ИСТОРИЯ СООТНОШЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В КАРТИНЕ МИРА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.060
Выпуск: № 11 (89), 2019
Опубликована:
2019/11/18
PDF

ИСТОРИЯ СООТНОШЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В КАРТИНЕ МИРА

Научная статья

Синельник Л.В. *

ORCID: 0000-0001-9814-4034,

Донской Государственный Технический Университет, Ростов-на-Дону, Россия

* Корреспондирующий автор (leonid-sinelk[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматриваются категории рационального и иррационального в мировоззренческой картине мира, их эволюция, выявляется динамика формирования и развития мировоззренческих установок, опирающихся на рациональные и иррациональные уровни процесса познания. С давних времен человек задумывался об окружающем мире, постигая его устройство и законы. Большое желание познать тайны Вселенной является основной составляющей сущности человека. Познавательная потребность человечества воплощается в жизнь на уровне мировоззренческого отражения бытия в определенных социокультурных формах. Истоки «исследовательской» традиции необходимо разыскивать среди исторических эпох, которым соответствует индивидуальный образ мира, постепенно оформляющийся в картину мира.

Ключевые слова: Рациональность, Иррациональность, Мир, Познание. 

HISTORY OF RELATIONSHIP OF RATIONAL AND IRRATIONAL IN WORLDVIEW

Research article

Sinelnik L.V. *

ORCID: 0000-0001-9814-4034,

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia,

* Corresponding author (leonid-sinelk[at]mail.ru)

Abstract

The paper considers the categories of rational and irrational in the worldview, and their evolution, it reveals the dynamics of the formation and development of worldviews based on rational and irrational levels of the cognition process. Since ancient times, a man has thought about the world around, studying its structure and laws. A great desire to learn the secrets of the universe is the main component of the essence of man. The cognitive need of mankind is being implemented at the level of the worldview in certain sociocultural forms. The origins of the “research” tradition must be sought among the historical eras, which correspond to the individual image of the world, gradually taking shape in the picture of the world.

Keywords: Rationality, Irrationality, Peace, Cognition. 

Введение

Зарождение проблемы соотношения рационального и иррационального в картине мира исходят из глубины веков. Древние люди воспринимали мир, опираясь исключительно на собственные чувства, интуицию, жизненный опыт, представления различных образов, что совсем не исключает рационального мышления. Мифологическая картина мира выражает символически те, или иные смыслы, или идеи представления, выражая некоторые конкретные коллективные переживания. Поэтому миф вполне справедливо считается самостоятельной формой миропонимания, который имеет свою логику, при этом не похожую еще на формально-традиционную логику мышления, известную со времен Аристотеля.

Ранее Платон заметил, что рационалистический метод мышления отнюдь не один и никак не самый лучший, а истоки творчества необходимо искать в подсознании человека. Согласно словам Гомера, мир необходимо осваивать как мыслью, так и сердцем. Б.В. Раушенбах, исследуя соотношение рационального и иррационального, указывал на то, что понятия бок о бок пересекаются и не могут существовать друг без друга, объясняя это словами «Иррациональное может вполне оказаться рациональным с более обширных позиций познающего интеллекта, объясняющего и оценивающего чувственный опыт и образное мышление».

Как отмечал в своей работе Федосеенков, «Для … деятельности перспектива познания открывается только в той мере, насколько он в состоянии представить себя «другим». В таком движении обретаются качественно новые состояния». Федосеенков А.В. Культура субъективности. В сб.: Путь в науку. Ростов-на-Дону, 2001. С. 123.

Рассмотрев все мнения ясно лишь одно, если не учитывать иррациональных факторов, невозможно построение целостной картины мира, исследование развития мировоззрения и систем ценностей. Следовательно, что не только рациональное, но и иррациональное являются неотъемлемыми сторонами бытия. Субъекты рационального и иррационального имеются в той или иной степени и в научных, и в ненаучных видах мировоззрения. Поэтому появляется необходимость развести эти понятия и проанализировать их роль в контексте эволюции проблемы их корреляции.

В первую очередь нужно выделить, что суждению «рациональное» в нынешнем виде научного познания получило более широкий смысл и его применяли к любому процессу, обосновывая как разумно упорядоченный. В античной древности рациональность переплеталась с философией как с первой теоретической формой общественного сознания, хотя элементы рациональности содержаться также в мифологическом и в религиозном мировоззрении, и в искусстве. Таким образом, Пифагор, которому принадлежит введение самого понятия «философия», рационализировал основу бытия мира, введя «число» как абстрактное понятие.

