УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ СМЕРТИ ПРИ НЕОЧЕВИДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.150.11
Выпуск: № 12 (150), 2024
Предложена:
27.10.2024
Принята:
29.11.2024
Опубликована:
17.12.2024
22
0
XML
PDF

Аннотация

В данной статье рассмотрены аспекты выяснения причин, диагностики и дифференциальной диагностики танатогенеза с использованием различных методов исследования, применяемых в судебной медицине, в практическом случае с неявными обстоятельствами наступления смерти. Морфология огнестрельной травмы очень вариабельна. Одним из самых непростых видов судебно-медицинской экспертизы является экспертиза огнестрельной травмы. Судебно-медицинские эксперты играют ключевую роль в расследовании дел, связанных с огнестрельными повреждениями. Освещена важность комплексного подхода к проведению судебно-медицинской экспертизы. Особое внимание уделяется методам иммуногистохимических исследований с применением моноклональных антител к виментину и поликлональных антител к фибриногену. 

1. Введение

Современная судебная медицина имеет большой спектр средств и технологий. Они могут быть с успехом применены для установления личности человека, различных орудий преступления, решения вопроса о механизме нанесения повреждений, а также одного из важных вопросов прижизненности и давности причинения повреждений. Несмотря на это, дифференциальная диагностика причины смерти время от времени вызывает у судмедэкспертов значительные трудности, требуя от них наличия высокой квалификации и превосходных аналитических навыков для интерпретации имеющихся данных, что является серьезным вызовом в непростой работе. Сложность дифференциальной диагностики танатогенеза имеет свои причины: особенность действия повреждающего фактора внешней среды, степень разрушения трупа, характер и степень выраженности трупных изменений. Оценка обнаруженных явлений обусловливает успешное решение поставленных вопросов.

Одним из самых непростых видов судебно-медицинской экспертизы является экспертиза огнестрельной травмы. Судебно-медицинские эксперты играют ключевую роль в расследовании дел, связанных с огнестрельными повреждениями. Морфология огнестрельной травмы очень вариабельна. На объективность и обоснованность выводов эксперта оказывают влияние множество факторов: особенности конструктивных элементов пули, дистанция выстрела, взаимодействие пули с преградой, обстоятельства причинения огнестрельного ранения, анатомическая локализация ранения, давность смерти и особенности осмотра места происшествия

,
.

Проведение судебно-медицинской экспертизы требует глубоких знаний в области анатомии и физиологии человека, поскольку каждая травма содержит в себе важную информацию о механизме происшествия, обстоятельствах преступления и состоянии пострадавшего.

Понимание природы травм и факторов, способствующих их возникновению не только позволит судебно-медицинским экспертам делать обоснованные выводы о проделанной работе на основе выстроенных причинно-следственных связей, но и повысит качество судебно-медицинской экспертизы и, в конечном итоге, обеспечит справедливость в правосудии

,
,
.

Год от года наблюдается рост количества случаев огнестрельных повреждений, что указывает на актуальность проблемы

,
.

Цель в нашей работе заключалась дифференциальная диагностика причины смерти, а также в выявление маркеров механической асфиксии, огнестрельности и прижизненного характера повреждений.

В данной работе использовались данные судебно-медицинского исследования трупа, которые состояли из морфологического метода, который включал в себя секционный, гистологический, метод ИГХ-исследований с антителами к фибриногену и виментину, а также дополненный методами танатогенетического анализа и установления темпа смерти, медико-криминалистическим исследованием

,
,
,
.

2. Основные результаты

Исследованию подлежит труп гр-на Т., 56 лет. Из материалов уголовного дела известного, что труп данного гражданина обнаружен в машине, в положении сидя, фиксированным ремнем безопасности на водительском сиденье. Данный автомобиль марки УАЗ-Патриот находился в акватории реки на глубине 6,3 метра. Осмотр места происшествия проводился в период с 10 часов 15 минут до 15 часов 30 минут, при температуре воздуха +22°С, при солнечной погоде, скорость ветра 4 метра в секунду. Осмотру подлежит участок местности вдоль правого берега реки В. Береговая полоса покрыта берегоукрепительными железобетонными плитами шириной 2,5 метра. Длина берегоукрепительных железобетонных плит 6 метров с учетом погружения в воду. Данный участок местности имеет зеленые насаждения в виде тополей приблизительной площадью 66 м2. При обследовании дна реки в данной местности водолазами установлено, что в машине на водительском сиденье находится тело мужчины, в положении сидя, которое фиксировано ремнем безопасности. Стекла в машине опущены. После проведения подводной части осмотра автомобиль извлечен при помощи лебедки на берег.

