ГЕНЕЗИС, СЕМАНТИКА И МЕТОДОЛОГИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ PR-БИОГРАФИИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО РОК-ПОЭТА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.138.154
Выпуск: № 12 (138), 2023
Предложена:
03.10.2023
Принята:
24.11.2023
Опубликована:
18.12.2023
563
8
XML
PDF

Аннотация

Целью исследования стало осмысление жанровых характеристик, а также литературно-художественного и медийного потенциала PR-биографии современного русского рок-поэта. Определена генетическая парадигма, семантический потенциал и специфика содержательно-субъектной организации жанра PR-биографии в свете актуальных проблем современной гуманитарной науки. Обозначена степень культурной релевантности PR-биографии, других жизнеописательных жанров и предбиографических жанровых структур. Научная новизна исследования заключается в описании теоретико-методологического подхода к системному анализу PR-биографии современного русского рок-поэта. Выявлено, что траектория функционирования PR-биографии как жанра определяется культурным дисплеем эпохи, связана с аккумуляцией ценностных ориентаций реципиента. Установлено, что PR-биография современного русского рок-поэта имеет вариативную структуру, синтезирует вербальные, невербальные, нейромаркетинговые и иные коммуникации, оформленные актуальной медийной средой.

1. Введение

В современном русском языке семантическое поле слова пиар содержит более ста единиц, а лексема пиар «демонстрирует высокий экспрессивно-оценочный потенциал»

. Расширение в гуманитарных науках лексической парадигмы, включающей группы слов, характеризующих функциональные возможности пиара, указывает на динамику популяризации связей с общественностью. Эта тенденция говорит также о востребованности PR-технологий для (ре)презентации содержательно-субъектной организации текста (Б. О. Корман
) в культурном дисплее современной эпохи. Другая причина роста актуальности технологий Public Relations в современном вербальном или синтетическом искусстве – необходимость утверждения в разных социальных средах положительного образа-имиджа творческой личности. Медийно и художественно воплощенный образ автора оформляется посредством сознания собственно автора (Б. О. Корман
) как высшего субъекта сознания и речи, сознания медийного автора
, рожденного по причине необходимости «найти личный выход, убежище в жестко запрограммированном мире»
, и экзистенциального опыта биографического автора. Несмотря на то, что генезис PR исторически отдален от современности, актуальная PR-коммуникация неизбежно включает культурные установки предыдущих эпох
.

В процессе создания и реализации биографии творческой личности используются разнообразные PR-тактики, рекламные стратегии, журналистские приемы. Трансформируясь в фокусе культурного запроса и коммуникативных задач современной эпохи, жанр биографии с содержательно-формальной точки зрения все более напоминает PR-текст, созданный по законам Public Relations. В завоевании социальных сетей и офлайн-пространства, указывает Е. В. Бильченко, «современные поэты используют самые разнообразные инструменты арт-пиара во имя кросс-платформенной эффективности»

. Успех такого PR зависит, по мнению ученого, не от художественных качеств созданных авторами произведений, а скорее «от новаторского и креативного использования уже известных способов и средств продвижения, а также от способности адресанта синтезировать разные виды искусств»
. Это, с нашей точки зрения, относится и к реализации PR-биографии рок-поэта, комплексно представленной на интернет-платформах и в СМИ посредством серии предбиографических жанровых структур (интервью, дневник, автобиография, питч, стори, профайл, репортаж, ток-шоу, пресс-релиз, медиа-кит и др.). Даже очень самобытная и интригующая биография может быть рекомендована реципиенту для ознакомления в невыгодном свете, что сократит читательский интерес к рок-персоне. Вместе с тем оптимизация сведений о биографируемом посредством стратегий и тактик PR будет содействовать более эффективному анализу и интерпретации его творчества разными реципиентными группами.

