ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОСЕТИН В НАЦИОНАЛЬНУЮ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.262
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
016/12/19
PDF

Дзеранов Т.Е.

Кандидат философских наук, Доцент по специальности, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева – филиал федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра «Владикавказский научный центр Российской академии наук»

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОСЕТИН В НАЦИОНАЛЬНУЮ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы формирования народной (традиционной) культуры предков осетин до присоединения к России, и трансформация её в национальную после вхождения в состав русского государства. На примере Осетии исследуется специфика и типичность процесса развития национальной культуры одного из народов северокавказского региона России. В ХIХ веке в российском социокультурном пространстве развивается многонациональная по содержанию культура, ставшая основой развития нового, российского этапа развития евразийской цивилизации. Одним из этнических компонентов российской культуры и евразийской цивилизации стала национальная культура осетин.

Ключевые слова: трансформация, модернизация, культура, цивилизация.

 

Dzeranov T.E.

PhD in Philosophy, The associate professor in the specialty, the North Ossetian institute of humanitarian and social researches of V. I. Abayev – branch of federal state budgetary institution of science of Federal scientific center "Vladikavkaz scientific center Russian Academy of Sciences"

PROBLEMS OF TRANSFORMATION OF TRADITIONAL CULTURE THE OSSETIAN IN THE NATIONAL

Abstract

Problems of national (traditional) culture’s formation of ancestors the Ossetia before accession to Russia, and its transformation in national culture after entry into structure of the Russian state are considered in the article. Specifics and typicalness of the national culture’s development of one of the Northern Caucasian peoples of Russia are investigated on the example of Ossetia. In the XIX century in the Russian welfare space the culture, multinational on contents, which has become a basis of development of a new, Russian stage of development of the Eurasians civilization develops. The national culture of the ossetians became one of ethnic components of the Russian culture and the Eurasians civilization.

Keywords: transformation, modernization, culture, civilization.

Целью данной работы является показ на примере Осетии роли и места национальных культур народов России в едином российском культурном пространстве, рассматриваемом нами как Российско-евразийская цивилизация. На материале Осетии рассматривается специфика и общие закономерности, по которым происходит сложение и развитие этнокультурных особенностей народов Северного Кавказа. Исследуется процесс передачи культурного достояния от одних народов к другим на разных этапах их развития.

Основой формирования осетинского этноса были североиранские народы, кочевавших в степях и предгорье Северного Кавказа (скифы, сарматы, аланы), проникавшие и оседавшие в ущельях центральной части Большого Кавказского хребта. Самобытная культура кочевников была унаследована, развита и адаптирована к новой среде обитания предками осетин, оказала влияние на развитие культуры других народов региона.

В средние века формирование этнокультурной общности предков осетин – аланской народности и ее культуры происходило в пределах средневековых государств – Хазарского каганата, Алании и Золотой Орды, которые автор рассматривает как этапы развития социально-политической организации евразийской цивилизации, частью которой являлся северокавказский регион и населявшие его народы.

Заметное влияние на все сферы жизни населения Кавказа оказывали боровшиеся за господство в регионе державы – Иран, Арабский Халифат, Византия и Турция, использовавшие при этом духовную культуру, пытаясь утвердить среди народов региона «свою» религию. Внешняя экспансия приводила к заметным трансформациям в сфере культуры народов Северного Кавказа.

Известный специалист по истории алан В.А. Кузнецов В.А. на основе археологических материалов и анализа византийских источников считает что «…мы должны отметить неуклонный прогресс аланской культуры во второй половине I – начале II тыс. н. э., развивавшейся на самостоятельной основе и под четко обозначенным воздействием культурной интеграции с местным кавказским населением. Уровень аланской материальной культуры был достаточно высоким для своего времени и вполне соответствовал уровню общественного развития… Аланская культура находилась в постоянном общении с культурой соседних народов; будучи на стыке Востока и Запада, она имела связи и с отдаленными культурами» [1, С. 244].

В течение веков, в ходе развития разносторонних контактов, культура народов северокавказского региона сближается и приобретает много общих черт, что дает основание части исследователей говорить об особой кавказской цивилизации. По нашему мнению речь может идти не об особой цивилизации, а о региональной специфике евразийской цивилизации. Северный Кавказ, в силу своего геополитического положения является связующим звеном, «коридором» между европейской и азиатской частями Евразии. В центре региона находится степь и предгорная равнина Северного Кавказа. Единство народов Северного Кавказа и Восточной Европы формировалось в рамках единой евразийской цивилизации.

