Становление ивент-индустрии в культурных практиках региона
Становление ивент-индустрии в культурных практиках региона
Аннотация
Предложен анализ становления ивент-индустрий, инициируемых государством и коммерческими структурами. Рассмотрены досуговые индустрии, определяющие спрос на ивент-технологии, что предполагает включение современного горожанина в общественные события не в качестве потребителя и эксперта культурной продукции, а как активного действующего лица; в рамках партисипаторных практик. Внедрение основных положений «Концепции развития творческой экономики…» – одной из первых государственных программ креативной экономики - представлено опытом работы креативной платформы «Пространство» и кластера «Квартал Труда» в Якутске. Подчеркивается, что их реализация способствует внедрению современных культурных практик и сохранению этнокультурной идентичности. Деятельность Парка и Квартала рассматривается как фактор интеграции горожанина в формы творческой активности.
1. Введение
По итогам мониторинга независимых аналитических служб (PricewaterhouseCoopers International Limited, InterMedia и др.) отмечается, что «в последние годы российский культурный ландшафт выглядит окончательно сформировавшимся: четко прослеживаются лидеры в самых разных отраслях, а также заметно распределение «сфер ответственности» между бюджетными и негосударственными компаниями» [6, С. 51]. В российских культурных практиках стихийно сложилось разделение на «культурные индустрии», инициируемые и финансируемые государством, и «творческие индустрии», представляющие негосударственный, так называемый коммерческий сектор, представленный малым и средним бизнесом. Творческие индустрии характеризуются как «элемент стратегического развития стран и городов, возможность улучшить качество жизни и человеческого капитала и вместе с тем путь осуществления «культурной экспансии», трансляции своих ценностей и норм» [2, С. 114]. Исходя из этого, мы считаем, что российское общество стало более заинтересованным в культуре как ресурсе для расширения спектра социально-культурного потенциала, равно как возможности самореализации и капитализации собственного таланта в сотрудничестве культурных организаций и сфер бизнеса, то есть в качестве пока еще недостаточно привычного способа извлечения финансовой прибыли и социальной пользы.
2. Основные результаты
Одним из главных проектов в рамках концепции является создание творческого кластера. Где последний представляется как пространство, в котором взаимодействуют представители творческих индустрий. Цель кластера – создание условий для деятельности представителей кластеров по всей республике, а также организация мероприятий, отвечающих потребностям культуры, досуга и потребительского общества Республики. Этот проект называется «Квартал Труда». Организаторы (среди которых один из авторов представленной статьи, магистрант кафедры культурологии Диана Семенова) отмечают, что название проекта, выбрано не просто так: «Мы сохранили историческое название улицы, на которой расположен объект, и в дальнейшем планируем постепенно расширять влияние кластера на весь прилегающий район». В масштабный по меркам республики проект вовлекли более 200 представителей творческих, коммерчески ориентированных сообществ. На сегодняшний день 50 компаний подписали предварительные соглашения о резидентстве в кластере. Они вовлекли в сферу деятельности «Квартала Труда» кинопроизводителей, дизайнеров, архитекторов, модельеров, частные учреждения дополнительного образования детей и взрослых, работников театров, культурно-досуговых центров и многих других. Некоторые сложности объективного характера, среди которых, в первую очередь, — пандемия и связанный с ней локдаун. Последовавшее за этим свертывание малого бизнеса в режим выживания вносит коррективы в ход реализации проекта, тем не менее «запущен «Глобальный университет» (корпоративное обучение креативным компетенциями якорных несырьевых бизнесов республики). Разработана программа «квартальных дежурных» и профиль программы ДПО по обучению участников секторов креативных индустрий республики. В ходе акселерационной программы к реализации проекта привлечено 279 млн руб.» [6, С. 42]. «Квартальные» используют максимум возможных инструментов актуализации досуговых индустрий: групповые чаты в социальных сетях и мессенджерах; интерактивные презентации продукции и услуг event-агентства; фото и видео контент; digital элементы в процессе организации и проведения события; цифровую модернизацию бизнес-процессов, которые Д. Каннер определяет как «залог выживания» [4, С. 51] ивент-индустрий.
Исходя из приведенных примеров, мы считаем, что для развития творческих отраслей государственные учреждения культуры должны действовать более активно. «Event-технологии совершенствуют идею креативных индустрий по созданию передовых, интересных, актуальных творческих проектов и позволяют совершенствовать культурную продукцию кластеров за счёт комплексности. Уже существующий опыт показывает, что можно, сохраняя самобытность мест, вызывать эмоции у участников социально-культурной деятельности и повышать показатели возвратности аудитории» [5, С. 189]. «Квартал Труда» уже сегодня, на этапе становления справляется с функциями «драйвера цифровой трансформации (формирует вокруг себя цифровую среду для интеграции партнеров, поставщиков и клиентов)» [3, С. 4756-4757], работая на усложнение структуры и расширение границ влияния кластера.
