СТАНОВЛЕНИЕ МЕТАЖАНРА В ПАРАДИГМЕ РАЗВИТИЯ ЛИРИЧЕСКОЙ ЦИКЛИЗАЦИИ В ЯКУТСКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.102.12.105
Выпуск: № 12 (102), 2020
Опубликована:
2020/12/17
PDF

СТАНОВЛЕНИЕ МЕТАЖАНРА В ПАРАДИГМЕ РАЗВИТИЯ ЛИРИЧЕСКОЙ ЦИКЛИЗАЦИИ В ЯКУТСКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.

Научная статья

Посельская В.Д.*

ORCID: 0000-0003-2434-2681,

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Якутск, Россия

* Корреспондирующий автор (Vikt80[at]mail.ru)

Аннотация

Настоящая статья посвящена научному обоснованию явления метажанровости в качестве уникального феномена якутской поэзии второй половины ХХ в., организующим и структурирующим ядром которого выделяется циклизация (на примере творчества Р. Багатайского, И. Гоголева, Саввы Тарасова); аргументируется тенденция к усложнению метациклических образований: от цикла к циклу-поэме и далее к книге стихов не только в индивидуальном творчестве поэта, но и в целом в жанровой эволюции всей якутской поэзии в плане контекстовой глобализации. Результаты исследования могут иметь значение для разработки ряда вопросов, касающихся эволюции и жанровой типологии якутской поэзии. Выводы могут быть использованы в лекционных, специальных курсах по истории якутской литературы, при организации практикумов по анализу поэтического текста.

Ключевые слова: жанр, метажанр, циклизация, цикл-поэма, итоговая книга стихов.

FORMATION OF META GENRE IN THE PARADIGM OF LYRICAL CYCLIZATION DEVELOPMENT IN YAKUT POETRY OF THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY

Research article

Poselskaya V.D.*

ORCID: 0000-0003-2434-2681,

The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North (IHRISN), Yakutsk, Russia

* Corresponding author (Vikt80[at]mail.ru)

Abstract

The article provides a scientific explanation of meta-genre as a unique phenomenon of Yakut poetry of the second half of the twentieth century, the organizing and structuring core of which is cyclization (tsiklizatsiya). The literary works of R. Bagataysky, I. Gogolev, Savva Tarasov serve as the basis of the study. The author of the study substantiates the tendency to create more complex metacyclic formations from cycle to cycle-poem and later to a book of poems not only in the individual works but also in the genre evolution of all Yakut poetry in terms of contextual globalization. The results of the study may present certain significance for the development of a number of issues related to the evolution and genre typology of Yakut poetry and can be used in lectures and special courses on the history of Yakut literature and in organizing poetry analysis classes.

Keywords: genre, meta-genre, cyclization, cycle-poem, final book of poems.

В якутской поэзии второй половины ХХ века в писательском сознании наблюдаются осознанная потребность или особенность «мышления циклами и книгами». Специфика метажанровых структур, дающая поэтам уникальную возможность моделирования и воплощения целостной индивидуально-авторской картины мира, считается недостаточно обоснованным и изученным материалом исследования. Несмотря на наличие работ по жанровой поэтике якутской поэзии, на сегодняшний день возникает необходимость изучения формирования крупных метажанровых образований как самобытных явлений, получивших широкое распространение в поэзии второй половины ХХ в. По проблемам поэтики авторского цикла нам импонируют литературоведческие работы цикловедов 1980-1990-х гг. (И. В. Фоменко [11], М. Н. Дарвин [2], Л. Е. Ляпина [6] и др.). Также интерес представили работы, посвященные более сложным метациклическим образованиям, включающим в себя переходные жанровые явления, разноуровневый ряд художественных текстов, серию единичных циклов и.т.д. Мы придерживаемся научного наблюдения Л. Е. Ляпиной о «пограничных проявлениях циклизации, своего рода циклов-маргиналов, заслуживающих внимания уже своей исключительностью и неординарностью» [6, С.39]. Опираясь на работу одного из современных исследователей, по многокомпрнентным произведениям, совмещающим в себе черты поэмы и стихотворного цикла как «одно из проявлений видоизменения, расшатывания, смешения жанров» [9, С.3], мы применяем в работе термин «цикл-поэма», исходя из жанрово-видовой принадлежности составных частей, – цикла лирических стихотворений и поэмы в их взаимодействии. В целом, на основании истории создания произведений условно можно выделить две формы подобного видоизменения или смещения жанров: поэму-цикл, при котором поэма со временем усваивала принципы организации фрагментов, характерные для цикла, но и цикл-поэму, где наоборот цикл ориентировался на перерастание в поэму. Теоретико-методологические основы трансформации твердых жанровых форм в качественно новом метажанровом единстве представлены в работах О. В. Мирошниковой [7], Н. Л. Лейдермана [5], Р. С. Спивак [10]. Понятие «метажанр» в свете концепций внутрилитературного синтеза стало предметом специального изучения сборника «Актуальные проблемы филологии» |1]. В якутском литературоведении из последних исследований по изучению жанрообразующих аспектов якутской поэзии можно выделить работы Л.Н. Романовой по динамике развития лирической книги стихов, обладающей признаками романности, в творчестве Натальи Харлампьевой [8], Е.М. Ефремовой по проблеме жанрово-стилевого своеобразия поэтики Леонида Попова с точки зрения современных теорий «я» [3]. Интерес могут представлять научные исследования Желобцовой С.Ф., Сизых О.В.. по метажанровой природе на примере прозы Д. Хармса и В. Пелевина [4].