Начиная с Нового времени, совершается поднятие философской рациональности. «Рациональное» является актуальным и не выводится за границы познания. Для классической философии проблема «рационального» это проблема соотношения философии и науки. «Рациональное» располагается в непосредственном единстве со всей познавательной деятельностью. Подход мыслителей к вопросу рациональности как к формообразующему принципу жизненного мира и деятельности человека, который определяет его отношение к природе и себе подобным, имеет большое значение для эволюции исследуемой проблемы в нынешней стадии её развития.

Можно выделить некоторые аспекты в решении проблемы рационального: во-первых, рациональность отождествляется с наукой, как специализированной формой познавательной деятельности. Это достаточно узкое, специализированное понимание проблемы, так как рациональность используется в качестве синонима упорядоченности и системности знания. Другой аспект связан с расширением сферы деятельности «научной рациональности», ее экстраполяцией на всю культуру. И, наконец, рациональность рассматривается как особая логика культуры, явно или в скрытом виде, воплощенная во всех видах человеческой деятельности.

Животрепещущий вопрос рациональности достиг пика в окончании двадцатого столетия, когда критически стал вопрос не только, о перспективах прогресса науки и техники, но и о судьбе цивилизации в общем. Множественные споры по проблеме привели к тому, что взамен одного понятия разума появляется больше типов рациональности. В итоге образуются сомнения по поводу всеобщности и необходимости научного знания. Как результат, мыслители в собственных суждениях занижали роль рационального начала, как в науке, так и в жизнедеятельности человека в общем.

Другой проблемой было разведение понятий «рациональное» и «научная рациональность. С позиции Хюбнера, научная рациональность имеет свою границу в исторически контингентных положениях веры. Кроме этого, немецкий философ пытался выделить основные значения понятия «рациональность» и предлагал четыре вида рациональности: логическую, эмпирическую, оперативную и нормативную. Он определял рациональность, как нечто формальное, так как она относится к конкретному содержанию, например, к содержанию науки или содержанию мифа.

Важно отметить, что в современной западной философии существует тенденция к расширительному толкованию понятия рациональности, которое понимается, с одной стороны, как метод познания действительности. С другой стороны, рациональность трактуется многими учеными как некая структура, имеющая внутренние законы и особенности, то есть своего рода специфическая упорядоченность, которая присуща различным формам духовной деятельности, в том числе и научной. Можно выделить и такую трактовку рациональности, когда она отождествляется с определенным принципом, свойством цивилизации.

Неоднозначную трактовку имеет и понятие «иррационального». Под иррациональным подразумевается все то, что противопоставляется рациональному мышлению, орудиям логики. Это вера, желание, небытие, прояснение, воодушевление, интуиция и т.п., то есть то, что сложно объяснимо, таинственно и принадлежит к области неразумного. Как правило, проявление иррационального объединяют с областью чувств и эмоций, а также проявлением интуитивного и бессознательного в психике человека, то есть те духовные знания, которые невозможно разложить по полочкам и познать с помощью интеллекта.

В своей книге Федосеенков верно подметил, что «Действие творческого воображения обеспечивает умение видеть то, что не выражено в логической форме. Животное видит то, что связано с органической потребностью, человеку доступна интеллектуальная радость». Федосеенков А.В., Майданский А.Д. Маргинальность образования: условие формирования творческого воображения. В кн.: Перспективы высшей школы в негосударственном секторе образования. 1999. С. 90.

Явление иррационального, как важной составной части духовной культуры и мировоззрения, служит базой формирования религиозных и мифологических форм миропонимания. Таким образом, в основе мифологического миропонимания лежат фантазия, воображение, вымысел, являющиеся индикаторами «иррационального». Одни из самых первых мифов возникли в глубокой древности и были повествованием о происхождении и судьбах мира. На пример в древнегреческой мифологии повествуется о том, что мир появился из Хаоса. Поочередно появляются Земля, День и Ночь, боги, для которых весь этот мир являлся ареной для их работы. Само понятие «судьбы» включает компоненты иррационального, характер которой выражается в космогоническом процессе как независимый, свободный и непредсказуемый. В шумерской мифологии судьба существует как безгласная абстрактная сущность. Позднее дифференциация античной «судьбы» конкретизировалась в фантастические образы-существа, за которыми были скрыты основные общефилософские понятия.

