ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНЕ

Научная статья
Выпуск: № 12 (19), 2013
Опубликована:
16.01.2014
PDF

Коробко Е.В.

Доцент, Волгоградский государственный медицинский университет

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНЕ

Аннотация

Философия накопила немалый опыт познания частичного, фрагментарного человека. В современную эпоху тема целостности человека имеет наибольшее значение в связи с усложняющимся ходом общественного развития, требующим выработки новой парадигмы, в центре которой располагается интегративный образ человека.

Ключевые слова: целостность человека, человеческое бытие, общественное развитие, сущность человека, холизм, сущностные силы человека.

Korobko Y.V.

Assistant professor, Volgograd state medical university.

PROBLEM OF HUMAN WHOLENESS IN MEDICINE

Abstract

Philosophy has accumulated the great experience of cognition of particular, fragmentary man. In the modern time the theme of human wholeness has the most important meaning in connection with the complication of process of social development, demanding to formulate the new paradigm, in centre of that takes place integrative image of a man.

Keywords: human wholeness, human being, social development, essence of a man, holism, essential forces of a man.

Потребность в целостной концепции человека сегодня обуславливается глобальными процессами, протекающими в экономике и культуре. Множество важных вопросов, стоящих сегодня перед человечеством призывают к поиску решений, дать которые ни наука, ни философия по отдельности не могут. Поэтому встала необходимость создания философской теории человека, которая займется анализом идей, гипотез, выводов той или иной концепции и разработкой методов для упорядочения и организации материала.

Современные науки накопили множество сведений о различных аспектах жизни человека, выдвинули десятки противоречивых гипотез о его природе, эволюции, перспективах, которые требуют философского анализа. Однако требование практических результатов, изучение своего предмета мешает науке создать целостный образ человека [1].

«Специальные науки, занимающиеся человеком и все возрастающие в своем числе», считает М. Шелер, «скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее». Человечество – таково мнение Шелера – при всех своих исследованиях потеряло из виду самого человека [2].

Разными, специфически оформляющимися сторонами своей становящейся целостности человек реализуется в трёх качественно различных сферах своего существования: природной, социальной и духовной. Конкретный тип своей формирующейся целостности всякий человек обретает и проявляет по ходу жизни в процессе актуализации своеобразия собственного мироотношения.

Большинство исследователей рассматривают проблему целостности человека как комплексное изучение человека в единстве его природной, социальной и духовной частей. Исследователь П.С. Гуревич считает, что проблема целостности человека это, прежде всего, проблема его бытия и предназначения в мире. Быть целостным – значит обрести полноту существования, раскрыть человеческий потенциал. Ставя проблему целостности человека, некоторые авторы сразу подменяют ее другой темой - проблемой комплексного изучения человека [3].

Целостный человек раскрывается в природной, социальной и духовной сферах своего осуществления за счёт применения собственных сущностных сил. Свои сущностные силы человек обретает и реализует, выступая как субъект и объект в процессе взаимодействия с миром.

Тема целостности человека приобретает особый интерес в связи со все более ускоряющимся и усложняющимся ходом общественного развития, требующим пересмотра всего ряда нормативно-ценностных структур социальной системы, выработки новой парадигмы, в центре которой располагается интегративный образ человека.

Философия накопила немалый опыт познания частичного, фрагментарного человека. Размышляя о человеке, философы во все времена обнаруживали в нём нечто новое и признавали его изначально-сущностным, подлинно человеческим. Человек объявлялся то природным существом, то социальным, то духовным, что задавало представление о его целостности.

«Стремление к целостному, интегральному изучению человека во всем богатстве его природного и социального бытия, - пишут исследователи М.Я. Бобров и О.Т. Коростелева, - породило в современной  науке две противоположные тенденции: с одной стороны, процесс весьма широкого междисциплинарного синтеза, объединяющего усилия представителей различных областей научного знания, а с другой – периодически возобновляющиеся попытки создания совершенно новой науки о человеке (философская антропология), к законам которой можно было бы свести все ранее разработанное в рамках других дисциплин» [4].

Современный исследователь Беляев И.А. выделяет три основных подхода к сущности целостного человека: натуроцентрический, социоцентрический и теоцентрический подходы. В рамках первого из них человек рассматривается прежде всего как природное существо, в рамках второго на первый план выдвигается социальность, а в рамках третьего – духовность. Натуроцентрический вариант мировидения предполагает трактовку всего человеческого как проистекающего из природных начал человека. Социоцентрический подход предполагает признание изначально-сущностной устремлённости самоопределяющегося индивида к единению с обществом, безальтернативность его активного самовстраивания в наличную систему межчеловеческих взаимодействий, самоотождествления с членами какой-либо социальной группы и саморанжирования в ней. Теоцентрический подход предполагает трактовку человеческого бытия как вторичного по отношению к первичному, Божественному бытию, а позиции человека в Мире как определённой Богом [5].

