БОЛЬШАЯ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ И КРИЗИС КОЧЕВОГО СКОТОВОДСТВА У КАЛМЫКОВ В XIX В.

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.068
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
2016/12/19
PDF

Батыров В.В.

ORCID: 0000-0001-9014-4910, кандидат исторических наук, Калмыцкий научный центр РАН

БОЛЬШАЯ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ И КРИЗИС КОЧЕВОГО СКОТОВОДСТВА У КАЛМЫКОВ В XIX В.

Аннотация

Бытование большой патриархальной семьи у калмыков во второй половине XIX в. является достаточно неизученной темой. Длительное время в исторической литературе считалось, что господствующей формой семьи в калмыцком обществе в XIX в была малая моногамная семья. Данное исследование позволяют уточнить время бытования большой патриархальной семьи среди калмыков в XIX в. Установлено, что главными причинами исчезновения большой патриархальной семьи у калмыков стали реформа 1892 г., приведшая к изменению традиционного хозяйственного уклада — переходу к полуоседлому образу жизни. В результате главы больших патриархальных семей стали отделять семьи совершеннолетних членов мужского пола для получения дополнительного пая из общинных сенокосных угодий, что вкупе с вышеизложенным привело к сегментации большой патриархальной семьи в конце XIX в.

Ключевые слова: семья и брак у калмыков, история Калмыкии, большая патриархальная семья, малая моногамная семья, традиционная культура, кочевое скотоводство.

Batyrov V.V.

ORCID: 0000-0001-9014-4910, PhD in History, Kalmyk Scientific Centre, Russian Academy of Sciences

KALMYK PATRIARCHAL FAMILY AND CRISIS OF NOMADIC CATTLE BREEDING IN THE 19TH CENTURY

Abstract

Existence of a кalmyk patriarchal family in the 19th century is rather unexplored topic. For a long time in the historical literature it was thought that the dominant form of family in the Kalmyk society in the 19th century was a monogamous family. This study allows specify the time of existence of large patriarchal family among the Kalmyks in the XIX century. It was established that the main reasons for the disappearance of a patriarchal family of Kalmyks began to reform in 1892, which led to a change in the traditional economic lifestyle —the transition to a semi-settled lifestyle. As a result, the head of patriarchal families began to separate families of adult male members for obtaining an additional share of the community grassland, which together with the above led to the segmentation of patriarchal family in the late 19th century.

Keywords: family and marriage of Kalmyks, history of Kalmykia, patriarchal family, monogamous family, traditional culture, nomadic cattle breeding.

Бытование большой патриархальной семьи у калмыков во второй половине XIX в., т. е. семьи состоящей из нескольких поколений ближайших родственников для ведения совместного хозяйства со старшим мужчиной во главе, является достаточно неизученной темой. Известный исследователь семьи и брака у калмыков Д. Шалхаков писал, что господствующей формой семьи в калмыцком обществе на протяжении всего XIX в была малая моногамная семья [8, С. 36]. Данное мнение ученого возобладало в отечественной историографии на длительный период. Однако новые источники позволяют нам уточнить время существования большой патриархальной семьи среди калмыков в XIX в.

Примеры существования большой патриархальной семьи в XIX в. можно найти при рассмотрении случаев распространения карточных игр среди калмыков. В 1807 г. торгутовские нойоны Эрдени и Джиргал в своем письме к Главному приставу А. И. Ахвердову сообщали, что в Икицохуровском улусе происходят случаи, когда «несколько человек промотавши весь свой скот похищают воровски оной у своих родственников и отдают за долг ими промотаны, и тем разоряют других» [5, Л. 22]. Примечательно, что сами ограбленные таким образом не выдвигали никаких претензий к игрокам, выступая солидарно по их долгам. Представляется, что только в условиях нахождения в большой патриархальной семьи картежники могли свободно распоряжаться чужим имуществом.

Другие свидетельства бытования большой патриархальной семьи можно найти при рассмотрении дел об усыновлении. В 1837 г. зайсанг Нима претендуя на право наследования владения аймаком умершего багацохуровского зайсанга Атуя заявил в Комиссию калмыцких дел, что он был усыновлен Атуем. При рассмотрении дела, владелец Хошутского улуса Церен-Норбо Тюмень, выступая как знаток калмыцких обычаев, сообщил, что усыновлять кого-либо можно только по согласию со стороны родственников усыновляющего [4, С. 9].

