ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФРОНТ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФРОНТ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ
Аннотация
Предложена модель современных политических событий на основе возникновения, развития и борьбы объектов в многомерном пространстве. Экономика, борьба между государствами, преступность переместились из материальной сферы в информационное пространство, там возникли виртуальные объекты с высокой стоимостью. В сумме с исполнительными механизмами – техникой и людьми, они сформировали объекты-роботы (финансовые, ИТ, масс-медиа корпорации), интересы которых вошли в противоречие с интересами цивилизации людей, что привело к мировой гибридной войне. Удары по неподчиняющимся странам можно наносить эффективно и безнаказанно, понижая их информационную стоимость через уничтожение науки, образования, культуры. Фронтами этой войны являются: экономика (санкции, диверсия на газопроводах), СВО на Украине, наука и образование в России. НИИ, школы и вузы концентрируют, создают и передают информацию, которую можно оценивать, используя понятие энтропии. Максимальное количество информации в системах и их стоимость достигаются при энтропии между хаосом и полной упорядоченностью. Наведение идеального порядка через бюрократизацию требует затрат, но уменьшает стоимость системы. Происходит переформатирование людей через систему образования. Орудиями в этой борьбе стали западные университеты, трансформирующиеся в коммерческие корпорации и выполняющие заказы правительственных организаций, сросшихся с крупным финансовым капиталом, а также организации, руководящие в России наукой и образованием.
1. Введение
Ранее автором были предложены модели для оценки социально-экономических систем на основе формирования информационных объектов с убывающей энтропией в многомерных пространствах , . Были предсказаны бифуркационные сценарии для России на 2015-17 гг., но присоединение Крыма и события на Донбассе инициировали другой сценарий. Идёт мировая гибридная война, для описания которой требуются нетривиальные модели.
1. Социально-экономические объекты следует рассматривать как самоорганизующиеся многокомпонентные системы с убывающей энтропией, т.е. стремящиеся уменьшить внутренний хаос за счет увеличения энтропии окружения, например, сжигания топлива (открытые диссипативные системы) , , , . Мировая финансово-экономическая система также является многокомпонентной системой с нелинейными связями в многомерном пространстве.
2. Развитие социально-экономических объектов можно рассматривать как движение точек в многомерном пространстве по траекториям, которые могут быть предсказуемыми и плавными, а могут в течение короткого времени сильно меняться (катастрофа, бифуркация). Оценку «мощности» социальной структуры (предприятия, государства, армии и их составных частей) можно проводить по большому набору показателей (координат конца вектора) в информационно-геометрическом фазовом пространстве или же свернуть до четырех показателей:
– физическая масса (m), включающая в себя массу животных, растений, продуктов питания, количество людей, массу продуктов труда (машины, сооружения) и массу энергоносителей;
– объем информации, накопленной в структуре (I): научные знания, степень социальной упорядоченности, образование, уровень технологий и вооружений.
– скорость производства и перемещения компонент физической массы (dm/dt), скорость и адекватность обработки информации(dI/dt).
Рисунок 1 - Многомерное пространство с осями координат m, I, dm/dt, dI/dt
где α1, α2, α3, α4 характеризуют значимость факторов (эластичности), и если их сумма равна единице, то Y также имеет размерность денег.
