ПАНТЕОН БОЖЕСТВ ВЕРХНЕГО МИРА В ЯКУТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.167
Выпуск: № 12 (114), 2021
Опубликована:
2021/12/17
PDF

ПАНТЕОН БОЖЕСТВ ВЕРХНЕГО МИРА В ЯКУТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Научная статья

Павлова О.К.1, *, Яковлева С.К.2

1 ORCID: 0000-0001-6832-3429;

1, 2 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К., Якутск, Россия

* Корреспондирующий автор (olga-ksento[at]mail.ru)

Аннотация

В статье затрагивается проблема изучения якутского пантеона божеств айыы на примере фольклорных текстов. В настоящее время в якутском фольклоре не определен образ высшего божества айыы. Существует два основных образа Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон, некоторые исследователи утверждают, что это один и тот же образ. Также не упорядочены образы божеств Верхнего мира. Цель статьи - выявить образы высшего божества айыы и рассмотреть образы божеств Верхнего мира на материалах исследователей якутского фольклора. Для достижения поставленной цели нам необходимо поставить следующие задачи: изучить труды исследователей якутского фольклора, посвященные высшим божествам айыы, упорядочить имена высших божеств айыы, также рассмотреть образы божеств Верхнего мира и проанализировать их имена. В исследовании применены сравнительно-сопоставительный и описательный методы при выявлении сходств и отличий образов божеств айыы в якутском олонхо. При анализе имен высших божеств был использован лексико-семантический метод. В ходе исследования проведен обзорный анализ трудов исследователей якутского фольклора, этнографии и истории. Исследователи Н. П. Припузова, И. А. Худякова, В. М. Ионова, Н. А. Алексеева и др. В результате анализа трудов выявлены 4 образа высших божеств айыы: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. Кроме высшего божества айыы в трудах исследователей были упомянуты следующие божества : Улуу Хаан Тойон, Уордаах Дьөһөгөй (Дьесегей) Тойон, Хомпоруун Хотой, Сүнг Дьаасын Сюгэ Тойон, Дьылга Хаан, Одун Хаан, Чынгыс Хаан, Тангха Хаан, Билгэ Хаан, Хара Суорун, а также богини Күн Күбэй Хотун (Кюн Кюбэй Хотун), Иэйэхсит, Айыысыт и Ынахсыт Хотун. Все они являются представителями Верхнего мира.

Ключевые слова: героический эпос, тюркский эпос, олонхо, якутский фольклор, мифология, мифологические образы, пантеон божеств, высшие божества, верхний мир, региональные традиции.

PANTHEON OF THE UPPER WORLD DEITIES IN YAKUT FOLKLORE

Research article

Pavlova O.K.1, *, Yakovleva S.K.2

1 ORCID: 0000-0001-6832-3429;

1, 2 Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

* Corresponding author (olga-ksento[at]mail.ru)

