ФОТОГРАФИЯ КАК СПОСОБ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ МИРА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.150.148
Выпуск: № 12 (150), 2024
Предложена:
09.11.2024
Принята:
13.12.2024
Опубликована:
17.12.2024
28
4
XML
PDF

Аннотация

Статья посвящена описанию фотографии как способа коллекционирования мира в мировоззрении современного человека. Под коллекционированием авторы понимают способ собирания объектов, объединенных темой присутствия на них автора или же изготовленных автором, ценность которых заключается в создании иллюзии успешности, ее симуляции. Все чаще люди не наслаждаются объектом прекрасного, а быстро фотографируют его и теряют интерес. Методами исследования стали контент-анализ, описание и сравнение. Результатом стал вывод о том, что фотография выходит из области искусства, лишается своего ценностного и эстетического содержания. Фотография превратилась в некий современный способ коллекционирования образов современного мира.

1. Введение

Фотография является отражением действительности, мгновением, запечатленным в какой-то определенный момент времени. Не следует забывать и о средстве, с помощью которого запечатляются кадры – фотоаппарате или ли же камере. Участие камеры в нашей жизни и восприятии действительности сложно переоценить. Камера вездесуща и настойчива, внушая нам, что время состоит из интересных событий, заслуживающих фотографирования.

Сфера фотографии насчитывает большую и масштабную историю, на протяжении которой значение фотографий в обществе и ее осмысление сменили не одну парадигму. В частности, в визуальной социологии, фотография обычно рассматривается в качестве важного документа, который запечатлевает историю и составляет культурное наследие общества

. В начале XX века к фотосъемке относились как к ритуалу, перед камерой, как правило, собирали всю семью, либо же большую ее часть и стоя неподвижно, ждали момента запечатления настоящей на тот момент реальности. Фотография даже на какое-то время, казалось, вытеснила живопись. Обозначая чувства, атмосферу, эмоции людей в моменте времени, в 1988 году. Маффесоли ввел термин «эстезис». А в общем смысле И. Ильин определяет его так: «Эстезис – это переживание явления, схватывание его формы, первичных ощущений, которые он вызывает у нас, вплоть до физиологических, благодаря ему рождается «называние» реальности»
.

В современном мире без фотографирования практически не обходится ни одна важная сфера деятельности человека, будь то: разработка чего-либо в инженерии или науке (строительство зданий, сооружений, проектирование техники различного назначения), медицина (компьютерная томография, магниторезонансная терапия, рентген и т.п.), исследования в микробиологии, правоохранительные органы (фото улик, мест преступления, слежка); реклама; киноискусство, астрономия (изучение по фотографиям поверхности планет, солнечной активности и т.п.), и т.д.

Однако доступность фотокамер с хорошим разрешением, которые встроены сегодня в большинство мобильных электронных устройств, привела к распространению не высококачественных и эстетически привлекательных фотографий, которые могли бы послужить автору и человечеству как удовольствие, повод для приятных воспоминаний или напоминание важного факта жизни, а фото как коллекции мест, где на мгновение оказался человек. Все чаще на мероприятиях, в путешествиях, музеях люди не наслаждаются объектом прекрасного, а быстро фотографируют его или же себя на его фоне и бегут к другому объекту. Множество же фотографий потом выкладываются в социальные сети как знак успешности или же просто удаляются. Как замечает Е.В. Васильева, «исчезновение антитезы одухотворенного и заурядного, в свою очередь, сформировало новую систему предпочтений, лишённую смысловой доминанты»

.

Цель работы: описать фотографию как способ коллекционирования мира в мировоззрении современного человека. Под коллекционированием мы будем понимать способ собирания объектов, объединенных темой присутствия на них автора или же изготовленных автором, ценность которых заключается в создании иллюзии успешности. Методами исследования стали контент-анализ, описание и сравнение.

2. Основные результаты

Прежде чем начать рассуждать о фотографии – как о представлении действительности, необходимо понять, откуда появилась первая фотография и каковы были ее исторические предпосылки. Первые попытки запечатления фотографии были связаны с использованием камеры-обскура. Открытие первой фотография в мире тесно связывают с французским изобретателем Жозефом Ньепсом в 1826 году. Изобретение фотографий стало средством получения изображения для совершенно различных социальных и научных целей.

Так, небезызвестный В. Флюссер считал, что благодаря появлению фотографии произошел перелом в человеческой культуре и в сознании. Философ приходит к выводу, что бытие культуры, меняет собственную структуру существования

. Рассуждая о представлении и интерпретации фотографий в наше время, С. Сонтаг отмечал: «…Фотоснимок не только изображение (в отличие от картины), интерпретация реальности; он также и след, прямо отпечатанный на реальности, – вроде следа ноги или посмертной маски»
.

