ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.116.2.079
Выпуск: № 2 (116), 2022
Опубликована:
2022/02/17
PDF

Тенденции развития правовой культуры современного российского общества

Научная статья

Снашков С.А.*

ORCID: 0000-0003-1145-9434,

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

* Корреспондирующий автор (sna-sergey [at]yandex.ru)

Аннотация

В статье представлены результаты теоретико-правового исследования современных тенденций развития правовой культуры в современной правовой системе России. Основными особенностями современного состояния правовой культуры российского общества является ее ценностно ориентированный характер, что определяет и специфику ее формирования. Идеология умеренного консерватизма оказывает влияние на процессы становления правовой культуры в условиях развития гражданского общества. Государственные структуры оказывают влияние на процессы развития правовой культуры, актуализируя возможности конструирования правовой культуры не только со стороны референтных групп, но и со стороны вовлекаемых в это граждан.

Ключевые слова: правовая культура, гражданское общество, идеология умеренного консерватизма, многофакторный характер правовой культуры, правовые ценности.

Trends in the Development of Legal Culture in Modern Russian Society

Research article

Snashkov S.A.*

ORCID: 0000-0003-1145-9434,

Kazan Federal University, Kazan, Russia

* Corresponding author (sna-sergey [at]yandex.ru)

Abstract

The article presents the results of a theoretical and legal study of current trends in the development of legal culture in the modern legal system of Russia. The main features of the current state of the legal culture of Russian society is its value-oriented nature, which determines the specifics of its formation. The ideology of moderate conservatism influences the processes of formation of legal culture in the context of the development of civil society. State structures influence the processes of development of legal culture, actualizing the possibilities of constructing legal culture not only from the reference groups but also from the citizens involved in it. 

Keywords: legal culture, civil society, ideology of moderate conservatism, multifactorial nature of legal culture, legal values.

Введение

Формирование правовой культуры российского общества новейшего периода протекает в условиях становления и развития институтов гражданского общества. Этот процесс не может считаться успешным, если не будет сформировано понимание возможностей достижения реальной гарантии прав и свобод человека, если не будет преодолен низкий уровень правосознания, создающий почву для правового нигилизма и беззакония. Актуализация вопросов формирования правовой культуры вызвана целым рядом факторов, определяющих развитие современного российского общества. О них особо говорится в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденных Президентом РФ 28 апреля 2011 г.

Во-первых, это четкая взаимосвязь между развитием правовой культуры и становлением правовой государственности: если не будет достигнут высокий уровень правовой культуры, то не будет эффективным становление и функционирование правового государства, так как в основе его лежит законность, а следование этому принципу при низком уровне правовой культуры достаточно затруднительно. Во-вторых, это ценностный характер правовой культуры, что способствует отражению не только правовых ценностей общества, но и качественного состояния правовой жизни в целом с ориентацией на осознание интересов и потребностей общества в правовом регулировании общественных отношений. В-третьих, обусловленность развитым характером правовой культуры процессов формирования правового государства и правового общества, когда правовая культура является предпосылкой и условием этого процесса.

В-четвертых, это развитие традиций формирования правовой культуры, связанных с реализацией целенаправленной государственной политики в этом направлении [1].

Все перечисленные факторы способствуют пониманию правовой культуры как неотъемлемой части общей культуры российского общества и определяют тенденции ее развития как основанной на позитивном типе правосознания и поведения.

Изучение основных тенденций развития правовой культуры должно опираться на представление о том, как общество осознает свои потребности в разработке теоретических и практических вопросов становления системы прав и обязанностей человека в условиях постоянно меняющихся экономических, социально-политических условий жизни общества и государства, как справедливо полагает А.С. Ахметов [2, С. 18]. Современная Россия нуждается в новых подходах и критериях оценки к уровню правовой культуры общества в целом, а также повышению активности членов общества в реализации правовой политики государства. Это становится возможным только при глубоком анализе сущностных сторон правовой культуры современного общества как отражения правовой действительности и правовой зрелости общества.