Abstract

Based on folklore texts, the current research touches upon the problem of studying the Yakut pantheon of Aiy (айыы) deities. Currently, the image of the supreme deity Aiy is not defined in Yakut folklore. There are two main images: Yuryung Aar Toyon (Юрюнг Аар Тойон) and Yuryung Aiy Toyon (Юрюнг Айыы Тойон); some researchers claim that they are analogous. The images of the deities of the Upper World are also not ordered. The purpose of the article is to identify the images of the supreme deity Aiy and to study the images of the deities of the Upper World using the materials of researchers of Yakut folklore. To achieve this goal, the study sets the following tasks: to examine the works of researchers of Yakut folklore dedicated to the highest deities of Aiy, to arrange the names of the highest deities of Aiy, and to analyze the images of the deities of the Upper World and their names. The research uses comparative and descriptive methods to identify similarities and differences between the images of the Aiy deities in the Yakut Olonkho. The lexico-semantic method was used in the analysis of the names of the higher deities. The study also features a review analysis of the works of researchers of Yakut folklore, ethnography and history. Researchers N. P. Pripuzova, I. A. Khudyakova, V. M. Ionova, N. A. Alekseeva et al. As a result of the analysis of the works, 4 images of the highest deities of Aiy were identified: Yuryung Aar Toyon (Юрюнг Аар Тойон), Yuryung Aiy Toyon (Юрюнг Айыы Тойон), Aar Aiy Toyon (Аар Айыы Тойон) and Aiy Tangara (Айыы Тангара). In addition to the supreme deity Aiy , the following deities were mentioned in the works of researchers :Ulu Haan Toyon (Улуу Хаан Тойон), Wardaah Gyohogoy (Dyesegey) Toyon (Уордаах Дьөһөгөй (Дьесегей) Тойон), Homporuun Hotoi (Хомпоруун Хотой), Sung Diaasyn Syuge Toyon (Сүнг Дьаасын Сюгэ Тойон), Dyylga Haan (Дьылга Хаан),O dun Haan (Одун Хаан), Chyngys Haan (Чынгыс Хаан), Tangha Haan (Тангха Хаан), Bilge Haan (Билгэ Хаан), Hara Suorun(Хара Суорун), as well as goddessesKun Kubei Hotun (Кюн Кюбэй Хотун), Ieyehsit (Иэйэхсит), Aiysyt (Айыысыт) and Ynahsyt Hotun(Ынахсыт Хотун). All of the3se deities are representatives of the Upper World.

Keywords: heroic epic, Turkic epic, Olonkho, Yakut folklore, mythology, mythological images, pantheon of deities, higher deities, upper world, regional traditions.

Введение

В якутской мифологии можно найти целый пантеон верховных божеств. По представлениям якутов, вселенная разделена на три части: Верхний, Срединный и Нижний миры. Верхний мир состоит из несколько ярусов, где живут божества айыы. Как утверждает А. Е. Кулаковский, «мир был трехъярусный: верхний, средний и нижний. Верхний мир, т. е. небеса, были многоярусными, средний и нижний — одноярусными» [1, С.10].

Образ высшего божества Юрюнг Айыы (Аар) Тойон

Нами были рассмотрены научные труды исследователей истории, этнографии и фольклора якутов. Исследователи наиболее часто упоминают образ божества Юрюнг Айыы Тойон. Например, в трудах Н. П. Припузова, И. А. Худякова [2], В. М. Ионова [3], Н. А. Алексеева [4] и др. Э. К. Пекарский имя божества Юрюнг Айыы Тойон объяснял как «верховное существо, стоящее выше всех айыы, добрый дух, создатель мира, управляющий всею вселенной, творчески – ниспосылающий детей и оказывающий общее влияние на плодородие земли, размножение скота и т. д.» [5, С.48].

Образ божества Юрюнг Аар Тойон упоминается в трудах Н. Ф. Остолопова, Р. К. Маака, Э. К. Пекарского и др. Р.К. Маак писал о том, что «по понятиям якутов, верховный правитель мира и жизни на земле есть Ар тойон (Ар-айы тойон); он орошает землю и, следовательно, виновник обилия корма» [6, С. 287]. Э. К. Пекарский давал следующее толкование имени божества Юрюнг Аар Тойон «Аар Тойон ага или просто Аар Тойон (чистый господин, Высший Господь), Юрюнг Аар, Юрюнг Аар Тойон (Белый Небожитель господь), Аар Айыы тойон всевышнее божество, повелитель всех духов, тварей и верховный правитель мира, создатель жизни на земле, орошающий землю и являющийся, следовательно, виновником обилия корма; по понятиям иных якутов: творец мира, верховное божество существо, тождественное с Юрюнг Айыы» [5, С. 126]. Значит, Э. К. Пекарский считал, что божество Юрюнг Аар Тойон по функциональной предназначенности тождественен с Юрюнг Айыы, иными словами это варианты имен одного и того же божества.

