Влияние блокаторов ренин-ангиотензиновой системы на течение коронавирусной инфекции у больных с сопутствующей гипертонической болезнью
Влияние блокаторов ренин-ангиотензиновой системы на течение коронавирусной инфекции у больных с сопутствующей гипертонической болезнью
Аннотация
В работе представлены результаты ретроспективного анализа 60 медицинских карт стационарных больных с коронавирусной инфекцией. Изучено влияние блокаторов ренин-ангиотензиновой системы на течение COVID-19 у больных с сопутствующей гипертонической болезнью, продолжающих прием этих препаратов (основная группа). Пациенты контрольной группы с гипотензивной целью принимали антагонисты ионов кальция. Достоверных различий между группами по большинству изученных критериев тяжести инфекции (средней продолжительности койко-дней нахождения пациента в стационаре, по всем лабораторным и рентгенологическим критериям тяжести COVID-19) не выявлено. Только по одному критерию выявлены достоверные различия: больные, принимающие блокаторы ренин-ангиотензиновой системы, дольше и чаще нуждались в кислородной поддержке.
1. Введение
Пандемия COVID-19 затронула около 600 млн. человек во всем мире и привела к более чем 6 млн. смертей по состоянию на август 2022 года [1]. Заболеванию подвержены люди всех возрастов, однако смертность на фоне инфекции значительно выше среди людей старших возрастных групп, что связывают с большей коморбидностью таких пациентов [2], [3], [4]. Особую роль играют сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь (ГБ), хроническая сердечная недостаточность) и сахарный диабет, т.е. заболевания, характеризующиеся повышением активности эффекторов ренин-ангиотензиновой системы (РАС) [5]. Высокой активностью ангиотензина-II (АТ-II) обусловлено развитие воспаления в сосудистой стенке, оксидативный стресс, гипертрофия миокарда и сосудистой стенки, антидиуретический эффект и усиление синтеза альдостерона в коре надпочечников [6]. Известно, что вирус SARS-CoV-2 проникает в организм человека через слизистые оболочки ротовой полости, используя в качестве рецептора ангиотензинпревращающий фермент 2 типа (АПФ 2). Кроме того, вирус может снижать экспрессию АПФ2 в тканях, что приводит к накоплению в них АТ-II. Таким образом, SARS-CoV-2 и РАС тесно взаимодействуют как во время инфицирования организма, так и в процессе инфекции [6], [7], [8]. Применение блокаторов РАС (ингибиторов АПФ, антагонистов рецепторов АТ-II 1 типа (АРА)) для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета у пациентов с новой коронавирусной инфекцией вызвало серьезные опасения. Существуют наблюдения, свидетельствующие о возможном влиянии блокаторов РАС на уровень АПФ 2, в частности, о повышении экспрессии АПФ 2 в тканях под влиянием этих препаратов [7], [8]. В таком случае ИАПФ и АРА могут способствовать более высокой вирусной нагрузке и более тяжелому течению вирусной инфекции. Вместе с тем имеется немало свидетельств об отсутствии влияния блокаторов РАС на активность АПФ 2. Более того, высокий уровень плазменного АПФ 2 может играть защитную роль при проникновении вируса в клетку, т.к. плазменная форма АПФ 2, связываясь с вирусом в кровотоке, препятствует его взаимодействию с мембраносвязанной формой фермента и проникновению вируса внутрь клетки человека [8]. Учитывая исключительно широкое применение ингибиторов АПФ и АРА в терапевтической практике, проблема их применения во время COVID-19 остается актуальной.
Цель исследования – изучение влияния блокаторов РАС на течение COVID-19 у больных с сопутствующей ГБ.
2. Методы и принципы исследования
Материалом исследования послужили медицинские карты стационарных больных, находившихся на лечении в ГБУЗ РМ «Республиканская инфекционная клиническая больница» в период с сентября по ноябрь 2021 г. Изучены медицинские карты 60 женщин в возрасте 61-69 лет с коронавирусной инфекцией. У всех пациентов при поступлении в стационар была диагностирована пневмония средней степени тяжести. Критерием включения пациентов в исследование послужило наличие у них ГБ 2-3 степени в качестве сопутствующего заболевания. Сформированы 2 группы пациентов: основная (30 человек) и контрольная (30 человек). В основной группе для лечения ГБ использовались блокаторы РАС (эналаприл, каптоприл, лозартан). В контрольной группе для лечения ГБ использовались блокаторы кальциевых каналов. Анализу подвергнуты следующие показатели: средняя продолжительность койко-дня; средняя продолжительность и частота использования кислородной поддержки при лечении больных, максимальный уровень С-реактивного белка (СРБ), минимальный уровень тромбоцитов, минимальный уровень лимфоцитов, максимальный уровень соотношения нейтрофилы/лимфоциты в анализах крови, максимальная площадь поражения легочной ткани и динамика рентгенологической картины по результатам компьютерной томографии за время нахождения больных в стационаре.
Статистическая обработка результатов проводилась с применением стандартных алгоритмов вариационной статистики. Оценка достоверности различий между группами проводилась по t-критерию Стьюдента. При p<0,05 различия считались достоверными.
3. Основные результаты
Средняя длительность пребывания пациента в стационаре при легких формах коронавирусной инфекции составляет 12 дней, при среднетяжелых 14 дней. Тяжелые и крайне тяжелые случаи рассчитаны на 17- и 24-дневную госпитализацию соответственно. Продолжительность лечения в стационаре может косвенно свидетельствовать о тяжести коронавирусной инфекции. В нашем исследовании продолжительность стационарного лечения в основной группе составила 14,93±0,91 койко-дней, в контрольной – 14,1±0,55, р=0,43.
