СОВРЕМЕННОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ С ПОЗИЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.176
Выпуск: № 12 (114), 2021
Опубликована:
2021/12/17
PDF

СОВРЕМЕННОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ С ПОЗИЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Научная статья

Лю Юйцзю*

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (lyu.yuytszyu.94[at]bk.ru)

Аннотация

В статье рассматривается современное монументальное искусство Китая в контексте городского культурного пространства. Осуществляется анализ основных тенденций трансформационных процессов, связанных с памятниками в контексте функционирования городского культурного пространства, обусловленных социально-экономическими, культурными изменениями в современном Китае. Уточнена суть понятия «городское культурное пространство». Подчеркнута социальная роль монументальной пластики в сфере создания городского культурного ландшафта в современном Китае. Также рассмотрены примеры основных направлений современного искусства в Китае.

Ключевые слова: современное монументальное искусство Китая, памятники, городское культурное пространство, городской ландшафт.

CONTEMPORARY MONUMENTAL ART OF CHINA FROM THE PERSPECTIVE OF THE FUNCTIONING OF URBAN CULTURAL ENVIRONMENT

Research article

Liu Yujiu*

Herzen State  Pedagogical University, Saint Petersburg, Russia

* Corresponding author (lyu.yuytszyu.94[at]bk.ru)

Abstract

The article examines the contemporary monumental art of China in the context of urban cultural environment. The author conducts an analysis of the main trends of the transformation processes associated with monuments in the context of the functioning of urban cultural environment caused by socio-economic, cultural changes in today's China. The essence of the concept of "urban cultural environment" is also clarified. The article highlights the social role of monumental sculpture in the field of creating an urban cultural landscape in modern China and examines examples of the main trends of contemporary art in China.

Keywords: modern monumental art of China, monuments, urban cultural space, urban landscape.

В процессе создания объектов современного монументального искусства перед художником часто возникает вопрос понимания истоков и процесса формирования образа национального стиля в монументалистике. Кроме того, стоит отметить, что сегодня мы можем наблюдать синтез городского ландшафта, архитектуры и монументального искусства, что приводит к смене понимания принципов создания современного монументального искусства. Таким образом, обращения к анализу современного монументального искусства Китая может помочь сформулировать концептуальные принципы создания образцов национального монументального искусства на высокопрофессиональном уровне.

Разработка восприятия городских пространств представлена в исследованиях К. Линча А. Крашенинникова, А. Бунина, Т. Саваренского, В. Глазычева и др. В трудах авторов раскрывается структура городов, значимость архитектурных элементов и памятников в процессе восприятия города, методы гармонизации городского пространств и т.д.

Большое количество современных исследований китайских ученых посвящены изучению концепции соединения различных видов монументального искусства и окружающей среды (Ли Янцзу «Экологическое искусство» (2005), Кап Ляп и Канн Юй «Фэншуй и архитектура» (2001), Линь Юйлянь «Психология окружающей среды» (2009), Линь Хуйсянь «Культурная антропология» (2005), Гуань Линьмао «Экологическая скульптура» (2006) и др.

Первым исследователем, который предпринял попытку систематизировать процесс изучения культурного пространства города, был М.С. Каган. В своей статье «Культура города и пути ее изучения» ученый выделил четыре фактора, которые определяют культурное пространство города:

1) географический, природный фактор;

2) социальный статус города и сфера деятельности основной части населения города;

3) архитектурный – пространственно-художественная организация города;

4) эстетически-художественный, который включает общую природную, культурную, архитектурную и т.д.» [2, С. 19].

М.С. Каган подчеркивает, что именно «различное сочетание всех четырех факторов придает городу неповторимость, оригинальность, самобытность. Это позволяет утверждать правомерность вывода о самобытности любого города и его культуры» [2, С. 21].