При осмотре врачом-судебно-медицинским экспертом установлено, что труп холодный на ощупь. Трупное окоченение хорошо выражено во всех группах исследованных мышц. Трупные пятна локализуются преимущественно в нижних отделах трупа. При надавливании на трупное пятно отмечается его незначительное побледнение и медленное восстановление около 5-6 минут. Кожные покровы пальцев кистей сморщенные, бледно-серого цвета. Температура воды +16 С. При осмотре трупа установлено, что на левой боковой поверхности шеи в средней трети находится дефект кожных покровов округлой формы диаметром 0,9 см, в центре которого при сведении краев, определяется дефект кожных покровов диаметром 0,6 см. На правой боковой поверхности шеи рана щелевидной формы размером 0,5х0,4 см с вывернутыми кнаружи краями.

При исследовании содержимого автомобиля обнаружен портфель с бумагами, принадлежности для автокосметики, в перчаточном ящике документы папка с инструкцией по эксплуатации автомобиля, светоотражающий жилет, карманный фонарь. По автомобильным ковриком водительского сиденья находился металлический стержень из блестящего, серого цвета, длинной 25 см, диаметром 1,2 см с острыми концами.

В процессе осмотра трупа на месте его обнаружения у руководителя следственно-оперативной группы возникло предположение, что ранение данный гражданин мог получить в результате противоправных действий с применением данного металлического предмета. В свою очередь врач-судебно-медицинский эксперт предположил, что данное повреждение имеет огнестрельную природу происхождения.

Для дальнейших следственных действий тело гр-на Т., 56 лет было направлено следователем для производства судебно-медицинской экспертизы трупа в бюро судебно-медицинской экспертизы для выяснения непосредственной причины смерти, установления наличие и характера телесных повреждений.

При судебно-медицинском исследовании трупа установлено, что с момента смерти мужчины прошло менее одних суток. Труп мужчины правильного телосложения, удовлетворительного питания. Длинна тела 173 см. Из повреждений, которые выявлены при экспертизе трупа установлено, что на левой боковой поверхности шеи в средней трети дефект ткани диаметром 0,9 см, в центре которой при сведении краев, определяется дефект кожи округлой формы, диаметром до 0,6 см. От 6 до 2 часов условного циферблата отмечается дугообразное наложение черного вещества шириной 0,2-0,1 см. При внутреннем исследовании обнаружено кровоизлияние в мягки ткани шеи в проекции вышеописанного повреждения с нечеткими границами. В центре данного кровоизлияния диагностирована рана диаметром 0,6 см, округлой формы, с выраженным дефектом ткани, а также имеется сквозное повреждение левой общей сонной артерии с ее рассечением, краевое повреждение внутренней яремной вены слева. Далее при исследовании тканей шеи обнаружено сквозное повреждение щитовидного хряща диаметром 0,6 см и сквозное повреждение правой общей сонной артерии и правой яремной вены с их рассечением. На правой боковой поверхности шеи находится рана щелевидной формы с вывернутыми кнаружи неровными краями размером 0,5х0,4 см. При исследовании трахеи установлено наличие жидкой пенистой слизи с примесью жидкой крови, которая располагается на всем протяжении. При исследовании пищевода какого-либо содержимого не обнаружено. Слизистая оболочка продольно складчатого характера. При исследовании ткани легких установлено, что плевра легких темно-красного цвета с наличием мелкоточечных кровоизлияний темно-красного цвета (пятен Тардье), которые расположены на преимущественно задней диафрагмальной или междолевых поверхностях легких. Ткань легких воздушная. С поверхности разреза ткани стекает жидкая, пенистая кровь. При исследовании ткани сердца установлено, что на эпикарде, преимущественно по задней поверхности обнаружены аналогичные кровоизлияния. При исследовании желудка установлено, что полости содержатся размельченные пищевые массы объемом около 250 мл серо-желтого цвета по содержанию являющимися фрагментами яиц, вермишели, волокон мяса и зеленого гороха с примесью кровянистого содержимого в небольшом количестве, локализующимися в верхней части органа. Слизистая оболочка желудка бледно-серого цвета, с умерено выраженной складчатостью. При исследовании почек отмечена бледность паренхимы.

При судебно-медицинском исследовании в биологических средах, а именно в крови и моче, от трупа гр-на Т. этиловый алкоголь не обнаружен.

При судебно-гистологическом исследовании головного мозга от трупа гр-на Т., 56 лет, установлено, что неравномерное полнокровие сосудов, не значительно выраженный периваскулярный и перицеллюлярный отек, ишемизированные нейроны, сателлитоз.

При судебно-гистологическом исследовании легких от трупа гр-на Т., 56 лет, установлено наличие малокровия. Просветы альвеол щелевидной формы, межальвеолярные перегородки близко прилежат друг к другу. Бронхи с просветами щелевидной формы, рыхлая лимфо-гистиоцитарная инфильтрация стенок бронхов. Неравномерное утолщение, склероз межальвеолярных перегородок, нерезко выраженный склероз сосудов.

При судебно-гистологическом исследовании сердца от трупа гр-на Т., 56 лет установлено малокровие, неравномерное кровенаполнение миокарда, распространенные очаги фрагментации, очаги волнообразной деформации кардиомиоцитов. Неравномерная гипертрофия кардиомиоцитов, мелкоочаговые скопления жировых клеток вокруг сосудов, интрамуральные артерии в спазме с тонкими стенками.

