ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИК ПОДДЕРЖАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.191
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
2016/12/19
PDF

Муха В.Н.1, Литовка В.А.2

1ORCID: 0000-0003-4975-0438, кандидат социологических наук, доцент, 2ORCID: 0000-0002-0022-7833, кандидат социологических наук, ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №15-23-01005 а(м)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИК ПОДДЕРЖАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты исследования практик, направленных на поддержание этнической идентичности, в структуре повседневности. Представлен анализ теоретических представлений о социальных практиках с позиций феноменологической социологии, теории структурации  и теории практик. Установлено, что практики поддержания этнической идентичности представляют собой  совокупность рутинных действий и привычных способов поведения, связанных с поддержанием позитивной этнической идентичности на основе контекста обусловленного особенностями культуры этнического сообщества. Определено, что эмпирический анализ практик поддержания этнической идентичности следует проводить с применением количественных и качественным методов. Выводы работы могут быть использованы для исследования проблемы формирования этнической идентичности в условиях современного общества.

Ключевые слова: повседневность, социальные практик, этнокультурные практики, этническая идентичность.

Mukha V.N.1, Litovka V.A.2

1ORCID: 0000-0003-4975-0438, PhD in Sociology, 2ORCID: 0000-0002-0022-7833, PhD in Sociology, Kuban State University of Technology

THEORETICAL ASPECTS OF RESEARCH PRACTICES TO THE MAINTENANCE OF ETHNIC ION OF THE IDENTITY

Abstract

The article considers theoretical and methodical aspects of research practices, aimed at maintaining ethnic identity, the structure of everyday life. The analysis of theoretical ideas about social practices from the standpoint of phenomenological sociology, the theory of structural theory and practices. It is established that the practice of maintaining ethnic identity represent a set of routine actions and habitual behaviors related to maintaining a positive ethnic identity based on the context due to the culture of the ethnic community. Determined that the empirical analysis of practices of maintaining ethnic identity has to be performed using quantitative and qualitative methods. Insights can be used to study the problem of formation of ethnic identity in today's society.

Keywords: everyday life, social practices, ethnic cultural practices, ethnic identity.

Всеобъемлющие трансформационные процессы, протекающие в современном российском обществе, актуализируют потребность в обращении к практикам поддержания позитивной этнической идентичности. Это детерминировано, во-первых тем, что современное глобализирующееся пространство способствует взаимному проникновению культур, которое носит бинарный характер. Во-вторых, современное мировое пространство крайне дифференцированно, а всеобщая глобализация провоцирует усиление локализации и концентрации на этнокультурном своеобразии, национального самосознания различных групп по этническому и территориальному признаку. На основе вышесказанного актуальными становятся вопросы изучения практик поддержания этнической идентичности реализуемых на повседневном уровне, поскольку именно в процессе осуществления повседневных практик протекает самоидентификация индивидов, формирование образа жизни и особенностей поведения, происходит процесс воспроизводства культуры в повседневном существовании этнической группы.

Процесс изучения практик, направленных на поддержание этнической идентичности, в структуре повседневности, процессов их формирования и влияния на социальную жизнь общества связан с определенными трудностями. С одной стороны это обусловлено отсутствием системного подхода к исследованию практик поддержания этнической идентичности на повседневном уровне, что вызвано междисциплинарностью изучаемого феномена, а с другой, исследования в области практик поддержания этнической идентичности в структуре повседневности носят фрагментарный характер, не претендуя на целостное отражение исследуемого феномена с учетом изменений социальных практик под влиянием процессов современности.

В области исследования этнической идентичности достаточно разработанными являются вопросы, связанные с выявлением структуры и характеристики компонентов этнической идентичности, широко освещены вопросы конструирования этнической идентичности. Не смотря на разработанность вопросов, связанных с исследованием этнической идентичностью, обнаруживаются лакуны в изучении практик поддержания этнической идентичности как одной из составляющих этнокультурных практик.

Теория социальных практик сформировалась на основе  работ П. Бергер, Т. Лукман [1],  П. Бурдьё [2], М. Вебер [3], Г. Гарфинкель [4], Э. Гидденс [5], И. Гоффман [6], Т. Парсонс, А. Шюц [10] и др.

В контексте рассмотрения практик поддержания этнической идентичности, мы будем опираться, прежде всего, на разработки феноменологической социологии о повседневности и теории практик. Так П.Бурдье под социальной практикой понимает способность социального субъекта соотносить свое поведение со сложившимися представлениями об окружающей действительности. Социальной практикой будут являться и осознанное преобразование индивидом окружающего его социального мира, и обыденные поступки, не предполагающие объяснения или рефлексии. При этом социальные практики одновременно определяются социальной средой, в которой они возникают, и сами изменяют среду, влияя на ее структуру [2, С. 101-104].  В свою очередь, П. Бергер и Т. Лукман отмечают, что любая деятельность индивида проходит процесс хабитуализации, или «опривычивания», которое делает социальное взаимодействие субъектов предсказуемым и служит стабилизации взаимоотношений. Процесс хабитуализации предшествует и создает основу для воспроизведения деятельности и ее институционализации [1, С. 89-91]. В  рамках теории практик (В.В. Волков, О.В. Хархордин) социальные практики исследуются как действия, которые регулярно воспроизводятся, базируются на знании человеком ситуации и умении справиться с условиями этой ситуации физически, интеллектуально, вербально.

