ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ «КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Леонова О.В.
ORCID: 0000-0002-4209-4602, Старший преподаватель, Аспирант, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт социальных отношений, Кафедра религиоведения, социально – культурной антропологии и туризма
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ «КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Аннотация
В статье анализируются основы философии и основной метод исследования у К.Э. Циолковского. Им является принцип материалистического монизма. Главное гносеологическое содержание этого принципа, идея единства бытия, единство законов развития материи и разума во вселенной. К.Э. Циолковский был убежден в том, что в мире действуют единые законы развития, единые законы для эволюции живой и косной материи. По его мнению, по этим законам, в соответствии с ними, развивается и космос и Земля и человек, и человеческое общество. С этой точки зрения Земля, как планета Солнечной системы, являясь частью космоса, так же подвержена действию всеобщих законов. В своем развитии она развивалась естественным путем, путем эволюции материи во вселенной. Эволюции Земли – это путь эволюции многих иных планет в нашей Галактике и во вселенной вообще. Этот путь в общем виде описывается Канто - Лапласовской небулярной теорией.
Ключевые слова: монизм, Циолковский, космическая философия, небулярная теория, эволюция вселенной.Leonova O.V.
ORCID: 0000-0002-4209-4602, Senior lecturer, Postgraduate student, Kaluga state University of K.E. Tsiolkovsky, Institute of social relations, Department of religious studies, socio – cultural anthropology and tourism
THE ONTHOLOGICAL FOUNDATION OF THE "COSMIC PHILOSOPHY" OF K.E. TSIOLKOVSKY
Abstract
The article analyzes the basic philosophy and the basic method of the study of K. E. Tsiolkovsky. It is the principle of materialist monism. The main epistemological content of this principle, the idea of the unity of life, unity of laws of development of matter and mind in the universe. K. E. Tsiolkovsky was convinced that in the world there are common laws of development of the unified laws for the evolution of living and inert matter. In his opinion, these laws, in accordance with them, develops, and space and Earth and man and human society. From this point of view the Earth as a planet the Solar system, being part of the cosmos, as subject to universal laws. In its development it has evolved naturally through the evolution of matter in the universe. The evolution of the Earth is the path of evolution on many other planets in our Galaxy and in the universe at all. This path in general was described in Kanto - Laplace nebular theory.
Keywords: monism, Tsiolkovsky, space philosophy, nebular theory, evolution of the universe.В значительной мере вся “космическая философия” К.Э.Циолковского была устремлена в будущее, обращена в него. Мотивация настоящих и прошлых моментов в жизни вселенной была лишь той необходимой, неизбежной основой, без которой невозможно было выстроить философию будущего. Именно поэтому К.Э.Циолковский наиболее ярок в своих описаниях, наиболее красноречив и старается быть наиболее убедительным именно тогда, когда речь идет о будущем. Будущая жизнь, будущее счастье, близкое и более отдаленное, наиболее интересны для ученого, дают максимальный простор его фантазии, открывая невиданные ранее оптимистические горизонты. [1, с.55-64.]
Именно поэтому размышления об эволюции земли, человечества, жизни вообще и разума занимают значительное место в работах К.Э.Циолковского. Прогностические работы, связанные с выяснением будущего человечества и человека, его развития в разных частях развивающейся монистической вселенной, это та принципиально новая отрасль научного знания, одним из основателей которой по праву можно считать именно К.Э.Циолковского. [2, с. 24-30.] И, пожалуй, одной из главных задач для ученого здесь был вопрос выяснения места человечества во вселенной, роли разума в ее эволюции, а, если быть еще более точным, ученый пытался выяснить предназначение человечества и разума во вселенной. Именно здесь он максимально современен, а, подчас, значительно опережает время, предлагая варианты ответа на вопрос совершенно фантастические, он до конца старается остаться в рамках научных подходов. В то же время, не смотря на это, К.Э. Циолковский постоянно остается на позициях утопизма при рассмотрении вопроса о социальном идеале.