На сегодняшний день нет четких статистических данных о продолжительности респираторной поддержки, необходимой больным COVID-19. Кислородную терапию начинают при снижении сатурации <92% и продолжают до достижения SpO2 96-98% [1, C. 74-75]. Длительность оксигенотерапии может свидетельствовать о тяжести коронавирусной инфекции. В основной группе кислородная поддержка потребовалась 63±8,8% больных, в контрольной – 33±8,5%, р=0,019 (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Количество пациентов, нуждавшихся в кислородной поддержке, в основной и контрольной группах
Примечание: р<0,05
Рисунок 2 - Продолжительность оксигенотерапии в основной и контрольной группах
Примечание: р<0,05
Ещё одним лабораторным критерием тяжести COVID-19 является цитопения. Тромбоцитопения обусловлена как прямым угнетением гематопоэтических клеток костного мозга SARS-CoV-2, так и увеличением потребления тромбоцитов, поскольку повреждение легочной ткани сопровождается активацией, агрегацией и удержанием тромбоцитов в местах повреждения, образованием тромбов. В основной группе минимальный уровень тромбоцитов составил 151,29±10,7*109/л, в контрольной – 170,63±8,54, р=0,16. Лимфоцитопения развивается у 80 % пациентов с COVID-19. Существует прямая связь между степенью лимфоцитопении и вероятностью развития острого респираторного дистресс-синдрома. Факторами, способствующими снижению уровня лимфоцитов при COVID-19, являются: лизис клеток (непосредственное влияние вируса SARS-CoV-2 на лимфоциты); апоптоз клеток (этому способствует повышенный уровень интерлейкина); снижение лимфопоэза в костном мозге (при гиперактивации иммунной системы и продукции противовоспалительных цитокинов). В основной группе минимальный уровень лимфоцитов составил 0,96±0,09*109/л, в контрольной – 1,31±0,1, р=0,72.
Повышенный показатель соотношения нейтрофилы/лимфоциты может рассматриваться как прогрессирование COVID-19. Соотношение более 3,13 расценивается как неблагоприятный признак с высоким риском летального исхода. Соотношение нейтрофилы/лимфоциты в основной группе составило 0,34±0,06, в контрольной – 0,40±0,04, р=0,42.
Объем пораженной легочной ткани и тяжесть болезни находятся в непосредственной зависимости. Рентгенологическими признаками пневмонии вирусного генеза являются многочисленные двусторонние округлые участки уплотнения по типу «матового стекла» в глубине легочной ткани или расположенные субплеврально. В нашем исследовании максимальная площадь поражения легочной ткани в основной и контрольной группах была сопоставимой: 36,6±3,02 и 32,1±3,1% соответственно, р=0,3. Динамика КТ-картины в легких за время нахождения в стационаре в основной группе –8±3,45%, в контрольной –5±3,05, р=0,28.
Результаты исследования сведены в таблицу (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Клинические, лабораторные и рентгенологические критерии тяжести болезни в основной и контрольной группах больных
Критерии тяжести болезни | Контрольная группа | Основная группа | Значимость различий между показателями в группах |
Средняя продолжительность стационарного лечения, койко-день | 14,1±0,55 | 14,93±0,91 | р=0,43 |
Средняя продолжительность кислородной поддержки (дни) | 1,9±0,75 | 4,8±1,02 | р=0,02 |
Количество больных, которым потребовалась кислородная поддержка, % | 33±8,5 | 63±8,8 | р=0,019 |
Максимальный уровень СРБ, мг/л | 43,7±8,63 | 38,47±6,92 | р=0,64 |
Минимальный уровень тромбоцитов, 109/л | 170,63±8,54 | 151,29±10,7 | р=0,16 |
Минимальный уровень лимфоцитов, % | 1,31±0,1 | 0,96±0,09 | р=0,72 |
Максимальный уровень соотношения нейтрофилы/лимфоциты | 0,40±0,04 | 0,34±0,06 | р=0,42 |
Максимальная площадь поражения легких, % | 32,1±3,1 | 36,6±3,02 | р=0,3 |
Динамика КТ-картины в легких, % | –5±3,05 | –8±3,45 | р=0,28 |
Примечание: n=30
Результаты нашей работы согласуются с данными современных клинических исследований и рекомендациями международных медицинских обществ, которые дают основание считать, что негативные последствия приема ингибиторов РАС на тяжесть течения COVID-19 не доказаны. В то же время иАПФ и АРА продолжают обеспечивать защиту дыхательной, сердечно-сосудистой системы и почек у пациентов с диагнозом COVID-19 [9], [10].
4. Заключение
Блокаторы РАС не оказывали достоверного влияния на большинство изученных критериев оценки тяжести COVID-19 у больных, принимающих и не принимающих эти препараты. Не было достоверных различий между группами по средней продолжительности койко-дней нахождения пациента в стационаре, по всем лабораторным и томографическим критериям тяжести COVID-19. Только по одному критерию выявлены достоверные различия: больные, принимающие блокаторы РАС, дольше и чаще нуждались в кислородной поддержке по сравнению с пациентами, не принимающими эти препараты. Отсутствие негативных воздействий блокаторов РААС на большинство изученных критериев тяжести COVID-19 позволяет сделать вывод об обоснованности антигипертензивной терапии иАПФ и АРА у больных коронавирусной инфекцией.