СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОГО ХОЛДИНГА С УЧЕТОМ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ ПЕРЕХОДА
СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОГО ХОЛДИНГА С УЧЕТОМ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ ПЕРЕХОДА
Научная статья
Дейников Р.Т.*
ORCID: 0000-0002-2199-4492,
Акционерное общество «Газпромбанк», Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (deinikov[at]yandex.ru)
АннотацияКрупные экономики мира начинают масштабную трансформацию своих экономических систем в ответ на глобальный климатический и экологический кризисы. Этот процесс не оставил в стороне и Россию. Очевидно, что эта трансформация существенно переформатирует отрасли минерально-сырьевого комплекса, энергетику, транспорт, сельское хозяйство и производство удобрений.
Геологоразведка – один из основных сервисных сегментов горнодобывающей и нефтегазовой отраслей, которая, в силу своей специфики, может быть подвержена наиболее значительным изменениям. Поэтому именно для геологоразведочных компаний очень актуальной становится тема учета рисков, связанных с переходом к низкоуглеродной экономике в документах стратегического планирования.
Представленная статья посвящена актуальной теме идентификации рисков перехода, основным направлениям развития геологоразведки на современном этапе с учетом указанных рисков, включения этих рисков в документы стратегического планирования геологоразведочного холдинга.
Ключевые слова: низкоуглеродная экономика, климатические риски, риски перехода, геологоразведка.THE SPECIFICS OF THE MODERN STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE EXPLORATION HOLDING, TAKING INTO ACCOUNT THE CLIMATIC RISKS OF TRANSITION
Research article
Deynikov R.T.*
ORCID: 0000-0002-2199-4492,
Gazprombank Joint Stock Company, Moscow, Russia
* Corresponding author (deinikov[at]yandex.ru)
AbstractThe world's major economies are beginning a large-scale transformation of their economic systems in response to the global climate and environmental crises. This process also did not leave Russia aside. It is obvious that this transformation will significantly reformat the industries of the mineral resource complex, energy, transport, agriculture, and fertilizer production.
Geological exploration is one of the main service segments of the mining and oil and gas industries, which, due to its specifics, may be subject to the most significant changes. Therefore, it is for exploration companies that the topic of taking into account the risks associated with the transition to a low-carbon economy in strategic planning documents becomes very relevant.
The article discusses the currently significant topic of identifying transition risks, the main trajectories of exploration development at the present stage, taking into account these risks and including these risks in the strategic planning documents of an exploration holding.
Keywords: low-carbon economy, climate risks, transition risks, geological exploration.
Введение
Одним из главных вызовов, с которыми сталкивается человечество на современном этапе, является глобальное изменение климата. Антропогенные воздействия вызвали потепление средней температуры воздуха на 0,9–1,3°C в 2010–2019 гг. по сравнению с 1850–1900 гг [9]. В ежегодном докладе о глобальных рисках, опубликованном Всемирным экономическим форумом в январе 2021 г., экстремальные погодные явления и неспособность человечества справиться с климатическими изменения поставлены на первые два места по вероятности наступления, а последнее также занимает второе место по силе воздействия на экономику [11, C. 12].
Неустойчивое развитие и усиление экологических проблем во многом стало триггером, запустившим формирование новых моделей наднациональной и национальной экономики: низкоуглеродная экономика, экономика замкнутого цикла, «зеленый курс» и др. В различных стратегических документах новые модели экономики становятся основными при определении долгосрочных целей и задач. Ярким примером является утвержденная в октябре 2021 года Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [2], которая призвана создать стимулы и условия для переориентации потоков капитала на финансирование устойчивого экологического, социального и экономического развития страны, а также адаптации участников финансового рынка к новым видам рисков при переходе к экономике устойчивого развития, в том числе к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов [2, С. 7].
Такие глобальные изменения не могут пройти мимо минерально-сырьевого комплекса страны, составной частью которого является геологоразведка. Очевидно, что климатические риски должны быть учтены как в системе управления рисками геологоразведочного холдинга, так и в общей системе стратегического менеджмента.