Характеризуя правовую действительность современной России, исследователи подчеркивают ее противоречивый характер, что во многом связано с отсутствием четких механизмов реализации идей правового, демократического социального государства. Дихотомия, наличие бинарных оппозиций в правовой системе – те черты, которые отличают современное состояние правовой действительности России, подчеркивают А.В. Скоробогатов, А.В. Краснов и А.А. Юсупов [3]. Они акцентируют внимание на строительстве на либеральных основах правового государства, с одной стороны, и, с другой стороны, – на освоении правового опыта предшествующих этапов развития государства и, как следствие, – ориентации на усиление его роли в правовом регулировании [3, C. 26]. При этом правовая культура вписывается в правовую действительность как «социально-психологическое явление», по определению А.С. Ахметова, выступая для социума «в качестве правовых регуляторов жизнеобеспечения» [2, С. 19]. С позиций современного осмысления правовой культуры в правовой действительности России важным становится выявление тенденций развития правовой культуры в контексте современных правовых реалий, что и стало основной целью данной статьи.

Методы и принципы исследования

Для выявления тенденций развития современной правовой культуры в реалиях современной правовой действительности России был применен один из основных методов теоретико-правового анализа: системно-функциональный анализ.

Теория правовой культуры основывается на целом ряде исследований в области философии права и государства, а также общетеоретических исследованиях из области философии, социологии, истории, которые и составили основу настоящей статьи. На основе формально-логического метода были получены основные результаты и сделаны выводы.

Основные результаты

Правовая культура определяется как ценностно-нормативная основа всех сторон правовой жизни общества. Такую характеристику правовой культуры дает, например, Я.В. Зубова, определяя ее как ценности права, выраженные в нормах, правовых институтах, оценках, правовом поведении [4].

Право, являясь средством корректировки реальности, в основу которого заложено духовно-нравственное осознание долга, нравственно обусловлено и придает охраняемую законом силу нравственным нормам и принципам [4]. Как подчеркивает Р.Ф. Степаненко, существует «очевидная и тесная связь правовой культуры с правосознанием, в которой последнее есть тот «орган», без которого нельзя жить правом, нельзя отстаивать свои права, творить суд, организовывать частные общества и публично-правовые организации (законодательные собрания, земства, думы), а также участвовать в выборах, быть чиновником, президентом, монархом» [5, С. 32]. Я.В. Зубова утверждает, что если гражданин обладает высоким уровнем правовой культуры, то это побуждает его участвовать в правовой сфере общества, а это свидетельство правовой цивилизованности государства. Такие категории как свобода, равенство, справедливость, правовые ценности, по мнению Я.В. Зубовой, воспринимаются «гражданами как основные социорегуляторы общественной жизни» [4, С.455].

Особо следует отметить тот факт, что развитие правовой культуры в современной России находится под влиянием исторически сложившихся особенностей менталитета многонационального российского народа, которые непосредственно связаны с последствиями самодержавной политики, крепостничества, явного приоритета государственной власти над общечеловеческими демократическими правами и свободами, а также последствиями социально-экономических кризисов, начиная с момента развала СССР, наиболее яркими из которых являются юридическая неграмотность и правовое бескультурье. Преодоление этих последствий также связано с развитием правовой культуры в ценностно-нормативной парадигме. Ценностно-нормативная функция правовой культуры определяется правоведами как одна из важнейших. Е.Ю. Маликов выделяет в ней два аспекта: первый определяет роль правовой культуры в создании и закреплении в нормах права правовых и нравственных гарантий таких ценностей как справедливость добросовестность, свобода; второй связан с возможностью через правовую культуру оценить право с позиции нравственных ценностей, всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов [6]. Таким образом, правовая культура представляется важнейшим элементом правовой системы России, способствует развитию и закреплению норм права и позволяет оценить право с акцентом на нравственные ценности.