В настоящее время отсутствуют научные исследования жанровой специфики биографии современного русского рок-поэта в свете задач PR-коммуникации. Разработка подходов к созданию, изучению структуры, содержания и формальных особенностей PR-биографии автора рок-поэзии как синтетического вида искусства будет содействовать расширению представления о методологии анализа жизнеописательных материалов, востребованных в разных гуманитарных науках.

2. Методы и принципы исследования

Важнейшей характеристикой текста, которая влияет на его последующую внешнюю и внутреннюю оценку воспринимающим сознанием, является его «нужность» для аудитории

. Культурно-ориентированный PR-текст как событие словесного искусства необходим для создания биографических материалов о творческой личности: его субъектно-объектные диалогические установки максимально близки коммуникативным задачам, интересующим большинство гуманитарных наук, особенно литературоведение. Комплексный подход к изучению PR-текста в структуре PR-коммуникаций невозможен без обращения к основным положениям научных трудов специалистов в области семиотики, текстологии, структурализма
, а также к аналитическим наработкам медиаисследователей, культурологов, историков, представителей сферы связей с общественностью и рекламы.

Таким образом, при осмыслении поставленной в статье научной проблемы наряду с универсальными, эмпирическими и теоретическими методами использовались элементы специальных (биографический, структурно-функциональный, сравнительно-сопоставительный, системно-субъектный, культурно-исторический, контент-анализ) методов и подходов, что позволило сделать междисциплинарные выводы о жанровой специфике PR-биографии творческой личности.

3. Основные результаты

На протяжении всей истории человечества Public Relations выступает «естественным элементом общественных взаимодействий»

, является одним из главных средств классических маркетинговых коммуникаций
, рассматривается как «планомерная постоянно осуществляемая деятельность по обеспечению равноправного информационного взаимодействия»
. Главная цель связей с общественностью, пишет Т. М. Смоликова, – «свободное мнение и гражданская позиция, информированность и диалог, симметричные равноправные партнерские отношения»
.

Вместе с тем в современных PR-коммуникациях фигурирует, по мнению Т. М. Ланиной, не только стремление к равноправию, но и «манипулятивный перекос»: манипуляция демонстрирует не воздействие на поведение друга или партнера, а выступает частью технологии власти, «манипуляция – это не насилие, а соблазн»

. Привлекая манипулятивные приемы в PR-сфере, сложно соблюдать «грань между скрытым и открытым воздействием», и «несмотря на возмущение общественности, негодующие статьи в прессе, – подчеркивает В. Ф. Кузнецов, – паблик рилейшнз без манипуляции невозможен»
, так же, как и реклама «вольно или не вольно направлена на манипуляцию общественным мнением»
. Отметим, что в обозначенном ракурсе PR сближается не только с рекламой, но и со СМИ, манипулятивный арсенал которых ориентирован на «преднамеренное искажение реального положения вещей путем замалчивания одних фактов и выпячивания других, публикацию ложных сообщений, пробуждение у аудитории ложных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов и т.д.»
. Перечисленные приемы направлены на утверждение в субъектах разных коммуникативных групп (/ организаций, объединений) конкретных психологических установок и ценностных ориентаций.

Целью манипуляции является мягкое подведение реципиента к какому-либо выбору, предмету обсуждения, культурному объекту, и потому реализуется «иллюзия самостоятельности принятия решения»

. Биографический PR-текст также ненавязчиво подводит воспринимающее сознание к некоторому выбору – философии биографируемого, его мировоззренческой «истине», ценностным ориентирам, духовно-нравственным приоритетам. Таким образом, PR-биография современного рок-поэта неизбежно характеризуется манипулятивными речевыми конструкциями, созданными менеджером (/ агентом) для популяризации имиджа героя PR-жизнеописания. Обозначенная проблема делает актуальным исследование стратегии создания PR-биографии творческой личности в условиях развития современной культуры: речевое манипулирование посредством СМИ и интернет-технологий делает затруднительным осмысление рок-поэта как личности, человека со своей уникальной судьбой. Успешные манипулятивные тактики, реализуясь в PR-биографиях множества рок-поэтов, стирают уникальный «код» личности, типологически сближают несхожих людей, размывают индивидуальный образ биографического автора и собственно автора (автора-творца).