Категоризация климатических рисков
Климатические риски были определены на международном уровне в документах Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (Task Force on Climate Related Financial Disclosures, TCFD). С момента публикации в 2017 году Рекомендации TCFD [10] стали де-факто международным стандартом раскрытия информации о финансовых рисках, связанных с климатом. Рекомендации TCFD помогают компаниям разработать более эффективную и унифицированную систему раскрытия в отчетности информации о влиянии рисков, связанных с изменением климата, на бизнес организации и предлагают использовать следующую категоризацию климатических рисков [10, С. 5-6]:
1. Физические риски – риски, связанные с природными явлениями, возникающие вследствие изменения климата. В свою очередь, физические риски разделяются на экстренные (разовые) риски, связанные с внезапными событиями и систематические риски, связанные с долгосрочными изменениями климатической модели. В Российской Федерации в 2021 году появилась группа методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата [1], которые достаточно подробно описывают мероприятия по идентификации, оценке и управлению указанной категории климатических рисков.
2. Риски перехода – это риски, связанные с переходом к низкоуглеродной экономике, которые разделяются на политико-правовые, технологические, финансово-экономические и репутационные риски.
И если первый тип рисков традиционно встроен и в общую систему управления рисками геологоразведочного холдинга, и учитывается при оценке проектных рисков, то второй тип рисков пока в недостаточной степени подсвечен в документах стратегического развития.
Под переходом к низкоуглеродной экономике обычно понимают снижение уровня использования углеводородного сырья и иных природных ресурсов в производстве и потреблении, а также повышение роли возобновляемых источников энергии [5, С. 9].
Переход к низкоуглеродной экономики может повлечь за собой обширные политико-правовые, технологические и рыночные изменения вследствие возникновения требований к компаниям по минимизации негативных последствий изменения климата и адаптации к ним. В зависимости от характера, скорости и направленности таких изменений риски перехода могут выражаться в разных значениях финансовых и репутационных рисков для организаций.
Так, в политико-правовом аспекте риски перехода реализуются в виде изменения законодательства (взимание платы за выбросы парниковых газов, обязательств применения новых технологий, запрета на определенные виды деятельности и использование определенных веществ). Наиболее яркими примерами здесь являются массовые изменения законодательства в странах, ратифицировавших Парижское соглашение. Так, по состоянию на 31 декабря 2021 года, зарегистрировано 65 инициатив в области взимания платы за выбросы парниковых газов на разных стадиях реализации, охватывающих 45 национальных юрисдикций [7].
Технологические аспекты рисков перехода связаны с уровнем развития прорывных, низкоуглеродных технологий, которые позволяют производить такой же или лучший по своим потребительским свойствам продукт при существенно меньших выбросах парниковых газов или вообще без них. Современные глобальные тенденции показывают, что кроме повышения энергоэффективности, перехода на наилучшие доступные технологии и освоения всего комплекса экологических инноваций, акцент все же делается на форсированной замене традиционных энергетических ресурсов возобновляемыми источниками энергии, включая ветряную, солнечную, а также так называемый зеленый водород. В этом же ряду - широкая опора на электроэнергетику на транспорте с переходом от использования двигателей внутреннего сгорания к электродвигателям [4, С. 517]. Если эта тенденция продолжится, то, например, в России к 2050 г. доля основанных на ископаемых ресурсах отраслей должна снизиться на 9,4 процентных пункта по сравнению с 2020 г. [2, С. 21].
И, наконец, уже сейчас мы наблюдаем глобальные рыночные изменения. Так, финансовые организации начинают ограничивать инвестиции в углеродоемкие сектора экономики. 43 крупных финансовых института из 23 стран мира с капиталом более 29 трлн долларов США заявили о планах по полному выходу из углеродного бизнеса к 2040 г. [6, С. 7]. Одновременно уже более 450 крупнейших инвесторов с капиталом в 130 трлн долларов США вступили в Финансовый альянс Глазго (GFANZ) для целей ускорения энергоперехода [8].
Тренды развития геологоразведки в условиях перехода на экономику с низким уровнем выбросов парниковых газов
Итак, стремление человечества разрешить глобальные экологические проблемы и ориентация на переход к устойчивому развитию привели к возникновению новых моделей экономики, в том числе и низкоуглеродной. Такой переход будет осуществляться прежде всего путем снижения показателя удельной углеродоемкости продукции. В данном контексте перед геологоразведочной компанией, на взгляд автора, встают следующие основные риски, связанные с климатическим переходом:
- Риск изменения объема и структуры проведения геологоразведочных работ в связи с низкоуглеродным переходом основных заказчиков.
- Риск прямых финансовых потерь из-за несоответствия основной деятельности наилучшим доступным технологиям.
- Риск роста стоимости заемного финансирования из-за ограничения инвестиций в углеродоемкие отрасли и связанные с ними рыночные сегменты.
- Риск восприятия компании в контексте климатических вызовов недостаточно ответственной и отзывающейся на эти вызовы.
