ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ КОНФУЦИЯ В «ЛУНЬ ЮЕ»

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.117
Выпуск: № 12 (114), 2021
Опубликована:
2021/12/17
PDF

ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ КОНФУЦИЯ В «ЛУНЬ ЮЕ»

Научная статья

Люй Цзяинь*

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (LJYIN[at]yandex.ru)

Аннотация

Данная работа представляет собой анализ политических мыслей Конфуция в книге «Лунь Юе», которую написали ученики философа. Статья анализирует политическую среду возникновения конфуцианской мысли. Исходя из интерпретации «Лунь Юя», политические мысли Конфуция в основном воплощаются в трёх аспектах: «быть человеком в соответствии с гуманностью», «управлять страной с помощью этикетов» и «осуществлять управление страной на основе нравственных норм». Рассмотрены три основных направления политической мысли Конфуция управления страной на основе нравственных норм: «правителю нужно исправить себя, подать пример своим подчиненным», «выбирать и рекомендовать талантливых и гуманных» и «осуществлять управление страной с помощью законов». Проанализировано влияние важной роли «Лунь Юя» на политику управления страной в современном Китае. Доказывается, что, взяв за основу «жэнь» (гуманность), «ли» (этикеты) и «дэ» (нравственность), конфуцианские политические мысли оказали значительное влияние на китайскую социальную среду с древности до наших дней.

Ключевые слова: Конфуций, «Лунь Юй», политические мысли, управление страной, гуманность, этикеты, нравственность, закон.

CONFUCIUS' POLITICAL THOUGHTS IN THE ANALECTS (LUN YÜ)

Research article

Lu Jiayin*

Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia

* Corresponding author (LJYIN[at]yandex.ru)

Abstract

The current study conducts an analysis of Confucius' political thoughts in the book The Analects, which was written by the philosopher's students. The author analyzes the political environment of the emergence of Confucian thought. Based on the interpretation of the work under study, Confucius' political thoughts are mainly embodied in three aspects: "to be a human being in accordance with humanity", "to govern the country with the help of li" and "to govern the country on the basis of moral norms". The article examines the three main trajectories of Confucius' political thought of governing the country on the basis of moral norms: "the ruler needs to correct himself, set an example to his subordinates", "choose and recommend talented and humane" and "govern the country with the help of laws".  Also, the article analyzes the influence of the important role of The Analects on the state governance policy in modern China. The study proves that by taking "ren" (humanity), "li" (etiquette), and "te" (morality) as a basis, Confucian political thoughts have had a significant impact on the Chinese social environment from antiquity to the present day.

Keywords: Confucius, Lun Yu, political thoughts, governance of the country, humanity, etiquette, morality, law.

Конфуций – создатель и пионер многих конфуцианских политических учений, у него своя собственная система управления страной, которой следовал всю свою жизнь. Хотя он не проводил много времени на реальной политической арене, его глубокое понимание политики, большое внимание и точные суждения, а также уникальная стратегия управления страной были признаны последующими поколениями.

Для изучения политической мысли Конфуция наиболее надежным материалом является книга «Лунь Юй», в котором так называемая «половина «Лунь Юя» управляет миром» [15]. «Лунь Юй» всегда считалась классикой конфуцианства, которая «применяется повсеместно и действует вечно без противоречий». На протяжении всей своей жизни Конфуций уделял достаточно внимания политике, чтобы «добиваться самосовершенствования, в порядке содержать семью, управлять страной и нести Поднебесной мир». Ради политических идеалов и гармоничного общества в своём сердце он предпочел бы отказаться от личного счастья и радости. Хотя его мысли и доктрины прошли через перипетии развития более двух тысяч лет, они всё ещё актуальны сегодня.

В конце периода Чуньцю местные цари поднимались со всех сторон, пламя войны бушевало повсюду, общество пришло в беспорядок, и народ дошёл до крайности. Конфуций считал, что это была эпоха, когда Система указов и обучение ритуалам и музыке были разрушены, этики и социальные дисциплины исчезли, а еретики и зверства воцарились во всем мире. Старый общественный порядок был сломан, а новый еще не установлен. В «Лунь Юй · Цзи Ши» написано, что Цзи Ши (подданная) в своём дворе исполняла танец Байи, которым наслаждался правитель. При принесении жертв предкам также использовались этикеты [8]. Видно, что общество в то время было анархичным, бесконтрольным и жило в среде «недостачи этикета и долга». Столкнувшись с таким хаотичным окружением, Конфуций беспокоился о стране и людях и выдвинул ряд политических предложений, чтобы изменить это беспорядочное общество.