Исследователями были упомянуты еще 2 образа высших божеств Верхнего мира: Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. Интересным представляется образ Аар Айыы Тойон ‘Священный, Божественный Господин', который упоминается в трудах Р. К. Маака, Э. К. Пекарского и В. Ф. Трощанского. Возможно, что образы божеств Айыы Тойон и Аар Тойон объединились в божество Аар Айыы Тойон. В трудах В. Л. Серошевского [9], Л. А. Афанасьев – Тэрис [10] и А. И. Гоголева встречается образ божества Айыы Тангара `Небесное Божество`. Исследователи полагали, что главой Верхнего мира могло быть божество Айыы Тангара. Слово тангара в словаре Э. К. Пекарского имеет следующее обозначение: «тангара (ср. Тюрк. таҥры, танры, тары, тȁҥрi, тȁҥгрi, тȁҥȁрȁ, бур. teŋere, teŋeri, teŋer, монг. «тэҥрi, тҥрi» небо, бог; чув. Турă) 1. Видимое небо (ср. халлаан); небо, как божество; 2. Общее название добрых существ, добрый дух, бог, богиня, божество языческое; главное божество, живущее на седьмом небе…» [5, Стб. 2551]. Значит, в научных трудах исследователей глава верхнего мира имел несколько образов: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара [11].

Образы божеств в трудах исследователей

Также, в трудах исследователей упоминаются образы божеств Верхнего мира. «Айыы живут на небесах, по одному семейству на каждом небе, как думают некоторые. Им присущи все человеческие функции и образ жизни, и от людей они отличаются только бессмертием и могуществом. Но одна из главных черт, отличающих «айыы» от людей, это — их справедливость, присущая даже грознейшим из них» [1], [12]. Исследователь А.Е. Кулаковский утверждает, что божества Айыы живут по доному семейству.

Наиболее распространенным образом, по материалам исследователей, является Уордаах (Күн) Дьөһөгөй – божество, покровительствующее конный скот. Его образ характерен в 18 источниках исследователей, в 5 текстах алгысов. Э.К. Пекарский давал следующее толкование божеству Дьесегей и варианты его имени «Дьөһөгөй, Дьөһөкөй = Дьэһэгэй, Дьүһэгэй, Дьүһүгэй божество, которое «дает богатство», состоящее в скоте (= Дьөһөгөй тойон); Дьөһөгөй айыы, Дьөһөгөй айыыһыт, Дьөһөкөй иэйэхсит небесный бог, посылающий любимым людям с неба конный скот, почему и считается «создателем конного скота» (сылгы айыысыта); Уордаах Дьөһөгөй «бог, покровительствующий» тому или другому отдельному человеку (Уордах Дьөһөгөй); Көрө Дьөһөгөй = Көрө Дьэһэгэй» [5, Стб. 854].

Образ божества Хомпоруун Хотой айыы упоминается в 9 источниках исследователей, в 3 текстах алгысов. По материалам последних исследований верований якутов «Хомпоруун Хотой Айыы букв. ‘Божество орел Хомпоруун’, которого ботулунский род якутов считал прародителем белых шаманов, даровал огонь» [12, С.39]. В словаре Э.К. Пекарского божество Хотой айыы объясняется как «второстепенное (доброе) божество мужского пола. Сүҥ Хаан, Сүҥкэн Эрили, Хомпоруун Хотой айыы бог, покровитель птиц» [5, Стб. 3530]. Собственное имя божества имеет эпитет хомпоруун, который был объяснен следующим образом «(от хомпоруй + ун; ср. көмпөрүлүүн) горбонос (предок, төрдө, орла). Хотой Хомпоруун орел – Горбонос, собственное имя» [5, Стб. 3472]. Значит, данный образ был характерен только в олонхо северо-восточной традиции.

