки основная ци аналогична газам, поступающих в организм из атмосферного воздуха. Атмосферная ци аналогична атмосферному воздуху включающего в свой состав газы О2, СО2, N2 и пары Н2О.

В главе «Теория основной ци, управляющей ци и охранной ци» (Цзун ци ин ци вей ци шуо 宗气营气卫气说) книги «Медицинская суть Сюй Юя» (И чжи сюю 医旨绪余) написанной Сунь Икуем 孙一奎в период династии Мин сказано:

Основная ци – это правитель всего, что называется ци. Эта ци берётся из груди и настолько неясна и хаотична, что никто не может увидеть её подсказки, такова её природа. Что касается её движения, то лёгкие могут получить её вслед за выдохом, почки могут получить его вслед за вдохом, управляющая ци может получить её вслед за вхождением внутрь (кровеносных сосудов), а охранная ци может получить её защищая (кровеносные сосуды) снаружи (宗气者,为言气之宗主也,此气搏于胸中,混混沌沌,人莫得而见其端倪,此其体也。及其行也,肺得之而为呼,肾得之而为吸,营得之而营于中,卫得之而卫于外。)

.

С позиции современной медицины трансформация атмосферной ци аналогична «газообмену между альвеолярным воздухом и кровью. Диффузия газов идёт по градиенту парциальных давлений и напряжений»

, а получение газов из атмосферного воздуха возможна только после окончания выдоха. На выходе смешивается кровь из лёгочных вен с оксигенированной кровью из альвеолярных капилляров, эта венозная «смесь» крови входит в левую половину сердца и выбрасывается оттуда в аорту
.

Почки получают газы атмосферного воздуха только после окончания вдоха в результате межорганного взаимодействия лёгких и почек посредством различных механических путей и гидродинамических реакций в процессе реализации кислотно-щелочной гомеостаза

. Поскольку организм на около 60% состоит из воды, а содержание воды в лёгких и почках превышает среднее значение по отдельности, объем жидкости является важным функциональным регулятором этих двух органов. Объем внеклеточной жидкости в основном регулируется почками путём фильтрации растворенных веществ. Избыточный объем внеклеточной жидкости провоцирует выведение натрия почками, и жидкость будет поступать после корректировки концентрации растворенного вещества
. И наоборот, больше натрия будет реабсорбироваться в почках, способствуя задержке жидкости из-за низкого кровяного давления или других состояний, связанных с дефицитом объёма. «Вклад лёгких кислотно-щелочной гомеостаза зависит от регуляции углекислого газа при выдохе, который может быстро адаптироваться к нарушениям метаболического уровня pH. Углекислота, побочный продукт углекислого газа и воды, может выделять протоны и создавать циркулирующий бикарбонат»
. «Вклад почек в эту систему контролируется двумя способами, включающими реабсорбцию отфильтрованного HCO3 (бикарбонат) и выработку нового HCO3 в процессе чистой экскреции кислоты, которая происходит постепенно в течение нескольких дней»
.

После трансформации атмосферной ци в лёгких, образуется основная ци организма, которая входит в состав крови сливаясь вместе с управляющей ци и двигаясь в левое предсердие и далее по магистральным сосудам к органам, тканям и клеткам организма. По мере прохождения основной ци по сосудам, она получает возможность проникать в интерстициальное пространство циркулируя вместе с охранной ци. Так как как основная ци аналогична газам, поступающим в организм из атмосферного воздуха и циркулирующим в артериальной крови, она имеет возможность проникать в интерстициальное пространство объединяясь с охранной ци. Например, при достижении артериальной кровью периферических тканей, имеется большой градиент внутрисосудистого парциального давления кислорода капилляров и парциального давления кислорода интерстициальной жидкости, под влиянием которого кислород начинает быструю диффузию из капиллярной крови в интерстициальное пространство, а затем и ткани организма

.

Место, где основная ци накапливается в груди называется «морем ци» также известная в разделе «Пять ароматов» из книги «Канон таинственной сути», как «Даньчжун» 膻中. Это одно из четырёх морей, описанных в главе «Обсуждение морей» (Хай лунь 海論) из книги «Канон таинственной сути»:

Когда море ци имеет избыток, то ци наполняет центр груди, угнетая дыхание и лицо краснеет; когда море ци в недостатке и тогда ци недостаточно, чтобы говорить (氣海有餘者,氣滿胸中,悗息面赤;氣海不足,則氣少不足以言。)

.