Человек, как отмечает М. Шелер, есть нечто столь обширное, многообразное, что всем известные его определения вряд ли могут считаться удачными, а потому разумно ограничиться констатацией того, что он целостен и что частичное его видение заведомо ущербно [2].

Можно выделить два принципиальных подхода к пониманию сущности целостности бытия человека: субстанциональный и экзистенциальный. При субстанциональном подходе сущность человека выводится из абсолютного, трансцендентного бытия. Данный подход понимает целостность человеческого бытия как нечто данное, предопределенное человеку. Деятельностные теории личности близки к субстанциальной концепции.

Экзистенциальный подход требует рассматривать сущность человека как его индивидуальность, нестандартность. Сущность несводима к внешним для человека элементам мира. При данном подходе невозможно обосновать целостность бытия человека как внеположенный абсолют, как завершенность.

С точки зрения синергетики человек един с миром и гармоничен с самим собой. В деятельность человека вовлечены и мир и он сам. Такой человек осознает особый резонанс с объективными, естественными, природными, социальными, духовными процессами. Результат деятельности целостного человека достигает гениальности. Исследователь Т.М. Эгембердиев считает, что целостность также понятие диалектическое. Поскольку она достигается путем развития, движения, эволюции.

В философии Древней Индии человек является частью мировой души. Индивиду в этой системе присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и эмпирического бытия. Главной целью человеческого бытия является достижение гармонии, целостности. В античной философии носившей космоцентричный характер и направленный на постижение высшей гармонии космоса человек (микрокосм) рассматривается как часть этого целого (макрокосма) и каждый отдельный индивид был причастен к этому целому.

Для философов средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский) истинный смысл полноты человеческого бытия заключается в сопричастности с вечным Абсолютом – Богом и обретении вечной, неразрушимой бессмертной души, которую человек может достичь посредством иррациональной веры и божественного интуитивного Духа.

В эпоху Возрождения развивая разум, человек становится универсальным, всесторонним, целостным. Индивид здесь причастен всему земному и небесному через пантеизм, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой воли это дает человеку творческую способность самоопределения, уподобляющую его Богу. Человек становится творцом, «мастером» своей судьбы и всего мира, его жизнь зависит от самостоятельно принятых с помощью разума решений на основе познания божественных законов необходимости бытия, а не от божественных, сверхъестественных сил. Гуманисты считали, что, развивая свои способности, человек приобщается к духу и к природе, так создает свою целостность. Просветители видели человека изначально добрым, порядочным. Только в социальной среде этот порядок разрушается. Поэтому решение любой проблемы человека искали в обществе.

Развитие научного рационализма в XVII веке (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц Б. Паскаль, Б. Спиноза) способствовало новому пониманию человека как разумного существа. Разумность здесь служит условием развития человека, позволяет ему возвыситься над остальной природой, достичь целостности как полноты знания о мире и себе самом.

И. Кант задает три знаменитых вопроса: что я могу знать, что я должен делать и на что я могу надеяться, сводя их к основному – что есть человек? В немецкой классической философии утвердился так называемый деятельностный подход к пониманию человека. Личность исследовалось как существо исключительно социально и духовное, как творец истории, мира и культуры. В это время рождается культ «автономного человека», который способен трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия. По утверждению немецких философов, сущностью человеческого бытия является самосознание, которое позволяет человеку не только познать мир, но и достичь личной гармонии и совершенства.

Человек для Ф. Ницше не может быть целостным, гармоничным, поскольку он есть всего лишь путь от животного к сверхчеловеку. Целостным, гармоничным может быть сверхчеловек. Человек - незавершенное существо. В познании Ницше выделяет мир. Мир в синкретично-синтетическом состоянии стремится охватить в целостности сущность и явление; а человеческое мышление все рассматривает в расчлененном состоянии.

Человек в философии экзистенциализма является главным и единственным объектом исследования. Человек не имеет сущности, никакой природы. Его существование предшествует сущности. Его существование заставляет его выбирать, действовать. Для экзистенциалистов человек не поддается определению: человек первоначально ничего собой не представляет, поэтому в начале нет у человека определенного порядка. Он приобретает человеческий порядок потом. Задача экзистенциализма – помочь личности выйти из духовного кризиса, признаками которого являются страх, вина, «экзистенциальная тревога», скука. Выход мыслители видят в экзистенции, которую постигает человек, находясь в пограничных ситуациях. Смысл человеческого бытия в движении, в самосовершенствовании, в незавершенности.

Идею целостности человека постулирует философская антропология. Философская антропология, по словам М. Шелера это фундаментальная наука «о сущности и сущностной структуре человека», которая могла бы стать последним философским основанием и в то же время точно определить исследовательские цели всех наук, изучающих человека. Х. Плеснер считает, что личность это то живое, которое характеризуется тройственностью: телом, присутствием в теле и вне тела (души или внутренней жизни). Человек обладает «совместным миром» как совокупностью внутреннего и внешнего миров (души и тела), духом [6].