Процесс формирования правовой культуры носит целенаправленный, специально организованный характер, обеспечивающий, по мнению М.В. Харникова, усвоение «ценности правомерного поведения, правовых знаний», а также и «проявление нормативно-правовой позиции в социально-полезной деятельности» [7, С. 77]. Этот процесс протекает в условиях, когда важнейшим элементом современного государственного устройства России становится гражданское общество, построение и развитие которого оказывает существенной влияние на состояние правовой культуры в многонациональном российском государстве.

Как отмечают исследователи, гражданское общество основано на принципах главенства закона и уважения морали, гуманизма и справедливости, и ему соответствует та правовая культура, которая, как часть общей, включает правосознание, правовые ценности государства и мировой опыт.

Именно высокий уровень развития правовой культуры становится гарантом становления гражданского общества и его институтов в России.

Как известно, этот процесс отличается целым рядом факторов, учет которых позволит не только соотнести гражданское общество и конституционное государство, но и выявить отличительные признаки этих двух основополагающих для данного процесса понятий:

  1. Переход к приоритету личности, который представляется как длительный процесс, что подчеркивается М.Ф. Маликовым [8] в свете примата гражданского общества по отношению к государству.
  2. Повышение роли конституционного законодательства как правового механизма социально-экономических, культурно-политических основ демократии.
  3. Осмысление категории гражданского общества как нового качественного состояния общества.
  4. Главенство принципов самоорганизации и саморегуляции.
  5. Оптимальное сочетание публичных и частных интересов при определяющем значении частных.
  6. Признание человека, его прав и свобод как высшей ценности гражданского общества.
  7. Наличие сфер отношений, обладающих определенной независимостью от государства (общественных, семейных, нравственно-этических, религиозных).

В различных типах обществ существовали своего рода универсальные способы социальных связей индивидов, способствовавшие обретению самостоятельности.

Как подчеркивал К. Маркс, гражданское общество «обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил», а также «выходит за пределы государства и нации», хотя выступает «вовне в виде национальности и строится внутри в виде государства» [9, С. 71.]. В современных правовых исследованиях гражданского общество тесным образом связывается с социальными аспектами общественной жизни. К. Маркс его трактует как мир «потребностей, труда, частных интересов, частного права…» [10, С. 405].

Современное гражданское общество может быть рассмотрено и как сфера реализации публичных интересов, базирующихся на реальных общественных отношениях, на признанных «самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия» [8, С. 54].

Таким образом, можно утверждать, что в гражданском обществе могут быть реализованы идеи права как высшей справедливости, недопустимости произвола и гарантирования равной для всех членов гражданского общества меры свободы.

Как справедливо отмечает З.С. Белова, правовая культура может быть представлена как особое общественное явление, неизменно демонстрирующее качество правового состояния общества. Она выражается в гуманистической направленности правоохранительной и правоприменительной деятельности государства, неукоснительном исполнении законов всеми субъектами права, интеллектуальном и волевом пространстве правотворческой деятельности субъектов права [11].

Современная Россия представляет собой многонациональное государство с многонациональным характером общественных отношений. Это не может не сказываться на правовой культуре. Принято подразделять правовую культуру на правовую культуру общества, правовую культуру группы, правовую культуру индивида, правовую культуру должностных лиц.

Правовая культура общества является самым широким правовым явлением. Она охватывает духовную атмосферу, ценности, накопленные правовой историей народа. При характеристике правовой культуры общества исследователи выделяют специфические черты правовой культуры народа, как полагает И.И. Грунтовский, отражающие специфику национального правосознания [12]. Особо следует подчеркнуть, что все виды правовой культуры в реальной жизни тесно переплетены, налицо их взаимовлияние. А сама правовая культура рассматривается как часть общей культуры, реализуя функции аккумулирования и наследования правовых ценностей, их субъективизации, что делает ее важным регулятором социальных отношений.