Философ считал, что для реализации политического идеала «в Поднебесной царят высокие принципы» [10] необходимо восстановить власть «Чжоу ли» (этикеты Чжоу). Вот некоторые из аспектов выдвигаемых изменений в обществе:

  1. Быть человеком в соответствии с гуманностью.

Политические и этические идеологические рамки Конфуция сосредоточены на «жэнь» (гуманности). Согласно Конфуцию, общественная и политическая жизнь человечества – это на самом деле место для осуществления гуманности. Гуманист сначала культивирует свою субъективную гуманность, а затем преследует свою объективную гуманность, основанную на способности двигаться от ближнего к дальнему. Это означает, что гуманисты уважают и слушаются своих родителей дома, прежде чем смогут помочь другим, и в конечном итоге мир станет доброжелательней. По мнению Сяо Гунцюань: «Что касается самосовершенствования, гуманность – это личная мораль. Что касается практики, то гуманность также является социальной этикой и политическим принципом» [11]. Конфуций считает, что гуманность существует внутри индивида. Она неотделима от нравственности, взаимоотношений и политики, а также тесно связана с самим человеком, семьей, людьми и страной.

«Лунь Юй» записывает толкование Конфуцием «жэнь» с разных сторон. «Гуманности» – это высший принцип в его сознании в отношении к людям, к вещам и даже к политике. На практике «жэнь» Конфуция воплощалась идея обуздать себя, вернуться к «ли» (этикетам), уважать родителей и любить других [3, С. 133].

Что касается толкования слова «жэнь», подробные объяснения Конфуция шести ученикам лучше всего отражают его взгляды. Когда его спросили, что такое «жэнь» (гуманность), философ ответил Янь Юаню: «Обуздать себя, делать все по требованиям этикетов – это гуманность. Как только это будет сделано, все в мире будет связано с гуманностью. Гуманность полностью зависит от нас самих, по-прежнему ли она находится во власти других?» Конфуций ответил Цзыгуну: «Гуманный человек вернет упавшего к жизни только тогда, когда будет твердо стоять на своем. Гуманный человек поможет другим только тогда, когда он сам богат». Конфуций ответил Сыма Ню: «Гуманный человек осторожен в своих словах». Конфуций ответил Чжун Гуну: «Независимо от того, что ты делаешь, ты должен делать это серьёзно. Не делай другим того, чего себе не желаешь». Конфуций ответил Фань Чи: «Гуманный человек сначала усердно трудится, а затем получает вознаграждение, так что можно сказать, что они гуманны». Конфуций сказал Цзы Чжан: «Гуманный человек может практиковать пять добродетелей повсюду». Цзы Чжан спросил: «Какие пять добродетелей?» Конфуций ответил: «Достоинство, щедрость, честность, усердие и доброта. Достоинство не будет оскорблено, щедрость будет поддерживаться всеми, честность будет назначаться другими, усердие повысит эффективность работы, а доброта сможет призвать людей» [9]. Видно, что ядро «жэнь» Конфуция – это любовь и этикеты. Согласно моим выводам, гуманный человек должен относиться к людям с любовью, всегда думать о других, сдерживать себя этикетом и быть осторожными в поведении и речи. Слова Конфуция на первый взгляд имеют смысл, что он учит своих учеников быть людьми, но на самом деле это его политическое видение. Он сказал: «Если правитель исправит своё поведение, какие трудности у него возникнут в политике?» [9]. Конфуций считает, что такие люди должны занять руководящие должности и что «благородный человек» с гуманностью неизбежно будет осуществлять гуманное управление. С одной стороны, философ подчеркивал, что господствующий класс должен занять позицию политического подчинения, а с другой стороны, он также обращал внимание на необходимость снисходительности правителя к другим. Следовательно, суть конфуцианской гуманности заключается в понимании политической жизни страны и общества с нравственного уровня.

  1. Управлять страной с помощью этикетов.