В современной науке существует более 30 определений городов, которые базируются на самых разных признаках: формирование городской культуры, выполнение административных функций, занятость населения вне сферы сельского хозяйства, численность населения и т.д. Наиболее распространенным пока остается демографическое определение, которое проводит границу между городом и другими населенными пунктами на основе численности проживающего населения.

Как отмечает М. Вебер, с социологической точки зрения город – это «населенный пункт, следовательно, поселение в тесно соприкасающихся друг с другом домах, при этом население настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом» [1, С. 310].

В последнее время, из-за пространственного и демографического разрастания городов, постепенное исчезновение ощутимого различия между сельской и городской жизнью, все чаще используется термин «агломерация» или «урбанистическая зона», что означает город и другие населенные пункты, привязанные к нему и от него зависимые.

Стоит отметить, что само понимание городского пространства в контексте современной урбанистики Китая, имеет свою специфику. Это объясняется наличием в Китае основных четырех регионов, которые принципиально отличны по форме урбанизации. Так, например, северный регион страны (с двумя столицами Пекин и Шанхай, ультраурбанизированный), южный (дезурбанизированный), северо-западный (уйгуры, монголы), восточный (Гонконг, ультраурбанизированный). В каждом регионе, соответственно, концепция создания городского пространства имеет свои особенности, что обусловлено историческими, культурными и социальными факторами их развития.

 Несмотря на все большую тенденцию к глобализации и урбанизации, городское культурное пространство в современном Китае продолжает сохранять черты самобытности.

Производство городского пространства, его восприятие, осмысление и проживание превращаются в перманентный процесс, поэтому и формируется определенный пространственный код, который является не просто способом чтения и интерпретации пространства, но и образом жизни в этом пространстве и способом производства этого пространства.

Одним из интересных объектов в определении пространственно-временных координат города являются памятники как своеобразные маркеры городского пространства. Памятники являются одним из материализованных знаков коллективной памяти. Это знак, содержащий определенный код, делает его «понятным» для одной группы, несущий определенную информацию, которая может быть прочитанной и непонятным для другой, не обладает механизмом расшифровки этого кода. Это влияет на процесс создания идентичности – то есть чувство принадлежности к определенной социальной общности – района, города, региона, государства и т.д., которая всегда связывается с появлением ощущения отличии от других, не являющихся членами этой группы.

Огромное значение в развитии монументального искусства приобрела концепция городского пространства, которая сформировалась в Китае во второй половине ХХ в. Как подчеркивает Сунь Луньбэнь, «интерес к единству предметно-образного мира, зародившийся в мировой архитектурно-художественной практике еще в 60-70-е годы прошлого столетия, как следствие распространения постмодернистских тенденций, оказал влияние на понимание китайскими художниками необходимости обновления творческих позиций, поиска новых форм искусства, соответствующих своему времени» [3, С. 3].

Долгое время процесс установления памятников в Китае являлось одним из средств закрепления доминирующего идеологического конструкта в сознании граждан государства. Тем более, что этот конструкт и его материальное воплощение в памятниках, во-первых, спускался «сверху», на основании официальных решений, а не гражданской инициативы; во-вторых, был универсальным, стандартизированным для всех городов страны. Неслучайно исследователь Тен Жи отмечает, что «объекты монументальной пластики в ХХ в. служили утверждению общественно-значимых идей, прославляющих героев нового общества» [4, С. 101].

Одним из примеров сказанного может служить знаменитая масштабная скульптура Сунь Вэя «Призыв» (2001), которая посвящена героям Наньчанского восстание 1 августа 1927 г., которая в настоящее время находится перед главным входом в Мемориальный зал Площади скульптур Цзяньцзюнь (рис. 1.).

18-12-2021 17-37-15

Рис. 1 – Сунь Вэй. «Призыв». Площадь скульптур Цзяньцзюнь

 

Сегодня скульптура уже не является только лишь «проводником» государственной идеологии, а и отражает популярную эстетическую концепцию, служит украшением городской среды. Как указывает Тен Жи, «в конце ХХ – начале ХХI в. монументальная скульптура становится главным средством улучшения городской среды» [4, С. 101].

