НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.008
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
2016/12/19
PDF

Грушевицкая Т.Г.

ORCID: 0000-0001-7859-7781, Кандидат философских наук, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт социальных отношений, Кафедра религиоведения, социально – культурной антропологии и туризма

НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В современном мире, основанном на плюрализме, существует множество социальных групп, выделяемых по самым разным основаниям. Каждый человек принадлежит к целому ряду таких групп, на основании чего у него складывается множество различных идентичностей. Среди них – этнокультурная и национальная идентичности, отнюдь не тождественные друг другу. Их формирование связано с усвоением этнической и национальной культуры, между которыми есть существенные отличия, базирующиеся на разнице между этносом и нацией. В статье показаны пути формирования данных идентичностей и специфика этого процесса в современной России.

Ключевые слова: идентичность, этнос, нация, этническая культура, национальная культура, этническая идентичность, национальная идентичность.

Grushevitskaya T.G.

ORCID: 0000-0001-7859-7781, PhD in Philosophy, Kaluga state University of K.E. Tsiolkovsky, Institute of social relations, Department of religious studies, socio – cultural anthropology and tourism

NATIONAL AND ETHNOCULTURAL IDENTITY IN MODERN SOCIETY

Abstract

In the modern world, based on pluralism, there are many social groups allocated for a variety of reasons. Every person belongs to several groups on the basis of which he develops many different identities. Among them is ethno-cultural and national identity, not identical to each other. Their formation is connected with the assimilation of ethnic and national culture, between which there are significant differences based on the difference between ethnos and nation. The article demonstrates the ways of formation of these identities and the specifics of this process in contemporary Russia.

Keywords: identity, ethnicity, nation, ethnic culture, national culture, ethnic identity, national identity.

Понятие идентичности широко используется в современных социально-гуманитарных науках и философии с 1960 годов, когда в широкий научный оборот его ввел Э. Эриксон [4]. «Кто я?» - ответ на этот вопрос важен для любого человека. И он получает его, осознавая свою принадлежность к той или иной социальной группе и испытывая при этом определенные эмоции. В современном мире, одной из основ которого является плюрализм, характерной чертой является отсутствие каких-либо доминант, единообразия и однородности, в том числе и социальной. Поэтому существование множества разных социальных групп – характерная черта нашей эпохи. Причем выделяются подобные группы по самым разным основаниям – экономическим, политическим, религиозным, этническим и т.д. В силу этого каждый человек является частью самых разных социальных групп, что формирует у него множество разных идентичностей. Обладая целым «букетом» идентичностей, каждый человек актуализирует в разные моменты жизни и в разных ситуациях ту из них, которая в данный момент выходит на первый план.

Среди множества идентичностей особое место занимают этническая и культурная идентичности, неразрывно связанные друг с другом. Именно они делают людей немцами, японцами, американцами и т.д. Ну а нас они делают русскими. Не менее важна и национальная идентичность, которая хотя и связана с этнокультурной идентичностью, но не тождественна ей. Этот тезис требует расшифровки, так как в массовом сознании понятия «этнос» и «нация», а, следовательно, «этническая» и «национальная» культуры нередко рассматриваются как синонимы. К сожалению, такая точка зрения была общепринятой в советской науке. Так, в «Философском энциклопедическом словаре» даже нет отдельной статьи об этносе, а этнические особенности рассматриваются как часть национальных характеристик [3, С. 417]. Лишь с 1990 годов мы стали ориентироваться на международную практику, где этнос указывает на социокультурную общность людей, а нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию. Таким образом, нация всегда связана с наличием государства, политического единства. Конечно, государство может быть моноэтническим (например, Исландия), но в современном мире большинство государств – полиэтнические, включают в себя множество разных народов. Поэтому нация, как правило, состоит из представителей самых разных этносов – граждан одного государства. Но в нашей стране такое понимание стало формироваться лишь недавно. Так, в проекте Стратегии государственной национальной политики предлагалось определение российской нации как «сообщества граждан РФ разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою гражданскую общность и политико-правовую связь с российским государством»[1, С.74-75]. Но в массовом сознании оно пока не утвердилось.

