ФОРМИРОВАНИЕ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ТРУДАХ УЧЕНЫХ-ФОЛЬКЛОРИСТОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.150.29
Выпуск: № 12 (150), 2024
Предложена:
02.11.2024
Принята:
03.12.2024
Опубликована:
17.12.2024
20
0
XML
PDF

Аннотация

Статья посвящена исследованию формирования песенной традиции русских старожилов на территории республики Саха (Якутия). Авторы обосновывают актуальность данной темы, коррелирующей с ведущими направлениями современной этномузыкологии. Раскрывая понятие песенной традиции, исторические предпосылки и факторы формирования русской переселенческой культуры на территории республики Саха (Якутия), рассматривая имеющиеся фольклористические источники, авторы делают вывод о недостаточной степени исследованности данного вопроса. Большинство публикаций освещают исключительно историко-этнографические аспекты жизни русских переселенцев на территории Якутии, что подтверждает актуальность исследования их песенной традиции.

1. Введение

Изучение локальных фольклорных песенных традиций является актуальным и приоритетным направлением современной этномузыкологии. Несмотря на многолетнее целенаправленное обследование многих регионов нашей страны, на карте России еще много малоизученных мест с самобытной народной культурой. Одним из таких этнических «островов», не получивших должное научное осмысление, предстает русская старожильческая песенная традиция на территории Республики Саха. Более того, значимость настоящего исследования обусловлена фактом вторичного формирования (вторичной локализации) изучаемой культуры. Это обстоятельство позволяет в перспективе проследить различные динамические процессы, происходящие в песенной традиции русских переселенцев в ином этнокультурном окружении на территории Якутии.

Объект и предмет исследования (русские старожилы на территории республики Саха (Якутия); песенная традиция русских старожил республики Саха (Якутия)) обусловили цель работы – определение факторов формирования песенной традиции русских арктических старожилов Якутии как традиции вторичной локализации. Для этого необходимо конкретизировать понятие традиции, рассмотреть историю заселения и факторы формирования русской старожильческой традиции, проанализировать деятельность фольклористов, краеведов и этнографов на территории республики Саха (Якутия) в контексте изучении песенной культуры русских старожилов.

В процессе работы использовались историко-биографический, историко-проблемный методы, а так же анализ и сравнение. Используемые научные методы позволили проследить историю формирования песенной традиции вторичной локализации – культуру русских старожилов Республики Саха (Якутия), а также сравнить адаптационные процессы, протекающие в результате переселения русского этноса с исконной русской территории на земли северо-востока Сибири.

2. Основные результаты

Понятие «традиция» является одной из наиболее существенных категорий культуры и тесно связано с понятием канона и генетического наследования, преемственности. Наиболее точно его сформулировал М.С. Каган, по мнению которого культура заключает в себе коллективный опыт прошлого. Тем не менее, она способна меняться, обеспечивая адаптацию исконных культурных устоев к новым жизненным обстоятельствам этноса

.

Согласно утверждению В. А. Лапина, русский музыкальный фольклор «в целом предстает системой локальных традиций разного масштаба и исторической глубины, разных уровней местной специфики и национальной общности»

. Следует отметить, что региональный подход, получивший широкое распространение в отечественном этномузыкознании, позволяет воссоздавать самобытную национальную культуру, сформировавшуюся на определенной территории. В последнее время в поле зрения исследователей все чаще попадают мало изученные фольклорные традиции, сформировавшиеся в результате «вторичной» локализации коренных народно-песенных систем европейской России. Традиция русских старожилов Якутии представляет собой одну из таких вторичных систем.

Согласно современным статистическим данным на территории Республики Саха проживает 276 986 русских, что составляет 32% от общей численности населения. Русские старожилы соседствуют с якутами, эвенками и эвенами. Постоянные русские селения, образовавшиеся к концу XVII столетия, локализуются в устьях северных рек – Лены (с. Булун), Яны (с. Казачье), Индигирки (с. Русское Устье), Колымы (с. Походск) и др.

Об истории населения территорий проживания русских старожилов существует ряд работ. В исторических документах упоминание села Русское Устье впервые было зафиксировано в рапортах Д. Лапина, датируемых 1739 годом. Российский политический деятель и журналист Владимир Михайлович Зензинов (1880-1953), отбывающий ссылку на севере Якутской области в 1910 году, зафиксировал легенду о происхождении русскоустьинцев 