А. Гелен считает, что человеческая природа не специализирована. Человек находится еще в детстве, благодаря чему его нервная система пластична, и поэтому он способен к обучению, к восприятию, к принятию. А.Гелен считает, что человек живет пока еще небиологической жизнью. Иными словами, культура есть компенсация биологической недостаточности человека, а деятельность - способ адаптации человека к среде. А. Гелен не дает целостного представления о человеке.

В современных философских исследованиях выделяют такие формы целостности как: структурная, системная, функциональная, информационная. Согласно некоторым отечественным исследователям (В.Е. Анисимова, А.С. Арсеньев, Е.А. Овчинникова) наивысшей формой целостности является идеальная, духовная организованность содержания, обладающая собственным бытием в феномене личности. В современную эпоху проблема целостности исследовалась с разных позиций: одни авторы исходят из единства структуры личности, другие выделяют функциональное единство личности (Т. Парсонс и Ж.П. Сартр), третьи видят целостность человека как отражение мирового единства (В.Н. Сагатовский, В.В. Налимов).

Целостный подход к человеку в медицине имеет название холизм. Понятие «холизм» происходит от греческого слова «холос», что означает «целостность». Весь мир, и все живое с точки зрения холизма – это единое целое. Согласно данной теории, каждый индивид является частью Вселенной и полностью отражает ее структуру.

Алгоритм целостности сформулировал еще древнегреческий ученый Гераклит «Из одного – все, из всего – одно». Элементы холизма встречаются еще у милетцев, Анаксагора, Платона и неоплатоников, В Новое время в философии Б. Спинозы и Г. Лейбница, в работах экзистенциалистов, персоналистов и постмодернистов. Холизм господствовал в учениях европейских мыслителей с древности до середины XVII века. Затем, с развитием науки, которая отвела ему роль философской концепции, не имеющей практической ценности, холизм ушел в тень.

Массовый интерес к идеям холизма возродился в XX веке. Родоначальником современного холистического подхода стал южноафриканский политик и философ Ян Смэтс. Согласно концепции, изложенной в книге «Холизм и эволюция» (1926 г.), холизм синтезирует в себе оба начала - идеалистическое и материалистическое. Он символизирует принцип целостности, где часть подчиняется целому.

Если смотреть на холистическую медицину более глобально, то можно сказать, что каждый человек является частью Вселенной, находясь во взаимодействии со множеством происходящих в ней процессов и так же отражающих определенные аспекты ее структуры в себе самом.

Такое единство всего живого может быть рассмотрено на примере ДНК. Молекулы ДНК запускают и программируют всю жизнедеятельность человека, при этом генный набор обязательно повторяется в каждой клетке нового организма. Здесь отражается принцип холистической медицины, на основе которого – каждая клетка знает о том, как оставаться здоровой и гармоничной к окружающему ее миру.

В соответствии с этим холистическая медицина провозглашает необходимость поиска причины, вызвавшей болезнь и увеличение общего жизненного потенциала здоровья у больного человека. Если жизненной силы будет в достатке – организм самостоятельно, за счет активизации систем саморегуляции справится с любой болезнью – говорят приверженцы холистической медицины.

При исследовании проблемы целостности человека возникает задача ответа на некоторые общие вопросы. Например, по какому критерию явления делятся на два класса: целостное и нецелостное. Можно ли создать целостность путем сложения разных частей если, по словам В.В. Бибихина, - «Мы не можем отделаться от ощущения, что даже после отпадения всех частей целое как-то остается» [7].

Истоки глубинных проблем коренятся в самом человеке, его внутреннем мире. Проблема человека как целостности возникает в силу существования его внутренне противоречивой природы, порождающей трагичность человеческого бытия. Целостность человека – это высшая форма его существования, в которой обретается социокультурная идентичность человека, а духовная индивидуальность становится смыслообразующей основой его тотальных самопроявлений. От степени личностной самостоятельности, ценностных ориентаций индивидуального сознания и целостности человеческого бытия и зависит будущее человечества.

Список литературы

  • Петленко В.П., Царегородцев Г.Ц. Философия медицины. Киев: Здоров’я, 1979. – С 150-201.

  • Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. – С. 31-33.

  • Гуревич П.С. Проблема целостности человека. М.: ИФРАН, 2004. – С. 136-140.

  • Гуревич П.С. Уникален ли человек? // Философские науки. - 1994. - № 1-3. – С. 135-153.

  • Беляев И.А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей. Оренбург: ОГИМ, 2011. – С 210 - 228.

  • Плеснер Х. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. – С. 96- 114.

  • Бибихин В.В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998. — С. 358.