Поэтому понятие «основная ци» можно характеризовать, как «смесь различных газов крови, вдыхаемая из атмосферного воздуха».

2.4. Репродуктивная ци

О репродуктивной функции человека и зарождении человеческой жизни было сказано ещё в «Книге Перемен»:

«Мир полон животворных сил, находящихся в хаосе, всё сущее достигает совершенства в процессе трансформации, мужчины и женщины совокупляются, и всё сущее в процессе трансформации появиться на свет (天地氤氲,万物化醇,男女媾精,万物化生。)

.

Смысл этого высказывания в том, что предпосылкой создания всех вещей является соединение инь и ян и только при их слиянии, в природе может существовать бесконечный поток жизни и смерти всех вещей. Для людей это также справедливо. Вань Цюань 万全 во время династии Мин говорил:

Мужчины находятся во власти спермы, женщины находятся во власти крови. Сперма переполняется и не исчерпывается, кровь течёт, не нарушая сроков. Инь гармонично взаимодействует с ян, цзин соединяется вместе с кровью, а эмбрион конгломерируясь и питаясь прибавляет в росте (男子以精为主,女子以血为主,阳精溢泻而不竭,阴血时下而不愆,阴阳交畅,精血合凝,胚胎结合而生育滋矣。)

.

В приведённом высказывании Вань Цюаня говорится, что мужская сперма и женская кровь являются необходимыми условиями для наступления беременности, так как состояние фертильности определяется качеством спермы и гормональной стабильности крови женщины. Кроме того, сперма у мужчины должна быть в постоянном наличии и достатке, а менструация у женщины должна проходить вовремя. Только когда менструальный период стабильный и время овуляции точно известно, тогда женщина может знать подходящее время для зачатия ребёнка. Фраза «инь гармонично взаимодействуют с ян» означает, во-первых, что половые клетки родителей должны взаимодействуют правильно и во-вторых, должны быть гармоничные отношения между мужчиной и женщиной, чтобы беременность наступала, как само собой разумеющееся.

В некоторых публикациях

половые клетки относят к врождённой рабочей системе, так как они начинают формироваться ещё во внутриутробном периоде. Автор разделяет эту точку так как, во-первых, образование клеток зародышевой линии идёт одновременно с образованием соматических клеток, являющихся строительными блоками тканей организма и во-вторых, первичные половые клетки не образуются после рождения человека, а закладываются в первичные половые валики в период эмбриогенеза.

Однако, «репродуктивная ци» (Шенчжи чжи ци 生殖之气) управляющая процессом сближения половых клеток, для объединения репродуктивных цзин (Шенчжи чжи цзин 生殖之精) родителей, питается за счёт обычной материнской ци (Муци 母气), образованной после рождения, поэтому не является врождённой. В силу непонимания этого факта, в современной литературе трудно найти информацию о понятии «репродуктивная ци».

Одним из важнейших моментов в понимании репродуктивной ци – это её взаимоотношение с репродуктивным цзин. Так как они принимают непосредственное участие в репродуктивном процессе, то следует ответить на вопрос: чем обеспечивается работа половых клеток, направленная на слияние двух родительских гаплоидных наборов хромосом в один диплоидный, в рамках их нормальной физиологии.

Известно, что основой полового размножения является объединение генетической информацией двух родительских организмов, обуславливающее значительную комбинативную изменчивость. Для полового размножения у человека образуются половые клетки, выполняющие функцию транспорта для двух гаплоидных наборов хромосом с целью их слияния. Оплодотворение состоит из ряда последовательных этапов с высокой степенью координации между половыми клетками. Поэтому началу процесса деления зиготы предшествует ряд биохимических реакций, со стороны гамет, приводящих к объединению родительских гаплоидных наборов хромосом. Рассмотрим механизм этих изменений.