На основе рассмотренных исследований можно утверждать, что метажанр преодолевает литературно-формальные и родовые привязанности традиционного жанра. Основным скрепляющим, организующим ядром метажанра в якутской поэзии является циклизация, поэтому одним из основных аспектов анализа является выявление определенного централизующего начала в произведении. Именно организованное, смонтированное автором качественно новое структурное сверхтекстовое единство создает его особую черту в качестве уникального явления в якутской поэзии второй половины ХХ в. Метажанр оказывается неким синтетическим по своей природе образованием, где составные части циклической структуры могут содержать признаки другого самостоятельного жанра. В этом отношении выделяется проблема изучения творческих модификаций, трансформаций, интерпретаций фольклорных жанровых форм в пределах авторского лирического целого.

В настоящем исследовании нами впервые предлагается новый подход в изучении метажанровых форм с точки зрения специфики лирической циклизации в качестве динамического и эволюционирующего жанрового явления в творчестве якутских поэтов второй половины ХХ в. в его развитии и становлении: от последовательной реализации циклов до обращения к пограничным проявлениям циклизации, совмещающим в себе черты поэмы и стихотворного цикла, и до создания наиболее образцовых, законченных целостных метатекстовых форм – книг стихов.

На основе обобщения, систематизации проведенного исследования метажанровость выделяется и обосновывается в качестве уникального феномена якутской поэзии второй половины ХХ в., организующим и структурирующим ядром которого выделяется циклизация. На примере творчества Р. Багатайского, И. Гоголева, Саввы Тарасова аргументируется тенденция к усложнению метациклических образований: от цикла к циклу-поэме и далее к книге стихов не только в индивидуальном творчестве поэта, но и в целом в жанровой эволюции всей якутской поэзии в плане контекстовой глобализации.

Отличительная особенность творчества Р. Багатайского и И. Гоголева – наращивание контекстов, движение от отдельных малых жанров к многосоставным синтезированным композициям - метажанру. При своем формировании метажанровые формы прошли динамичный путь от циклов к метажанровой форме циклов-поэм, далее к более совершенным, зрелым, концептуальным структурам как книги стихов. На примере анализа произведений также Р. Багатайского «Генерал Правды» и И. Гоголева «Песнь о Лене» также предложен новый подход в изучении метажанровых образований, позволяющий обосновать, что фольклорная модификация – один из основных организующих художественных приемов создания метациклических структур, восходящих к национальной специфике. Выявлено, что на основе фольклорных источников авторами созданы модификации следующих видов: сатирический, публицистический и философский тексты. Условно можно предположить о жанровой эволюции в образовании метациклических форм, обретающих постепенное усложнение авторской мысли в плане развития содержания от сатирического изображения действительности до исторического и гражданско-философского осмысления.

При изучении итоговых книг стихов Саввы Тарасова «Горсть золы с очага», «Неспетые песни» обоснована модель анализа данных метажанровых форм от мотива отдельного стиха к мотиву как структурообразующего фактора “прощальной” итоговой книги стихов: впервые выделены ключевые мотивы (мотив сна, осени, прощальной песни, смерти) в их повторяемости и цикличности в структуре текстов с целью создания единой художественной целостности - метатекста. Мотив смерти, как повторяющаяся структурно-семантическая единица в структуре метатекста, представленный через определенные образы-состояния, имеет текстопорождающую функцию, так как устойчивый, повторяющийся мотивный комплекс является основой обеспечивающим единство внутреннего контекста книги.