По мнению К.Э. Циолковского, Земля, как и вся Солнечная система, как и Галактика, и вселенная в целом, образовались естественным путем, как один из закономерных этапов в развитии космоса. Путь эволюции земли из протопланетного облака - это естественный и закономерный, обычный путь возникновения и развития всех иных планетных систем во вселенной, которые появились вокруг своих звезд - Солнц. Различным здесь является лишь время образования планетных систем и то, что определенные параметры у этих систем различаются (количество планет, их близость к центральному телу, наличие у планет спутников, удаленность от ядра Галактики и т.д.). Часть солнечных систем возникает раньше, другая позднее, некоторые уже погибли, иные находятся лишь в процессе своего зарождения, формирования. Земля, как считает ученый, возникла относительно недавно, по космическим меркам. [4, л.2]. Поэтому, вполне вероятно, что многие солнечные системы возникли ранее, и ряд планет во вселенной появился ранее Земли. Естественно, что на планетах со сходными условиями (с такими же параметрами, как и на Земле), жизнь и разум появились раньше, чем на Земле, они значительно обогнали Землю и земной разум в своей эволюции. В то же время, как считал К.Э.Циолковский, не смотря на то, что возраст земли и человека незначительны, это не должно становиться поводом для нашего огорчения. [5, л.2]. Дело в том, что человеческая цивилизация находится лишь в самом начале своего долгого периода развития, своей жизни. Пройденные ею этапы эволюции - это лишь самое начало пути. Сам путь развития, эволюции, в том числе и жизни, как мы уже увидели ранее, по мнению ученого, это своеобразная лестница, на которой переход от неживого к живому, от неорганического к органическому, от неразумного к разумному достаточно постепенен, мало ощутим. Здесь очень трудно найти какие-либо границы и четкие барьеры. Цепь развития жизни, по мнению К.Э.Циолковского, состоит из следующих ступеней:
- Атомы эфира - это основа бытия, основа всего, истинный фундамент Вселенной.
- Атомы физические, материальные, те, которые известны современной науке и из которых состоит вещество вселенной.
- Следующим этапом, ступенью в развитии жизни на планете является возникновение простейших живых существ (бактерий, микроорганизмов) и простейших растений (водорослей, прежде всего одноклеточных).
- В дальнейшем на Земле, в результате длительной цепи эволюционных превращений и переходов возникают сложные растения и животные.
- Закономерным и неизбежным этапом во всей этой эволюции является появление человека - живого существа, обладающего разумом, неразрывно связанным с природой, но способным познавать природу и видоизменять её, т.е. активно вмешиваться в процессы, происходящие в природе.
Таков, по мнению ученого, путь эволюции, которую прошла жизнь на Земле, а, значит, ее она проходит и во всем космосе, в подобных частях его. [3, с.23]. До этого момента К.Э.Циолковский остается в своих рассуждениях и гипотетических построениях достаточно традиционным. Но для ученого все это не более чем основа, не более чем трамплин для смелого, (не только для своего времени!) возможно, неожиданного, но крайне динамичного и оптимистичного вывода: человек не предел в эволюции вселенной, но лишь начальная стадия в эволюции разума.
К.Э.Циолковский полагал, что на человеке эволюция не остановится, но последует далее. Современный уровень развития цивилизации, который нам самим представляется высшим и совершенным, на самом деле, является лишь одним из начальных этапов в поступательном развитии интеллекта. Это его начальная ступень развития. Для того, чтобы быть последовательным и логичным в своих рассуждениях, ученый должен был решить сложный и важный вопрос: разум возникает в живой природе, но как же появляется сама жизнь? Он важен методологически. Ведь от его верного решения, от решения вопроса о том, как возникла жизнь на Земле, зависело решение вопросов о том, как возникла жизнь на других подобных планетах в монистической вселенной.
Ученый указывал на два принципиально возможных пути появления жизни на Земле (и, следовательно, на планетах вообще). Наиболее логичным и естественным, а, значит, и наиболее возможным и вероятным, был путь самозарождения жизни на планете из её вещества. В результате сложных естественных (природных) физико-химических процессов, реакций и взаимодействий, на протяжении миллионов лет эволюции, из неживой природы возникают первые простейшие живые образования. К.Э.Циолковский не называет их, но говорит о неких “комочках живого вещества”, В любом случае, по его мнению, это наиболее вероятный, объективный и закономерный процесс возникновения жизни на планете.
Второй вероятный путь появления жизни на планетах - занос живого вещества в виде неких спор или зародышей жизни, из космоса. Попадая на поверхность планет, эти споры, дают начало жизни. Красивая идея панспермии, выдвинутая шведским ученым Сванте Аррениусом, в принципе не отвергается и К.Э.Циолковским. Но она не удовлетворяет его научного подхода к проблеме. Поэтому, объективно, К.Э.Циолковский выступал против этой идеи. Гипотеза панспермии не удовлетворяла ученого, т.к. не давала объяснения появлению самих спор жизни, источника их происхождения. Эта гипотеза, следовательно, могла объяснить лишь вторичные этапы развития жизни, её расселения по планетам. Поэтому, по мнению К.Э.Циолковского, наиболее приемлемым вариантом возникновения жизни во вселенной (т.е. на планетах), был вариант самозарождения её естественным путем.