Конфуций считал, что использование этикетов для установления правящего порядка, иерархических отношений и достижения социальной гармонии означает «управление страной с помощью этикетов». Это не только важное содержание политической философии Конфуция, но также идеологическая предпосылка и теоретическая основа первоначального построения парадигмы политической философии. Философ обращал внимание людей «знать этикеты», объясняя это тем, что «не зная этикетов, нет возможности жить в обществе» [12]. Столкнуться с социальной реальностью мировой несправедливости в качестве политического требования, по мнению Конфуция, означает восстановление разрушенного общественного порядка: «ли».

Конфуций ввел понятие «жэнь» (гуманность) в «ли» (этикеты), смешав «ли» с «жэнь». Этим он достиг всеобъемлющего превосходства «Чжоу ли» (этикетов Чжоу). «Ли» Конфуция основаны на «жэнь» и устанавливают сдерживающий механизм для всех классов общества. Чтобы гарантировать реализацию фундаментальной идеи «гуманный человек любит людей», необходимо выдвинуть нормы и ограничить поведение всех классов, слоев и социальных групп на основе поощрения людей к сознательной практике «жэнь». Поэтому Конфуций рассматривал «ли» как способ осознать «жэнь» и средство ее выражения. В то же время он считал, что «ли» может помочь людям утвердить идею «жэнь» в процессе регулирования.

Чтобы управлять страной, в первую очередь нужно «исправить имена». Ученик Конфуция Зилу спросил: «Если правитель позволит вам приступить к политическим делам, что вы планируете сделать в первую очередь?» Конфуций ответил: «Исправить неправильные использования слов в именах!» Зилу сказал: «Вы так педантичны? Почему вы хотите это исправить?» Конфуций сказал: «Это так грубо, Зилу! Благородный муж скептически относится к тому, чего он не понимает. Без упорядочения названий речь будет неубедительной. А тот, кто говорит неубедительно, не сможет добиться успеха в деле. Если нельзя добиться успеха в деле, этикеты и музыка не могут быть установлены, если этикеты и музыка не могут быть установлены, наказание не может быть выполнено должным образом; если наказание не является надлежащим, подданные не будут знать, куда положить их руки и ноги. Поэтому, когда благородный муж выбирает имя, у него должна быть причина, чтобы его произнести, и то, что он говорит, сработает. Благородный муж никогда не бывает небрежным в том, что говорит» [14]. Зилу опять спросил: «А как исправить имена?» «Пусть правитель будет правителем, подчиненный – подчиненным, отец – отцом, сын – сыном», – ответил Конфуци [2, С. 96]. По мнению философа, правитель, отцы и сыновья имеют разные имена, а также права и обязанности. Каждый должен строго соблюдать правила «ли» и свой собственный статус, выбирать слова и дела, которые соответствуют его собственному статусу, чтобы общество могло быть организованным. «Ли» – это норма, данная людям в соответствии с иерархическим порядком.

Далее, помимо «исправления имен», Конфуций также предложил идею использования «ли» как нормы человеческого поведения. Существуют два незаменимых способа реализации «ли»: первый – подход сверху вниз, то есть все правители должны следовать правилам «ли» для руководства страной. Правители, повелевающие страной и народом в соответствии с нормами этикетов, могут завоевать уважение и послушание народа. Как говорится, «люди в высших эшелонах власти придерживаются этикета, а народ не решается им подчиняться» [9]. Отношение между правителем и его придворными должно, по мнению философа, быть таким: «Правитель обращается со своими придворными в соответствии с этикетами, а придворные относятся к правителю лояльно» [14]. Второй подход – снизу вверх. Когда Конфуций учил своего ученика Цзыгун, философ сказал, что он должен быть «богатым и вежливым», а когда учил своего ученика Янь Юаня, сказал, что тот должен «отвергнуть себя и восстановить этикеты». «Если благородный муж сможет идти по пути «золотой середины», тогда небо и земля будут на своем месте, и все может развиваться гладко» [7]. Можно видеть, что «ли» в конфуцианской политической мысли заключается в регулировании действий людей и стабилизации общественного порядка. По сути – это кодекс поведения гражданами, а также инструмент управления страной для достижения социальной гармонии.

  1. Осуществлять управление страной на основе нравственных норм.

В конфуцианской мысли гуманность, по сути, воплощает доброжелательные отношения между людьми, а этикеты в основном регулируют политический порядок и систему общества. Гуманность – это содержание, а этикеты – форма. Сочетание этих двух факторов является совершенством системы. Таким образом, Конфуций создал политическую мысль, в основе которой лежали гуманность и этикеты, и на этом принципе создал наиболее идеальную политическую модель. По мнению философа, если правитель осуществляет управление страной на основе нравственных норм, подданные будут охранять его, как звезды охраняют Большую Медведицу. Мысль Конфуция о «управлении страной на основе нравственных норм» в основном включает следующие аспекты:

  • Правителю нужно исправить себя, подать пример своим подчиненным, совершенствовать себя, чтобы служить другим.