В схоластической философии вопрос отношения рационального и иррационального приобретает несколько другое звучание, поскольку опирается на логику Аристотеля, которая широко используется в школах при монастырях. Так, Ибн Сина (Авиценна), используя логический анализ, создал понятийный аппарат, позволявший обосновать различия между уровнями идеального мира и познания, заполнив тем самым разрыв между Богом и физическим миром. Но своего апогея идея соотношения веры и разума, а следовательно, рационального и иррационального достигает в творчестве Фомы Аквинского. Философ четко разграничивает области науки (разума) и веры. Наука, по его мнению, должна объяснять законы человеческого мира, область же сакрального находится вне познания. Между разумом и верой противоречий нет, вера стоит выше разума, но не противоречит ему, так как истина одна и происходит от Бога, существование которого, по мнению Аквинского, может быть доказано при помощи разума, но познать Бога можно только разумом и верой. Философия недаром была служанкой богословия, на данном историческом этапе мы наблюдаем процесс соединения церковных догм с рационалистической методикой их доказательств.

Заключение

В заключении хочу сказать, что формирование и развитие познания было тесно связано с процессом рационализации мысли, хотя само знание выходит за рамки, так называемой «классической рациональности», оно относится скорее к трансрациональному. Исследователи пришли к такому выводу что, «рациональность, будучи важнейшим конституирующим принципом предметного познания, то есть познания, ставящего своей задачей исследование свойств и закономерностей внешнего предметного материального мира, необходимо и естественно дополняется познанием духовного мира человека и духовной реальности. На этом уровне выясняется, что как познание, так и само бытие в своих глубинных основаниях есть единство рационального и иррационального».

Как писал Федосеенков, «Истинное бытие противостоит самому себе, то есть бытию же, а не ничто (вернее, своему собственному инобытию). Так, в частности, обстоит дело у Гераклита, который настоящими противоположностями считает небытие и ничто, а две разных формы бытия – вечное бытие Логоса и бытие становящихся вещей». Федосеенков А.В., Майданский А.Д. Маргинальность образования: условие формирования творческого воображения. В кн.: Перспективы высшей школы в негосударственном секторе образования. 1999. С. 90.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Бессонов Б.Н. История и философия науки / Бессонов Б.Н. - М.: Юрайт, 2010. - 400 с.
  2. Брук Д.Х. Наука и религия / Брук Д.Х.- М.: ББИ, 2004. - 352 с.
  3. Бутру Э. Наука и религия в современной философии / Бутру Э. - М.: Красанд, 2010. - 360 с.
  4. Федосеенков А.В.Учение Парменида о бытии в истории логического мышления / Федосеенков А.В., Майданский А.Д. // В сб.: Философское наследие античности Сб. научных докладов молодых ученых ТРТУ. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации; Таганрогский государственный радиотехнический университет. 1999. С. 45
  5. Федосеенков А.В. Культура субъективности / Федосеенков А.В. // В сб.: Путь в науку. Ростов-на-Дону, 2001. С. 123.
  6. Федосеенков А.В. Маргинальность образования: условие формирования творческого воображения / Федосеенков А.В., Майданский А.Д. В кн.: Перспективы высшей школы в негосударственном секторе образования. 1999. С. 90.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bessonov B.N. Istoriya i filosofiya nauki [History and philosophy of science] / Bessonov B.N. – M.: Yurayt, 2010. – 400 p. [in Russian]
  2. Brooke D.H. Nauka i religiya [Science and religion] / Brooke D.H. – M.: BBI, 2004. – 352 p. [in Russian]
  3. Bruk E. Nauka i religiya v sovremennoy filosofii [Science and religion in modern philosophy] / Bruk E. – M.: Krasand, 2010. – 360 p. [in Russian]
  4. Fedoseenkov A.V. Ucheniye Parmenida o bytii v istorii logicheskogo myshleniya [Parmenides phylosophy on being in the history of logical thinking] / Fedoseenkov A.V., Maidansky A.D. // V sb.: Filosofskoye naslediye antichnosti Sb. nauchnykh dokladov molodykh uchenykh TRTU. Ministerstvo obshchego i professional'nogo obrazovaniya [In: col. Philosophical Heritage of Antiquity scientific reports of young scientists TRTU]. – Ministry of General and Professional Education of the Russian Federation; Taganrog State Radio Engineering University. 1999. – P. 45 [in Russian]
  5. Fedoseenkov A.V. Kul'tura sub"yektivnosti [Culture of subjectivity] / Fedoseenkov A.V. // Kul'tura sub"yektivnosti. V sb.: Put' v nauku [In col. Path to Science]. Rostov-on-Don, - 2001. – P. 123. [in Russian]
  6. Fedoseenkov A.V. Marginal'nost' obrazovaniya: usloviye formirovaniya tvorcheskogo voobrazheniya. [Marginality of education: condition for the formation of creative imagination] / Fedoseenkov A.V., Maidansky A.D. // V kn.: Perspektivy vysshey shkoly v negosudarstvennom sektore obrazovaniya [In: col. Prospects for Higher Education in the Private Sector of Education]. – 1999. – P. 90. [in Russian]