«КЛАСТЕР» КАК НОВАЯ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.017
Выпуск: № 12 (114), 2021
Опубликована:
2021/12/17
PDF

«КЛАСТЕР» КАК НОВАЯ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья

Сазыкина Е.В.*

ORCID: 0000-0002-3575-3710,

Московский Архитектурный Институт, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (1991elena[at]gmail.com)

Аннотация

В статье предлагается использование определения «кластер» для обозначения новой разновидности архитектурного объекта – многофункционального комплекса, включающего производственную составляющую. Кластер позиционируется как архитектурно-типологический ответ на выявленное стремление современного производства к объединению с другими функциями. Эта тенденция обусловлена как некоторыми технологическими особенностями современного производства, так и необходимостью изменения социального восприятия объектов промышленности. Автором обосновывается выбор предлагаемого термина, а также подтверждается эффективность подобных структур как формы пространственной организации современной промышленности. Приводится общая структура функционального состава кластера и формы его производственных элементов.

Ключевые слова: кластер, промышленная архитектура, многофункциональный комплекс, реиндустриализация, проектирование промышленных предприятий.

"CLUSTER" AS A NEW TYPOLOGICAL FORM OF ARCHITECTURAL AND SPATIAL ORGANIZATION OF INDUSTRIAL ACTIVITY

Research article

Sazykina E.V.*

ORCID: 0000-0002-3575-3710,

Moscow Architectural Institute, Moscow, Russia

* Corresponding author (1991elena[at]gmail.com)

Abstract

The article suggests the use of the term "cluster" to designate a new kind of architectural object - a multifunctional complex that includes a production component. A cluster is positioned as an architectural and typological response to the revealed desire of modern production to combine with other functions. This trend is due to some technological features of modern production, as well as the need to change the social perception of industrial facilities. The author substantiates the choice of the proposed term, and also confirms the effectiveness of such structures as a form of the spatial organization of modern industry. The article also provides the general structure of the functional composition of the cluster and the forms of its production elements.

Keywords: cluster, industrial architecture, multifunctional complex, reindustrialization, design of industrial enterprises.

В последнее десятилетие наше государство проводит политику, направленную на активную поддержку промышленного сектора. Программа импортозамещения, начатая еще в 2014 году [6], является одним из конкретных шагов, предпринятых правительством для формирования Россией собственной мощной производственной базы. Необходимость индустриального развития страны непосредственно связана с наращиванием военных мощностей и обозначившейся потребностью самообеспечения государства. Рост обрабатывающих отраслей промышленности должен сбалансировать уже сложившуюся экономику с мощным добывающим сектором и является в настоящее время необходимым условием развитой структуры современной индустрии.

Данная политика коррелирует с идеями реиндустриализации [1], [3], которые становятся все более популярными в развитых странах. При этом современные передовые производства стремятся подчеркнуть свое отличие от промышленности конца ХХ века как в технологическом, так и в социальном аспектах. Нужно заметить, что это находит отражение даже в области терминологии.

Понятие «реиндустриализация» нередко заменяют на «неоиндустриализация», стараясь подчеркнуть таким определением новый характер организации промышленности. Уже прочно вошли в обиход понятия «технопарк», «индустриальный парк», в которых за счет лексической составляющей «парк» акцентируется экологичность и безопасность производственного процесса [8].

Сегодня промышленность ищет новые возможные формы интеграции в пространство жизнедеятельности человека, которые соответствовали бы существующим представлениям о комфортной и здоровой среде.

Анализируя опыт проектирования современных промышленных объектов, можно заметить в их архитектурных решениях тяготение к объединению производственных структур с другими функциональными элементами. Таким образом, современное производство начинает проектироваться не как самостоятельный элемент, но как составная часть многофункционального объекта. В частности, структуры технопарков, получившие сейчас широкое распространение, являются отличным примером объединения научной, лабораторной и производственной деятельности.

Проиллюстрировать описанную тенденцию объединения промышленности с другими функциональными элементами можно проектом, разработанным компанией SPARK Architects для Сингапура [10], в котором в единой структуре соединены агропромышленный и жилой комплексы, дополненные общественными и торговыми зонами. При этом жилье позиционируется в качестве социального, рассчитанного на пенсионеров, а работа на фермах агрокомплекса предлагается жителям, с одной стороны, как вариант досуга, а с другой, как возможность дополнительного заработка.