Достоверным примером существования большой патриархальной семьи у калмыков может служить функционирование института левирата[1] у калмыков в XIX в. У калмыцкой знати существовал обычай делить свои улусы и аймаки между всеми сыновьями, но чтобы такие разделы наследства между многочисленными наследниками не приводили к утрате материальных и людских ресурсов существовал левират. В семьях калмыков-простолюдинов левиратные браки имели экономическую подоплеку — оставить женщину в роду ее покойного мужа, сохранить в большой патриархальной семье ее имущество и фертильный потенциал. Высокие риски связанные с кочевым скотоводством могли легко привести к разорению калмыцкой семьи. Левиратный брак позволял не допустить дробления семейного хозяйства большой патриархальной семьи, а также помогал избежать больших финансовых трат, потому что при таких браках не проводилось свадебных обрядов.

Наконец существование большой патриархальной семьи можно наглядно подтвердить анализируя посемейные списки калмыков. Так, в 1869 г. упоминается семья Уласты Бекеева, который жил одной большой семьей с женой по имени Бадма-Улюмджи и двумя братьями Эрендженом и Манчиком. При чем его младший брат Манчик сам был женат [6, Л. 7]. В 1884 г. Помощник попечителя Малодербетовского улуса Россинский проводил следственные действия по поводу посемейных списков Тебектенерова рода, в которых упоминается семья Манджи Бадмаева. Вместе с женой с ним жили его отец, Бадма Шараев (90 лет), мать Чанкельдан (58 лет) и младший брат Монтоха (21 год). Примечательно, что помощник попечителя разделял Бадмаевых на три семьи или три окладные кибитки, но из дела становится понятно, что все они проживали вместе одной семьей. Более того, главой семейства считался их отец Бадма Шараев [7, Л. 142].

Реформа 1892 г. привела к отмене феодальной зависимости калмыков-простолюдинов от нойонов и зайсангов, их место в калмыцких аймаках и улусах заняли представители российской администрации. Следствием реформы также стало исчезновение традиционных правил кочевок, и теперь население калмыцких аймаков стало дробиться на более мелкие подразделения для того, чтобы более эффективно использовать свои территории в условиях все большего роста крестьянской переселенческой деревни и связанного с ней сокращения территории калмыцких земель. Все это, а также активное развитие отходничества, привело к изменению традиционного хозяйственного уклада — переходу к полуоседлому образу жизни [3, С. 523].

Бесконтрольный выпас огромного количества скота из соседних губерний привел к сокращению общинных сенокосных и пастбищных угодий в Калмыцкой степи. Это стало основополагающей причиной для каждого калмыцкого хозяйства большой патриархальной семьи выделять семьи совершеннолетних членов мужского пола для получения в соответствии с общепринятыми правилами дополнительного пая из общинных сенокосных угодий [1, С. 18]. Вынужденная сегментация большой патриархальной семьи в конце XIX в. привела к распространению малой индивидуальной моногамной семьи. Тем не менее, пережитки большой патриархальной семьи у калмыков сохранялись вплоть до 70-х гг. ХХ в. Существовала практика, когда сын после своей женитьбы не отделялся от семьи, а жил вместе с отцом, матерью и своими неженатыми братьями ведя совместное хозяйство. В подтверждение чего, во многих калмыцких селах можно встретить длинные глинобиные дома разделенные на две части, которые появлялись в результате того, что отец пристраивал к дому пристройку для женатого сына.

Таким образом, реформа 1892 г. и сокращение территорий калмыцких земель стали причиной кризиса кочевого хозяйства и привели к переходу к полуоседлому образу жизни, что привело к распаду большой патриархальной семьи. В конце XIX в. все большее распространение у калмыков получает малая индивидуальная моногамная семья.

[1] Левират (от лат. levir — деверь, брат мужа) — это одна из форм брака, по которой вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями.