Божество под именем Сүгэ тойон упоминается в трудах исследователей (Остолопов Н.Ф., 1806; Соловьев Ф. 1876; Линденау Я.И. 1983; Алексеев Н.А. 1975, Афанасьев Л.А.-Тэрис 1993; Гоголев А.И. 1994). Это же божество с прибавлением эпитета сүрдээх встречается в работах А. Слепцова (1886), Э.К. Пекарского (1959-60), В.Ф, Трощанский (1903). А также божество с эпитетом буурай упоминается в трудах Э.К. Пекарского(1959-60), А.Е Кулаковского (1979), Д.К. Сивцева (1996) и тексте алгыс В.А. Кондакова (2006-2008). Э.К. Пекарский имя божества Сүгэ тойон толковал так «часть имени: Сүгэ тойон (Топор господин) второй из трех важных богов; самое главное имя бога грома = Сүрдээх Сүгэ тойон, Сүрдээх кэптээх Сүгэ тойон (ср. Дьаан буурай, Орой буурай Ор Дьааһын и др.) Сүрдээх кэптээх Сүгэ буурай тойон – одно из семи имен одного и того же бога грома или, как думают некоторые, имя одного из семи братьев богов грома; у долган: замечательный богатырь (Сүрдээх Сүгэ тойон), который был побежден русскими и заключен в тюрьму. Сүгэ тойон хара бэги тойон бог скота, дающий жеребят, телят и детей» [5, Стб. 2378]. Следовательно, имена Сүгэ тойон, Сүрдээх Сүгэ тойон и Сүгэ буурай тойон принадлежали одному божеству, божеству грома.

В источниках исследователей характерно богиня Иэйэхсит. В словаре Э.К. Пекарского ия божества Иэйэхсит объясняется так «общее название богинь женского пола, покровительствующих людям, конному и рогатому скоту (ынах, сылгы иэйэхситэ) и собакам и считающихся их «создательницами». Иэйэхсит челове [5, Стб. 892]. ка помогает в родах и охраняет роженицу и новорожденного» [5, Стб. 892]. В трудах В.М. Ионова (1918), А.А. Попова (1949), Н.А. Алексеева (1975), а также в тексте алгыс Г.В. Ксенофонтова (1920) характерно имя божества Ньэлбэй Иэйэхсит. В тексте олонхо приленской локальной традиции встречается образ богини Ньэлбэй Иэйэхсит. Э.К. Пекарский имя Ньэлбэй Иэйэхсит толковал следующим образом «богиня, способствующая размножению людей (киһи айыыһыта)» [5, Стб. 1691]. В тексте алгыс В.А. Кондакова (2006-2008) характерно божество Эдьэн Иэйэхсит. В тексте олонхо вилюйской региональной традиции упоминается образ богини Эдьээн Иэйэхсит Хотун. В тексте олонхо приленской локальной традиции встречается образ богини Ийиэхсит Эдьээн. В словаре Э.К. Пекарского имя данного образа толкуется так «Хаан Иэйэхсит Эдьиэн айыы миролюбивый дух, миротворное существо, вестник благодати божьей» [5, Стб. 231].

В трудах исследователей встречается богиня Айыыһыт. В словаре Э.К. Пекарского имя богини Айыыһыт объясняется так «общее название богинь плодородия, существ (божеств), преимущественно женского пола, творчески способствующих (покровительствующих) размножению людей (киһи айыыһыта), конного (сылгы айыыһыта) и рогатого (ынах айыыһыта) скота, собак (ыт айыыһыта), лисиц (саһыл айыыһыта). Киһи Айыыһыта или Айбыт Айыыһыт (создательница человека, создавшая создательница) ходатайница о зачатии детей, покровительница родильниц (богиня родов). Она дает новорожденному кут (душу)» [5, Стб. 54].

Заключение

Таким образом, самым почетаемым и упоминаемым в трудах исследователей был образ божества - Юрюнг Айыы (Аар) Тойон. Также образ высшего божества Айыы имеет другие названия, такие как Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. Кроме этого, мы имеем разные теории об образе высшего божества Айыы. Например, по мнению А. Е. Кулаковского, Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон – это единый образ высшего божества. А. И. Гоголев утверждал о том, что образ божества солнца Юрюнг Айыы Тойон в ХХ в. сливается с функциями Аар Айыы Тойона. В результате исследования мы выявили проблему по изучению образов высшего божества айыы. В дальнейшеи необходимо выявить образы высшего божества айыы в текстах олонхо и выявить их функции, тем самым определить являются ли исследуемые образы едиными и сливаются ли их функции.