Современное общество характеризуется тем, что более 80% работающих не производят материальные ценности своими руками, а создают и обрабатывают информацию, и фазовый объем I, dI/dt можно оценить в 80%. Борьба между государствами, экономика, а также преступность переместились из материального в информационное пространство. Удары по неподчиняющимся странам можно наносить эффективно и безнаказанно, понижая их информационную стоимость через уничтожение науки, образования, культуры. Если считать, в соответствии с классиками марксизма, что законы природы и общества едины, то процессы в информационном пространстве должны напоминать, например, формирование тайфунов, торнадо, молний, т.е. объектов с высокой концентрацией энергии. В информационном пространстве, в потоке информации и соответствующих денег (Зона 3) формируются информационные объекты, аналогичные объектам в памяти компьютера (таким как Кнопка, Image, База данных), инкапсулированные и обладающие набором свойств (Положение, Связанный рисунок, Таблица БД) и обработчиков событий (Кнопка.Click → Печать на принтере). В социальных системах масштабы другие, и объекты более сложные: химеры, фейки, хайпы, финансовые модели, законодательства, системы распознавания ракетного нападения и управления ответным ударом. В информационном пространстве не работают законы сохранения массы, энергии и импульса, информация тиражируется практически мгновенно и бесплатно, объекты-хайпы могут быстро достигать огромных размеров, выводить на улицы тысячи людей и влиять на политику: BLM в США, «жёлтые жилеты» во Франции. Одни объекты могут конструировать или инициировать другие, и первоначальная цель системы может «затеряться»: аналог зависанию, зацикливанию компьютера. Они обеспечены физическими исполнительными механизмами – людьми и техникой, и превращаются в системы-роботы, организации-роботы, чьи цели – только доходы, достающиеся немногим (олигархам). Структура мировой социально-экономической системы, можно сказать, перевернулась, и правят не реальные потребности людей, а организации-роботы: финансовые кланы и финансовые потоки, а также корпорации IT и масс-медиа, интересы которых сталкиваются с интересами людей. Это привело к мировой гибридной войне. Её цель – сосредоточение богатства и власти на планете Земля в руках нескольких корпораций-монополий, управляемых даже не людьми, а искусственным интеллектом, максимизирующим прибыль. Кто с кем воюет? Не государства, как обычно, а цивилизация организаций-роботов, цель которых – только прибыль, с цивилизацией людей (тоже не ангелы, уничтожают природу).
Предприятия и вузы, готовящие для них кадры, можно рассматривать как открытые самоорганизующиеся многокомпонентные системы, преобразующие потоки информации и повышающие их стоимость.
3. Количество информации можно оценить, используя теорию вероятностей и понятие об энтропии. Энтропия системы из N одинаковых элементов, каждый из которых обладает k степенями свободы, равна
где pi – вероятность обнаружения элемента в определенном состоянии.
В современной теории систем, в том числе управленческих, считается, что излишний порядок (приближение энтропии к 0) приводит к потере информации и ухудшению управляемости и жизнеспособности системы . Объект становится информационно-насыщенным, если вероятность угадывания состояний его элементов 1/k < pi < 1, т.е. о его состоянии мы можем сделать некоторые предположения, но не знаем абсолютно точно. Пример: осмысленный текст. При абсолютном хаосе энтропия максимальна, информация равна нулю, убыванию энтропии соответствует рост информации и стоимости системы. При идеальном порядке энтропия равна нулю, но информация при этом равна 1 бит, то есть почти ноль. Пример: тюрьма, которая действует только в интересах собственного порядка, требует ресурсы, но ничего не создаёт; убыванию энтропии соответствует убывание информации и стоимости системы. В соответствии со вторым законом термодинамики, для обеспечения убывания энтропии требуются затраты энергии и/или других ресурсов из внешней среды, то есть это невыгодно вдвойне. В социальной сфере – это зона монополий, преступных сговоров, бюрократии, коррупции, жёсткого планирования и контроля, в экономике соответствует жёсткой иерархической системе управления, что признано невыгодным .
2. Образование как фронт гибридной войны
Борьба цивилизации роботов с цивилизацией людей перешла в горячую фазу 24 февраля 2022 г. с началом СВО на Донбассе, но она велась и раньше: в частности – борьба финансовой олигархии США с Д.Трампом, представляющим материальный бизнес и занятых в нём людей. Мы рассмотрим один из аспектов этой борьбы: переформатирование людей через систему образования, что ведущими политологами названо «образовательный империализм»: «глобальный финансовый капитал посредством образования подчиняет себе Человека, т.е. человеческий потенциал общества, и развивает его не в интересах общества, а в своих узко рыночно-империалистических целях» . Орудиями в этой борьбе стали западные университеты, выполняющие заказы правительственных организаций: они трансформируются в коммерческие корпорации и становятся центрами империалистического влияния; сращивание крупного финансового капитала и государства в сфере образования приводит к узакониванию стандартов образования, навязываемых странами «центра» капиталистической системы; доминирование «западных» стандартов образования и рыночно-ориентированной модели образования; формирование «паразитической» составляющей системы образования, которая направлена на формирование специалистов для сфер, не создающих общественные блага . Формируемая такими университетами модель образования и образовательные стандарты в конечном итоге при помощи государственных органов превращаются в государственные образовательные стандарты. Примеры: «полупринудительная бакалавризация» в России , а также резкое повышение требований к вузам по «публикационной активности», к количеству иностранных студентов и преподавателей, и т.п. «Реформа образования, которая вписала Россию в Болонскую систему, – самая неудачная из всех реформ. Критерий научного успеха – публикация за рубежом – это яркий пример колониального мышления в образовании», (Из выступления заместителя председателя Государственной Думы ФС РФ П. Толстого на больших парламентских слушаниях по вопросам развития системы высшего образования 27.06.2022).