Глобальными трендами в развитии геологоразведочного бизнеса для снижения остроты указанных выше рисков могли бы стать, во-первых, сокращение сроков подготовки запасов за счет планирования и роста качественных исследований (детальное планирование полевых работ с использованием поддерживающих решений в виде платформ взаимодействия всех участников процесса в проектах, применение новых технических решений в полевом оборудовании и модернизация вычислительных мощностей). Во-вторых, широкое использование «зеленых» технологий, направленных на минимизацию вреда окружающей среде. В-третьих, глубокая цифровизация, прежде всего инструментов динамической интерпретации сейсморазведки, комплексирования методов для надежного прогнозирования структур и выявления драйверов, влияющих на проектирование и успешность геологоразведочных работ в осложненных условиях. В-четвертых, своевременная подготовка к диверсификации бизнеса по видам полезных ископаемых, основным регионам разведки и новым направлениям сервисных услуг (услуги оператора при обустройстве месторождений, улавливание, хранение и утилизация СО2 (CCS/CCUS) и т.д.).
Заключение
Риски, связанные с переходом к низкоуглеродной экономике, должны в обязательном порядке учитываться в системе управления рисками геологоразведочного холдинга. При этом, оценка и управление указанными рисками должна осуществляться непосредственно подразделением, отвечающим за стратегическое развитие компании.
Тем не менее, очевидно, что риски перехода носят стратегический характер и в полном объеме не могут быть оценены принятым в риск-менеджменте инструментарием. Напомним, что риски оцениваются как правило с горизонтом планирования в 1 год (или на срок реализации проекта в проектном менеджменте). Этого недостаточно для полной оценки воздействия указанных рисков на геологоразведочный холдинг. Они в той или иной мере должны быть включены в стратегию развития и долгосрочную программу развития холдинга, где через риски и точки бифуркации запускается тот или иной из прописанных сценариев развития на среднесрочную (2-5 лет) перспективу. Подробнее указанная система рассмотрена в статье «Риски и точки бифуркации как ключевые факторы сценарности стратегии компании с превалирующим государственным участием (на примере АО «Росгеология»)» [3].
Кроме того, ужесточение требований регуляторов и бизнеса к вопросам устойчивого развития и экологической ответственности, заставляют геологоразведочные компании с точки зрения сохранения своей репутации и развития бизнеса включить в периметр внутренних документов стратегического управления и отчетности Политику по экологической и климатической ответственности с системой КПЭ и мониторинговых показателей; утвержденный план реализации указанной политики с конкретными мероприятиям, сроками и ответственными; ежегодный нефинансовый отчет (отчет по устойчивому развитию) с блоком, посвященным экологии и климату.
Учет климатических рисков перехода и мероприятий по управлению ими в документах стратегического планирования геологоразведочного холдинга позволит существенно облегчить адаптацию к глобальным изменениям в системе минерально-сырьевого комплекса и энергетики.
Благодарности Доктору экономических наук, профессору, заведующей кафедрой «Производственного и финансового менеджмента» ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» Назаровой Зинаиде Михайловне.
Acknowledgement PhD in Economics, Professor, Head of the Department of Production and Financial Management Sergo Ordzhonikidze Russian State University for Geological Prospecting Nazarova Zinaida M.
Конфликт интересов Не указан.
Conflict of Interest None declared.
Список литературы / References
1. Приказ Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. № 267 «Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата». - М. - 76 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». - М. - 37 с.
3. Дейников Р.Т. Риски и точки бифуркации как ключевые факторы сценарности стратегии компании с превалирующим государственным участием (на примере АО «Росгеология») / Р.Т. Дейников // Modern Economy Success. – 2020 - №
4. - С. 42-46. 4. Пахомова Н.В. Трансформация глобальных климатических рисков в экономические риски российского бизнеса и стратегии по их минимизации / Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер, Г.А. Автончук // Пятый международный экономический симпозиум - 2021. Материалы международных научных конференций 14–17 апреля 2021 г. / Ред. колл.: О.Л. Маргания, С.А. Белозеров [и др.]. - СПб.: Издательство Скифия-принт, 2021. - С. 516-520.
5. Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации. Доклад для общественных консультаций. - М.: Центральный банк Российской Федерации, 2020. - 35 с.
6. Нефтесервисный рынок России: фокус на диверсификацию. - М.: VYGON Consulting, 06.12.2021. - 38 с.
7. Carbon Pricing Dashboard. The World Bank [Electronic resource]. URL: https://carbonpricingdashboard.worldbank.org/map_data (accessed: 20.02.2022).
