ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УНИКАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ СЕВЕРНОГО ПРИКАСПИЯ – БУГРОВ БЭРА
Бухарицин П.И.
Профессор, доктор географических наук, Астраханский государственный технический университет
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УНИКАЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ СЕВЕРНОГО ПРИКАСПИЯ – БУГРОВ БЭРА
Аннотация
Бэровские бугры названы в честь Карла Бэра, впервые описавшего их в 1866 году. Они считаются уникальными природными образованиями, памятниками природы Прикаспия, не имеющими аналогов в мире. Поэтому по мнению некоторых ученых они должны быть обязательно занесены в Красную книгу почв, как удивительные творения природы, представляющие научную, и историческую ценность.
Ключевые слова: уникальные природные объекты, Бэровские бугры, разрушение, защита.
Bukharitcin P.I.
Professor, doctor of the geographical sciences, Astrahan state technical university
ESTIMATION INFLUENCES NATURAL FACTOR AND ECONOMIC ACTIVITY OF THE PERSON ON MODERN CONDITION UNIQUE NATURAL OBJECT NORTH PRIKASPIYA - BUGROV BERA
Abstract
Bugry Bera is named in honour of Chastised Bera, for the first time described them in 1866. They are considered by unique natural formation, monument of the nature Prikaspiya, not having analogue in the world. So in the opinion of some scientist they must be are without fall brought in Redden book of ground, as amazing creations of the nature, presenting scientific, and history value.
Keywords: unique natural object, Bugry Bera, destruction, protection.
Ландшафт дельты Волги весьма неоднороден. Сложные урочища – межрусловые острова имеют в разных частях дельты свои особенности, что и приводит ее к дифференциации (Рис. 1.).
Рис 1. Районирование дельты Волги: 1 - 14 – районы центральной дельты Волги, 15 – район Западных подстепных ильменей, 16 – район Восточных подстепных ильменей, 17 – отмелая зона устьевого взморья Волги.
Северная, наиболее древняя часть, представлена типичными внутрипойменными урочищами. Отличительная черта морфологической структуры этой части ландшафта дельты – отсутствие бэровских бугров. Помимо ериков и ильменей, здесь отмечаются водоемы старичного типа. На поверхности островов северной части дельты формируются луга – от свежих до переувлажненных. Вокруг водоемов на иловато-болотных почвах образуются заросли из различных видов тростника и рогоза. Центральная часть дельты также состоит из островов, разделенных водотоками различной ширины. Они меньше по площади, чем их аналоги в северной дельты. Основой островов, их своеобразным каркасом, служат бугры Бэра. Вокруг них сформировались култучноравнинные и мелкогривистые урочища с луговой растительностью разной степени увлажнения. Широко распространены ильмени, реже солончаки. Бэровские бугры во многом предопределяют сложный рисунок гидрографической сети данной местности. Выступая в роли своеобразных преград, они способствуют разветвлению, соединению и образованию излучин у различных водотоков. В период весеннего половодья вокруг ильменей и водотоков большие площади заливаются полыми водами, что приводит к появлению своеобразных временных водоемов - полоев. Рост островов центральной части дельты Волги проходил также в результате осушения култуков - мелководных морских заливов дельты. Култуки, постепенно мелея, заполнялись осадками реки и моря, зарастая по краям влаголюбивой растительностью.
Постепенно они превращались в култучную равнину с пологовогнутой поверхностью и прирусловыми валами по краям. Мигрирующие водные потоки перерабатывали култучные равнины, что приводило к образованию мелкогривистого рельефа. Вдоль русел водотоков как в дельте, так и в пойме часто можно увидеть вытянутые повышения. Это так называемые прирусловые валы. В приморской части дельты преобладают молодые урочища култучных равнин с большим числом мигрирующих водотоков. Здесь много култучных ильменей, а по берегам водотоков располагаются прирусловые валы, за которыми идет образование мелкогривистых урочищ [8,9].