14-01-2022 12-29-16

Рис. 1 – Жилой агрокомплекс по проекту компании SPARK Architects, Сингапур

 

Хорошо известен проект мусороперерабатывающего завода Amager Bakke в Копенгагене [9], созданный архитектурным бюро BIG и открытый в 2017 году. Здесь промышленный объект совмещен со спортивным комплексом, включающим горнолыжный склон и зону для скалолазания.

14-01-2022 12-29-36

Рис. 2 – Мусоросжигательный завод Amager Bakke с горнолыжным спуском на кровле, Копенгаген, Дания

 

Подобные многофункциональные структуры не вписываются в сложившуюся архитектурно-строительную типологию [2]. Автором статьи предлагается ввести понятие «кластер» для обозначения новой разновидности объекта – МФК (многофункционального комплекса), имеющего производственную составляющую.

Границы понятия «кластер» достаточно широки, не существует его однозначного и строгого определения [7]. Само слово происходит от английского “cluster” – рой, скопление, группа и используется во многих областях.

Данный термин начинает широко использоваться с 90-х годов ХХ века преимущественно в области экономики. Майкл Портер, основоположник теории кластеров, описывает их как группу взаимосвязанных компаний, поставщиков услуг, фирм в родственных областях, а также связанных с их деятельностью организаций (это могут быть университеты, торговые объединения, агентства по стандартизации), ведущих совместную работу, которая при этом не исключает возможности конкуренции [5]. В контексте данной формулировки кластеры могут включать в себя компании «готового» продукта или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях; фирмы, работающие с каналами сбыта и потребления; производителей побочных продуктов; специализированные инфраструктуры; организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку; предпринимательские объединения.

По смысловому содержанию, для определения, предлагаемого автором статьи, наиболее соответствующей является терминология итальянской экономической школы, где понятие «кластер» вытекает из определения индустриального района [7]. В. П. Третьяк в своей книге «Кластеры предприятий» предоставляет такое определение: «Многофункциональный комплекс, объединяющий сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных организаций и предприятий, включающую сеть поставщиков продукции, комплектующих, специализированных услуг, производителей, потребителей, элементов инфраструктуры, исследовательских институтов, органов местной власти и иных организаций, а также объектов жилого, рекреационного и обслуживающего назначения, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом».

Кластер как архитектурно-типологический объект в соответствии с предложением автора обозначит форму развития многофункциональных структур, в которых в едином планировочном решении сочетаются производственные объекты с иными видами деятельности человека.

Эффективность архитектурно-пространственной организации производства в формате кластера связана, с одной стороны, с возможностями пространственного объединения различных сфер жизнедеятельности человека, что подразумевает экономное использование территории, инфраструктуры, транспортных сетей, инженерных коммуникаций, энергетики и т.д. С другой стороны, это способствует повышению «открытости» и демократичности производственной деятельности в ее социальном аспекте и позиционирует промышленность как экологически нейтральный объект, который может пространственно близко существовать с другими функциями и видами деятельности человека.

В Таблице 1 представлена обобщенная структура функционального состава кластера. Принципиально она делится на две основные части: производственную и дополнительную. Первая включает площади и помещения производственной деятельности и процессов, ему сопутствующих. Вторая отражает спектр возможного дополнительного функционального наполнения кластера.

 