Также, в результате проведенного анализа трудов исследователей якутского фольклора, этнографии и истории мы нашли упоминания других божеств Верхнего мира. Наиболее распространенным образом, по материалам исследователей, является Уордаах (Күн) Дьөһөгөй – божество, покровительствующее конный скот. Образ божества Хомпоруун Хотой айыы упоминается в 9 источниках исследователей, в 3 текстах алгысов. По материалам последних исследований верований якутов «Хомпоруун Хотой Айыы букв. ‘Божество орел Хомпоруун’, которого ботулунский род якутов считал прародителем белых шаманов, даровал огонь». Божество под именем Сүгэ тойон упоминается в 5 и более трудах исследователей. Также упоминаются божества Иэйэхсит и Айыыһыт. Вероятно считать, что образы вышеупомянутых божеств были наиболее изучены и рассмотрены исследователями якутского фольклора. Результаты данной статьи будут применены для дальнейшего исследования образов божеств в якутском фольклоре.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Кулаковский А.Е. Научные труды / Сост. Н.В. Емельянов, П.А. Слепцов. – Якутск: Кн. изд-во, 1979. – 484 с.
  2. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А. Худяков. – Л.: Наука, 1969. – 440 с.
  3. Ионов В.М. Дух – хозяин леса у якутов / В.М. Ионов // Сборник Музея антропологии и этнографии при Императорской академии наук. - Т. 4, Ч.1. – Петроград: Тип. Импер. акад. наук, 1916. – 43 с.
  4. Алексеев Н.А. Этнография и фольклор народов Сибири / Н.А. Алексеев. – Новосибирск: Наука, 2008. – 494 с.
  5. Пекарский,Э.К. Словарь якутского языка: в 3 томах, 2-е изд. / Э.К. Пекарский – Л.: Изд-во АН СССР, 1958-1959. – 3858 стб.
  6. Маак Р.К. Вилюйский округ / Р.К. Маак; предисл. С.А. Степанова. – 2-е изд. – Якутск: Яна, 1994. – 592 с.
  7. Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Исторко-этногр. Материалы о народах Сибири и Северо-Востока / Я. И. Линденау. – Магадан: Кн. изд-во, 1983. – 176 с.
  8. Гоголев А.И. Мифологический мир якутов. Божества и духи-покровители / А.И. Гоголев. – Якутск: Издательство ЦКиИ имени А.Е. Кулаковского, 1994. – 29 с.
  9. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. / предисловие С.А. Степанов – М., 1993.
  10. Афанасьев-Тэрис Л.А. Айыыүɵрэҕэ = Учение Айыы (на якут. яз.) / Л.А. Афанасьев-Тэрис. – Дьокуускай: Ситим КИФ, 1993. – 183 с.
  11. Хотугулуу-Илиҥҥи федер. ун-т, Хотугулуу-Илиҥҥи норуоттар тылларын уонна культураларын ин-та, Респ. “Олоҥхо” ассоциация, Олоҥхо иккис уон сылын (2016 – 2025 сс.) бэлэмнээн ыытыыга Саха Респ. нац. тэрийэр ком.– Дьокуускай: Бичик, 2016. – 280 с. – (Саха боотурдара: 21 т.; Т.18).
  12. Павлова О.К. Северо-восточная традиция в олонхо якутов: образы, сюжеты, поэтика / О.К. Павлова : автореф. дисс. к.филол.н. – Майкоп, 2018. – 20 с.
  13. Афанасьев, Н.В. Мифологический образ духа огня в фольклоре якутов: типология, функции, лексический код: автореф. дисс. к.филол.н. / Н.В. Афанасьев. - Майкоп, 2017. – 22 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Kulakovsky A.E. Nauchnye trudy [Scientific works] / Comp. N.V. Emelyanov, P.A. Sleptsov. - Yakutsk: Book. publishing house, 1979. - 484 p. [in Russian]