Понятия «Евразия» и «Евразийская цивилизация» как единое социокультурное пространство сформировались относительно недавно – в начале XX века [3, С. 60]. Но, как «исторически изменчивая целостность», имеющая специфические черты, Евразийская цивилизация имеет тысячелетнюю историю. Корнями она уходит в античную цивилизацию и скифскую протоцивилизацию. «Евразия» охватывает территорию от Балкан до бассейна Амура. Этнокультурное развитие предков осетин – скифов, сарматов, алан (участвовавших в этногенезе многих народов Кавказа и Восточной Европы) проходило в ее пределах. С античного до золотоордынского периодов развитие данной цивилизации происходило в форме диалектически взаимодействовавших цивилизационных компонентов – кочевого и оседлого. Социокультурным «стержнем» или «осью» евразийской цивилизации является «Великая Степь» и прилегающая к ней территория, в Новое время ставшие частью Российской империи.

В средние века в процессе развития Евразийской цивилизации в ней доминировали Византия и Монгольская империя. Киевская Русь и Алания унаследовали многие достижения Византийской культуры, в частности православное христианство. Приняв от Византии в начале X века православие, Алания становится частью христианского мира. Вместе с православием аланы усваивали такие достижения византийской культуры как право, нормы христианской нравственности, просвещение, новые формы искусства [1, С. 241-243].

Монгольская империя впервые объединяет евразийское пространство и населявшие его народы в рамках единого государства. В составе Золотой Орды (Улус Джучи) происходит объединение русских земель вокруг Московского княжества, формируется структура российского государства. Частью Золотой Орды становится средневековая Алания. В начале XIV века при хане Узбеке ислам становится государственной религией Монгольской империи [4, С. 22-23]. Часть находившихся на службе ханов алан принимает ислам [5, С. 339-340]. Но основная масса алан оставалась приверженной христианству; аланская православная церковь продолжала действовать и в золотоордынский период. Золотоордынские ханы, значительная часть подданных которых исповедовала христианство, в отличие от большинства средневековых европейских правителей, проявляли веротерпимость и покровительство лояльному духовенству.

Поступательное развитие аланской народности и традиционной культуры, зарождение процесса ее модернизации, необходимого для формирования нации и национальной культуры прерывается в конце XIV веке. На территорию Северного Кавказа и Поволжья из Средней Азии, с целью уничтожить Золотую Орду, вторглись войска среднеазиатского завоевателя Тимура (Тамерлана). Аланы, выступившие вместе с татарами и другими народами региона против Тимура, подверглись геноциду. Находившиеся на плоскости, основной части Алании, города и селения были преданы огню, население подверглось поголовному истреблению; культурные центры и государственные институты, необходимые для развития культуры и формирования нации были уничтожены.

От ранее многочисленного народа осталась небольшая, укрывшаяся в недоступных для среднеазиатских воинов горных ущельях часть, известная с этого времени как осетины. В течение трех веков этнос развивается вне рамок какого-либо государственного образования и вне влияния мировых культурных центров. В новых, неблагоприятных условиях обитания, в социокультурном развитии осетин наблюдается стагнация, многие типичные для алан достижения евразийской цивилизации были утрачены, другие трансформировались. В горах, в условиях изоляции, у осетин происходит этносоциальная дезинтеграция, возврат и консервация патриархально-родовых институтов. Ограниченные контакты между населением отдельных ущелий способствовали формированию территориальных субкультур осетинской традиционной культуры: «иронской», «дигорской», «кударской».

Уничтожение объектов культуры и гибель их носителей не позволяют в полной мере оценить уровень развития культуры Алании. Благодаря сохранению народом Нартского эпоса мы можем реконструировать многие элементы духовной культуры и религиозной системы алан-осетин и соседних кавказских народов. Анализ изложенных в эпосе религиозных представлений творцов эпоса позволяет классифицировать дохристианскую религиозную систему осетин как высшую форму развития политеизма – «энотеизм». Данная религиозная система предполагает существование «верховного» бога, что облегчало её последователям восприятие идеи «единого» бога монотеистической религии [2, С. 18-40]

Лишенные духовенства и богослужебных книг горцы продолжали сохранять доступные им элементы христианской культуры и идентифицировать себя как христианский народ. В условиях горной изоляции у осетин сложился своеобразный синкретический культ, основой которого были обряды семейного и аграрного годичных циклов. Данные обряды выполнялись старейшинами или избранными жрецами – «дзуарлагами» в святилищах – «дзуарах», в качестве которых часто использовались древние руинированные церкви.

В XVIII веке, с началом процесса присоединения Кавказа к Российской империи, в истории и культуре осетин наступает новый этап развития – период перехода от средневековья к Новому времени, период модернизации всех отраслей деятельности и культуры осетинского этносоциума. В Новое время Россия и объединенные ей народы, унаследовав и развивая культурные достижения Евразийской цивилизации, обогатив их достижениями западноевропейской культуры, формирует самобытную Российскую цивилизацию, являющуюся высшим этапом развития Евразийской цивилизации.