Таблица 1 – Общая структура функционального состава кластера

Функциональ-ный состав кластера 1. Производственная часть 1.1 Производственная группа Производ-ственные цеха Специализированные цеха (механосборочные, пищевые, прядильные, ткацкие и т.д.)
Универсальные производственные площади
Производственно-вспомогательные помещения Цеха подсобно-вспомогательных производств (ремонтно-механические, электроремонтные, тарные)
Инженерное обеспечение (насосные, сортировочные станции, авторемонтные мастерские)
Очистные сооружения
Энергетические объекты
1.2 Обслуживающая группа (объекты, сопутствующие производственному процессу) Деловая группа помещений Помещения административно-деловой функции (офисные, конторские, банковские)
Помещения органов управления
Хозяйственная группа помещений Медицинские и лечебно-оздоровительные помещения
Технические и бытовые помещения (пункты охраны, бытовые услуги, ремонтные предприятия)
Сопутствующие объекты Помещения микропредприятий (галантерейные, пошивочные, обувные, кондитерские, полиграфические)
Площади универсального функционального назначения
Складские помещения
Объекты коммунального и транспортного назначения Гаражи, стоянки, депо
Функциональ-ный состав кластера 2. Дополнительная функциональная часть 2.1 Общественно-рекреационная группа Досуговая и культурно-бытовая группа Объекты общественного питания
Культурно-просветительские объекты (кинотеатры, клубы, досуговые центры)
Выставочные помещения
Спортивные объекты
Учебно-образовательная группа Помещения детских начальных образовательных учреждений
Помещения классов, училищ, курсов повышения квалификации
Научно-техническая группа Помещения институтов, НИИ
Лабораторные помещения
Торговая группа Крупные торговые предприятия (ТЦ, супермаркеты, рынки)
Небольшие торговые точки (минимаркеты, бутики, киоски)
2.2 Жилая группа Индивидуальный жилой дом  
Многоквартирный дом
Временное жилье (гостиничного типа)
Жилье специализи-рованного типа Общежития
Жилье для лиц с ограниченными возможностями
2.3 Группа открытых рекреационных пространств и озеленения Рекреационная группа Детские площадки
Открытые спортивные площадки
Открытые сцены
Озеленение и ландшафтный дизайн Парки, скверы
Малые архитектурные формы
   

Рассматривая существующий опыт проектирования и строительства, можно заметить большое разнообразие структур, подходящих под определение кластера. Причем значимость производственной составляющей в качестве их пространственного элемента может заметно варьироваться.

Формы производственных элементов кластера можно представить следующим образом:

- производственное помещение (или пространство, состоящее из нескольких помещений) в составе здания;

- производственный этаж (или несколько этажей) в составе здания;

- отдельно стоящее здание в составе комплекса;

- группа зданий и сооружений в составе комплекса.

Производство при этом может быть как основной функцией, так и дополнительной.

Структура таких объектов учитывает характер современного производства и общества. Однако в настоящий момент возрождение индустрии в принципиально новом формате, соответствующем духу неоидустриализации, еще не достигло достаточного масштаба, чтобы можно было провести полноценную классификацию кластеров на примере реальной проектной практики. Новые тенденции в промышленной архитектуре только начинают складываться, не носят массовый характер и проявляются в отдельно взятых проектах.

Однако на примере студенческих курсовых и дипломных работ, выполненных на кафедре «Архитектура промышленных сооружений» Московского Архитектурного Института (государственной академии), можно провести следующую классификацию структур, соответствующих определению кластера:

- автономные кластеры, расположенные в экстремальных условиях;

- кластеры, объединяющие инновационное производство с научно-образовательной и коммерческой деятельностью (технопарки, бизнес инкубаторы);

- кластеры, основанные на перепрофилировании существующих промышленных территорий;

- кластеры, ориентированные на определенную категорию населения.

Заключение

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что кластер как новая разновидность архитектурного объекта (т.е. МФК, объединяющий группу организаций и предприятий и включающий промышленную составляющую, дополненную полезными для городской среды функциями) является архитектурно-типологическим ответом на стремление современного производства к пространственному объединению с другими видами деятельности человека.

Безусловно, проектирование такого рода объектов столкнётся с необходимостью модификации существующей нормативной базы. Но совершенствование технологической составляющей производственного процесса уже сейчас позволяет минимизировать санитарно-защитную зону, что дает возможность пространственно внедрить определенные виды производств в многофункциональные структуры.

Предлагаемая автором форма интеграции промышленности в городскую среду является взглядом, описывающим потенциально вероятное развитие промышленной архитектуры, с учетом экономических характеристик современного производства и социальных особенностей общества.