. Предположительно, в XVI веке на территорию реки Индигирки прибыли выходцы из Новгорода, бежавшие от гнева царя Ивана Грозного
. Распространялась легенда и благодаря коренному жителю Русского Устья – писателю-краеведу и журналисту Алексею Гавриловичу Чикачёву (1930-2007). В таком случае формированию традиции послужил политический фактор. Жили переселенцы бок о бок с эвенами и юкагирами. В.М. Зензинов писал о том, что индигирщики редко вступали в брак с иными народами, а при общении заставляли всех говорить по-русски. Обособленность народа и устойчивый говор на родном языке помогли сохранить язык и оградить его от вмешательства соседних национальностей. Что касается вероисповедания, жители Русского Устья были православными. Однако в характеристике данной культуры встречается упоминание языческих архаичных обрядов «кормления огня» и «кормление воды»
. Из материалов ссылки В.М. Зензинова известно, что священники и политические деятели приезжали в эти места только раз в год. В селе была всего одна деревянная церковь, которую построили в числе первых строений. Это свидетельствует о важном месте религии в жизни русскоустьинцев и влиянии конфессионального фактора на формирование и сохранение их традиции. Особой любовью у русских старожилов пользовалась Знаменская икона Божией Матери (икона Божьей Матери «Знамение»), почитаемая в Новгороде за ее чудотворную силу, не раз оберегавшую новгородцев от вражеских набегов. Манера ведения хозяйства жителей Русского Устья схожа с юкагирами, занимающимися рыболовством, песцовым промыслом, собаководством. Оленеводством и коневодством русские старожилы не занимались.

Русские переселенцы на нижней Колыме обосновались в XVII веке и разделяются на среднеколымчан и нижнеколымчан

. Тип хозяйственной деятельности и вероисповедание жителей Колымы имеет сходные черты с ведением хозяйства и религией населения Русского Устья. В обрядовой жизни данного социума наряду с православной культурой присутствуют языческие элементы, шаманство. Также они сохранили говор, но приобрели так называемое «сладкоречие» – смягчение слов мягкими «л» и «р» с заменой их на «й». Сами себя называли «койымским найодом»
.

Согласно данным статьи С.Е. Никитиной «Русские арктические старожилы Республики Саха (Якутия): проблемы сохранения уникальной культуры» численность населения в селе Русское Устье составляет 148 человек, 85% из которых – коренные местные жители, а 15% это их приезжие родственники. В с. Походск численность населения – 254 человека, и из них две трети являются коренными походчанами, остальные – это переселенцы по программам трудоустройства в малочисленные районы и из других сел Чукотки

.

Традиция русских старожилов Якутии привлекает исследователей фольклора уже более четырех десятилетий. В.М. Зензинова по праву можно считать основоположником исследования традиции русских старожилов в Республике Саха. Он подробно описал быт, культуру и обряды Русского Устья, опубликовав три книги: «Старинные люди у холодного океана» (1914)

, «Очерки торговли на севере Якутской области» (1916)
, «Русское Устье» (1921)
. По Русскому Устью так же были опубликованы труды А.Л. Биркенгофа «Потомки землепроходцев», коренного русскоустьинца А.Г Чикачева «У льдов на краю Ойкумены» с нотными записями и книга «Русские на Индигирке»
,
,
. Из всего массива опубликованных трудов, имеющих историко-этнографический характер, работа А.Г. Чикачева «У льдов на краю Ойкумены» заслуживает отдельного внимания, поскольку только в ней содержатся образцы песенного фольклора местной локальной традиции. Наряду с описанием быта русских старожилов Русского Устья, сборник содержит 13 нотаций местных традиционных напевов разных жанров: календарных, исторических, лирических песен, частушек и страданий.

3. Заключение

Традиция русских старожилов на территории республики Саха (Якутия) формировалась под влиянием разнообразных факторов: историко-политического, природно-географического, климатического, конфессионального и социально-психологического. С точки зрения динамики фольклорной традиции культура русских старожилов в устьях рек Индигирка (с. Русское Устье) и Колыма (с. Походск) отличатся разнородным характером формирования. По отношению к традиции первоначальной территории, культура вторичной локализации русских переселенцев на реке Индигирка сохраняет свои сущностные черты (язык, вероисповедание, обряды). Русские, проживающие в устье реки Колымы, видоизменяли свою культуру под действием тесных контактов с соседними иноязычными народами. Адаптационные процессы этой группы переселенцев повлекли ощутимые перемены в языке, вероисповедании, и, как следствие, в обрядовой жизни этноса. Культура русских старожилов Якутии обширно исследована с точки зрения быта и ведения хозяйства, а также говора и диалекта. Тем не менее большой пласт русской старожильческой культуры – песенная традиция – остается малоизученной. Достаточно хорошо сохранились поэтические тексты песен и устный фольклор, но среди всех источников, характеризующих русских старожилов Якутии, только одна публикация содержит нотную расшифровку песен. Вследствие такого дисбаланса в фиксации региональной традиционной культуры сохранение песенной традиции может оказаться в скором времени весьма проблематичным по причине недостаточности материалов для ее изучения и восстановления.

Метрика статьи

Просмотров:20
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:20