При судебно-гистологическом исследовании почек от трупа гр-на Т., 56 лет установлено малокровие коры, неравномерное кровенаполнение мозгового слоя.

При судебно-гистологическом исследовании мягких тканей из области раневого канала установлено, что в препарате мышечно-жировая ткань с участками деструкции (некроз миоцитов), очаговым инфильтрирующим кровоизлиянием из контурирующихся эритроцитов с рассеянными лейкоцитами в массах крови, перифокальным отеком. Сосуды преимущественно малокровны, спавшиеся. Вакуолизация клеток медии. На поверхности кусочка наложения буровато-черных инородных частиц.

Для верификации дальнейших действий была проведена иммуногистохимическая реакция с использованием моноклональных антител к виментину и поликлональными антителами к фибриногену. Данная реакция позволяла оценить на наличие, степень и интенсивность реакции. При использовании антител к фибриногену была обнаружена яркая стомальная реакция в мягких тканях с преимущественной периваскулярной локализацией в перимизии. При использовании моноклональных антител к виментину отмечается яркое окрашивание в участках непрокрашенных мышечных волокон стенки рядом расположенных сосудов, а именно, мышечная оболочка, ярко окрашены, в просвете сосудов наблюдается десквамированный эндотелий. В мышечных клетках медии артерий и артериол виментин располагался в виде глыбок. Отмечается прокрашивание жировых клеток и выявлено яркое окрашивание стенок жировых кист.

При судебно-медицинском исследовании трупа гр-на Т., 56 лет установлено, что смерть наступила от острой кровопотери, в результате огнестрельного, сквозного ранения шея с повреждениями правой и левой сонных артерий, яремных вен, трахеи.

В процессе следствия, с учетом выявленных обстоятельств смерти, был произведен дополнительный осмотр места происшествия. Была осмотрена территория и стволы деревьев с учетом расположения машины, тела и морфологии огнестрельного ранения.

При осмотре места происшествия в стволе, расположенного на расстоянии 10 метров от кромки воды дерева, на расстоянии 0,6 метра от поверхности земли, обнаружен металлический инородный предмет цилиндрической формы 0,9 см в диаметре, длиной около 1,2 см, с одним тупым, другим полусферическим концами, оболочкой из металла желтовато-красного цвета, сердечником из металла серого цвета, который являлся пулей.

Следователем установлено лицо, которое причинило данное огнестрельное ранение, заведомо спланировав сценарий действия. Данным лицом явился родной, младший брат гр-на Т., гр-н Н., 52 лет, который имел личные неприязненные отношения в связи ревностными чувствами по отношению к жене погибшего. После совершения данного деяния гр-н Н. попытался скрыть последствия своих действий путем утопления автомобиля в водоеме.

3. Обсуждение

В процессе проведения следственного эксперимента установлено, что расстояние от грунта до кузова 372 см, от пола до сиденья водителя – 12 см, толщина сиденья водителя – 23 см. Расстояние от ягодичной области трупа до входного раневого отверстия – 137 см. Все данные показатели позволили определить высоту, с которой произведен выстрел – 140 см. В ходе осмотра жилых помещений дома гр-на Н., 52 лет, была обнаружена спортивная куртка из синтетической ткани, синего цвета с наложением пороховых зерен и пистолет Макарова (ПМ) калибра 9мм с уделенным механическим путем номером. При допросе гр-на Н., было установлено, что пистолет Макарова (ПМ) калибра 9мм, был им найден несколько лет назад в лесополосе и хранился у него дома, и что указанный пистолет был использован для совершения преступления. В дальнейшем, при производстве судебной баллистической экспертизы, было установлено, что пуля, обнаруженная в ходе осмотра места происшествия в стволе дерева, была выстреляна из данного пистолета Макарова (ПМ) калибра 9мм. 

4. Заключение

В процессе проведенной медицинской судебной экспертизы была установлена не посредственная причина смерти при весьма запутанных обстоятельствах смерти. Установлен тип и темп танатогенеза, давность причинения повреждения и дистанция выстрела. Компетентность врача-судебно-медицинского эксперта позволила на месте происшествия предположить о вероятной причине смерти, о повреждении из огнестрельного оружия. Результаты проведенной экспертизы с применением стандартных методов и методов ИГХ-исследования, с применением моноклональными антителами к виментину и поликлональными антителами к фибриногену, позволили дать ответы на поставленные следователем вопросы. ИГХ-реакция позволила оценить наличие, степень и интенсивность реакции, а также подтвердить наличие признаков огнестрельности и прижизненности повреждений.

В дальнейшем при проведении следственных действий было установлено лицо, совершившее данное деяние и выявлена причина, способствовавшая к данному действию. 

Метрика статьи

Просмотров:22
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:22