Список литературы / References

  1. Бадмаев С. С. Этапы и проблемы экономического развития Калмыкии в пореформенный период (1861–1917 гг.) / С. С. Бадмаев: автореф. дис... канд. экон. наук. Росс. эконом. ак. им. Г. В. Плеханова. – Москва, 1994. – 19 с.
  2. Батмаев М. М. Социально-политический строй и хозяйство калмыков в ХVII–ХVIII вв. / М. М. Батмаев. – Элиста: АПП «Джангар», 2002. – 400 с.
  3. Батыров В. В. Рыболовство у калмыков в XIX – начале ХХ в. / В. В. Батыров // Мат-лы междунар. науч. конф. «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», посвящ. 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства (г. Элиста, 13–18 сентября 2009 г.). – Ч.II. –Элиста: НПП «Джангар», 2009. – С. 522–527.
  4. Бюллер Ф. А. Кочующие и оседло живущие в Астраханской губернии инородцы. Их история и настоящий быт / Ф. А. Бюллер // Отечественные записки. –1846. –№7. – С. 45-89.
  5. Национальный архив Республики Калмыкия (далее НА РК). – Ф. 1. –Оп. 1. – Д. 61.
  6. НА РК. – Ф. 9. – Оп. 3. – Д. 3.
  7. НА РК. – Ф. 9. – Оп. 5. – Д. 268.
  8. Шалхаков Д. Д. Семья и брак у калмыков (XIХ – начало XX вв.). Историко-этнографическое исследование / Д. Д. Шалхаков. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. – 86 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Badmaev S. S. Etapy i problemy ehkonomicheskogo razvitiya Kalmykii v poreformennyj period (1861–1917 gg.) [Stages and problems of economic development in the post-reform period Kalmykia] / S. S. Badmaev: avtoref. dis ... kand. ehkon. nauk. Ross. ehkonom. ak. im. G. V. Plekhanova. – Moskva, 1994. – 19 P. [in Russian]
  2. Batmaev M. M. Socialno-politicheskij stroj i hozyajstvo kalmykov v HVII–HVIII vv. [Socio-political structure and economy of the Kalmyks in the seventeenth and eighteenth centuries] / M. M. Batmaev. – EHlista: APP «Dzhangar», 2002. – 400 P. [in Russian]
  3. Batyrov V. V. Rybolovstvo u kalmykov v XIX – nachale XX v. [Fishery the Kalmyks in the XIX - early XX century]/ V. V. Batyrov // Mat-ly mezhdunar. nauch. konf. «Edinaya Kalmykiya v edinoj Rossii: cherez veka v budushchee», posvyashch. 400-letiyu dobrovol'nogo vhozhdeniya kalmyckogo naroda v sostav Rossijskogo gosudarstva [Materials from the International scientific conference "United Russia Kalmykia in uniform: through the centuries into the future," dedicated. 400th Anniversary of Voluntary Entering of Kalmyk People into the Russian State] (g. Elista, 13–18 sentyabrya 2009 g.). – V. II. – Elista: NPP «Dzhangar», 2009. – P. 522–527. [in Russian]
  4. Byuller F. A. Kochuyushchie i osedlo zhivushchie v Astrahanskoj gubernii inorodcy. Ih istoriya i nastoyashchij byt [Nomadic and sedentary living in the Astrakhan province foreigners. Their history and real life] / F. A. Byuller // Otechestvennye zapiski [Notes of the Fatherland]. –1846. – №7. – P. 45-89. [in Russian]
  5. Nacionalnyj arhiv Respubliki Kalmykiya (dalee NA RK) [National Archive of the Republic of Kalmykia]. – F. 1. – Op. 1. – D. 61. [in Russian]
  6. NA RK. – F. 9. – Op. 3. – D. 3. [in Russian]
  7. NA RK. – F. 9. – Op. 5. – D. 268. [in Russian]
  8. SHalhakov D. D. Semya i brak u kalmykov (XIH – nachalo XX vv.). Istoriko-ehtnograficheskoe issledovanie [Family and marriage among the Kalmyks (XIX - early XX centuries.). Historical and ethnographic research] / D. D. SHalhakov. – Elista: Kalm. kn. izd-vo, 1982. – 86 P. [in Russian]