Сегодня повседневность представляет собой область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека. Под повседневными социальными практиками понимается совокупность стандартных, привычных для индивида способов деятельности, навыков обращения с различными предметами и окружающими людьми. Структуры повседневности, сплетаясь друг с другом, образуют специфические локальные пространства, которые охватывают различные стороны человеческой жизнедеятельности. Они включают в себя как сознательные, так и бессознательные элементы, что формирует сложную систему повседневного бытия.

Э. Гидденс рассматривает социальные практики как основы формирования социального субъекта и объекта [5, С. 15-17], отмечая что социальные практики, формирующие социальные структуры, упорядочены в пространстве и времени привязаны к определенному контексту или фону [5, С. 40]. Выделяя свойства социальных практик Г. Гарфинкель указывает на их объяснимость, наблюдаемость и сообщаемость [6, С. 9]. А. Щюц пишет: «То, что в начале было лишь результатом повторяющихся действий группы индивидов, следующим поколением воспринимается уже как данность, подлежащая лишь повторению, настолько же естественная для индивида в окружающем пространстве, как и физические объекты, присутствующие в нем» [10, С. 156-157]. Таким образом, под практиками поддержания этнической идентичности мы будем понимать совокупность рутинных действий и привычных способов поведения, связанных с поддержанием позитивной этнической идентичности на основе контекста обусловленного особенностями культуры этнического сообщества.

Стоит отметить, что  при анализе практик поддержания этнической идентичности акцент делает на рассмотрении того как представители этнического сообщества, в повседневной жизни, применяя различные рутинные практики поддерживают свою этническую идентичность, какие формы и способы социального взаимодействия при этом реализуют, каких традиций, норм и ценностей придерживаются, какие смыслы вкладывают в действия. Практики поддержания этнической идентичности реализуются индивидами в повседневной жизни через различные формы социального взаимодействия. Порядок социального взаимодействия И. Гофман определяет как правила, которые индивиды задают друг другу, чтобы показать, кто они есть, и соответственно, кем они не являются. Складывается этот порядок на основе структур, существующих независимо от индивидов, но в то же время он является результатом совместного определения правил социального взаимодействия. Члены сообщества конструируют определенный социальный порядок, упорядочивая свои ожидания [6].

Для каждого человека является естественным стремление сохранять и воспроизводить позитивную этническую идентичность. Одной из таких попыток может быть обращение к автостереотипам, которые отражают специфику культуры этнического сообщества. В контексте современных социокультурных изменений автостереотипы также претерпевают определенные трансформации. Выявление специфики подобных изменений требует обращение к конкретным социологическим исследованиям с использованием качественной методологии. Также в качестве практики поддержания положительной этнической идентичности могут выступать критерии для сравнения успехов и достижений своей этнической группы с другой. При этом для сравнения целенаправленно могут быть взяты более слабые этносы. Однако, у этой практики может быть негативное последствие, так как сравнение может быть негативным и группы сформируется негативная этническая идентичность.

Для понимания особенностей практик поддержания этнической идентичности необходимо учитывать контекст. Под контекстом понимается совокупность семантических условий производства и интерпретации текста; иначе, совокупность подразумеваемых или найденных смыслов, которые вкладываются в универсальный текст при его интерпретации в иных условиях, чем те, в которых он был произведен [7, С. 19]. Одним из условий реализации и функционирования практик поддержания этнической идентичности является механизм анализа внешних условий, на основе которых индивид может судить о приемлемости использования определенной практики в конкретной ситуации. Суть его заключается в поиске в предшествующем опыте индивида аналогичных или похожих ситуаций для приведения в соответствие дальнейшего поведения относительно этой ситуации и приемлемости того или иного способа действий (В.Волков, О. Хахордин). Также для реализации  и поддержания практик индивидам необходима определенная система знаний, умений, навыков, которые могут быть получены как в процессе социализации, так и в результате целенаправленной деятельности и направлены на успешную реализацию какой-либо деятельности в повседневной жизни [8, С. 12-13].

По сути практики поддержания этнической идентичности направлены на формирование положительно оцениваемых маркеров, на основе которых члены определенной этнической группы могут легко отличить «своих» от «чужих». Они реализуются через повседневный образ жизни и повседневный образ мыслей.

Повседневный образ жизни представляет собой определенным образом организованное пространство с характерными для нее способами деятельности, воссоздающая целостность жизни. Повседневный образ жизни формирует повседневный образ мысли. Повседневный образ мысли - это направленность на решение насущных жизненных задач. Такие задачи можно определить как первоочередное удовлетворение жизненных потребностей и частных интересов [9, С. 31].