Таким образом, ученый приходит к выводу о естественном характере развития жизни и разума на Земле и в космосе, о его закономерном развитии, прогрессивном, поступательном характере развития разума. При этом К.Э.Циолковским особая роль уделяется развитию цивилизаций во вселенной. Цивилизации во вселенной, это закономерный этап развития разума, одна из ступеней, один из этапов в его развитии. Как уже говорилось ранее, главной целью бытия вселенной К.Э.Циолковский считал достижение вселенной счастья. И здесь большая и активная роль принадлежала цивилизациям, разуму, порожденному вселенной. Порожденный вселенной, прогрессивно развивающийся, разум, на этапе своего космического цивилизационного развития, начинает активным образом познавать вселенную. Исследуя законы, управляющие её бытием, разумные цивилизации, в конечном итоге, способны воздействовать на процессы, протекающие во вселенной, устраняя вредные для разума, а, значит, и для всей вселенной, (ведь разум - часть вселенной) влияния, порождая добро и счастье, распространяя его по вселенной.
Вопрос о возможности (и вероятности) существования иных цивилизаций был очень важен для К.Э. Циолковского и разрешался им положительно. Да иначе и быть не могло. Ведь в монистической вселенной ученого было сколько угодно места для жизни и активной деятельности многих и многих цивилизаций, возникших в разное время, или же одновременно (они возникают на основании единых законов, подобно появлению земной цивилизации). К.Э. Циолковский был глубоко убежден в том, что разумная жизнь на Земле не уникальна. Таким образом, вселенная у К.Э. Циолковского оказывалась потенциально счастливой (за счет того, что вечно “счастливые” атомы эфира пронизывали всю вселенную) и активно счастливой, за счет активной деятельности в космосе разумных цивилизаций.
Список литературы / References
- Лыткин В.В. Основания космической антропологии в трудах К.Э. Циолковского как вариант «философии жизни». /В.В. Лыткин// Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал. Выпуск №4. – Белгород: «Белгородский государственный институт искусств и культуры», 2014. – С.55-64
- Лыткин В.В. Философско-антропологические идеалы в наследии основных представителей русского космизма/В.В.Лыткин // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». – №2 (145). – Вып. 23. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2013. – С. 24-30.
- Циолковский К.Э. Атлас дирижабля из волнистой стали./К.Э. Циолковский// - Калуга, 1931. – 24с.
- Циолковский К.Э. Натуральные основы. /К.Э. Циолковский//- Архив РАН. ф.555, оп.1, д.510, л.2 об. С.1-2.
- Циолковский К.Э. Непрерывность высшей жизни. /К.Э. Циолковский// -Архив ГМИК им. К.Э.Циолковского. ф.1, оп.1, д.107, л.2 об. С.1-2.
Список литературы на английском языке / References in English
- Lytkin V.V. Osnovaniya kosmicheskoy antropologii v trydax K.E. Tsiolkovskogo oak variant “filosofii jizni”. [The origins of space anthropology in the works of K.E. Tsiolkovsky as a variant of the "philosophy of life".] /V.V. Lytkin// Nayka. Iscusstvo. Kultyra. Naychnii recenziryemii jyrnal. Vipysc №4. [Science. Art. Culture. Scientific peer-reviewed journal. Issue No. 4]. – Belgorod: "Belgorod state Institute of arts and culture," 2014. – P. 55-64 [in Russian]
- Lytkin V.V. Filosovskio-antropologicheskie ideal v nasledii osnovnix predstaviteley rysskogo kosmizma. [Philosophical-anthropological ideals in the heritage of the main representatives of Russian cosmism ]/ V.V. Lytkin// Naychnie vedomosty BelGY. Seria “Filosofia. Sociologiya. Pravo.” - №2 (145).- Vio.23.-[Scientific statement of BSU. / Series "Philosophy. Sociology. Low". – №2 (145). – Vol. 23. ]– Belgorod: BSU, 2013. – P. 24-30. [in Russian]
- Tsiolkovsky K.E. Atlas direjablya iz volnistoi stali.[Atlas of the airship of wavy steel. ] /K.E. Tsiolkovsky// - Kaluga, 1931. – 24P. [in Russian]
- Tsiolkovsky K.E. Natyralnie osnovi. [Natural substrates.]/K.E.Tsoilkovsky// Arhiv RAN.[ Archives of RAS]. F.555.- L.1.- D.510.- P.1-2. [in Russian]
- Tsiolkovsky K.E. Nepririvnost vischey jizni [The continuity of the higher life.]/ K.E. Tsoilkovsky// Arhiv GMIK im. K.Je.Ciolkovskogo [Archive of SMHC of K.E. Tsiolkovsky]. F.1.- L.1.- D.107.- P.1-2.[in Russian]