Любая социальная группа базируется на единой культуре, которая в данном случае понимается как образ жизни, характерный для какой-то группы. Таким образом, фундаментом как этноса, так и нации является, соответственно, этническая и национальная культуры, которые существенно различаются. Так, любая этническая культура является способом приспособления этноса к среде своего обитания, понимаемого в широком смысле (природа, история, социальное окружение, развитие экономики, науки, техники и т.п.). Она начинает формироваться, когда группа людей осознает свое единство, наличие общих потребностей и интересов, стимулирующих их к коллективным действиям для удовлетворения своих нужд. Эта деятельность происходит в специфических условиях, которые формируют уникальный опыт, отличающийся от опыта других подобных сообществ. Ведь потребности у всех людей сравнительно единообразны, но условия и способы их удовлетворения всегда более или менее различаются. В итоге это ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых не просто сохраняется во времени, но и повышается от поколения к поколению за счет накопления культурных различий. Именно это делает этнические культуры уникальными образованиями, непохожими друг на друга. Закрепляется эта непохожесть в специфической системе ценностей – идеалов, к достижению которых стремится данный этнос, причем эти идеалы можно представить в виде пирамиды ценностей. Хотя сам по себе набор ценностей может быть стандартным (жизнь, здоровье, богатство, дружба, любовь и т.д.), но их ранжирование и понимание в каждой культуре свое. На системе ценностей, в свою очередь, надстраивается совокупность норм и правил, действующих в культуре. Они определяют способ действий, позволяющих воплотить ценности в жизнь. Именно на них строится реальное поведение людей в тех или иных конкретных ситуациях. Таким образом, любую этническую культуру можно представить в виде «культурного айсберга», большая часть которого скрыта под «водой» (в подсознании). Именно там находятся ценности и  нормы культуры. А на «поверхности» остается человеческое поведение, чаще всего принимающее форму стереотипов – автоматизированных моделей поведения, мышления и восприятия, рассматривающихся как само собой разумеющиеся, не требующие объяснения или подтверждения.

Как правильно, этнические культуры (как и этносы) проходят длительный путь развития, занимающий не один век, растут и развиваются вместе со своим этносом. И результатом этого процесса могут быть как огромные многомиллионные этносы, находящиеся на высоком уровне культурного развития, достижения которых признаются мировым сообществом и включаются в мировую культуру, так и небольшие бесписьменные народы, насчитывающие лишь несколько сотен человек, известные лишь специалистам этнографии и антропологам.

Сегодня в мире почти не осталось чистых этнических культур, поэтому любая культура складывается из этнически нейтральных (общемировых и национальных) и этнически окрашенных черт культуры, так как народы не могут обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Поэтому лучше использовать понятие «культура этноса», понимая под ним совокупность всех элементов культуры как этноспецифических, так и этнически нейтральных.

Совсем иначе формируется национальная культура. Ведь ее задача – быть цементом, скрепляющим государственное единство, дать представителям разных этносов и конфессий то, что сможет их объединить, мотивировать действовать на благо государства и живущих в нем людей. А для этого нужна целенаправленная и продуманная работа идеологов, политтехнологов, журналистов, писателей, других деятелей художественной культуры, которые сформулируют и будут внедрять в общественное сознание те идеологемы, на которых может произойти мобилизация людей и они осознают себя не только представителями какой-то этнокультурной общности, но и гражданами своего государства. С этой точки зрения особую важность приобретает литература, потому что именно писатели первыми задаются вопросами: кто мы как нация? Куда мы идем? Каковы наши цели? Поэтому часто о рождении национальной культуры судят по появлению литературного (письменного) языка и национальной литературы. Так когда-то произошло с Россией – золотой (Пушкинский) век, создавший русскую литературу, предшествовал формированию российской нации. Несколько позже (во второй половине XIX века) так же появилась и американская нация. Таким образом, национальная культура не может быть бесписьменной, и этим она существенно отличается от этнических культур. А наличие государственного языка – обязательный компонент национальной культуры. Серьезным отличием является и то, что национальная культура не может формироваться спонтанно. Большинство ее компонентов – результат серьезной работы политической элиты данного общества. Среди них – общенациональные символы, к которым относится герб, флаг, гимн. Сюда же относятся идеологемы, кратко, но ярко дающие ответ на вопросы, что из себя представляет наше государство, зачем и ради чего оно существует, иными словами, отражающие национальную идею. В.В. Путин в своих выступлениях последних лет такой национальной идеей называет патриотизм. Не может обойтись национальная культура и без разработанной правовой системы – люди должны чтить одни и те же законы. Национальные традиции – еще один компонент национальной культуры. Особое значение принадлежит национальному календарю праздников. Обязательным условием вхождения праздника в этот список является его этническая и конфессиональная нейтральность – только в таком случае он будет воспринят большинством населения данного государства. Так, в нашем календаре можно найти праздники как старые и давно любимые народом (Новый год, 23 Февраля - День защитников Отечества, 8 Марта – Международный женский день, 9 Мая – День Победы), так и новые, появившиеся совсем недавно (12 июня – День России, 4 ноября – День народного единства и др.). Составной частью национальной культуры также является единый культурный (цивилизационный) код, который «характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру»[2].