В современной многонациональной России правовая культура несет на себе черты национальных культур. И также как общая культура впитывает в себя этнокультуры, с одной стороны интегрируя их в единое культурное пространство, с другой – сохраняя и усиливая этнозвучание, так и правовая культура не может не учитывать этнонациональные особенности российского общества. Но в современных условиях это приводит к существованию двух тенденций в развитии правовой культуры: акцент на решение ряда проблем национального и регионального уровней и преодоление дисфункциональности правовой среды и правовой культуры граждан. Это И.И. Грунтовский связывает, в том числе, и с неодинаковым уровнем культуры и качества жизни, определяя зависимость процессов формирования правовой культуры общества от утвердившейся в данный период развития общества системы ценностей [12].

Этот принцип является основополагающим при оценке развития правовой культуры в современном российском обществе. Важнейшими задачами в данном контексте в российском обществе становятся задачи восстановления доверия граждан к государству и праву, в том числе и устранения антагонистических отношений различных социальных групп п наций.

Формирование человека правовой культуры – такого человека, правовые знания которого сформированы во внутреннюю потребность строгого соблюдения законов, находится на пути создания нового института культуры, основанного на диалоге различных мировоззрений, гражданской солидарности и демократических принципах, без подмены формальных законов социальными нормами, особенно привнесенных извне. Этот процесс определяется тенденциями развития правовой культуры, которые были выделены нами в результате теоретико-правового анализа:

  1. Формирование правовой культуры носит ценностноориентированный характер, отвечающий тому ценностному базису, который сформирован в государстве на основе опыта предшествующих поколений, нравственных и религиозных ценностей. На правовую культуру влияют социальные и правовые ценности, которые на данный момент преобладают в обществе, а процесс формирования в этом контексте не может быть осуществлен без вовлечения граждан, правовой инициативы, изучения законов и выработки своеобразного инстинкта самосохранения – защиты своих прав. Это становится гарантией того, что в сознании и поведении людей будут воспроизводиться ценностно-значимые для социума образы. Следует учитывать тот факт, что любая культура включает общечеловеческие, заимствованные и национальные элементы, которые свойственны только данной культуре. Все они, проходя через национальное сознание, приобретают черты, которые свойственны только данному народу.

Как справедливо подчеркивают С.Д. Савин и М.С. Касабуцкая, базовыми для человека ценностями являются те, что определяют смысл его жизни, а, соответственно, для общества – то, что дает ориентацию на будущее, «формирует в людях желание жить в этой стране, направлять свои знания, умения и навыки на ее развитие, передавать свой опыт будущим поколениям» [13, С.97]. По отношению к правовой культуре также можно говорить о базовых ценностях, которые должны соответствовать ценностным ожиданиям, на которых должна формироваться правовая культура, основанная на базовых ценностях, обеспечивающих единство и гражданское согласие, от чего будет зависеть и возможность модернизации российского общества.

  1. Правовая культура конструируется референтными группами с опорой на объективные обстоятельства развития современного общества и правовой системы, что связано с попытками формирования новых политических и правовых векторов развития и, соответственно, представлений о сути правокультурных моделей. В своем выступлении на пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года В.В. Путин подчеркнул, что «только суверенные государства способны эффективно отвечать на вызовы времени и запросы граждан» [14], при этом вектор развития российского общества президент связывает с идеологией здорового консерватизма, значение которого как основы политического курса, в момент структурного слома «многократно возросло именно в силу множащихся рисков и опасностей, хрупкости окружающей нас реальности» [14]. Этот консервативный подход базируется на проверенных временем традициях и назван в числе наиболее приемлемых линий поведения на сегодняшний момент. Согласно умеренному консерватизму, правовая культура – та основа, которая позволяет не только сохранить традиционные ценности, но и обеспечить естественные потребности людей в стабильности, устойчивости и предсказуемости будущего. Как подчеркивает О.В. Сазанкова, в идеологии консерватизма «сложившиеся «динамические стереотипы» отдельных людей обеспечивают устойчивое существование государства и общества в целом, которое, в свою очередь, обеспечивает стабильность жизни индивида» [15, С. 130]. Исследователь считает, что на современном этапе развития российская политико-правовая мысль даёт богатый материал и утверждает, что «консерватизм как идейно-политическое течение, а особенно русский консерватизм, имеет перспективы» [15, С.132].
  2. Поэтапность формирования правовой культуры, которая основывается на постепенном характере развития в условиях гражданского общества и сформированности его институтов, что приобретает взаимозависимые черты: пока не будут сформированы и развиты социальные институты гражданского общества, не может быть сформирована и развита правовая культура гражданского общества, в свою очередь, именно формирование – постепенное и обоснованное – правовой культуры дает возможность формирования и развития институтов гражданского общества;
  3. Многовекторный характер правовой культуры связан с учетом разного рода направленностей развития права и правовой действительности, что оказывает влияние на состояние правовой культуры. Как полагает Р.А. Ромашов, «национальная правовая культура современной России представляет собой сложную систему норм, институтов, общественных отношений» и выделяет при этом два основных фактора, влияющих на развитие современной правовой культуры: 1) стремление государства и общества идентифицировать себя в качестве носителей европейской правовой традиции и страны, ориентированной на общечеловеческие правовые ценности; 2) тенденция изоляции России от западного мира и от западной культуры, обусловливает закрытость российского правового пространства от влияния международного и европейского права [16].
  4. Целенаправленный характер формирования и развития правовой культуры связан с продолжающейся работой по определению собственной идентичности национальной правовой культуры России, что, в свою очередь связано с проблемой толкования права на всех уровнях правовой реальности.