Метажанр – это сложная метатекстовая конструкция, вбирающая в себя структуру, специфику и черты лирического цикла. Метажанр развивается в парадигме циклизации, истоки которого восходят к лирическим циклам в творчестве основоположников якутской литературы. В жанровой эволюции поэтов наблюдается неуклонная динамика развития от стихотворения как основной единицы творчества к циклу, от цикла к циклу-поэме, и далее к книге стихов или к более крупной, объемной жанровой форме. При этом цикл организует архитектонику и цикла-поэмы, и книги-стихов. В целом жанровая эволюция в развитии якутской поэзии второй половины ХХ в., связана с процессом глобализации поэтического мышления, усложнения лирического «я». Осознанная установка к творческим экспериментам привела авторов к метажанровости, образующим и формирующим центром которой является циклизация, с тенденцией к укрупнению циклических форм в плане композиционных решений и разнообразия специфики межтекстовых связей.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Актуальные проблемы филологии : Сборник статей. – Барнаул-Рубцовск : АГУ, 2009. – 358 с.
  2. Дарвин М. Н. Проблема цикла в изучении лирики : учебное. Пособие / М. Н. Дарвин. – Кемерово : Изд-во Кемер. гос. ун-та, 1983. – 104 с.
  3. Ефремова Е. М. Поэзия Леонида Попова: лирические субъекты в типологическом и жанровом аспектах / Е. М. Ефремова. – Новосибирск : Наука, 2015. – 120 с.
  4. Желобцова С. Ф. Метажанровая природа прозы Д. Хармса и В. Пелевина / С. Ф. Желобцова, О. В. Сизых // Вестник СВФУ. – 2013. – Т. 10. – № 1. – С. 68 – 72.
  5. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра / Н. Л. Лейдерман. – Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 256 с.
  6. Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века / Л. Е. Ляпина. – СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1999. – 281 с.
  7. Мирошникова О.В. Лирическая книга : Архитектоника и поэтика / О.В. Мирошникова. - Омск: ОмГУ, 2002. – 40 с.
  8. Романова Л. Н. Поэзия Натальи Харлампьевой : динамика лирической книги стихов / Л. Н. Романова. – Новосибирск : Наука, 2014. – 128 с.
  9. Семенова Е. А. Поэма-цикл в творчестве И. Бродского / Е. А. Семенова // Традиции А. Блока, А. Ахматовой в поэме И. Бродского «Части речи» : Автореф.дис. … канд.филол.наук. – М., 2001. – 20 с.
  10. Спивак Р. С. Русская философская лирика / Р. С. Спивак. – М. : Флинта, 2005. – 408 с.
  11. Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика / И. В. Фоменко. – Тверь : ТГУ, 1992. – 123 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Aktual'nye problemy filologii : Sbornik statej [Actual problems of philology : Collection of articles]. – Barnaul-Rubcovsk : AGU, 2009. – 358 p. [in Russian]
  2. Darvin M. N. Problema cikla v izuchenii liriki : uchebnoe. posobie [The problem of the cycle in the study of lyrics: educational. allowance] / M. N. Darvin. – Kemerovo : Publishing house of Kemer. State university, 1983. – 104 p. [in Russian]
  3. Efremova E. M. Pojezija Leonida Popova: liricheskie sub#ekty v tipologicheskom i zhanrovom aspektah [Poetry of Leonid Popov: lyrical subjects in typological and genre aspects] / E. M. Efremova. – Novosibirsk : Nauka, 2015. – 120 p. [in Russian]
  4. Zhelobcova S. F. Metazhanrovaja priroda prozy D. Harmsa i V. Pelevina [The metagenre nature of prose by D. Kharms and V. Pelevin] / S. F. Zhelobcova, O. V. Sizyh // Vestnik SVFU. – 2013. – Vol. 10. – № 1. – P. 68 – 72. [in Russian]
  5. Lejderman N. L. Dvizhenie vremeni i zakony zhanra [The movement of time and the laws of the genre] / N. L. Lejderman. – Sverdlovsk : Sred.-Ural. Publishing house, 1982. – 256 p. [in Russian]
  6. Ljapina L. E. Ciklizacija v russkoj literature XIX veka [Cyclization in Russian literature of the 19th century] / L. E. Ljapina. – SPb. : NII himii SPbGU, 1999. – 281 p. [in Russian]
  7. Miroshnikova O. V. Liricheskaja kniga : Arhitektonika i pojetika [Lyric book: Architectonics and poetics] / O. V. Miroshnikova. – Omsk : OmGU, 2002. – 40 p. [in Russian]
  8. Romanova L. N. Pojezija Natal'i Harlamp'evoj : dinamika liricheskoj knigi stihov [Poetry of Natalia Kharlampieva: dynamics of a lyric book of poems] / L. N. Romanova. – Novosibirsk : Nauka, 2014. – 128 p. [in Russian]
  9. Semenova E. A. Pojema-cikl v tvorchestve I. Brodskogo [Poem-cycle in the works of I. Brodsky] / E. A. Semenova // Tradicii A. Bloka, A. Ahmatovoj v pojeme I. Brodskogo «Chasti rechi» [Traditions of A. Blok, A. Akhmatova in I. Brodsky's poem "Parts of Speech"] : Avtoref.dis. ... PhD in Philology].. – M., 2001. – 20 p. [in Russian]
  10. Spivak R. S. Russkaja filosofskaja lirika [Russian philosophical lyrics] / R. S. Spivak. – M. : Flinta, 2005. – 408 p. [in Russian]
  11. Fomenko I. V. Liricheskij cikl: stanovlenie zhanra, pojetika [Lyric cycle: the formation of the genre, poetics] / I. V. Fomenko. – Tver' : TGU, 1992. – 123 p. [in Russian]