Значительная территория на юго-западе Астраханской области занята Западным ильменно-бугровым ландшафтом. Он представлен урочищами бэровских бугров и межбугровых понижений. Бугры впервые были описаны российским академиком К.М. Бэром в середине ХIХ века и с тех пор получили такое название. Бэровские бугры обычно простираются в широтном направлении. Их относительная высота в среднем составляет около 10-12 м, достигая в некоторых случаях 20 и более метров. Длина бугров колеблется от 1 до 5-7 км, ширина не превышает 500-600 м. Бугры Бэра асимметричны, с более крутым северным склоном. Асимметрия наблюдается и по продольной оси, проявляясь в пологом западном и более крутом восточном склонах. Верхние части южных склонов бугров нередко изрезаны мелкими рытвинами глубиной до 0,3 - 0,5 метров, которые формируются талыми водами или во время ливней. На поверхности бугров формируется пустынная или полупустынная растительность на бурых полупустынных почвах. Склоны бугров плавно переходят в днища межбугровых понижений, которые часто заняты солончаками или озеровидными водоемами-ильменями. Ильмени соединены между собой сложной системой водотоков глубиной до 2-2,5 м и шириной до 30-50 м, которые называются ериками. Ерики соединяют ильмени между собой, а также с руслом р. Волги [1-4,11]. Вдоль берегов формируются тростниково-рогозовые заросли. Их сменяют злаково-разнотравные луга на лугово-бурых или луговых темноцветных почвах разной степени засоления. Из древесной растительности встречаются отдельно стоящие деревья или небольшие заросли из лоха мелколистного, ивы белой и тамарикса. Сухие днища межбугровых понижений покрыты злаково-полынной, реже злаково-разнотравной растительностью на бурых полупустынных или лугово-бурых почвах. По мере удаления от Волги в данном ландшафте количество ильменей уменьшается, снижается и высота бэровских бугров. При этом возрастает число урочищ высыхающих ильменей, солончаков и соленых озер. В последних отмечается формирование минерала астраханита и лечебных грязей, которые издавна используются человеком. Соль некоторых озер окрашена в различные оттенки красного цвета. Это объясняется тем, что населяющие озера микроорганизмы имеют соответствующую окраску. На юго-западе рассматриваемого района распространены бугристые пески с растительностью из полыни белой, верблюжьей колючки, житняка сибирского и др. Отмечаемые изменения дают возможность выделить в рассматриваемом ландшафте двух подрайонов (или местностей): придельтового и прикаспийского.
Восточный ильменно-бугровой ландшафт более чем в два раза меньше Западный. Здесь также доминируют бэровские бугры, но они отличаются от предыдущего района меньшими размерами. Кроме этого, они более сглажены и имеют неярко выраженные очертания. Ильмени в данном физико-географическом районе в большинстве своем пересыхающие, что объясняется их слабой связью с волжскими рукавами. Довольно часто межбугровые понижения с водотоками-ериками заносятся песками. Природные комплексы, формирующиеся на песчаной основе, занимают в данном ландшафте более значительную площадь, чем аналогичные в Западном ильменно-бугровом. Много в данном ландшафте урочищ соленых озер и солончаков [5-7].
В любую историческую эпоху поселение людей на определенной территории и их хозяйственная деятельность сопровождалась значительным изменением ландшафтов. Исследования антропогенной эволюции почв на уровне ландшафтов связаны с усилением воздействия человека на них и обострением экологических проблем (потери земли, деградация почв). В ХХ столетии наряду с разработкой почвенно-эволюционных концепций Гедройца, Вильямса, Несустроева, Захарова, Геммерлинга, Полынова, Ковды и др. была признана роль хозяйственной деятельности человека в почвообразовании. Изменение почвенных свойств под влиянием антропогенного фактора соизмеримы с глобальными перестройками наземных экосистем. В.А. Ковда отметил, что от антропогенной нагрузки довольно сильно зависит аридизация климата. Это особенно актуально для территории юга России, где только на территории Астраханской области (в пределах дельты Волги) распространены бугры Бэра.
Ранее установлено, что бугры Бэра являются центрами аккумуляции легкорастворимых солей. В настоящее время бугровые ландшафты являются одними из самых уязвимых в экосистеме дельты Волги, чутко реагирующими на изменения окружающей среды. В последнее время их экологическая уязвимость интенсивно усугубляется антропогенным вмешательством. Для хозяйственной деятельности населения Астраханской области представляет интерес материал, слагающий бугры. Бугры Бэра служат источником глиняного сырья для кирпичного производства, который также широко используется при строительстве дорог, в личных подсобных хозяйствах населения. В результате этого бугры Бэра бесконтрольно разрушаются или полностью уничтожаются.