Конфуций сказал: «Политика означает быть честным… Если поведение правителя правильно, даже если он не издает приказ, подданные будут его выполнять; если поведение правителя неправильно, даже если он издает приказ, подданные не будут подчиняться» [15]. «Управление страной на основе нравственных норм» означает, что правитель берет на себя инициативу, «начиная с самосовершенствования, затем в порядке содержать семью, управлять государством и нести Поднебесной мир» [1, С. 197]. Только когда правитель обращает внимание на собственное самосовершенствование и совершенствует свой нравственный облик, он может влиять на людей и управлять страной, чтобы добиться эффекта немедленных действий. Когда правитель приказывает остановить действие, то оно немедленно прекращается. Конфуций восхвалял Яо, Шуня, Ю, Чжоу Венвана и других мудрых царей. Как гласит пословица: «Не соблазниться ни богатством, ни почестями, не мочь из-за нищеты низко пасть и изменить своим идеалам, и не подчинить силой» [6, С. 10]. Философ видел отражение народной мудрости в правлении данных глав государства.

  • Выбирать и рекомендовать талантливых и гуманных, поставить их на ответственный пост.

Это принцип мысли «управлении страной на основе нравственных норм» Конфуция при найме людей. Он решительно отстаивал политику мудрецов, отбирал талантливых дипломатов, назначал людей, обладающих как политической честностью, так и способностью участвовать в политике, ломал традиционную систему императорского двора и выступал против кумовства и ревности. Он верил: «Продвигать честных и бескорыстных людей, отбросить злых и неправедных людей в сторону, и подданные будут подчиняться» [4, С. 39]. Идею найма всегда отстаивали последующие поколения. Чжугэ Лян сказал: «Подойти ближе к гуманным чиновникам и оттолкнуть злодеев – это причина процветания бывшей династии Хань; быть рядом со злодеями и оттолкнуть гуманных чиновников – это причина упадка династии Поздней Хань» [9]. Тан Тайцзун высказывался: «Для страны важно продвигать гуманных и талантливых людей и позволить коррумпированным и некомпетентным людям уйти из политики» [15]. Эти утверждения и точки зрения иллюстрируют важность отбора талантов.

  • Осуществлять управление страной на основе нравственных норм как главный принцип и осуществлять управление страной с помощью законов в качестве дополнения.

Конфуций был первым мыслителем, предложившим превосходство морали, этикетов и музыки и ограничившим юридическое наказание. Относительно того, как эффективнее управлять подданными, философ сказал: «Если руководить людьми посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, люди будут стремиться уклоняться от наказаний и не будут испытывать стыд. Если же руководить людьми посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи этикетов, люди будут испытывать стыд перед своим правителем, и они исправятся» [2, С. 96]. Конфуций сравнивал два разных подхода к управлению страной: «управление страной с помощью законов», в основе которого лежат правительственные указы и наказания, и «управление страной на основе нравственных норм», сформированный на морали и этикетах. Он считал, что «управление страной с помощью законов» опирается на внешние средства принуждения для наказания за произошедшие бедствия [5, С. 312]. Оно может только дать людям сдерживающий фактор или заставить заплатить соответствующую цену после совершения преступления, но не пробуждает моральную совесть и стыд. А «управление страной на основе нравственных норм» – это гибкий способ управления, который в основном регулирует поведение людей посредством просвещения, этики и общественного мнения, то есть этика интернализируется в личных убеждениях, а затем отражается извне. Как особая социальная норма, отличная от закона, моральное испытание, вежливость и музыкальное образование имеют незаменимые функции социального воспитания в управлении страной. Данный подход существует в идеях, внутренних убеждениях и общественном мнении людей. Это поможет узнать, что хорошо, а что плохо, понять стыд, дать людям глубокое чувство того, что они избегают зла и стремятся к добру, на основе этих знаний могли регулировать свое поведение с помощью самодисциплины и снижать уровень преступности. Таким образом, поведение людей будет соответствовать этикету и закону, чтобы достичь цели «овладения чувством стыда и порядочностью». Когда нравственное воспитание терпит неудачу, его можно дополнить необходимыми наказаниями.

