ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.061
Выпуск: № 11 (89), 2019
Опубликована:
2019/11/18
PDF

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Научная статья

Уляшкина Г.В. *

Технологический колледж № 24, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (georg-25[at]mail.ru)

Аннотация

Данная статья знакомит читателей с эволюционным подходом к решению современных глобальных проблем, главными из которых являются: климатические изменения; угроза ядерной войны; истощение используемых природных ресурсов; загрязнение окружающей природной среды; рост численности населения планеты; ухудшение качества питания, ухудшение здоровья людей, отсутствие эволюционной модели общественного развития и т.д.

Эволюционный подход к решению глобальных проблем был разработан в середине 30-ых годов 20-го столетия великим русским мыслителем П.К. Ивановым. В качестве эволюционного способа решения современных глобальных проблем П.К. Иванов предложил атмосферное азотное питание. П.К. Иванов считал, что замена даже очень незначительной части традиционного питания атмосферным азотным питанием приостановит увеличение потребительского спроса и тем самым уменьшит антропогенную нагрузку на Природу (окружающую природную среду, общество и внутренний мир человека), что благоприятно скажется и на состоянии здоровья людей, и всей природной системы в целом. Атмосферное азотное питание будет способствовать формированию качественно новых физических, психических и интеллектуальных способностей, которые позволят представителям современного общества успешно приспособиться к быстро меняющимся природным условиям и решить другие, тесно связанные между собой глобальные проблемы.

Идею атмосферного азотного питания П.К. Иванов заимствовал из религиозно-философского христианского вероучения и рассмотрел её на научной основе. В науке П.К. Иванов видел общественную силу, способную своевременно и правильно определить направление развития современного общества, объединить и идейно возглавить народы планеты в деле решения грядущих глобальных проблем. П.К. Иванов высоко ценил объективность, достоверность и воспроизводство научного знания, его доступность и возможность посильного, поэтапного освоения. Для претворения научной мета идеи атмосферного азотного питания в жизнь современного общества П.К. Иванов создал научно-философское учение, состоящее из научно-философской теории «Эволюция Природы», методики обучения атмосферному азотному питанию, эксперимента и внедрения. Таким образом П.К. Иванов перевёл идею атмосферного азотного питания из религиозно-философской области в научно-философскую, а затем и в научно-прикладную область.

Главная задача данной статьи - познакомить читателей: с историей возникновения научно-философского учения П.К. Иванова; с главными идеями научно-философской теории «Эволюция Природы», развивающей научно-философское гуманистическое мировоззрение и его главную идею о том, что человек является творцом своей жизни; с научной методикой обучения атмосферному азотному питанию, предназначенную для лиц, не имеющих для этого наследственных (генетических) природных способностей; с результатами научного эксперимента, длившегося около пятидесяти лет; с результатами внедрения научной методики обучения атмосферному азотному питанию в жизнь современного общества.

Выдающаяся научная деятельность П.К. Иванова «изменила поток сознания современных людей» и сместила акцент их творческой активности с изучения внешнего мира (макромира) на изучение внутреннего мира человека (микромира), обладающего удивительной способностью питаться атмосферным азотом. Сегодня всё большее число людей приобщается к научной идее атмосферного азотного питания, считая её самой великой гуманной идеей среди всех существующих научных идей.

Ключевые слова: эволюция Природы; глобальные проблемы; эволюционный подход; атмосферное азотное питание; развитие научно-философского гуманистического мировоззрения и его главной идеи о том, что человек является творцом своей жизни; развитие сознания современных людей; развитие понятия о коммуникации; развитие.

AN EVOLUTIONARY APPROACH TO SOLVING GLOBAL PROBLEMS

Research article

Ulyashkina G.V. *

Technological college No. 24, Moscow, Russia

* Corresponding author (georg-25[at]mail.ru)

Abstract

This article considers an evolutionary approach to solving modern global problems, the main of which are as follows: climate change; threat of nuclear war; depletion of natural resources; environmental pollution; planet overpopulation; deterioration in the quality of nutrition, deterioration in human health, lack of an evolutionary model of social development, etc.

An evolutionary approach to solving global problems was developed in the mid-1930s by the great Russian sophist P.K. Ivanov. P.K. Ivanov proposed atmospheric nitrogenous nutrition as an evolutionary method for solving contemporary global problems. P.K. Ivanov believed that replacing even a very small part of the traditional diet with atmospheric nitrogenous nutrition would stop the increase in consumer demand and thereby reduce the anthropogenic burden on Nature (the natural environment, society and the inner world of a man), which would have a beneficial effect on the state of human health and natural system as a whole. Atmospheric nitrogenous nutrition will contribute to the formation of qualitatively new physical, mental, and intellectual abilities that will allow representatives of modern society to successfully adapt to rapidly changing environmental conditions and solve other closely related global problems.