  2. Khudyakov I.A. Kratkoe opisanie Verhojanskogo okruga [Brief description of the Verkhoyansk district] / I.A Khudyakov. Khudyakov. - L .: Nauka, 1969 .-- 440 p. [in Russian]
  3. Ionov V.M. Duh – hozjain lesa u jakutov [The spirit is the master of the forest among the Yakuts] / V.M. Ionov // Sbornik Muzeja antropologii i jetnografii pri Imperatorskoj akademii nauk [Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography at the Imperial Academy of Sciences]. - Vol. 4, Part 1. - Petrograd: Type. Imper. acad. Sciences, 1916 .-- 43 p. [in Russian]
  4. Alekseev N.A. Jetnografija i fol'klor narodov Sibiri [Ethnography and folklore of the peoples of Siberia] / A. Alekseev. - Novosibirsk: Nauka, 2008 .-- 494 p. [in Russian]
  5. Pekarsky E.K. Slovar' jakutskogo jazyka [Dictionary of the Yakut language]: in 3 volumes, 2nd ed. / E.K. Pekarsky - L .: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1958-1959. - 3858 stb. [in Russian]
  6. Maak R.K. Viljujskij okrug [Vilyui district] / R.K. Maak; foreword S.A. Stepanov. - 2nd ed. - Yakutsk: Yana, 1994 .-- 592 p. [in Russian]
  7. Lindenau Ya. I. Opisanie narodov Sibiri (pervaja polovina XVIII veka): Istorko-jetnogr. Materialy o narodah Sibiri i Severo-Vostoka [Description of the peoples of Siberia (first half of the 18th century): Istorko-ethnogr. Materials about the peoples of Siberia and the North-East] / I. Lindenau. - Magadan: Book. publishing house, 1983 .-- 176 p. [in Russian]
  8. Gogolev A.I. Mifologicheskij mir jakutov. Bozhestva i duhi-pokroviteli [The mythological world of the Yakuts. Deities and patron spirits] / A.I. Gogolev. - Yakutsk: Publishing house of the A.E. Kulakovsky, 1994 .-- 29 p. [in Russian]
  9. Seroshevsky V.L. Opyt jetnograficheskogo issledovanija [Yakuts. Ethnographic research experience]. 2nd ed. / foreword by S.A. Stepanov - M., 1993. [in Russian]
  10. Afanasyev-Taris L.A. Uchenie Ajyy [Teaching of Aiyy] / L.A. Afanasyev-Taris. - Dyokuuskai: City KIF, 1993 .- 183 p. [in Yakut]
  11. Hotuguluu-Iliҥҥi feder. un-t, Hotuguluu-Iliҥҥi noruottar tyllaryn uonna kul'turalaryn in-ta, Resp. “Oloҥho” associacija, Oloҥho ikkis uon sylyn (2016 – 2025 ss.) bjeljemnjejen yytyyga Saha Resp. nac. tjerijjer kom [North-Eastern Federal District of the University, Institute of Languages and Cultures of the Peoples of the North, Rep. The OPCW Association, in preparation for the second decade of the OPCW (2016-2025)], National organization room.- Yakutsk: Biysk, 2016. - 280 P. - Yakutia: 21 vols.; Vol. 18. [in Yakut]
  12. Pavlova O.K. Severo-vostochnaja tradicija v olonho jakutov: obrazy, sjuzhety, pojetika [Northeastern tradition in the Yakut olonkho: images, plots, poetics] /K. Pavlova : author. diss. PhD in Philology - Maykop, 2018 .-- 20 p. [in Russian]
  13. Afanasyev, N.V. Mifologicheskij obraz duha ognja v fol'klore jakutov: tipologija, funkcii, leksicheskij kod [The mythological image of the spirit of fire in the Yakut folklore: typology, functions, lexical code] : author. diss. PhD in Philology / N.V. Afanasyev. - Maykop, 2017 .-- 22 p. [in Russian]