В фокусе рок-творчества продвижение исполнителя на музыкальный рынок может рассматриваться, по мнению М. В. Жижиной, как «социально-психологический феномен, представляющий собой собственно процесс, а также проектную деятельность по “раскрутке” и популяризации исполнителя, по изменению восприятия и отношения к исполнителю со стороны слушательской аудитории, мероприятия по изменению социально-экономического поведения потребителей и по стимулированию сбыта продукции»

. В контексте имиджелогии продвижение PR-биографии рок-поэта необходимо понимать как оптимизированное конкурентоспособное представление личности в культурной среде и как социально-психологическое воздействие на целевую аудиторию с целью реализации заданного образа-имиджа через культурный продукт (рок-альбом, книга, мерч, билет на концерт и др.).

Однако такая трактовка PR в связи с деятельностью русских рок-поэтов входит в конфликт с устоявшимся представлением об образе рокера, как человека, не зависимого от стратегий продвижения и материальной стороны бытия. На современном этапе развития рок-культуры происходит очевидная трансформация позиционирования рок-поэта в общественной среде и в лояльных реципиентных группах. Рок-культура не имеет ничего общего с массовой культурой

, ведь главный «симптом» масс – деперсонализация индивидов, затруднение в самоидентификации
), а рок-поэт всегда стоит в оппозиции к иному – не-романтическому – типу мышления, он занят самопознанием через уединенное созидание. Канонические представления о свободе от массовой культуры и ее приоритетах дольше всего сохраняли панк-рокеры, например, А. Фишев и К. Ступин, однако сегодня и русский панк-рок все чаще демонстрирует личность лидера с учетом PR-стратегирования, в том числе актуализированного в современном поп-мейнстриме. Так, Дмитрий Соколов («Йорш») активно сотрудничает со СМИ, осуществляет творческое партнерство с представителями других музыкальных направлений, ведет многоаспектный диалог с разными реципиентными группами, использует реализацию в соцсети фан-атрибутики, что повышает узнаваемость его имиджа. Сабрина Амо («Аборт мозга») дает интервью, анонсируемые в традиционных СМИ и новых медиа, создает медийно-художественные тексты (книга «Сделайте мне Аборт Мозга»), участвует в креативных коллаборациях (например, в записи альбома 2023 г. группы «АХСиМСЗ»), информация о которых продвигается в Интернете.

В теории связей с общественностью биография – это «жанр PR-текста, который в оптимизированном виде представляет биографические сведения о публичной персоне, фактическую информацию о конкретном человеке»

. Н. Б. Руженцева утверждает, что такие жанры, как PR-автобиография, PR-биография и PR-характеристика, включающие биографические данные о медийной личности, трансформировались из каноничных жанров – автобиографии, биографии и характеристики, используемых в официально-деловом стиле речи
. Однако в случае с анализом генезиса PR-биографии творческой личности, следует учитывать и семантические интенции филологического звучания биографических жанров. Это принципиально важно в случае последующего определения коммуникативных стратегий и задач, стоящих перед создателем биографии такого типа. В этой связи PR-биография рок-поэта будет включать семантические маркеры официально-делового, литературного и публицистического стилей речи, а также элементы разговорного стиля, что определяется самой спецификой рок-культуры, предполагающей, например, использование обсценной лексики.

PR-биография рок-поэта (ре)презентируется посредством внутреннего и внешнего PR, и в случае с междисциплинарной позицией исследуемого жанра предполагает актуализацию внутренних коммуникативных стратегий (самопрезентация в рок-коллективе, создание положительного образа автобиографии) и внешних коммуникативных PR-факторов (восприятие аудиторией и субъектами активной медиасреды, публичная самопрезентация, кино- и нейромаркетинг, геймификация, перформанс и др.).