P.K. Ivanov borrowed the idea of atmospheric nitrogenous nutrition from the religious-philosophical Christian dogma and examined it on a scientific basis. P.K. Ivanov considered a science as a social force capable of timely and correctly determine the direction of development of modern society, uniting and ideologically leading the peoples of the planet in solving the impending global problems. P.K. Ivanov highly appreciated the objectivity, reliability, and reproduction of scientific knowledge, its accessibility and the possibility of feasible, phased development. To implement the scientific meta-idea of atmospheric nitrogenous nutrition into the life of modern society, P.K. Ivanov created a scientific and philosophical doctrine consisting of a scientific and philosophical theory of "Evolution of Nature," a methodology for teaching atmospheric nitrogen nutrition, experiment, and implementation. Thus P.K. Ivanov transferred the idea of atmospheric nitrogen nutrition from the religious and philosophical field to the scientific and philosophical, and then to the scientific and applied field.

The main objective of this article is to present readers with the history of the emergence of P.K. Ivanov; with the main ideas of the scientific and philosophical theory "Evolution of Nature", developing a scientific and philosophical humanistic worldview and his main idea that a person is a creator of own life; with a scientific methodology for teaching atmospheric nitrogenous nutrition, intended for people who do not have for this hereditary (genetic) natural abilities; with the results of a scientific experiment lasting about fifty years; with the results of introducing a scientific methodology for teaching atmospheric nitrogenous nutrition in the life of modern society.

The outstanding scientific activities of P.K. Ivanov changed the stream of consciousness of modern people and shifted the focus of their creative activity from studying the outside world (macroworld) to studying the inner world of man (microworld), which has an amazing ability to feed in atmospheric nitrogen. Today, an increasing number of people are joining the scientific idea of atmospheric nitrogenous nutrition, considering it the greatest humane idea among all existing scientific ideas.

Keywords: evolution of Nature; global problems; evolutionary approach; atmospheric nitrogenous nutrition; the development of the scientific and philosophical humanistic worldview and its main idea that a person is a creator of own life; the development of consciousness of modern people; development of the concept of communication; development of the concept of health.

Современный этап исторического развития характеризуется множеством глобальных проблем природного, политического, экономического, социального и научного характера. Главными из этих проблем являются: климатические изменения; угроза ядерной войны; истощение используемых природных ресурсов; загрязнение окружающей природной среды; рост численности населения планеты; ухудшение качества питания; ухудшение здоровья людей; отсутствие эволюционной модели общественного развития и т.д. Глобальные проблемы имеют всеобщий и всеобъемлющий характер. Они затрагивают интересы всех людей и требуют неотложных решений, т.к. угрожают жизни всей планеты. Поэтому тема: - «Решение глобальных проблем» является чрезвычайно важной и актуальной темой. Глобальные проблемы тесно связаны между собой, поэтому решение одной из них, создаёт благоприятные условия для решения других глобальных проблем (А.В. Кукушкина; Ю.Г. Носков; К.Е. Зарубицкий и др.). Анализ научной литературы по теме: - «Решение глобальных проблем» показал, что современные учёные активно изучают данный вопрос и предлагают множество путей решения глобальных проблем, главными из которых являются: прекращение гонки вооружений (А.Г. Арбатов, С.А. Богомолов, С.И. Илларионов, Л.М. Максудов, А.Г. Савельев, Л.С. Семейко); экономное использование природных ресурсов (А.И. Данилов, А.Ю. Кем, Н.А. Нещетный, В.А. Корчагин); поиск новых источников энергии (О.В. Верходанов, А.М. Гальпер, А.Л. Любимов, С.В. Цивинский); сознательное регулирование темпов роста численности населения (Е.В. Артюшенкова, А.Л. Зеленцовский, Н.Г Каберты, П.Г. Подьячих); создание экологически чистого производства (Н.Ф. Бирагова, Е.Г. Кузнецов, Н.Б. Полыгалина); снижение уровня загрязнения окружающей природной среды (А.Л. Калабеков, В.Ф. Куксанов, Л.В. Плотникова С.С. Шабуоров); выведение новых высокоурожайных сортов продовольственных растений (В.И. Буренин, Г.В. Гуляев, А.М. Медведев, А.Д Мочалова); улучшение системы здравоохранения (Е.В. Зайцева, И.Л. Леонтьев, С.М. Михайлов, М.И. Солиева) и т.д. К сожалению, все выше перечисленные способы не дают полного решения глобальных проблем, а лишь создают некую временную отсрочку для поиска других, более эффективных способов. К тому же ни один из этих способов не затрагивает развитие человеческой сущности. Это происходит потому, что учёные не рассматривают человека в единстве с природной системой, переживающей период сложных эволюционных преобразований. По инерции учёные мыслят в русле научно-технического прогресса и забывают, что у каждого исторического периода есть начало и конец; что день не может длиться вечно; что за летом непременно последует зима; что время «разбрасывать камни», сменяется временем «собирать камни»; что коллективная деятельность людей сменяется индивидуальной деятельностью; что изучение и освоение макромира предполагает адекватное изучение и освоение микромира.

