ИММУНОБИОХИМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА У ПАЦИЕНТОК ПРИ НАРУЖНОМ ГЕНИТАЛЬНОМ ЭНДОМЕТРИОЗЕ В СОЧЕТАНИИ С ГИПОТИРЕОИДНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.097
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
2016/12/19
PDF

Коробков Д.М.1, Вечканова Н.А.2

1ORCID: 0000-0001-8948-0052, 2ORCID: 0000-0001-8563-9759, Кандидат биологических наук, ст. преподаватель, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева

ИММУНОБИОХИМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА У ПАЦИЕНТОК ПРИ НАРУЖНОМ ГЕНИТАЛЬНОМ ЭНДОМЕТРИОЗЕ В СОЧЕТАНИИ С ГИПОТИРЕОИДНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Аннотация

Приведены данные о течении генитального эндометриоза в сочетании с тиреоидной патологией, подробно описана клинико-лабораторная картина данной нозологической категории, также произведена биохимическая и иммунологическая оценка течения оксидативного стресса при генитальном эндометриозе. Результаты исследований показали, что гипотиреоз усугубляет «оксидативный стресс» у больных с наружным генитальным эндометриозом, за счет увеличения количества лактоферрина и IL-6 на фоне общего снижения трансферрина и ферритина.

Ключевые слова: генитальный эндометриоз, оксидативный стресс, IL-6, трансферрин, ферритин.

Korobkov D.M.1, Vechkanova N.A.2

1ORCID: 0000-0001-8948-0052, 2ORCID: 0000-0001-8563-9759, PhD in Biology, Senior Lecturer, National Research Mordovia State University

IMMUNOBIOCHEMICAL ASSESSMENT OF KEY INDICATORS OF OXIDATIVE STRESS IN PATIENTS WITH EXTERNAL GENITAL ENDOMETRIOSIS IN COMBINATION WITH HYPOTHYROID PATHOLOGY 

Abstract

The data on the course of endometriosis in combination with thyroid pathology, described in detail the clinical and laboratory features of the nosological categories also performed biochemical and immunological evaluation of oxidative stress flow in genital endometriosis. The results showed that aggravates hypothyroidism "oxidative stress" in patients with external genital endometriosis, by increasing the amount of lactoferrin and IL-6 against the general decline of transferrin and ferritin.

Keywords: genital endometriosis, oxidative stress, IL-6, transferrin, ferritin.

На сегодняшний день генитальный эндометриоз является одной из актуальнейших проблем современной медицины. В условиях нарушенной детоксикации, образуются активные свободнорадикальные соединения, приводящие к так называемому «оксидативному стрессу», который в настоящее время рассматривается как один из ключевых механизмов развития многих заболеваний.

Оксидативный стресс, определяется как состояние, при котором нарушается баланс между продукцией активных кислородных метаболитов (АкКМ) и системой их обезвреживания [1, С.25]. В основе образования АкКМ ведущая роль принадлежит гидролизу перекисей, где конечными продуктами выступают соединения высокореакционных гидроксиль­ных радикалов. Высокореакционные гидроксиль­ные радикалы являются триггерным механизмом, который запускает процессы перекисного окисления липидов и гиперпродукцию цитокинов, включая IL-1, IL-6, IL-8, TNF-A. К системе детоксикации организма, которая защищает организм он негативного воздействия АкКМ относятся антиоксидантные ферменты и металлопротеины.

В настоящее время создана целая доказательная база, объясняющая важную роль железотран­спортных белков - лактоферрина и трансферрина, а также NO-связывающей спо­собности белков крови в происхождении оксидативного стресса, который способствует формированию эндометриоза как на локальном, так и на системном уров­нях. Множество научных работ посвящены исследованию механизмов НГЭЗ, но стоит учесть, что до настоящего времени не изучены изменения, которые происходят при НГЭЗ в сочетании с тиреоидной патологией, а именно с гипотиреозом.

Цель исследования: Определить особенности оксидативного стресса при НГЭЗ в сочетании с гипотиреозом.

Материалы и методы. Было проведено комплексное клинико-лабораторное и инструментальное обследование 82 женщин с верифицированным диагнозом НГЭЗ. Возраст женщин варьировался от 21 до 38 лет. Первую группу составили 42 женщины с НГЭЗ без тиреоидной патологии, во вторую группа вошли 40 жен­щина с НГЭЗ и сопутствующим гипотиреозом. Средний возраст женщин в 1-ой группе 28,9±1,5 лет. Из первой группы 21 пациентка поступила на плановое оперативное лечение по пово­ду эндометриоидных кист яичников. У 12 пациенток (28,5%) больных лечились по поводу бесплодия и в ходе обследования были выявлены очаги НГЭЗ по брюшине. Средний возраст женщин во 2-й группе составил 34,1±1,5 года. Пятнадцать (37,5 %) женщин первично обратились к эндокринологу и лечились по поводу АИТ манифестного гипотиреоза, но в связи с жалобами на боли внизу живота и дисменорею были обсле­дованы у гинеколога, в результате чего у всех был выявлен наружный генитальный эндометриоз. Десять (25%) пациен­ток обратились к гинекологу с жалобами на дисменорею и бесплодие, при дообследовании была выявлена патология щитовидной железы (гипотиреоз) и эндометриоидные кисты яичников. Девять (22,5%) пациенток предъявляли жалобы на боли в области таза и диспареунию, при лапароскопии у них выяв­лен НГЭЗ, а в анамнезе был гипотиреоз.

