СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ
СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме социально-психологической науки, а также смежных наук – имиджелогии, культурологии, искусствоведения, социологии и др., – изучению социально-психологических проблем позиционирования патриотизма в современной отечественной музыкальной культуре с точки зрения имиджелогического подхода. Рассматривается социально-психологическая роль имиджа в особенностях социального влияния и воздействия на аудиторию его восприятия. Автор представляет результаты своего теоретического анализа данного феномена, а также эмпирическое исследование, посвященное изучению имиджа патриотизма в современной музыке. Исследование автора показало, что имидж в целом – это образ-представление об объекте и субъекте социального восприятия, носящий эмоционально окрашенный, стереотипный характер. Имиджем можно управлять и воздействовать на целевую аудиторию. Эмпирическое исследование показало, что важной чертой музыкального патриотизма в музыке является в первую очередь содержание, а не принадлежность к музыкальному направлению. Главными чертами патриотичной песни являются: «слова о любви к родной земле, людях и стране». Также, неотъемлемой частью патриотизма является образ исполнителя в целом и содержание исполнения, а положительными чертами имиджа для современного патриотичного исполнителя являются: «естественность», «сдержанность» и «деловитость». Данное исследование может быть полезным специалистам в области социальной психологии, культурологии, искусствоведения, имиджелогической науки и практики.
1. Введение
В современной социальной психологии проблеме имиджа посвящены многие научные исследования: диссертации, монографии, научные статьи и др., посвященные имиджу персоны (политика, представителя музыкальной индустрии, ученого, педагога, спортсмена, военного и многих других), а также имиджу территории, страны, региона, различным профессиональным сообществам (Е.А. Петрова, В.М. Шепель, А.Ю. Панасюк, В.В. Белобрагин, Л.Н. Грошева, Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова и др.) , , , .
На протяжении более 20-ти лет нами изучается еще один феномен имиджа, находящийся на стыке нескольких наук: социальной психологии, имиджелогии, культурологии, музыковедения и др., – феномен имиджа и управления им в музыкальной индустрии. Изучение данного феномена является особо актуальной проблемой науки и практики, раннее не изученной.
Цель данного исследования: раскрыть важные социально-психологические характеристики имиджа современной музыки с точки зрения патриотической направленности.
Задачи исследования:
– представить теоретический анализ работ по проблемам имиджа;
– провести эмпирическое исследование по изучению имиджа патриотизма в музыке;
– сделать основные теоретические выводы по результатам исследования;
– представить практические рекомендации по содержанию и позиционированию патриотизма в современной музыке.
2. Методы и принципы исследования
Автором были использованы такие методы исследования, как: теоретический анализ литературы, авторский опросник «Имидж патриотизма в музыке» (В.В. Белобрагин, 2022 г.), обобщение. А также был использован принцип объективности.
Вначале определимся, что же такое имидж с точки зрения социальной психологии.
Имидж — это особый и мощный «инструмент» влияния и управления общественным мнением, результат социального как индивидуального, так и группового восприятия. Научной школой Е.А. Петровой имидж определяется как образ-представление, имеющий отношение как к отдельной персоне, так и к группе людей, предметам, идеальным структурам, территории и др. , .
С точки зрения социально-психологической науки и имиджелогии, имидж выполняет такие важные функции, как:
· коммуникативная;
· корректирующая;
· эстетическая;
· функция социального воздействия и влияния;
· репутационная;
· идентификационная и многие другие , , , .
В основе формирования имиджа существует большое количество технологий, требующих определенных знаний в междисциплинарных областях. С психологической точки зрения, любой тип имиджа связан с процессом восприятия, понимание и оценка людьми друг друга.
Итак, исследование авторов в рамках социальной психологии и имиджелогии показало, что имидж в целом — это образ-представление об объекте и субъекте социального восприятия, носящий эмоционально окрашенный, стереотипный характер , , , .
Имидж обладает не только естественными свойствами, например, персоны, но и специально наработанными (сформированными), имеющими отношение как к внешним составляющим объекта имиджа, так и к внутренним характеристикам. Имидж, безусловно, отражает и социальные ожидания определенной социальной группы, кому этот имидж адресован , , .
Опросник «Имидж патриотизма в музыке» является авторской методикой (В.В. Белобрагин, 2022 г.) и создан с целью оценки субъективного отношения потребителей (слушателей) и оценки имиджа патриотизма в современной музыке. Всего: 16 вопросов как (преимущественно) закрытых, так и открытых.
Социально-психологическое исследование проводилось анонимно, в электронной форме, посредством «Google Форм», с мая по ноябрь 2022 года.
В опросе приняло участие 60 человек, 60% опрошенных – мужчины, 40% – женщины.
Возраст опрашиваемых колеблется от 15 до 50 лет и старше. Преобладающий возраст опрашиваемых – 21–35 лет – 55%, остальные возрастные группы имеют относительно схожее процентное соотношение. Среди опрошенных преобладают люди с высшим образованием – 75%.
Рисунок 1 - Патриотизм в общем понимании
Рисунок 2 - Тематика патриотической песни
Рисунок 3 - Идеальный внешний образ патриотического исполнителя
С точки зрения принадлежности патриотического исполнителя к музыкальному направлению, подавляющее большинство респондентов отметили, что любое направление может позиционироваться как патриотичное, главное: «посыл», «содержание», а не музыкальный жанр и стиль, в которых работает исполнитель или музыкальный коллектив.
Современная обстановка в стране, связанная со специальной военной операцией на Украине, показала, что жизнь людей изменилась в том или ином ключе. Рассматривая данную тему в контексте патриотизма в музыке, респонденты разделились на 3 группы: первая – те, чье мнение изменилось по отношению к патриотизму (55,7%), вторая – те, чье мнение не изменилось (31,2%) и третья – те, кто затрудняется ответить (13.1%).
Рисунок 4 - Критерии оценки патриотизма современных исполнителей
Исходя из вопроса о том, влияет ли современный патриотизм на отношение респондентов к Родине, – 68,3% человек ответили отрицательно, 23,3% согласились с представленным мнением, что «этот факт на них оказывает важное влияние».
Исходя из других ответов, у 16,3% опрошенных изменилось отношение к современной музыке в последнее время (в 2022 году), у 83,7% наоборот, мнение и предпочтения не поменялись.
Рисунок 5 - Патриотизм как символ побед и достижений страны
3. Основные результаты и обсуждение
Таким образом, благодаря опроснику «Имидж патриотизма в музыке», стало видно, что главными показателями патриотизма для респондентов являются: «любовь к Родине», «любовь к родной земле» и «почитание истории и традиций страны», а важными чертами патриотичной песни являются: «слова о любви к родной земле, людях и стране». Также неотъемлемой частью патриотизма является образ исполнителя в целом и содержание исполнения, а положительными чертами имиджа для современного патриотичного исполнителя являются: «естественность», «сдержанность» и «деловитость». Большинство респондентов согласны с тем, что большое влияние на социальное восприятие потребителей музыки оказывают средства массовой информации.
4. Заключение
В рамках данного исследования нами был продолжен и углублён анализ имиджа музыкальной индустрии с точки зрения патриотической направленности как социально-психологического феномена. Имидж патриотизма в современной музыке с точки зрения восприятия ее потребителей представляет собой стереотипные представления о специфическом содержании музыкального материала, соответствии «вечным» ценностям и социальной ситуации в стране, а также представления о внешнем облике исполнителя-солиста или коллектива.
В качестве практических рекомендаций автор предлагает дальнейшее изучение феномена имиджа патриотизма в музыкальной индустрии: определение критериев оценки, содержания и механизмов социального влияния на аудиторию.