Биографическая информация, отмечает А. Д. Кривоносов, всегда представляется общественности в виде блоков, формирующих ее структуру (общая презентация, образование, карьера, награды, семейное положение и др.), и имеет несколько разновидностей: биография-конспект, биография-рассказ, биография-повествование

. Биография-конспект («безглагольный» вариант биографической информации) представляет собой совокупность дат и основных периодов карьерного становления медийного персонажа. Биография-рассказ («оглаголенный» вариант биографической информации) является комплексом самостоятельных предложений со сказуемым. Биография-повествование (близок литературному жанру портретного очерка) призвана прежде всего не осветить основные этапы жизни человека медийного, а поведать о его качествах, идейных установках, ценностных ориентирах
.

В обозначенном семантическом аспекте биография-конспект генетически сближается с научной (/ интеллектуальной / аналитической) биографией, биография-рассказ – с литературоведческой биографией, а биография-повествование – с литературной (/ литературно-художественной / писательской) биографией. В этой связи нельзя не отметить связь PR-биографии с биографическими жанрами литературоведения, культурологии, социологии и исторической науки, что позволяет разработать такую методологию создания и реализации биографических материалов, которая, с одной стороны, оптимизирует их вхождение в культуру посредством историко-литературного и социального контента, а с другой, – через каналы PR и рекламы. Особенно востребованным это видится в свете специфики современного героя PR-биографии – рок-поэта как медийной личности и представителя синтетического искусства. Созданная и реализованная таким образом биография будет содействовать продвижению образа-имиджа творческой личности не только в культурной среде (прежде всего, в литературе и музыке) и в сфере гуманитарных наук, но и в области социальных коммуникаций, рекламной информационной среды.

Системное научное осмысление PR-биографии современного русского рок-поэта в контексте стратегий реализации в медийной среде требует использования разнообразных теоретико-методологических материалов. Такой подход будет способствовать всестороннему рассмотрению специфики PR-биографии как культурного явления, имеющего предельно широкую амплитуду исторического и теоретического развития (с античных времен

) и пережившего ряд этапов переосмысления в гуманитарном знании. С нашей точки зрения, можно выделить восемь научных направлений, результаты которых будут актуальны для исследования жанровых особенностей и содержательно-формальной организации PR-биографии современного русского рок-поэта.

Теория и история связей с общественностью. Основные принципы и концепции PR (Public Relations) способствуют пониманию структуры PR-биографии современного рок-поэта в контексте методов и методик создания и продвижения реального образа и оптимизированного образа-имиджа, а также содействуют грамотной трактовке стратегий коммуникации с аудиторией в СМИ и Интернете, направленных на популяризацию жизненной позиции и философии творчества рок-поэта как медийной личности.

Теория и история рекламы. Исследования в сфере рекламы являются неотъемлемым теоретико-методологическим основанием для комплексного осмысления процесса создания, функционирования и стратегий реализации PR-биографии современного русского рок-поэта в медиасреде. Наработки ученых в этой области помогают понять принципы эффективной рекламы биографических материалов, определить целевую аудиторию медийной личности, разработать успешную PR-стратегию, задействуя современные инструменты рекламы.

Теория и методология биографических исследований в свете научных достижений литературоведения, социологии, психологии и политологии. Изучение PR-биографии рок-поэта в этом контексте позволяет определить формальные, содержательные, идейные, нравственно-этические и эстетические особенности жанра (повествовательные схемы, субъектная организация, сюжет, композиция, архитектоника, образные средства, хронотопические характеристики, манипулятивные тактики, архетипические модели и др.), увидеть его трансформацию в социокультурной динамике современной эпохи.

Медиаисследования. Использование наработок в области методологии медиаисследований позволяет рассмотреть PR-биографию рок-поэта в связи с трансформациями, происходящими в настоящее время в «теле» текста и образном «фокусе» контекста, в рецепции биографических данных в Интернете и СМИ, во взаимодействии с аудиторией. Научные достижения этого научного направления помогают увидеть воздействие медиатехнологий (актуализация текстовых, звуковых и визуальных данных и каналов их реализации) и практик на создание и распространение PR-биографии современного русского рок-поэта.