Так, широко представлены в юридической мысли идеи о национальной и этнической окраске политико-правовых ценностей, воплотившихся в правовой культуре и политико-правовой традиции, как полагают В.П. Сальников и М.В. Сальников [17]. Формирование в этом контексте правовой культуры проходит в рамках национальной системы правового образования, которая предполагает решение главной задачи, обозначенной в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.) [1]. Согласно этому документу, процесс формирования правовой культуры, а значит развития правовой грамотности и правосознания граждан, должен быть многовекторным, целенаправленным и поступательным, он должен охватывать и учитывать характер воспитания и моральный климат в семье, уровень обучения в образовательных учреждениях; понятность, доступность и эффективность законодательства, а также строгое соблюдение чиновниками норм закона и профессиональной этики; доступность правосудия и квалифицированной юридической помощи [1]. Сам процесс формирования правовой культуры должен быть всеохватным: начиная с дошкольного возраста приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развивать практику обучения основам права в образовательных учреждениях, распространять информацию и способствовать формированию позитивного правосознания СМИ, теле- и радиоканалам, учреждениям культуры; создавать творческие проекты по предоставлению базовых юридических знаний; отказаться от популяризации криминальной культуры и перейти к демонстрации положительных примеров социального поведения.

Заключение

Таким образом, проведенный теоретико-правовой анализ позволил выявить основные тенденции развития правовой культуры современной России. К ним относятся: ценностно ориентированность, конструируемость, поэтапность и многовекторность, а также целенаправленность процессов формирования и развития правовой культуры в новых условиях становления гражданского общества и демократического государства.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Пр-1168.
  2. Ахметов А.С. Проблемы формирования правовой культуры современного общества / А.С. Ахметов //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 3. – C. 18-22.
  3. Скоробогатов А.В. Правовой прогресс как философско-правовая категория / А.В. Скоробогатов, А.В. Краснов, А.А. Юсупов // Правовая культура. 2020. № 3 (42). С.23- 37.
  4. Зубова Я. В. Гражданское общество: проблемы и противоречия его формирования / Я. В. Зубова //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 451–455.
  5. Степаненко Р.Ф. Особенности российской правовой культуры в исследованиях общеправовой теории маргинальности / Р.Ф. Степаненко // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 2 (40). – С.31-42.
  6. Маликов Е.Ю. Ценностно-нормативная функция правовой культуры и ее роль в формировании добросовестного осуществления субъективных гражданских прав и исполнении обязанностей / Е.Ю. Маликов // LegalConcept (Правовая парадигма). – 2017. – Т. 16. № 1. – С. 21-27.
  7. Харников М.В. Формирование правовой культуры подростков: сущность и факторы влияния / М.В. Харников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. – Т. 23, № 177. – С. 70-80. DOI 10.20310/1810-02012018-23-177-70-80.
  8. Маликов М.Ф. К вопросу об условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации /М.Ф. Маликов // Приволжский научный вестник. – 2013. - № 1 (17). – С. 52-60.
  9. Маркс К. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического понимания истории // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. – М., 1980. – Т 1.
  10. Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