Сохранение осетинами элементов социокультурного наследия Византии и Орды, в том числе православной культуры, способствовали ускоренному развитию духовной культуры осетин в Новое время, и облегчило их включение в российское социокультурное пространство. Особую роль в развитии культуры Осетии и ее адаптации в российском социокультурном пространстве сыграла Русская православная церковь. Контакты России и Осетии начинаются до включения последней в состав Империи, с «восстановления христианства на Кавказе» православными миссионерами и крещения горцев, воспринимавшегося последними как принятие российского подданства.

В процессе вхождения Осетии в состав России православная церковь, опираясь на поддержку государства, восстанавливает на её территории доминирующие позиции христианства. Православие способствовало духовной консолидации этноса и интеграции осетин в русско-европейское культурное пространство, возвращению данного народа к христианской цивилизации. На базе созданной церковью системы образования формировалась национальная духовная и светская интеллигенция. Многие принесенные православием духовные ценности, нормы христианской нравственности, со временем стали восприниматься осетинами как национальные.

В XIX веке, в составе русского государства происходит консолидация этноса, его территориальных субкультур, формирование осетинской нации и национальной культуры. Активизация этих процессов связана с началом в 30-е годы массового переселения горцев на плоскость. Новые поселения формируются за счет выходцев из разных ущелий, которые начинают осознавать себя как представителей единого народа – осетин. В новой среде обитания осетины вынуждены осваивать новые сферы деятельности, включаться в рыночные отношения. Появляются социальные группы, присущие новой социальной общности – нации, в частности интеллигенция. Для большинства представителей национальной интеллигенции, несмотря на их различную конфессиональную принадлежность, характерны ориентация на Россию и стремление овладеть достижениями русской и европейской «христианской» культуры.

Через русскую культуру осетинский народ усваивает такие достижения цивилизации как образование, наука, гражданственность, новые нормы нравственности и права – формируется национальная культура. При этом в быту осетины сохранили многие элементы традиционной культуры, трансформируя их в соответствии с требованиями Нового времени и нормами российского государства, что позволяло сохранять этническую самобытность формирующейся национальной культуры. Но такие архаичные обычаи и обряды как кровная месть, умыкание или выкуп невест и др. не соответствовали правовым нормам российского государства и рассматривались как «пережитки прошлого». Против них в течение десятилетий велась борьба, как со стороны осетинского общества, так и со стороны правительства в лице кавказской администрации.

С момента присоединения Осетии к России наступает период интенсивного развития этнического сообщества, формирования современной осетинской нации. Определяющей тенденцией организации осетинского социума стала трансформация или модернизация, переход от традиционно-общинных социокультурных отношений, к диктуемым Новым временем национальным. Развиваясь в российском культурном пространстве, национальная культура осетин (и других народов региона), сохраняя национальную специфику, становится этнокультурным компонентом Российско-евразийской цивилизации. Во второй половине XIX века структурируются новые социально-экономические отношения.

В данной статье, насколько позволяет форма работы, через анализ осетинской культуры показан процесс формирования национальных культур в едином российском культурном пространстве, являющемся самобытной Российско-евразийской цивилизацией.

В ХIХ веке, получившем название «золотого века» русской культуры, вокруг неё в едином российском социокультурном пространстве развивается многонациональная по содержанию культура, ставшая базисом развития нового российского этапа развития Евразийской цивилизации. Одним из этнических компонентов российской культуры и Российско-евразийской цивилизации стала национальная культура осетин.

 

Список литературы / References

  1. Кузнецов B. A. Очерки истории алан. – Орджоникидзе: Ир, 1984. – 390 с.
  2. Дзеранов Т. Е. Религия осетин и русская культура. – Владикавказ: СОИГСИ, 2006. – 259 с.
  3. Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. – М.: Эксмо, 2007. – 733 с.
  4. Измайлов И. Л. Ислам в Золотой Орде. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – 63 с.
  5. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. – М.: Издательство «Менеджер», 2003. – 606 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Kuznetsov B.A. Ocherki istorii alan [History sketches Alan]. – Ordzhonikidze: Ir, 1984. – 390 p. [in Russian]
  2. Dzeranov T.E. Religiya osetin i russkaya kul'tura [Religion Ossetian and Russian culture]. – Vladikavkaz: SOIGSI, 2006. – 259 p. [in Russian]
  3. Trubetskoy N.S. Nasledie Chingiskhana [Genghis Khan's heritage]. – M.: Eksmo, 2007. – 733 p. [in Russian]
  4. Izmaylov I.L. Islam v Zolotoy Orde [Islam in the Golden Horde]. – Kazan: Tatar. kn. izd-vo, 2008. – 63 p. [in Russian]
  5. Alemany A. Alany v drevnikh i srednevekovykh pis'mennykh istochnikakh [Alana in ancient and medieval written sources]. – M.: Izdatel'stvo «Menedzher», 2003. – 606 p. [in Russian]