В монументальной пластике как части городского культурного ландшафта в современном Китае прослеживаются следующие направления:

  • связь объекта с историей города, попытка передать его культурное своеобразие;
  • органичная связь с окружающей средой (природным ландшафтом или архитектурным стилем находящихся рядом сооружений), создание скульптурных парков;
  • сочетание реалистических приемов и символических элементов для выражения общественно-значимых идей.

Примером первого из обозначенного направления может служить скульптурная композиция «Три реки» в городском округе Синин (провинция Цинхай) (рис. 2.).

Скульптура целиком выполнена из нержавеющей стали, в виде трех абстрактных линии, переплетающихся хаотичным образом. Каждая линия олицетворяет три известные реки провинции Цинхай: Желтая река, река Янцзы и Цинхая. Башнеобразная конструкция символизирует горы Куньлунь.

18-12-2021 17-37-29

Рис. 2 – Городская скульптура «Три реки», г.Синин, железнодорожный вокзал

 

Издалека узор, составленный из линий, представляет собой холмистый горный хребет, который является символом горы Куньлунь. Эта группа скульптурного искусства демонстрирует святость и торжественность природы в регионе Цинхай. На скульптуре установлены световые точки, которые создают эффект текучести и прозрачности.

Второе направление находит свое воплощение в создании так называемых скульптурных парков. Начиная с прошлого века этот вид ландшафтных объектов стал популярным по всему миру. Своей актуальностью парки скульптур обязаны полифункциональности, ведь сочетают в себе рекреационную и экспозиционную функции. Скульптуры в парковом пространстве чаще всего объединены по стилистике или принадлежности к определенной эпохе.

Рассматривая традицию создания скульптурных парков в Китае, невозможно не упомянуть Чанчуньский парк мировой скульптуры, который расположен в центре города Чанчунь – столице провинции Цзилинь на северо-востоке Китая. Отличительной особенностью парка является синтез современной скульптуры, природного гористого пейзажа и городского ландшафта. Основная художественно-эстетическая идея парка – соединение западной и восточной культур. Центральное место в парке отведено 23-метровой гранитной скульптуре «Дружба. Мир. Весна» скульпторов Е. Юйшаня, Пань Хэ. Созданная в 2000 году, данная скульптура посвящена теме шести творческих симпозиумов, проходивших здесь с 1997 г. (рис. 3.). Полуобнаженные женские фигуры поднимают вверх букеты цветов и голубей, символизирующих весну и мир. Монументальную композицию фланкируют пять групп огромных бронзовых фигур – аллегории континентов. Они танцуют и играют на музыкальных инструментах, прославляя мир и дружбу.

18-12-2021 17-37-44

Рис. 3 – Е. Юйшань, Пань Хэ. Дружба. Мир. Весна. 2000. Чанчуньский парк мировой скульптуры

Развитие современной городской скульптуры происходит и в другой от традиционной «ретроспекции памяти» сторону. Городская декоративная и садово-парковая скульптура все увереннее борется за роль «пространственных акцентов» в городской среде. Не будучи связана с историческим контекстом, она несет в себе тот современный «культурный код», который влечет за собой трансформацию его функционального, образного, социокультурного аспектов. Эта скульптура несет функциональную нагрузку, обыгрывая внешние коммуникационные системы, выполняет функцию объемных пластических объектов как специальных знаков-символов.

Об актуализации вопроса функционирования городского культурного пространства и интеграции в нем современного монументального искусства, свидетельствует проведение в декабре 2013 г. в Китае проведена Центральная рабочая конференция по урбанизации, на которой было предложено акцентировать внимание на построении «наследующей культуры, в частности развитие красивых городов с исторической памятью, региональными и этническими характеристиками» [6, С. 95]. Как указывает исследователь Ян Цзюньян, «защита исторических памятников является основой создания современного городского пространства» [7, С. 44]. Продолжая этот тезис, исследователи Чжэн Давэй и Руань Пинань подчеркивают, что «культурная мощь, которая формируется в рамках городского культурного пространства, напрямую влияет на общее социально-экономическое состояние города» [5, С. 164].