3. Практика бюрократизации науки и образования в России
Образовательный империализм соединяет два процесса: коммерциализация становится предпосылкой бюрократизации, а бюрократизация воспроизводит коммерциализацию. Это проявляется в современной России, где государственные структуры, входящие в систему управления образованием навязывают принципы коммерциализации на всех уровнях образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшим , .
Конкретные инструменты уничтожения образования в России:
1. Объём «упорядочивания» и контроля в НИИ, вузах и экономике последние 10 лет стремительно нарастает. В России 6 млн работников образования, из них 2 млн преподавателей (Аргументы недели № 5, 2021, С. 8). Руководящие клерки изобретают множество инструкций, а затем организуют контроль их исполнения. В России на образование тратится 4% ВВП, она на предпоследнем месте среди развитых стран, но и эти деньги до преподавателей не доходят, а поглощаются бюрократией, изобретающей «реформы» и «инновации».
2. Организации, руководящие в России наукой и образованием, превратились в роботов, действующих под внешним управлением. В частности, Болонская система была навязана России США через МВФ. По инерции преподаватели в школах и вузах продолжают учить, а не «оказывать образовательные услуги», как было положено по закону об образовании 2012 года, в новой редакции отсутствует . Но чиновники остались. Болонская система была в СССР: были техникумы, готовившие аналоги нынешних западных бакалавров (с практической направленностью), и вузы, выпускавшие аналоги магистров. Под вывеской Болонской системы расцвела бюрократия, а принудительное внедрение информационных технологий и тестов вместо помощи студентам и преподавателям превращает вузы в подобие фабрики в фильме Чарли Чаплина «Новые времена», где машины подчиняют себе человека.
Рисунок 2 - Зависимость количества зарегистрированных частиц Nрег. от их потока Nγ
4. Заключение
1. Борьба цивилизации роботов с цивилизацией людей перешла в горячую фазу 24 февраля 2022 г., началась прямая конфронтация России и НАТО. Для выживания России требуется мобилизация всех материальных и интеллектуальных ресурсов, победы на военных и виртуальных фронтах. Требуется защитить людей, производящих реальные ценности в экономике, науке, образовании от организаций-роботов, создающих и поддерживающих виртуальные объекты (правила, инструкции, приказы), обеспечивающие им безбедное существование. Как это сделать? Вспомнить лозунг «Вся власть Советам» – Советам Главных конструкторов в промышленности, Учёным советам в НИИ и вузах, в школах – педсоветам, выбирающим представителей в районные, областные и федеральные Советы. Административные органы должны быть подчинены соответствующим Советам (можно назвать по-другому), обеспечивать поддержку науки и образования: административную, техническую, юридическую, финансовую; искать и оформлять научные заказы, минимизировать отчётность преподавателей, создавать им комфортные условия для работы, а не командовать. Такой переворот могут реализовать только Президент, Председатель Правительства и Федеральное Собрание, но это необходимо.
2. Есть наука – как правильно сделать, и есть политика – согласование интересов группировок, обладающих деньгами и властью. Конечно, организации-роботы и их руководство не хотят лишиться богатства и власти. Безусловно, правительство и спецслужбы США обеспечивают им поддержку, Но надо перевернуть управленческую пирамиду, поставить в Минобрнауки учёных над менеджерами, причём как можно быстрее, иначе наука, образование, экономика, ОПК не смогут обеспечить победу в мировой гибридной войне и существование России.