Усвоение как этнической, так и национальной культуры происходит в процессах социализации и инкультурации – овладения знаниями и навыками, необходимыми для жизни в родной культуре. Начинается этот процесс с рождения ребенка и продолжается всю жизнь, хотя его наиболее важным периодом является детство (период с рождения и до достижения возраста 14-15 лет). Именно в этой, первичной стадии инкультурации, мы овладеваем «азбукой» родной культуры. Позже, став взрослыми, мы лишь корректируем и дополняем сложившийся у нас набор стереотипов и ментальных программ, совокупность которых и является пресловутым «национальным характером» или ментальностью. Параллельно формируется и национальная идентичность. И здесь ведущую роль играет система образования и СМИ, через которые элиты и государство транслируют систему государственных и общегражданских идей и ценностей.

Результатом становится формирование этнической и национальной идентичности, которые, как показывают социологические опросы, коррелируют между собой. Так, с российской идентичностью респонденты связывали государство, место России в мире, историю страны, достижения в области науки, искусства, спорта, военного дела. А этническая идентичность выводилась из происхождения родителей, языка, обычаев, обрядов и конфессиональной принадлежности. [1, С.80]

Безусловно положительной тенденцией является то, что последние двадцать лет можно говорить о растущей российской идентичности, которая вместе с этнической идентичностью интегрирует людей. Но проблем в этой области еще достаточно, именно их и должен решить закон об основах государственной и национальной политики в РФ.

Список литературы / References

  1. Дробижева Л.М. Российская идентичность: факторы интеграции и проблемы развития / Л.М. Дробижева // Социологическая наука и социальная практика. - 2013. - № 1. - С.74-84.
  2. Российская Федерация. Указы Президента РФ. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 [Электронный ресурс] http://zakonbase.ru/content/part/1293590 (дата обращения 12.11.2016).
  3. Философский энциклопедический словарь / Под ред.: Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Drobizheva L.M. Rossijskaja identichnost': faktory integracii i problemy razvitija [Drobizheva L.M. Russian identity: factors of integration and problems of development] / L.M. Drobizheva // Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika [Sociological science and social practice]. - 2013 № 1. - P. 74-84. [in Russian]
  2. Rossijskaja Federacija. Ukazy Prezidenta RF. O strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 19.12.2012 № 1666 [Russian Federation. Strategy of state national policy of the Russian Federation for the period until 2025. The decree of the President of the Russian Federation of 19.12.2012 No. 1666] [Electronic resource] - URL: http://zakonbase.ru/content/part/1293590 (accessed on 12.11.2016). [in Russian]
  3. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary] / edited by L.F. Il'icheva, P.N. Fedoseeva, S. M. Kovaleva and others. - M.: Soviet encyclopedia, 1983. – 840 p. [in Russian]
  4. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis: Per. s angl. / Obshh. red. i predisl. Tolstyh A. V [Erikson E. Identity: youth and crisis] / General editorship and Foreword by Tolstyh A. V. – M.: Publishing group "Progress", 1996. – 344 p. [in Russian]