Для оценки роли бугров Бэра в формировании ландшафта в качестве объектов исследования были обследованы как неподверженные антропогенной нагрузке (Рис. 2), так и уже разрушенные бугры (Рис. 3) с прилегающими ландшафтами Астраханской области.
Сравнительный анализ ряда фундаментальных почвенный свойств показал, что состояние почвенного покрова и его структура для исследованных ландшафтов различаются. Переходы бугров к ильменным понижениям совершаются через делювиальный прибугровой шлейф, опоясывающий бугор. В случае физического разрушения бугра шлейф, как правило, подвергается прямой деградации и уничтожению поверхностного слоя. То есть, сложившееся веками почвообразование и геохимическая обстановка переходят в новую стадию. Это влечет за собой перестройку всей экосистемы [10,12].
Рис 2. Ненарушенный бэровский бугор.
Рис 3. Частично разрушенный бэровский бугор.
Для типичных бугровых ландшафтов характерен резкий переход от незасоленных почв (ильменно-болотных) к засоленным (луговые солончаки) или зональным полупустынным, которые и являются определяющими для бугров Бэра. В антропогенно нарушенном ландшафте ареалы распространения незасоленных почв сократились практически на 50-80% (в зависимости от давности нарушения ландшафта). Кроме того, отмечено значительное увеличение количества солей и их интенсивное распространение в пространстве, границы между почвенными разностями разной степени засоления размыты, отмечены признаки усиления солонцеватости в почвах ландшафта со стороны нарушенной экспозиции бугра Бэра.
Таким образом, дальнейшее уничтожение бугров Бэра может привести к глобальной перестройке всей экосистемы дельты Волги, что требует срочных и действенных мер, направленных на сохранение уникальных природных объектов Северного Прикаспия.
Краткая оценка современного состояния объекта исследований
Изучение данной проблемы на местном уровне выявило крайне удручающее положение дел. В области уже уничтожено до 80% бугров Бэра - уникальных памятников природы Северного Прикаспия. Дальнейшее разрушение бэровских бугров может привести к экологическому бедствию в регионе. В Астраханской области уничтожение бэровских бугров приняло угрожающие масштабы, их разрушают во время строительства дорог, их используют как карьеры для добычи песка и глины. Этот материал, который в больших объемах вывозится за пределы края, применяют для изготовления кирпичей и керамической плитки. В них устраиваются скотомогильники. В юридических документах бэровские бугры называют не иначе, как «грунтовый резерв»! (Рис. 4).
Рис 4. Глиняный карьер на месте бэровского бугра.
Бугры Бэра – уникальные памятники природы. Они являются важным элементом в цепи геохимического круговорота солей. Кроме того, многие Бугры Бэра – являются и историческими памятниками, т.к. они – единственные положительные формы рельефа на всей территории Северного Прикаспия, на которых наши далёкие предки строили жилища, хоронили усопших, спасались от речных и морских наводнений, и поэтому несут на себе следы жизнедеятельности минувших поколений. Защита бэровских бугров чрезвычайно актуальна, имеет значение для воспитания молодёжи, т.к. он нацелен на приобщение подрастающего поколения к научно-исследовательской работе, воспитание гордости и ответственности за будущее природы родного края, на воспитание любви к своей малой Родине.
Напомним, что в настоящее время в Астраханской области расследуется уголовное дело по факту превышения полномочий при организации строительства дороги к турбазе "Житное" родственника экс-министра обороны России Анатолия Сердюкова. При этом строительстве, как заявляли местные жители, было много нарушений и в сфере экологии. В частности, сообщалось о строительстве дороги на заливных лугах от села Краса к острову Школьный, повышении уровня острова на два метра и использовании глины для этого из бугра Бэра, считающегося уникальным природным образованием. Юристы и почвоведы заявили, что ликвидация уникального природного образования может вызвать необратимые экопроцессы. По подсчетам из бугра было изъято не менее 300 тысяч кубических метров глины. При средней рыночной стоимости глины без транспортировки 100 рублей за кубический метр прямой ущерб составил не менее 30 млн. рублей.