  11. Белова З.С. Правовое сознание – основа правовой культуры / З.С. Белова // Философские и социально-экономические аспекты формирования правовой культуры в современном российском обществе: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. И.И. Грунтовский. – М.: Международный юридический институт, 2017. – С. 14-17.
  12. Грунтовский И.И. Правовая культура общества как основа формирования правовой среды / И.И. Грунтовский// Философские и социально-экономические аспекты формирования правовой культуры в современном российском обществе: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. И.И. Грунтовский. – М.: Международный юридический институт, 2017. – С. 46-58.
  13. Савин С. Д. Общенациональные российские ценности в контексте формирования коллективной идентичности / С. Д.Савин, М. С. Касабуцкая // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2019. – Т. 12. – Вып. 1. – С. 82-97.
  14. Выступление Владимира Путина на пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года // Сайт «Президент России». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66975 (дата обращения: 13.12.2021).
  15. Сазанкова О.В. Консервативно-правовая идеология: системный подход / О.В. Сазанкова // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. – 2020. – № 3 (104). – С. 127-132.
  16. Ромашов Р.А. Национальная правовая культура России: традиции, ценности, техника / Р.А. Ромашов //Юридическая техника. – 2016. – №10. – С. 49-52.
  17. Сальников В.П. Национально-этнические ценности в правовой культуре и политико-правовых традициях / В.П.Сальников, М.В. Сальников // Вестник Башкирского университета. – 2014. – Т.19. – № 3. – С. 1096-1099.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere razvitiya pravovoy gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan [Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of development of legal literacy and legal awareness of citizens] utv. Prezidentom RF 28 aprelya 2011 g. Pr-1168. [in Russian].
  2. Akhmetov A.S. Problemy formirovaniya pravovoy kultury sovremennogo obshchestva [Problems of formation of legal culture of modern society] /A.S. Akhmetov // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya [Journal of Foreign Legislation and Comparative Law]. 2017. № 3. – P. 18–22. [in Russian].
  3. Skorobogatov A.V. Pravovoy progress kak filosofsko-pravovaya kategoriya [Legal progress as a philosophical and legal category] /A.V.Skorobogatov, A.V.Krasnov, A.A. Yusupov // Pravovaya kultura [Legal culture]. 2020. № 3 (42). P. 23–37. [in Russian].
  4. Zubova Ya. V. Grazhdanskoye obshchestvo: problemy i protivorechiya ego formirovaniya [Civil society: problems and contradictions of its formation] /Ya. V. Zubova // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. – 2013. – Vol. 3. – P. 451–455. [in Russian].
  5. Stepanenko R.F. Osobennosti rossiyskoy pravovoy kultury v issledovaniyakh obshchepravovoy teorii marginalnosti [Features of the Russian legal culture in the research of the general legal theory of marginality] /R.F. Stepanenko // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal [Leningrad Law Journal]. – 2015. – № 2 (40). – P.31–42. [in Russian].
  6. Malikov E.Yu. Tsennostno-normativnaya funktsiya pravovoy kultury i eye rol v formirovanii dobrosovestnogo osushchestvleniya subyektivnykh grazhdanskikh prav i ispolnenii obyazannostey [The value-normative function of legal culture and its role in the formation of the conscientious exercise of subjective civil rights and the performance of duties] /E.Yu. Malikov // Legal Concept (Pravovaya paradigma). – 2017. – Vol. 16. № 1. – P. 21–27. [in Russian].
  7. Kharnikov M.V. Formirovaniye pravovoy kultury podrostkov: sushchnost i faktory vliyaniya [Formation of legal culture of adolescents: the essence and factors of influence] /M.V. Kharnikov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities]. Tambov. 2018. – Vol. 23. – № 177. – P. 70–80. DOI 10.20310/1810-02012018-23-177-70-80. [in Russian].