Принято считать, что реальность практически всегда трактовали и анализировали через образы, и философы, начиная с Платона, пытались смягчить нашу зависимость от образов, отыскивая норму познания в нашей реальности, не связанную с образами. Много позднее по этому поводу Л. Фейербах в предисловии ко второму изданию «Сущности христианства» отмечает, что «наше время предпочитает образ самой вещи, копию – оригиналу, представление – действительности, видимость – сущности», причем сознательно

. Мысль Фейербаха интересна по-своему. Люди часто фотографируют какие-то моменты, важные и не важные для них события, праздники, печали и т.д. Но при этом эти же люди не задумываются о том, что значат для них эти фото. Они часто фотографируют и просто забывают. Зачастую это работает один раз. То есть, условно, кто-то сделал фото, отослал его знакомому, чтобы похвастаться и забыл. Такие люди думают, что живут настоящей действительностью, а не прошлым.

Существуют и те люди, которые делают фото и в течение года возвращаются к нему. Это можно объяснить тем, что наш мозг и наше сердце любят вспоминать приятные для них моменты. Снимки для них являются их частицей, чем-то большим, чем воспоминания. Таким людям, вероятно, приходиться тяжелее принять суровую реальность, чем прошлую действительность. Они могут застрять в своих воспоминаниях о прошлом, что приводит к непринятию моментов в настоящем.

Для чего же люди фотографируют и выкладывают все подряд в различные соцсети? Принцип этики Л. Фейербаха – единство воли и стремление к счастью напрямую коррелируется с темой философии фотографии. «Сущность Христианства» раскрывает нам противоречивое стремление человека быть счастливым через собственное эгоцентричное, иллюзорное поведение. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что современный человек, фотографирующий всё, «что видит», через данные фотографические образы пытается стать счастливым в прямом материальном смысле этого слова, ожидая при этом больше похвал со стороны общества сознательного потребления: в данном случае – безудержного потребления фотографической информации, что приводит к совершенно гигантским масштабам эгоцентричного проявления части нынешнего общества. При этом общество состоит преимущественно из таких же людей, которым также важен образ самой вещи, а не вещь, фотографическая копия, а не оригинал, представление, а не действительность, видимость, а не сущность.

Современный человек часто даже не пытается погрузиться в реальность, а лишь сфотографироваться с ней и тут же забыть. Люди могут объехать весь мир, сфотографировать множество мест и объектов, выложить куда угодно, похвастаться знакомым, но зачем? Та действительность все равно уже будет забыта, у автора же не успеет даже сложиться впечатление об этих местах, а сделанные фотографии уже покажутся бессмысленными и загрязняющими галерею. Зачастую люди выкладывают фото для одобрения и похвалы других людей, их знакомых. Для потехи своего внутреннего эго, для демонстрации своего статуса. Выставляя напоказ свои блага в какой-либо соцсети, они обозначают свой выдуманный социальный и экономический статус. Для такого типа людей такие виды благ, затрат, фотографирование чуть ли не всего подряд и предметы роскоши являются некой «нормой» на протяжении практически всей жизни. Г. Дебор называл это обществом спектакля

.

Однако существуют и люди, которые фотографируют просто для того, чтобы поделиться своими впечатлениями. Они делают фото для запечатления кадра для себя и для близких друзей, но при этом в интернет они ничего не выкладывают. Если смотреть с другой стороны, то становиться понятно, зачем они это делают. Они действительно пережили яркие эмоции и стремятся поделиться им с теми, чье мнение для них важно и ли же показать важным для себя людям то, что им было бы интересно. Они делают фото не только чтобы просто сфотографировать, но и, чтобы эта фотография обрела некий смысл реальности или необычности

.

3. Заключение

Фотография стала неотъемлемой частью современного мира, культуры, науки, киноискусства. Человеку как социальному существу важно мнение общества (фактически – это проявление тщеславия и эгоизма), поэтому он и выкладывает фото в социальные сети. Не менее важно, что для человека эти фото являются воспоминанием, принятием действительности в прошлом, что сказывается на его восприятии мира в настоящий момент. Однако все это выводит фотографию из области искусства, лишает ценностного и эстетического содержания, превращает в симулякр

. В данной работе мы не рассматриваем тот аспект современной фотографии, когда реальный образ изменяется/подменяется технологическими средствами или интернет-зависимости
.

Можно с уверенностью сказать, что значение смысла слова «фотография» — это больше чем одно или два значения, заложенных в этом слове — это некий современный феномен (культурный, научный, бытовой) способ коллекционирования образов современного мира.

Метрика статьи

Просмотров:28
Скачиваний:4
Просмотры
Всего:
Просмотров:28