Очевидно, что архитектурно-пространственному выражению новых тенденций должны предшествовать, в первую очередь, изменения материально-технической базы производства, сопровождаемые корректировками нормативно-правовой документации.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Акаев, А. А. Технологическая модернизация промышленности и инновационное развитие – ключ к экономическому возрождению России в XXI веке / А. А. Акаев, И. Е. Ануфриев, Г. Н. Попов // Инновации. – 2010. –  11. – С. 15-28.
  2. Архитектурная типология промышленных предприятий / под ред. И. С. Николаева. – Москва: Стройиздат, 1975. – 320 с. – Текст : непосредственный.
  3. Интеграция производства, науки и образования и реиндустриализация российской экономики: сборник материалов Международного конгресса «Возрождение производства, науки и образования в России: вызовы и решения» / под общ. ред. С. Д. Бодрунова. – Москва : ЛЕНАНД, 2015. – 464 с.
  4. Куприянов, С. В. Кластер как форма организации и современного развития промышленности (теория и методология) : монография / С. В. Куприянов, Е. А. Стрябкова. – Белгород : изд-во БГТУ, 2007. – 97 с.
  5. Портер, М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. О. Л. Пелявский,Е. Л. Усенко,И. А. Шишкина, ред. Я. В. Заболоцкий. – Москва : Вильямс, 2001. – 608 с.
  6. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности : постановление от 15 апреля 2014 года № 328. – Москва : [б. и.], 2014. – 167 с.
  7. Третьяк, В. П. Кластеры предприятий / В. П. Третьяк. –Изд. 2-е, доп. – Иркутск : Изд-во Балт. Гос. Ун-та экономики и права, 2006. – 219 с. – Текст : непосредственный.
  8. Черкасов, Г. Н. Социокультурные аспекты развития промышленной архитектуры / Г. Н. Черкасов, М. М. Кабаева. // Academia. Архитектура и строительство. - 2011. - №4. - С. 18-30. : цв. ил.
  9. Amager Ressource Center. – [Electronic resource]. – URL : https://www.a-r-c.dk/ (accessed: 03.03.2020).
  10. com // Portfolio. – Homefarm. – [Electronic resource]. – URL : http://sparkarchitects.com/portfolio_page/homefarm/ (accessed: 03.03.2020).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Akaev, A. A. Technologischeskaya modernizatsia promychlennosty i innovazionnoe razvitie – klusch k vozrogdeniju Rossii v XXI veke [The technological modernization of industry and the innovative development as a key of the russian economic revival in the XXI century] / A. A. Akaev, I. E. Anufriev, G. N. Popov. // Innovazii. – 2010. – № 11. – P. 15-28. [in Russian]
  2. Arhitecturnaja tipologia promichlennyh predprijatij [Architectural typology of industrial enterprises] / ed. I. S. Nikolaev. – Moscow: Stroyizdat, 1975. – 320 p. . [in Russian]
  3. Integratsia proizvodstva, nauki i obrazovania i reindustrialisatsia rossijskoi ekonomiki: sbornik materialov Mejdunarodnogo kongressa “Vozrojdenie proizvodstva, nauki i obrazovanija v Rossii: vyzovy i rechenija [Integration of production, science and education and the reindustrialization of Russian economy: materials collection of the International Congress "Revival of production, science and education in Russia: challenges and solutions"] / ed. S. D. Bodrunova. – Moscow : LENAND, 2015. – 464 p. . [in Russian]
  4. Kupriyanov, S. V. Klaster kak forma organisatsii i sovremennogo razvitija promichlennosti (teoria i metodologia) [Cluster as a form of organization and modern industrial development (theory and methodology)] : monograph / S. V. Kupriyanov, A. Stryabkova. – Belgorod : edition BSTU, 2007. – 97 p. . [in Russian]
  5. Porter, M. Konkurentsija [Rivalry] / М. Porter; trans. from English L. Pelyavsky, E. L. Usenko, I. A. Shishkina, ed. Ya.V. Zabolotsky. – Moscow : Williams, 2001. – 608 p. . [in Russian]
  6. Razvitie promichlennosti i povichenie ee konkurentnosposobnoti : postanovlenie ot 15 aprelia 2014 goda № 328. [Industrial development and its competitiveness increasing : the resolution of April 15, 2014 No. 328.] – Moscow : [without publ. h.], 2014. – 167 p. . [in Russian]
  7. Tretyak, V. P. Klastery predprijatij [Clusters of enterprises] / V. P. Tretyak. –2nd edition, add. – Irkutsk : Publishing house of Balt. State University of Economics and Law 2006. – 219 p. [in Russian]
  8. Cherkasov, G. N Sotsiokulturnye aspecty razvitija promychlennoi arhitectury [Social and culturalof the industrial architecture development] / G. N. Cherkasov, M. M. Kabaeva. // Academia. Arhitectura i stroitelstvo. - 2011. - №4. - P. 18-30. : col. illustr. [in Russian]
  9. Amager Ressource Center. – [Electronic resource]. – URL : https://www.a-r-c.dk/ (accessed: 03.03.2020).
  10. com // Portfolio. – Homefarm. – [Electronic resource]. – URL : http://sparkarchitects.com/portfolio_page/homefarm/ (accessed: 03.03.2020).