Философско-культурологические исследования. Этот вектор научного осмысления PR-биографии современного русского рок-поэта необходимо выделить как самостоятельное направление, так как философия PR-биографии творческой личности находится в зоне презентации этого жанра как культурного события и феномена. Философско-культурологические научные работы позволяют увидеть PR-биографию рок-поэта в контексте культурных концепций и сдвигов, традиционных и новаторских философских практик, ценностных ориентиров, национальной (само)идентичности, межкультурной коммуникации. Рассмотрение влияния культурно-философских факторов на создание и рецепцию PR-биографии современного русского рок-поэта является важной составляющей исследования в области связей с общественностью.

Риторическая поэтика и стилистика. Системное изучение научных работ, представленных этим гуманитарным направлением, способствует определению и описанию стилистических черт и риторических приемов, используемых при создании PR-биографии современного русского рок-поэта, помогает осветить специфику влияния риторических стратегий, языковых единиц и условий языкового общения на восприятие и эффективность коммуникации творческой личности и разных реципиентных групп в медиасреде.

Исследования специалистов-практиков. Труды специалистов-практиков ориентированы на оптимизацию всех этапов создания PR-биографии, поэтому результаты их исследований лежат в области качественных методов и методик. Специалисты-практики задействуют анализ документов разных типов и видов, индивидуальное глубокое интервью, групповое / фокусированное интервью (фокус-группы), неструктурированное наблюдение, анкетирование, опрос и другие методы, поэтому высокая степень верификации их наработок помогает существенно дополнить представление о специфике функционирования PR-биографии в медиасреде.

Педагогические исследования. Гуманитарный базис учебной и учебно-методической литературы помогает увидеть динамику педагогической мысли, акцентированной на различных аспектах осмысления PR-биографии медийной личности. Выводы, сделанные педагогами-гуманитариями, выявляют основные изменения канона биографических жанров, предлагают экспериментальные методики анализа жизнеописательного материала с учетом его воспитательного и обучающего значения.

4. Заключение

В процессе своего развития жанр PR-биографии откликается на культурный запрос каждой эпохи: происходят изменения в его целевых установках, содержании, композиционной структуре, субъектной организации, формальном облике, принципах реализации в социуме. Этот жанр отличается аккумулятивным характером ценностных ориентаций, в своей динамике он отдаляется от формального культурного посыла и приближается к экзистенциальной парадигме традиционных биографических жанров. Современная PR-биография характеризуется вариативной структурой, в которой образно-имиджевый план смещается с вербальной коммуникации в область невербальных, нейромаркетинговых и иных контактов, востребованных в современной медиасреде. 

Субъектная организация PR-биографии творческой личности, активно позиционирующей себя в разных культурных сферах, демонстрирует интерференцию нескольких субъектов сознания (биографического автора, медийного автора и собственно автора), а также лирического героя и героев ролевой лирики. В этой связи возникает смещение художественного и медийного планов творчества рок-поэта, когда оптимизированный образ-имидж, представленный в PR-биографии, наделяется чертами лирического героя и иных форм авторского сознания или входит в конфликт с этими формами сознания и речи, явленными в вербальном тексте. Сравнительно-сопоставительное исследование PR-биографии рок-поэта и его творчества позволяет прояснить уникальные черты индивидуально-авторского типа коммуникации, обращенной в область креативной памяти культуры (А. Ассман

).

Системный подход к созданию и продвижению биографии современного русского рок-поэта способствует выявлению символических маркеров реального облика автора-творца и его идеального (мифологизированного в контексте PR-технологий) образа-имиджа. Методика разработки PR-биографии требует междисциплинарного подхода, что объясняется повышенным интересом гуманитарной науки к осмыслению жизнеописательных жанров, а также существенными изменениями в принципах оценки созидательного мышления творческой личности современной культурной антропологией.

Метрика статьи

Просмотров:563
Скачиваний:8
Просмотры
Всего:
Просмотров:563