Конец ХХ – начало XXI в. в Китае можно назвать апогеем усиление социальной роли скульптурного памятника: генезис его развития, проявилась в широком диапазоне жанров, сублимируясь с условиями глобальных процессов, привела к детерминирующей функции памятника в формировании общественной мысли, использования его как инструмента социального диалога.

Сегодня памятники становятся своеобразной акупунктурой городского культурного пространства, семантическими координатами общественных ценностей; они привлекают внимание зрителя и транслируют в его сознание закодированные в них символические смыслы и идеи; провоцируют к определенным действиям; становятся знаками, символами времени и пространства. Роль памятника как семантически-смысловой доминанты в жилом пространстве человека, выступает как детерминант, в котором она является одновременно как результатом концентрации духовной энергии народа, так и средством концептуализации окружающего пространства, играя существенную роль в процессах социокультурного диалога общества.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. ВеберМ. Город / М. Вебер // Избранное. Образ общества / Пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. – С.309–330.
  2. Каган М. С. Культура города и пути её изучения / М. С. Каган // Город и культура: сб. науч. трудов. СПб., 1992. С. 15-34.
  3. Сунь Луньбэнь. Современные тенденции развития средовой скульптуры Китая : автореф. дис. … канд. искусствовед. : 17.00.04 / Сунь Луньбэнь. – СПб., 2009. – 24 с.
  4. Тен Жи. Основные тенденции развития китайской монументальной скульптуры в ХХ в. / Тен Жи // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусства. – 2008. – № 9. – С. 99-104.
  5. 鄭大偉, 阮平南. 城市文化遺產的性質和文化要素.學術論壇.
  6. 楊維清. 城市歷史景觀中國化的思考北京,2018 年 .90-102.
  7. 杨俊宴. 城市空间形态分区的理论建构与实践探索. 城市规划. 2017年 第41卷 第3期

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Weber M. Gorod [City] / M. Weber // Izbrannoe. Obraz obshhestva [Selected works. The image of society] / Translated from German - Moscow: Yurist, 1994. - pp. 309-330 [in Russian]
  2. Kagan M. S. Kul'tura goroda i puti ejo izuchenija [Culture of the city and ways of its study] / M. S. Kagan // Gorod i kul'tura: sb. nauch. trudov [City and culture: collection of scientific works]. St. Petersburg, 1992, pp. 15-34 [in Russian]
  3. Sun Lunben. Sovremennye tendencii razvitija sredovojj skul'ptury Kitaja [Modern trends in the development of environmental sculpture in China : extended abstract of Candidate's thesis. Art History. 17.00.04 / Sun Lunben / Sun Lunben. - St. Petersburg, 2009. - 24 p. [in Russian]
  4. Ten Zhi. Osnovnye tendencii razvitija kitajjskojj monumental'nojj skul'ptury v KhKh v. [The main trends in the development of Chinese monumental sculpture in the twentieth century] / Ten Zhi // Vestnik Khar'kovskojj gosudarstvennojj akademii dizajjna i iskusstva [Bulletin of the Kharkiv State Academy of Design and Art]. - 2008. - No. 9. - pp. 99-104 [in Russian]
  5. Zheng Dawei. The nature of urban cultural heritage and cultural elements / Zheng Dawei, Ruan Pinan // Academic Forum, 2007. No. 4. - pp. 163-167. [in Chinese]
  6. Yang, Weiqing. Reflections on the Sinification of the Historical urban landscape / Yang Weiqing. - Beijing, 2018. - 90-102. [in Chinese]
  7. Yang Junyang. Theoretical and practical study of the city. Analysis of the spatial form / Yang Junyang // Overview of city planning. – Vol. 41 (№3). – 2017. – Pp. 41-51. [in Chinese]