Конфуций взял на себя ответственность за управление страной и миром как свою собственную ответственность. Основываясь на неспокойной социальной реальности в период Чуньцю, он провел глубокие размышления и исследования о том, как сделать политику ясной, упорядоченной, заставить людей жить и работать в мире и как заставить общество развиваться гармонично. Также выдвинул стратегию управления страной, основанную на «гуманности к людям, вежливости к стране и нравственности для политики». Данный подход унаследован у политической мысли от Инь и Чжоу, создан и сублимирован политической мудростью сотен ученых. На фоне войн, споров и отсутствия средств к существованию у людей политические взгляды Конфуция сыграли важную роль в развитии общественного производства, благосостоянии людей и социальной стабильности. Также эти аспекты имеют весомое просветительское и справочное значение для текущей и долгосрочной стабильности и развития общества страны.

Основным результатом исследования является, что книга «Лунь Юй» не только первостепенна и значима для китайской социальной среды в то время, но и актуальна для политики управления страной в современном Китае. «Лунь Юй» придает большое значение «праведности» должностных лиц. В последние годы экономика Китая добилась значительного прогресса, и уровень жизни людей также быстро повысился. Правительство всегда подчеркивало, что отбор кадров должен проходить справедливо, но результат часто контролируется деньгами и властью. Интересы простых людей не удовлетворяются, и они могут сомневаться в правительстве. Если должностные лица будут «праведными» и искренне служить народу, общество последует за представителями власти. После 18-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая Генеральный секретарь Си Цзиньпин уделял пристальное внимание качеству должностных лиц и предлагал создать новый порядок в партии [16].

В последние годы всеобъемлющая национальная мощь Китая непрерывно повышалась, и его международный статус также улучшался день ото дня. Однако Китай всегда придерживался независимой внешней политики мира и принципа «не делай другим того, чего себе не желаешь». На конференции в Бандунге в 1955 году премьер Чжоу Эньлай выдвинул политику поиска точек соприкосновения при разногласиях, предложил относиться к другим странам инклюзивно и отстаивал пять принципов мирного сосуществования между странами. Хотя экономическая мощь страны с того времени увеличилась, Китай по-прежнему следует политике Чжоу Эньлая: «стремлению к единению при сохранении различий» и сотрудничеству с другими странами инклюзивно. Кроме того, Китай поддерживает инициативу «Один пояс, один путь», активно участвует в «глобальном управлении» и других, не забывает приносить пользу в развитии другим странам и берет на себя ответственность за роль великой державы.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Бутов А.В. Вклад Конфуция в совершенствование системы государственного управления / А.В. Бутов // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. -2017.- № 2 (92). -С. 195-198.
  2. Головко А.В. Политико-правовая идеология Конфуция / А.В. Головко, Г.С. Працко //Законность и правопорядок: правосознание и правовая культура современного общества / Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. -2017. -С. 94-98.
  3. Люй Ц. Возможность реализации «управления страной с помощью этикетов» конфуцианства в современном китайском обществе / Ц. Люй // Международный научно-исследовательский журнал. -2021.-№ 6-3 (108). -С. 131-135.
  4. Лейченко О.Ф. Влияние Конфуция на развитие лидерства и управления в Китае / О.Ф. Лейченко, В.Ф. Печерица // Россия и Китай: Аспекты взаимодействия и взаимовлияния/ Материалы VI заочной Международной научно-практической конференции. -2014. -С. 36-39.
  5. Мэн Г. С. Древний закон и обычай : исследования по истории древнего права / Г. С. Мэн. - 1884. - 312с
  6. Богданов Е.Н. Конфуций о субъективных условиях эффективного государственного управления / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин // Прикладная юридическая психология. -2014. -№ 2. -С. 7-15.
  7. 樊浩.《论语》伦理道德思想的精神哲学诠释/中国社会科学出版社. 2013年. 125-140页.
  8. 杨伯峻.《论语》译注八佾/中华书局-北京. 2006年.
  9. 孔子.《论语》/中华书局-北京. 2006年.
  10. 孔子.《周易》/中华书局-北京. 2006年.
  11. 肖公权.《中国政治思想史》第1卷/辽宁教育出版社-沈阳.1998年.
  12. 余卫国.孔子的政治哲学思想/ 南通大学学报-社会科学版.2011年. 1-8页.
  13. 曹刚. 对法律的道德批评/江西人民出版社-南昌. 2001年.
  14. 子思. 《礼记中庸》/《礼记》//中华书局-北京. 2001年.
  15. 于丹.《论语》/中华书局-北京.2008年3月. 170页.
  16. 中共中央宣传部. 《习近平总书记系列重要讲话读本(2016年版)》/人民出版社-北京. 2016年

