АДАТ КАК МЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЧЕНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.127
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
2016/12/19
PDF

Тагирова Р.А.

ORCID:0000-0002-4311-6471, Кандидат психологических наук, Чеченский государственный университет

АДАТ КАК МЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЧЕНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматривается адаты как основной социальный институт чеченского традиционного общества, их влияние на функционирование социальной жизни этноса. В адатах чеченцев регламентировалась общественная жизнь вайнахов, взаимоотношения между людьми, правила поведения в быту и в семье. Адаты возникли в тесном переплетении жизненных условий горцев,  способствовали сохранению баланса сил, консолидации этноса, формированию этнической идентичности, оформлению  социокультурного конструкта чести чеченца, вплетенного  в ткань ментальной характеристики этноса.

Ключевые слова: адат, этнос, религия, ислам, честь, совесть, обычаи, традиции, быт, семья, тайп, род, толерантное сознание.

Tagirova R.A.

ORCID: 0000-0002-4311-6471, PhD in Psychology, Chechen State University

ADAT AS A MENTAL BASIS OF FORMATION OF TOLERANT CONSCIOUSNESS OF THE CHECHEN TRADITIONAL SOCIETY

Аbstract

The article discusses the adat as a basic social institution of traditional Chechen society, their influence on the functioning of the social life of the ethnic group. The Adachi Chechen Vainakh regulated social life, relationships between people, the rules of behavior at home and in the family. Adat arose in close interweaving of the living conditions of the Highlanders, contributed to the preservation of the balance of power, ethnic consolidation, the formation of ethnic identity, design of social and cultural construct of honor Chechen, woven into the fabric of the mental characteristics of the ethnic group.

Keywords: adat, ethnicity, religion, Islam, honor, conscience, customs, traditions, way of life, the family, Taipei, kind, tolerant consciousness.

Этническая психология и самосознание этноса тесно связано с его историей. Глубина исторической памяти, отражаясь на ментальном уровне индивида, способствует формированию национального самосознания, где основными составляющими являются социальные институты. В рамках таких социальных институтов  жило и функционировало общество. Одним из ключевых социальных институтов чеченского традиционного общества является адат.

Адат – обычное устное право чеченцев и других народов Северного Кавказа, в рамках которого формировалась и философия, и психология права. Это достаточно распространенный правовой институт, который стал предметом исследования многих кавказоведов[3.]. В адатах чеченцев регламентировалась общественная жизнь вайнахов, взаимоотношения между людьми, правила поведения в быту и в семье. Адаты возникли в тесном переплетении жизненных условий горцев (специфически сложившихся форм хозяйственной деятельности, географических и климатических особенностей окружающей среды) с религиозными верованиями. Мужество и трудолюбие, взаимопомощь и взаимоуважение, скромность и честность, почитание старших – это ряд ценностно-нормативных стратегий, которые послужили ментальной основой формирования толерантного сознания рассматриваемой этнической группы, когда общество стало интегрироваться в другие социокультурные образования. Именно адаты способствовали сохранению баланса сил, консолидации этноса, формированию этнической идентичности, с законченным оформлением социокультурного конструкта чести чеченца, вплетенного  в ткань ментальной характеристики этноса.

Как отмечает один из современных зарубежных исследователей М.Аркун «еще до возникновения здесь ислама социальный порядок регулировался особым кодексом, то есть интернализированной системой ценностей, вершиной которого является понятие чести, …Он (кодекс чести) существует в привычках индивидуального и коллективного поведения»[1,C.104].

В обществе, разделенном на тайпы и фамильные кланы, понятие чести, как этической категории, было важным психологическим и социальным конструктом, как внутри тайпа (рода), фамилии в целом, так и достоинства отдельного человека.

В принятии и становлении ислама как религиозной идеологии, адаты во многом не только совпали с нормами религиозного права ислама, но часть аксиологических установок приобрели сакральный смысл.

В духовной культуре вайнахов, ислам, в качестве народной религии, создал новую эсхатологическую систему ценностей и как подчеркивал М. Аркун «…в которой кодекс чести не только сохранялся, но и приобретал священный характер на основе онтологии Откровения»[1, C.105].

Ценностно-нормативные стратегии, сложившиеся у вайнахов к моменту принятия ислама, в основе своей,  не противоречили шариатским установкам. Это способствовало тому, что ислам стал  играть главную роль в общественно-политической, духовно-нравственной и семейно-бытовой сферах жизни вайнахов. По-новому сакрализованная мировоззренческая, нравственно-культурная и духовная переориентация происходила тем успешнее, чем органичнее вплетались народные обычаи, традиции, обряды, ритуалы в ислам. Главной причиной успеха ислама было то, что новые ценности он передавал не «…посредством созерцания или теоретического обучения, а воспроизводил во всей ритуальной и символической сложности в явлениях повседневной жизни»[2,C.6].

С принятием ислама происходила духовно-культурная переориентация личности. Ведущим стержневым понятием становится понятие совести. Совесть – это собственный суд человека над самим собой. Совестливому человеку свойственно чувство вины и ответственности перед Богом не только за свои поступки, но и за тайные помыслы Совестливый человек способен искренне раскаяться, за свои ошибки, и попросить прощения и у Бога, и у людей. Интересно отметить, что когда вайнахи дают негативную оценку человеку или недовольны своими детьми, они говорят: "Иман доцуш ву хьо" – "У тебя нет веры", что равносильно выражению: "У тебя нет ни чести, ни совести, ничего святого». Личность, сформировавшаяся под сильным влиянием мусульманской этики, обязана  контролировать свое поведение и быть ответственной за свою жизнедеятельность, в первую очередь перед Богом. Личный контроль направлен как вовне, так и вовнутрь.