3. Обсуждение
«Креативные индустрии играют всё более заметную роль, без них невозможно представить развитие городов, реализацию новых социально-культурных проектов, насыщенный и качественный досуг, отвечающий запросам различных групп населения» [5, С. 183], импортируются и изобретаются новые формы организации досуга для людей разных социальных групп и возраста: школы «третьего возраста», «дед-сады», утренние оздоровительные зарядки на площадях, стадионах и скверах Якутска и других городов, проводимые инструкторами министерства спорта республики; конкурсы, фестивали стрит-арта, стрит-данса и др. для представителей различных подростковых субкультур. Попутно наблюдается процесс повсеместной интеграции разных сфер экономики. «Рынок индустрии досуга постоянно развивается за счет роста взаимосвязей и интеграции сферы развлечений с другими направлениями человеческой деятельности… пять направлений: розничный маркетинг, образование посредством игр и развлечений, спорт, индустрия красоты и здоровья, туризм и развлечения» [1, С. 26-27]. Последние десятилетия в России стали уделять больше внимания развитию малого бизнеса, некоммерческих организаций, социальных институтов, занимающихся организацией досуга различных городских сообществ. И одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений в культурных индустриях — «досуговая экономика (досуговые индустрии), то есть индустрии, в которых определяющим фактором потребления товаров и услуг является спрос на культурные формы досуга» [8, С. 6]. Важным принципом развития креативных индустрий является ориентация на реализацию творческого потенциала личности, коммерциализацию таланта, социальную ответственность и апробацию разных форм гуманитарной деятельности, составляющие культурный капитал актора и территории.
Республика Саха (Якутия) считается первым регионом Российской Федерации, который в 2019 году утвердил стратегический документ по развитию творческой экономики, он получил название «Концепция развития творческой экономики в Республике Саха (Якутия) до 2025 года». Одним из первых культурных кластеров в республике является креативная платформа «Пространство», специализирующаяся на визуальных искусствах (фотография, дизайн и т.п.), «реализуя и коммерциализируя творческий потенциал резидентов под единым кластером, креативная платформа «Пространство» на сегодня, брендируя и разрабатывая креативные решения для местных компаний, способствует росту узнаваемости местных компаний, их четкому позиционированию на рынке, и повышению конкурентоспособности, масштабированию и продвижению» [7].
В ряду системообразующих проектов в качестве опорных точек развития креативной экономики в республике концепция указывает проект «Парк будущих поколений», задающий новые стандарты по преображению общественных территорий в комфортные пространства круглогодичного использования с отражением этнической специфики. Пространство будущего парка занимает площадь 2.4 га на территории 79 квартала Якутска. Предполагается, что Парк будущих поколений будет функционировать также в качестве Образовательного центра нового типа, направленного на развитие у детей и молодежи надпрофессиональных навыков, которые считаются наиболее важными для успеха в будущем, а также повышение компетенций действующих и потенциальных представителей креативных индустрий. В этом плане совершенно неслучайно территориальное расположение Парка по соседству со студенческим кампусом СВФУ. В будущем этот синтез запланирован на взаимовыгодное для города, республики и вуза сотрудничество в плане трудоустройства и создания новых рабочих мест, базы практик, «обкатки» новых профессий и проч.
В ближайшей перспективе деятельность Парка будет организована в форматах однодневных ed-проб, воркшопов, мастер-классов, краткосрочных обучающих курсов с подключением местных и внешних экспертов. В дальнейшем предполагается распространение деятельности Образовательного центра Парка в районы и другие города республики. Вместе с тем Парк будущих поколений предусматривает «открытые современные площадки, в том числе амфитеатр, универсальную выставочную зону, многофункциональный трансформируемый зрительный зал для проведения общественных мероприятий, досуга и развлечений. В зданиях также предусмотрены коворкинг, библиотека и другие открытые зоны для реализации авторской продукции и изобретений студенческих предпринимательских инициатив. Данный проект вошел в топ 5 проектов, одобренных членами Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, для дальнейшей поддержки в реализации» [7]. Внедрение проекта должно способствовать решению одной из ключевых социокультурных проблем современности: включение современного горожанина в общественные события не в качестве потребителя и эксперта культурной продукции, а как активного действующего лица; в рамках партисипаторных практик. Именно коллективистские практики видятся сегодня способом преодоления одиночества в сети, в толпе, в семье; коммуникативной безграмотности и душевной глухоты. Ивенты как инструменты противостояния «таким социальным процессам при посещении мероприятий, как: одиночество и изолированность, — способствующие становлению атмосферы, — сопричастности и соучастия, изменение воспринимаемой уникальности, территориальные особенности мероприятия как площадки для коммуникации и обмена опытом» [10, С. 53].
Строительство Парка будущих поколений начато в 2022 году. Создание современного общественного пространства с образовательным компонентом способствует раскрытию творческого потенциала жителей республики, трансформации общественных территорий в комфортные с учетом климатических условий современные пространства, которые станут новым узнаваемым символом города и туристическим центром притяжения. Подготовка будущих кадров креативной экономики для республики проводится в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, а также Арктическом государственном институте культуры и искусств. С начала 2000-х годов городской мэрией Якутска организуются семинары по технологиям культурных (креативных) индустрий, с приглашением коучей, сотрудничающих в крупных креативных кластерах России; проводятся тренинги для желающих, среди которых представители малого бизнеса и студенты вузов и колледжей.
4. Заключение
Подводя итоги, подчеркнем, что успешная реализация социокультурных проектов, помимо прямого функционального назначения – создания базы для креативной экономики, служит пилотными площадками или флагманами, тиражирующими опыт культурных (креативных) индустрий на весь регион, включая отдаленные и малонаселенные территории. Указанное обстоятельство также способствует снижению социального напряжения отдаленного и плохо обустроенного пространства, перенаправленности и переформатированию коммуникационных потоков, где культурные кластеры становятся центром притяжения гражданских сообществ, привлекаются на основе партисипаторных практик к активному участию в жизни своего города. «Культура может иметь повсеместное значение в городском развитии, способствуя укреплению идентичности сообщества, креативности, сплоченности и жизненной активности посредством культурных характеристик и практик, определяющих город и его обитателей» [9, С. 177]. Коммуникативное пространство Парка, Квартала воспринимается как фактор социальной интеграции горожанина, включенного в различные формы творческой активности, а также доминирующим управленческим ресурсом для обновления культурной среды.