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Butov A.V. Vklad Konfucija v sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennogo upravlenija [The contribution of Confucius to the improvement of the system of public administration] / A.V. Butov // Vestnik Rossijskogo jekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plehanova [Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics]. -2017.- № 2 (92). - 195-198. [in Russian]
  2. Golovko A.V. Politiko-pravovaja ideologija Konfucija [The political and legal ideology of Confucius] / A.V. Golovko, G.S. Pratsko // Zakonnost' i pravoporjadok: pravosoznanie i pravovaja kul'tura sovremennogo obshhestva / Sbornik materialov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Legality and law and order: legal awareness and legal culture of modern society / Collection of materials of the I International Scientific and Practical Conference]. -2017. -pp. 94-98. [in Russian]
  3. Lu Ts. Vozmozhnost' realizacii «upravlenija stranoj s pomoshh'ju jetiketov» konfucianstva v sovremennom kitajskom obshhestve [The possibility of implementing the "governance of the country with the help of etiquette" of Confucianism in modern Chinese society] / Ts. Lui // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal]. -2021. -№ 6-3 (108). -P. 131-135. [in Russian]
  4. Leichenko O. F. Vlijanie Konfucija na razvitie liderstva i upravlenija v Kitae [Influence of Confucius on leadership development and management in China] / O. F. leichenko, V. F. pecheritsa // Rossija i Kitaj: Aspekty vzaimodejstvija i vzaimovlijanija/ Materialy VI zaochnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Russia and China: Aspects of interaction and mutual influence/ proceedings of the VI International correspondence scientific-practical conference]. -2014. -pp. 36-39. [in Russian]
  5. Meng G. S. Drevnij zakon i obychaj : issledovanija po istorii drevnego prava [Ancient law and custom : studies on the history of ancient law] / G. S. Meng. - 1884. – 312 p [in Russian]
  6. Bogdanov E.N. Konfucij o sub’ektivnyh uslovijah jeffektivnogo gosudarstvennogo upravlenija [Confucius on subjective conditions of effective public administration] / E.N. Bogdanov, V.G. Zazykin // Prikladnaja juridicheskaja psihologija [Applied legal psychology]. -2014. -No. 2. - pp. 7-15. [in Russian]
  7. Fan Hao. The Spiritual Philosophical Interpretation of the Ethical and Moral Thoughts in Lunyu ("Conversations and Judgments") / Fan Hao // China Social Sciences Press. -2013.- P. 125-140. [in Chinese]
  8. Gong Xiangrui. Lunyu ("Conversations and Judgments") Annotation·Bayi / Gong Xiangrui. Zhonghua Book Company - Beijing. 2006.[in Chinese]
  9. Lunyu ("Conversations and Judgments") / Confucius. Beijing : Zhonghua Book Company. 2006. [in Chinese]
  10. "Zhou yi" / Confucius. Beijing : Zhonghua Book Company -. 2006.[in Chinese]
  11. Xiao Gongquan. History of Chinese Political Thought / Xiao Gongquan. Volume 1. Shenyang : Liaoning Educational Publishing House. - 1998.[in Chinese]
  12. Cao Gang. Confucius' Political Philosophy / Cao Gang // Journal of Nantong University-Social Science Edition. - 2011. - P. 1-8.[in Chinese]
  13. Cao Gang. Moral criticism of the law / Cao Gang. Nanchang : Jiangxi People's Publishing House. - 2001.[in Chinese]
  14. Zi Si. Middle and Permanence / Zi Si // Notes of Decency. Beijing : Zhonghua Book Company. 2001. [in Chinese]
  15. Yu Dan. Impressions of "Lunyu" / Yu Dan. Beijing : Zhonghua Book Company -2008. 3 – 170 P.[in Chinese]
  16. The Propaganda Department of the Central Committee of the Communist Party of China. "General Secretary Xi Jinping's Series of Important Speech Readers. Beijing : People’s Publishing House. 2016. [in Chinese]