Ранее автор указывал, что ци – это вещество, аналогичное по свойствам, функциям и локализации ионам веществ, оказывающее значительное влияние на функциональное состояние любой клетки живого организма

. По способности к движению, внешней морфологии и малому количеству цитоплазмы сперматозоиды резко отличаются от всех других клеток, однако все основные органоиды в них присутствуют. И при этом размеры ядер яйцеклетки и сперматозоида примерно одинаковы
. Так как основой всех физиологических реакций является способность клеток живого организма реагировать на раздражители, то в качестве такого раздражителя выступают ионы веществ. А с позиций традиционной китайской медицины в качестве раздражителя вызывающего изменения состояния тканей и органов, выступает ци, что уже наводит на аналогию этих двух понятий. Важное влияние на биологические свойства эякулята «оказывают такие микроэлементы, как Fe+, Mn+, Zn2+, Mg2+. Их секреция осуществляется в основном предстательной железой»
.

До образования мужского пронуклеуса сперматозоид проходит несколько этапов биохимических превращений, на всех этапах которых необходимы ионы кальция для их активации. Активация сперматозоида включает два основных процесса: увеличение подвижности клетки и индукцию акросомной реакции, необходимой для слияния с яйцеклеткой и активации последней. Оба процесса проходят при повышении внутриклеточного pH и поступлении Са2+ внутрь клетки сперматозоида через плазматическую мембрану

. Надо отметить, что электролиты оказывают существенное влияние на спермии. Одно- и двухвалентные катионы существенно не изменяют выживаемость спермиев. Анионы оказывают более сильное влияние, чем катионы, причём действие анионов зависит от их валентности.

Биохимические реакции преобразования сперматозоидов начинаются ещё в шейке матки, где в течении нескольких часов проходят процесс капацитации. В результате этого процесса открываются каналы, расположенные на поверхности жгутика спермия, что приводит к увеличению текучести и мембранного потенциала. Эти преобразования, протекающие в головке и в хвосте сперматозоида, меняют характер его двигательной активности, называясь гиперактивацией. При этом, «активация подвижности сперматозоидов является кальций-зависимым процессом, для которого необходимы щелочная среда и баланс между содержанием Ca2+ внеклеточного пространства и внутренних депо, расположенных у акросомы»

. Вхождение Ca2+ в акросому ведёт к увеличению концентрации цАМФ и фосфорилирования белков, что ведёт к активации Са2+-кальмодулинового комплекса, увеличивающего активность спермиев, а от изменения концентрации Ca2+ зависит траектория колебаний жгутика спермиев, а значит и направление их движения.

В течение времени капацитации альбумины женских половых путей связывают холестерин плазмолеммы спермия и тем самым обнажают рецепторы половых клеток. Участие гормональных фактов в ионной регуляции данного процесса аналогично взаимодействию «состояния ци» с «механизмом шэнь».

В женских половых путях жгутики приобретают высокоамплитудные асимметричные движения и реотаксис из-за сильных вращательных движений хвоста, что важно для успешного оплодотворения. «Для этого необходимы CatSper – каналы, которые вызывают Ca2+- зависимую гиперактивацию»

. Поэтому, «Ca2+-кальмодулин-зависимая Ca-АТФаза плазматической мембраны поддерживает межклеточный кальциевый гомеостаз»
. Причём концентрация ионов Ca2+ сперматозоидов и внутриклеточные регуляторы подвижности жгутика меняются даже слабых концентраций некоторых белковых молекул, соответственно меняя направление движения. А в щелочной среде активизируется «слабый обратный ток ионов К+ через чувствительные К+-каналы сперматозоидов (KSper), создавая отрицательный мембранный потенциал, благодаря чему увеличивается вход кальция через CatSper-каналы»
. «При сбое в работе KSper-каналов, происходит нарушение подвижности сперматозоидов»
,
.

К окончанию капацитации, спермий вступают в контакт с клетками яйценосного холмика (cumulus oophorus) ооцита второго порядка, что приводит к запуску акросомальной реакция, которая направлена на прохождение cumulus oophorus и пенетрации zona pellucida. «Внутри живого организма за стимулирование акросомной реакции спермиев в основном ответственны клетки кумулюса, и большинство спермиев, достигающих zona pellucida, уже имеют прореагировавшую акросому»

,
. Физиологическая роль акросомальной реакции заключается в выделении из акросомы спермиев таких гидролитических ферментов, как гиалуронидазы, коллагеназы, сериновой протеиназы акрозина и других протеаз (в основном акрозина). «Их активность находится в прямой зависимости от концентрации сперматозоидов»
.