Несмотря на то, что чеченцы приняли установления и нормы  шариата, заменить полностью народные обычаи и традиции шариатскими постановлениями не удалось до сих пор.

Ислам был принят чеченцами 250-300 лет тому назад, а обычаи и традиции складывались тысячелетиями. Некоторые чеченские обычаи идут вразрез с предписаниями шариата. Рассмотрим, к примеру, ритуал знакомства и общения молодых чеченцев. Шариат запрещает молодым людям свободно выбирать себе спутника жизни, этот выбор определяют за них родители. У чеченцев девушка относительно свободно могла и может общаться с юношами в рамках определенных обществом правил и норм. Эти возможности реализовывались молодежью в местах встреч: у родника («шовдан йистехь»), во время работ по оказанию взаимопомощи родственникам и односельчанам («белхи»), на вечеринках («синкъерам»), свадьбах («ловзар»), посиделках («чу кхайкхина», «ирахъ  Iар»). В современных условиях эти возможности реализуются в местах учебы, работы и на назначаемых свиданиях и встречах. По шариату такое «свободное» знакомство и общение расценивается как распущенность, поэтому  запрещается. По шариату же молодые люди до свадьбы не должны ни видеться, ни общаться.

Тайповые обычаи – устойчивые  правила поведения человека во всех сферах жизнедеятельности, формирующие этнический характер чеченца.

Чеченское общество, организованное с учетом принципа свободы и равенства, консолидируется в крепкую нацию с помощью тайпового механизма.

Этой социальной организацией объясняется беспримерная стойкость народа, его открытость в принятии в свой этнос иноплеменников,  готовность к диалогу и с нынешними современниками, в том числе и с  другими культурами. Именно в этой тайповой организации сформировалась чеченская система этики, состоящая из трех основных уровней нравственных ценностей: «адамалла» (человечность), «нохчалла» (чеченство,) «къонахалла» (благородство, достоинство).

Адамалла (человечность), аккумулирует c себе общечеловеческие нормы, присущие чеченцу как человеку вообще. Она связана, прежде всего, с религиозно-этическими воззрениями чеченцев, в нее  входят основные коранические и библейские заповеди, которым должен следовать человек.

Нохчалла (чеченство) – система нравственных ценностей, присущая чеченцу как человеку определенной этнической принадлежности, то, что отличает его от представителей других этносов.

«Къонахалла» (благородство) – это квинтэссенция нравственной культуры чеченцев, система нравственных ценностей, определяющая моральный  уровень человека – «благородного мужа», который берет на себя ответственность за судьбу своего народа, своей страны, жертвуя всем, не требуя никакой награды.

Вступая в определенные общественные связи и отношения в процессе производства, индивид переживает, чувствует, оценивает, одобряет или порицает, то есть обменивается чувствами и эмоциями. Без чувственного и эмоционального фона и наполнения, не могут утвердиться в сознании человека моральные нормы и ценности и только в этом случае они могут выступать инструментами и регуляторами преодоления конфликтных ситуаций в мультикультурной среде.

Суровая летопись истории дает нам основание полагать, что истоки такого социального института как  адат лежит в основе ментальности этноса, формируя глубокий пласт толерантного сознания личности.

Список литературы / References

  1. Аркун М. Личность в исламе / Социологические исследования – М:1989. – С.105.
  2. Вагнер Г.К. О духовности русской культуры / Советская культура. 1989. 4 февраль. С .6.
  3. Малиновский Б.А. Кровная месть и смертная казнь. Т.1-2. –Томск: 1998. Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права. / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. – Ростов - на - Дону: 1999. Леонтович Ф.И.Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Выпуск 2 «Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»: 2002, Максимов М. И. Чеченцы /Терский сборник. Выпуск 3. – Владикавказ: 1893.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Arkoun personae Islam / studiis societatis - M 1989 - p.105. [M. Arkoun Personality Islam / Sociological researches] – M: 1989. – P.105. [in Russian]
  2. G.K. Wagner De spiritualitatem de Russian culturae / Gloria kultura.1989. February 4. Et .6. [Wagner G.K. About spirituality of Russian culture / Soviet kultura].1989. February 4th. With .6. [in Russian]
  3. B.A. Malinowski sanguinis et mortis. T.1-2. -Tomsk: MCMXCVIII, G.V. [Malinowski Blood feud and the death penalty]. T.1–2. –Tomsk: 1998, G.V. [in Russian], Libellus de iure et consuetudine Maltsev ratio. / Consuetudine ius in Russia quaestionibus ratio praktiki historia. - Rostov - in - Don: 1999. B.A. Maltsev Essay on the theory of custom and customary law. / Customary law in Russia: problems of the theory, history and praktiki. – Rostov - on - Don: 1999. [in Russian], Leontovich F.I.Adaty montani, Caucasiasque. Iure materias in septentrionalem et orientales Caucasi domui latus. Volume II "Nalchik IC" Al-fa ":MMII, [in Russian].  Leontovich F.I.Adaty Caucasian mountaineers. Materials on the customary law of the Northern and the Eastern Caucasus. Issue 2 "Nalchik: IC" Al-Fa ": 2002, [in Russian]  Maksimov M.I. Chechens / collectio Paludes. 3. Release - Vladikavkaz MDCCCXCIII. Maksimov M.I. Chechens / Terek collection. Release 3. – Vladikavkaz 1893. [in Russian]