Эмпирический анализ практик поддержания этнической идентичности следует проводить с применением количественных и качественным методов. Анкетный  опрос позволит определить общие тенденции, формы и способы поддержания этнической идентичности. Качественные интервью способствуют уточнению содержания и факторов осуществления идентификационных процессов, дают возможность проанализировать характер отражения идеологических схем и конструктов в сознании социальных субъектов, в личностной мотивации формирования идентичностей, показать многообразие форм их проявления, описать сложности идентификации и индивидуальные идентификационные практики. Триангуляция качественных и количественных методов позволяет получить наиболее полную информацию об изучаемом феномене и повысить надежность данных.

Для изучения особенностей практик поддержания этнической идентичности необходимо учитывать следующие характеристики: особый повседневный образ жизни, будничная рутина, рабочая и частная жизнь, традиции и обычаи, стиль жизни, повседневный образ мысли, эмпирическое познание, здравый смысл, речь, практическая компетентность, организация дома и быта.

Таким образом, необходимость изучения практик поддержания позитивной этнической идентичности обусловлена с одной стороны динамическими трансформационными процессами в современном российском социуме, которые сказываются на мире повседневности индивидов и групп. С другой стороны, отсутствуют теоретические и эмпирические разработки по изучению данного феномена, что не позволяет осуществлять системный анализ по формированию комплексного знания в отношении практик поддержания позитивной этнической идентичности в структуре повседневности индивидов.

Список литературы / References

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: «Медиум», 1995. – 323 с.
  2. Бурдьё П. Практический смысл / П. Бурдьё. – М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001. – 562 с.
  3. Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
  4. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. – СПб.: Питер, 2007. – 335 с.
  5. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. – М: Академический Проек, 2005. 528 с.
  6. Гофман Э. Представление себя другим / Э. Гофман // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1984. – С. 188-197.
  7. Касавин И. Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии // Вопросы философии. 2004. № 11. – С. 19-32.
  8. Радкевич А. Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества : дис. .. канд.соц..наук : 22.00.06 : защищена 16.12.09 / Артем Леонидович Радкевич. – М. : ННО ВПО «Московский гуманитарный университет», 2009. – 24 с.
  9. Скопинцева Т. Ю. Теория культуры и повседневности России / Т. Ю. Скопинцева. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 142 с.
  10. Щюц А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии / А. Щюц. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение». 2003. – 336 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya [The social construction of reality. A treatise in the sociology of knowledge] / P. Berger, T. Lukman. – M.: «Medium», 1995. – 323 p. [in Russian]
  2. Burd'e P. Prakticheskiy smysl [Practical sense] / P. Burd'e. – M.: «Institut eksperimental'noy sotsiologii», 2001. – 562 p. [in Russian]
  3. Veber M. Osnovnye sotsiologicheskie ponyatiya. Izbrannye proizvedeniya. [Basic sociological concepts. Selected works] / M. Veber. – M.: Progress, 1990. – 808 p. [in Russian]
  4. Garfinkel' G. Issledovaniya po etnometodologii [Studies in ethnomethodology] / G. Garfinkel'. – SPb.: Piter, 2007. – 335 p. [in Russian]
  5. Giddens E. Ustroenie obshchestva: Ocherk teorii strukturatsii [The dispensation of society: outline of the theory of structural] / E. Giddens. – M: Akademicheskiy Proek, 2005. – 528 p. [in Russian]
  6. Gofman E. Predstavlenie sebya drugim [Introduce yourself to others] / E. Gofman // Sovremennaya zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya [Modern foreign social psychology]. – M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1984. – P. 188-197. [in Russian]
  7. Kasavin I. T. Problema i kontekst. O prirode filosofskoy refleksii [Problem and context. About the nature of philosophical reflection] / I. T. Kasavin // Voprosy filosofii [The problems of philosophy]. 2004. № 11. – P. 19-32. [in Russian]
  8. Radkevich A. L. Sotsial'nye internet-praktiki rossiyan v usloviyakh formirovaniya informatsionnogo obshchestva [Social practices of Russians in the conditions of information society formation] : dis. … of PhD in Sociology: 22.00.06 : defense of the thesis 16.12.09 / Artem Leonidovich Radkevich. – M. 2009. – 24 p. [in Russian]
  9. Skopintseva T. Yu. Teoriya kul'tury i povsednevnosti Rossii [Theory of culture and everyday life of Russia] / T. Yu. Skopintseva. – Oren-burg: OGU, 2010. – 142 p. [in Russian]
  10. Shchyuts A. Smyslovaya struktura povsednevnogo mira: Ocherki po fenomenologicheskoy sotsiologii [The semantic structure of everyday world: Essays on phenomenological sociology] / A. Shchyuts. – M. : In-t Fonda «Obshchestvennoe mnenie». 2003. – 336 p. [in Russian]