  8. Malikov M.F. K voprosu ob usloviyakh formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii [On the formation of civil society in the Russian Federation] /M.F. Malikov // Privolzhskiy nauchnyy vestnik [Volga Scientific Bulletin]. – 2013. - № 1 (17). – P. 52–60. [in Russian].
  9. Marks K. Feyerbakh. Protivopolozhnost materialisticheskogo i idealisticheskogo ponimaniya istorii [Feuerbach. The opposite of the materialistic and idealistic understanding of history] // Marks K., Engels F. Izbrannyye proizvedeniya. – Moscow, 1980. – Vol 1. [in Russian].
  10. Marks K. K evreyskomu voprosu [On the Jewish question] // Marks K., Engels F. Soch. Vol. 1. [in Russian].
  11. Belova Z.S. Pravovoye soznaniye – osnova pravovoy kultury [Legal consciousness is the basis of legal culture] / Z.S. Belova // Filosofskiye i sotsialno-ekonomicheskiye aspekty formirovaniya pravovoy kultury v sovremennom rossiyskom obshchestve: Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Philosophical and socio-economic aspects of the formation of legal culture in modern Russian society: Materials of the scientific and practical conference] /ed. I.I. Gruntovskiy. – Moscow: Mezhdunarodnyy yuridicheskiy institute, 2017. – P. 14–17. [in Russian].
  12. Gruntovskiy I.I. Pravovaya kultura obshchestva kak osnova formirovaniya pravovoy sredy [The legal culture of society as the basis for the formation of the legal environment] /I.I. Gruntovskiy // Filosofskiye i sotsialno-ekonomicheskiye aspekty formirovaniya pravovoy kultury v sovremennom rossiyskom obshchestve: Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Philosophical and socio-economic aspects of the formation of legal culture in modern Russian society: Materials of the scientific and practical conference] /ed. I.I. Gruntovskiy. – Moscow: Mezhdunarodnyy yuridicheskiy institute, 2017. – P. 46–58. [in Russian].
  13. Savin S. D., Kasabutskaya M. S. Obshchenatsionalnyye rossiyskiye tsennosti v kontekste formirovaniya kollektivnoy identichnosti [National Russian values in the context of the formation of collective identity] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya [Bulletin of St. Petersburg University. Sociology]. – 2019. – Vol. 12. – Issue. 1. – P. 82–97.
  14. Vystupleniye Vladimira Putina na plenarnoy sessii XVIII zasedaniya Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valday» 21 oktyabrya 2021 goda [Vladimir Putin's speech at the plenary session of the XVIII meeting of the Valdai International Discussion Club on October 21, 2021]// Sayt «Prezident Rossii». [Electronic resource].URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66975 (accessed: 13.12.2021). [in Russian].
  15. Sazankova O.V. Konservativno-pravovaya ideologiya: sistemnyy podkhod [Conservative legal ideology: a systematic approach] /O.V. Sazankova // Vestnik Khabarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava [Bulletin of the Khabarovsk State University of Economics and Law]. – 2020. – № 3 (104). – P. 127–132. [in Russian].
  16. Romashov R.A. Natsionalnaya pravovaya kultura Rossii: traditsii. tsennosti. tekhnika [National legal culture of Russia: traditions, values, technology] /R.A. Romashov // Yuridicheskaya tekhnika [Legal technique]. – 2016. – №10. – P. 49–52. [in Russian].
  17. Salnikov V.P. Natsionalno-etnicheskiye tsennosti v pravovoy kulture i politiko-pravovykh traditsiyakh [National and ethnic values in legal culture and political and legal traditions] /V.P.Salnikov, M.V. Salnikov // Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University]. – 2014. – Vol.19. – № 3. – P. 1096–1099. [inRussian].