Методика исследования включала тщательное изучение анамнеза, основные клинические методы исследования, гинекологический осмотр, УЗИ органов малого таза и щитовидной железы, гистологическое и иммунологическое исследования. Во всех случаях диагноз НГЭЗ был верифицирован гистологически. В исследовании были использованы биохимические анализаторы, для определения уровня трансферринов был применен хемилюминисцентный анализатор Bender Lab-2 (Германия). Статистическая обработка данных была проведена с помощью программы Statistica 6.0. Достоверным считали результаты при p<0,05.

Результаты и их обсуждение. В работах многих авторов указывается, что при аутоиммунных тиреоидитах отмечается понижение показателя лактоферрин, но нами были совершенно иные результаты, концентрация данного белка в сыворотке крови в комплексе при гипотиреоидной патологии с НГЭЗ в достаточной мере превы­сила нормативные уровни, составив 1250±119 нг/мл (р<0,05), при сравне­нии с аналогичным показателем у женщин с НГЭЗ без гипотиреоза (905±56, р<0,01).

Повышение нормативных уровней лактферрина у пациенток во 2-ой группе, возможно обусловлено тем, что гипотериоз в комплексе с НГЭЗ способствует активации как местного, так и системного иммунного ответа, что и проявляется в активизации процессов свободного перикисного окисления и, по всей вероятности, может усугубить течение данных патологий в совокупности. Ферритин являясь основной формой депонированного железа, в то же время служит весьма информативным и объективным показателем запасов железа в организме.

По результатам наших исследований, концентрация ферритина в сыворотке крови женщин с НГЭЗ без тиреоидной патологии в значительной мере превысила нормативные уровни, составив 181 ±71 нг/мл (р<0,05), причем содержание этого белка достоверно выше в сравнении с группой пациенток с НГЭЗ и гипотиреозом (12,2±0,98 нг/мл, р<0,001). При данных патологиях происходят сбои в работе ферментных защитных систем (зачастую, пониже­ние активности супероксиддисмутазы), либо систем, связывающих ионы железа в плазме крови (трансферрин и церулоплазмин) и в клеточных структурах (ферритин). Гидроксидные радикалы и перекиси вступаются в альтернативные реакции - образование двухвалентного железа из трехвалентного. Закономерно, что снижение ферритина - косвенный показатель акти­вации оксидативного стресса в клетках у больных с НГЭЗ и гипотиреозом. Нами так же были изучены уровни трансферина в сыворотке крови и выяснилось, что его уровни у больных в обеих группах вполне соответствуют средним нормативным значениям, но уровень трансферрина во 2-й группе составил 1,9±0,07 г/л, что достоверно ниже в сравнении с группой женщин с НГЭЗ без гипотиреоза (2,5±0,2, р<0,05). Ионы железа неотъемлемая часть жизнедеятельности тканей, и ключевым звеном в этих процессах является трансферрин именно при его помощи осуществляется синтез железа в клетках, откуда и происходит встраивание ионов железа в железосодержащие белки. По всей вероятности, понижение уровня трансферрина один из маркеров активации оксидативного стресса. Многие авторы делают акцент на то, что одной из возможных причин возникновения и развития эндометриоза служат генетически детерминированные дефекты белковой части трансферрина. По результатам наших исследований наблюдается понижение концентрации трансферрина, что, вероятно, является пред­располагающим фактором в формировании эндометриоза под влиянием гипотиреоза.

Показателем активации оксидативного стресса также является изменение количества цитокинов (IL-6, IL-8, TNF-α). Концентрация IL-6 в сыворотке крови у женщин с НГЭЗ и сопутствующей гипотиреоидной патологией составила 7,1±1,7 пг/мл, что достоверно ниже в сравнении с таковыми значениями у пациенток в 1-ой группе (10 ±1,5 пг/мл, p<0,05).

Аналогичная картина прослеживается относительно секреции IL-8: у больных во второй группе она составила 52±12 пг/мл, что достоверно ниже в сравнении с таковой у женщин в первой группе (98±20 пг/мл, p<0,05). Предположительно, дан­ные закономерности свидетельствует о манифестном течении оксидативного стресса, протекающего при сочетании гипоти­реоза и НГЭЗ.

Выводы. Гипотиреоз усугубляет «оксидативный стресс» у больных с НГЭЗ, что проявляется в активации реакций свободноради­кального окисления и перекисного окисления липидов, за счет увеличения количества лактоферрина и IL-6 на фоне общего снижения трансферрина и ферритина.

Список литературы / References

  1. Коробков Д.М. Влияние свободнорадикального окисления на развитие рака молочной железы и эффективность противоопухолевого воздействия/ Д.М. Коробков // Материалы VIII международной научно-практической конференции Академическая наука - проблемы и достижения VIII. Издательство CreateSpace, 2016. – Т.2. – С. 25-27.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Korobkov D.M. Vlijanie svobodnoradikal'nogo okislenija na razvitie raka molochnoj zhelezy i jeffektivnost' protivoopuholevogo vozdejstvija [Influence of free radical oxidation in the development of breast cancer and efficacy of anticancer effects] / D.M. Korobkov // Materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Akademicheskaja nauka - problemy i dostizhenija VIII [Materials of the VIII International scientific-practical conference Academic science - Challenges and achievements VIII]. Izdatel'stvo CreateSpace, 2016. – V.2. – P. 25-27. [in Russian]