Для прикрепления головки спермия к поверхности zona pellucida имеет специальные рецепторы. Головка сперматозоида проникая почти по касательной к ней, сливается с многочисленными микроворсинками. Основой этого специфического связывания «передней части его мембраны являются белки-рецепторы zona pellucida, которые образованы гликопротеинами ZP1, ZP2, ZP3, ZP4

, синтезируемые как в ооците, так и в клетках гранулезы»
. «Гетероолигосахаридные компоненты гликопротеинов ZP2 и ZP3 являются лигандами для связывания спермия. Белок проакрозин неферментативно связываясь с этими гликопротеинами zona pellucida может служить как распознавателем, так и первичным рецептором спермия, а также поддерживать спермий в контакте с zona pellucida после того, как произошла акросомная реакция»
.

В результате связывания белка ZP3 со сперматозоидом, он фиксируется белком ZP2 и взаимодействует с рецептором галактозилтрансфераза на головке сперматозоида. Это вызывает массивный и быстрый транспорт Са2+ и Na+ внутрь сперматозоида взамен Н+ и ведёт к активации Са2+-зависимой фосфолипазы из-за резкого роста в нём концентрации Са2+. В свою очередь, Са2+-зависимая фосфолипаза вызывает изменение уровня циклических нуклеотидов, что приводит к активации протонной АТФазы и увеличению внутриклеточного рН. Закрепление сперматозоида создаёт условия, обеспечивающие высокую локальную концентрацию протеолитических ферментов, излившихся на оболочку zona pellucida из акросомного пузырька, что приводит «к переходу зимогенная формы протеазы акрозина в активную форму β-акрозин. Активный фермент участвует в лизисе zona pellucida, что облегчает проникновение спермы через внутренние гликопротеиновые слои оболочки яйцеклетки»

.

Диссоциация мембран сперматозоида и яйцеклетки происходит вдоль головки сперматозоида. В результате поступления Na+ из внешней среды в клетку, через Na++ - канал происходит отток H+, что ведёт к повышению рН и вслед за этим стремительному переходу мономерной формы G-актина (глобулярного белка, образующего микрофиламенты) в полимерную форму F-актин с существенной помощью АТФ. «Процесс формирования полимерного актина включает связывание мономерного G-актина с молекулой AТФ в присутствии ионов Mg2+, Ca2+ и формирования стабильных актиновых олигомеров и глобул, и отдельных полимерных нитей актина с их ветвлением. В результате происходит образование органического фосфата и молекул АДФ»

. После этого акросома рассасывается и высвобождает все акросомальные ферменты лизируют zona pellucida.

В момент проникновения спермия через zona pellucida из его головки во внеклеточную среду происходит диффузия ионов Са2+. Это изменяет свойства гликопротеинов zona pellucida и вызывает зональную реакцию, которая препятствует проникновению других спермиев, что свидетельствует об оплодотворении ооцита. Zona pellucida также приобретает отрицательный заряд, отталкивающий спермии обеспечивая блок полиспермии. Не вызывает сомнений, что ионы кальция участвуют при передаче сигнала от поверхностной мембраны к биосинтетическому аппарату оплодотворённой клетки, так как при оплодотворении наблюдается значительный скачок концентрации Ca2+ в цитоплазме, который через некоторое время снижается до исходного уровня, при этом происходит поляризация плазмы за счёт входящего внутрь клетки кальция. В результате зональной реакции из ооцита высвобождается второе полярное тельце и происходит его слияние с проядром сперматозоида, что приводит к образованию зиготы с диплоидным числом хромосом.

Как ранее автором упоминалось, ци организма аналогична понятию электролитов организма, а так как весь процесс от начала движения половых клеток друг к другу до образования зиготы с диплоидным набором хромосом протекает под управлением концентрации различных ионов следует, что по своей локализации, функциям и свойствам они аналогичны репродуктивной ци, общее руководство над которой берёт на себя гормональная регуляция.

3. Заключение

Разъяснённые в данной статье понятия, входящие в категорию «обычная ци» полностью соответствует теории китайским автохтонной медицины, описанной в древних медицинских трактатах, и согласуются с представлениями современной медицинской науки. Таким образом обычная ци представлена как категория, объединяющая группу понятий различных по способу получения, локализации, назначения и функционирования. Все входящие в категорию ци понятия объединены общим признаком, они являются электролитами, то есть веществами, проводящими электрический ток в следствии диссоциации на ионы в растворах организма.

Метрика статьи

Просмотров:53
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:53