Необходимые теоретические и прикладные научные исследования
- Обобщение всех имеющихся в открытой печати материалов по результатам исследований бэровских бугров;
- Полевые исследования. Провести дополнительные обследования территории с целью описания каждого объекта (его местоположение, размеры, географическое описание местности, климатические особенности, состав почв, растительный и животный мир, археологические, исторические сведения, относящиеся к данному объекту, степень воздействия и изменения в связи с хозяйственной деятельностью и др.);
- Создание «Эколого-географических паспортов» на бэровские бугоры;
- Проведение Межрегиональной научно-практической конференции посвящённой данной проблеме с опубликованием сборника Материалов конференции;
- Организация и проведение (в рамках конференции) фотовыставки на тему «Бугры Бэра – что мы оставим нашим потомкам?».
Следует однако отметить, что реализация данного проекта требует значительных материальных затрат и не может быть выполнена силами одной лаборатории. В связи с этим в 2012 и 2013гг были предприняты попытки и поданы заявки на гранты РФФИ и РГО, к сожалению, пока безуспешно.
Предполагаемый результат
Предполагается результаты исследований довести до органов власти с целью прекращения бесконтрольной эксплуатации и прямого уничтожения бэровских бугров, установления статуса для каждого объекта и контроля за соблюдением соответствующих экологических законов, актов, норм и правил.
Список литературы
Бреховских В.Ф., Бухарицин П.И., Волкова З.В., Лабунская Е.Н. Экологические проблемы Западных подстепных ильменей // Аридные экосистемы. – 2010. том 16, № 3 (43). – С.34-48.
Бухарицин П.И., Хромов А.В., Макаров В.З. Современная региональная экологическая политика Астраханской области // Известия Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Новая серия. Сер.: Науки о Земле. – 2007. Вып. 1. – С. 29-31.
Бухарицин П.И., Данина Т.В. Актуальные проблемы экологии окружающей среды и безопасности жизнедеятельности // Сб. тр. V Междунар. науч.практ. конф. «Экологические проблемы. Взгляд в будущее». – 2008. – С. 87-90.
Бухарицин П.И., Кабикеев Н.Н., Григорьев А.Н., Головачев И.В., Хромов А.В. «Об охране, экологически безопасном и рациональном использовании ВолгоАхтубинской поймы, дельты реки Волги, акватории Северного Каспия и прилегающих к ним территорий»: концепция проекта Федерального Закона РФ // Проблемы и перспективы современной науки: сб. науч. тр. – 2009. т. 2, № 1. – С. 66-67.
Занозин В. В. Природные предпосылки развития рекреационной деятельности в Астраханской области // География и природные ресурсы. – 2005. № 2. – С. 72–78.
Занозин В. В. Морфологическая структура ландшафтов Астраханской области как основа развития рекреационной деятельности // ЮжноРоссийский вестник геологии, географии и глобальной энергии. – 2003. № 2. – С. 51–54.
Занозин В. В. Особенности ландшафтов Астраханской области как основа развития отдыха и туризма // Туризм и региональное развитие : матлы III Междунар. науч. практич. конф. – 2004. – С. 481–486.
Нижняя Волга: геоморфология, палеогеография и русловая морфодинамика (под ред. Г.И. Рычагова и В.Н. Коротаева). М. ГЕОС, 2002. – 242 с.
Николаев В.А. Геологическая история, рельеф и аллювиальные отложения // Природа и сельское хозяйство ВолгоАхтубинской долины и дельты Волги – 1962. – С.11-56.
Стрелков С.П., Сорокин А.П., Федотова А.В., Кондрашин К.Г. Сравнительный анализ состояния почвенного покрова антропогенно нарушенных ландшафтов бугров Бэра // «Естественные науки», журнал фундаментальных и прикладных исследований, Астраханский государственный университет. – №1 (34). – 2011. – С. 69-78.
Синенко Л.Г., Баринов А.И., Бухарицин П.И. Современная гидрологическая изученность района Западных подстепных ильменей // Материалы научнопрактической конференции «ООПТ Нижней Волги как важнейший механизм сохранения биоразнообразия: итоги, проблемы и перспективы». – 2010. – С.213-218.
Федотова А.В. Сорокин А.П., Стрелков С.П. Попова Е.А. Биосферная роль бугров Бэра в сохранении биоразнообразия дельты Волги // Мат. международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Экокультура и фитобиотехнологии улучшения качества жизни на Каспии». – 2010. – С. 168-171.