8. Carney Unveils $130 Trillion in Climate Finance Commitments // Bloomberg Green, 03.11.2021 [Electronic resource]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-11-02/carney-s-climate-alliance-crests-130-trillion-as-pledges-soar (accessed: 20.02.2022).
9. Gillett N.P. Constraining human contributions to observed warming since the pre-industrial period / Nathan P. Gillett, Megan Kirchmeier-Young and others // Nature Climate Change. Vol. 11, 2021 [Electronic resource]. URL: https://www.nature.com/articles/s41558-020-00965-9 (accessed: 20.02.2022).
10. Recommendations of the Task Force on Climate-related Financial Disclosures. - Basel, June 15, 2017. - 74 р.
11. The Global Risks Report. 16th Edition. World Economic Forum In partnership with Marsh McLennan, SK Group and Zurich Insurance Group, 2021. - 97 р.
Список литературы на английском языке / References in English 1. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 13 maya 2021 g. № 267 «Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy i pokazateley po voprosam adaptatsii k izmeneniyam klimata» [Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated May 13, 2021 No. 267 «On the approval of methodological recommendations and indicators on adaptation to climate change»]. - M. - 76 р. [in Russian]. 2. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 oktyabrya 2021 g. № 3052-r «Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii s nizkim urovnem vybrosov parnikovykh gazov do 2050 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation dated October 29, 2021 No. 3052-r «On Approval of the Strategy for the Socio-Economic Development of the Russian Federation with Low Greenhouse Gas Emissions until 2050»]. - M. - 37 р. [in Russian]. 3. Deynikov R.T. Riski i tochki bifurkatsii kak klyuchevye faktory stsenarnosti strategii kompanii s prevaliruyushchim gosudarstvennym uchastiem (na primere AO «Rosgeologiya») [Risks and bifurcation points as key factors of scenario of the company's strategy with prevailing state participation (using the example of Rosgeologia JSC)] / R.T. Deynikov // Modern Economy Success. – 2020 - № 4. - Р. 42-46. [in Russian]. 4. Pakhomova N.V. Transformatsiya global'nykh klimaticheskikh riskov v ekonomicheskie riski rossiyskogo biznesa i strategii po ikh minimizatsii [Transformation of global climate risks into economic risks of Russian business and strategies to minimize them] / N.V. Pakhomova, K.K. Rikhter, G.A. Avtonchuk // Pyatyy mezhdunarodnyy ekonomicheskiy simpozium - 2021. Materialy mezhdunarodnykh nauchnykh konferentsiy 14–17 aprelya 2021 g. [Fifth International Economic Symposium - 2021. Materials of international scientific conferences April 14-17, 2021] / eds.: O.L. Marganiya, S.A. Belozerov et al. - SPb.: Publishing house Skifiya-print, 2021. - Р. 516-520. [in Russian]. 5. Vliyanie klimaticheskikh riskov i ustoychivoe razvitie finansovogo sektora Rossiyskoy Federatsii. Doklad dlya obshchestvennykh konsul'tatsiy [Impact of climate risks and sustainable development of the financial sector of the Russian Federation. Report for public consultation]. - M.: Tsentral'nyy bank Rossiyskoy Federatsii, 2020. - 35 р. [in Russian]. 6. Nefteservisnyy rynok Rossii: fokus na diversifikatsiyu [Oilfield Service Market of Russia: Focus on Diversification]. - M.: VYGON Consulting, 06.12.2021. - 38 р. [in Russian]. 7. Carbon Pricing Dashboard. The World Bank [Electronic resource]. URL: https://carbonpricingdashboard.worldbank.org/map_data (accessed: 20.02.2022). 8. Carney Unveils $130 Trillion in Climate Finance Commitments // Bloomberg Green, 03.11.2021 [Electronic resource]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-11-02/carney-s-climate-alliance-crests-130-trillion-as-pledges-soar (accessed: 20.02.2022). 9. Gillett N.P. Constraining human contributions to observed warming since the pre-industrial period / Nathan P. Gillett, Megan Kirchmeier-Young and others // Nature Climate Change. Vol. 11, 2021 [Electronic resource]. URL: https://www.nature.com/articles/s41558-020-00965-9 (accessed: 20.02.2022). 10. Recommendations of the Task Force on Climate-related Financial Disclosures. - Basel, June 15, 2017. - 74 р. 11. The Global Risks Report. 16th Edition. World Economic Forum In partnership with Marsh McLennan, SK Group and Zurich Insurance Group, 2021. - 97 р.