Но, если не войны и возникший в результате войн технический прогресс, то где и в какой области человек сможет проявить свою интеллектуальную силу и реализовать свой творческий потенциал, спрашивают себя и простые, и учёные люди [Ф. Фукуяма «Конец истории и последний человек»]. Ответ на этот вопрос можно найти в научно-философских трудах великого русского мыслителя П.К. Иванова, рассказывающих об эволюции Природы, о развитии сознания людей, о возможности использования атмосферного азотного питания; немецкого философа, родоначальника немецкой классической философии И. Канта, призывающего людей поступать согласно максиме своей доброй воли и относиться к человеку и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда как средству; представителей русского космизма (Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и др.), говорящих о смене исторических эпох и завершении геологической миссии человечества; представителей немецкого экзистенциализма (К. Ясперса, М. Хайдеггера и др.), объясняющих природу формирования запредельных (трансцендентных) способностей человека; в научных трудах немецкого учёного О. Шпенглера, указывающего на старение и близкую гибель европейской культуры, исчерпавшей свой идейно-творческий потенциал.

Альтернативой всем существующим способам решения глобальных проблем служит атмосферное азотное питание, предложенное в 30-ых годах 20-го столетия великим русским мыслителем П.К. Ивановым. Идею атмосферного азотного питания П.К. Иванов заимствовал из религиозно-философского христианского вероучения. Он рассмотрел религиозно-философскую идею об атмосферном азотном питании на научной основе в качестве научной мета идеи. В науке П.К. Иванов видел общественную силу, способную своевременно и правильно определить направление развития современного общества, объединить и идейно возглавить народы планеты в деле решения грядущих глобальных проблем. П.К. Иванов высоко ценил объективность, достоверность и воспроизводство научного знания, его доступность и возможность посильного, поэтапного освоения. Для претворения научной мета идеи атмосферного азотного питания в жизнь современного общества П.К. Иванов создал научно-философское учение, состоящее из научно-философской теории «Эволюция Природы», методики обучения атмосферному азотному питанию, эксперимента и внедрения. Таким образом П.К. Иванов перевёл идею атмосферного азотного питания из религиозно-философской области в научно-философскую, а затем и в научно-прикладную область.

П.К. Иванов считал, что замена даже очень незначительной части традиционного питания атмосферным азотным питанием приостановит увеличение потребительского спроса и тем самым уменьшит антропогенную нагрузку на Природу (окружающую природную среду, общество и внутренний мир человека), что положительным образом скажется и на здоровье людей, и на здоровье всей природной системы. Атмосферное азотное питание будет способствовать формированию качественно новых физических, психических и интеллектуальных способностей человека, которые позволят представителям современного общества успешно приспособиться к быстро меняющимся природным условиям и решить множество других, тесно связанных между собой глобальных проблем.

Мета идея об использовании атмосферного азотного питания родилась в процессе многочисленных религиозно-философских, научно-философских, научно-исторических, натуралистических и др. исследований П.К. Иванова. Результаты этих исследований указывали на приближающуюся смену исторических эпох. Исторические эпохи, следующие одна за другой, отличаются друг о друга своей направленностью также, как день отличается от ночи (день способствует развитию коллективной деятельности людей во внешнем мире, а ночь способствует развитию индивидуальной деятельности человека во внутреннем мире). Богатейший опыт религиозно-философских вероучений говорит о том, что переход от одной исторической эпохи к другой исторической эпохе сопровождается мощнейшей эволюционной перестройкой всех естественных процессов. Эта перестройка происходит и в окружающей природной среде, и в человеческом обществе, и во внутреннем мире человека. Неподготовленное сознание людей воспринимает зарождающиеся эволюционные процессы в качестве глобальных проблем, в то время как подготовленное сознание позволяет его носителям рассматривать эволюционную перестройку в качестве естественного фактора исторического развития.

Знания об атмосферном азотном питании были известны людям с древних времен, но они всегда имели сакральный характер и были доступны только избранным. Избранные представители человеческого общества являются носителями очень высокого уровня сознания. Высокий уровень сознания избранных людей формировался в течении многих тысячелетий на основе гуманистических религиозно-философских мировоззрений, развивающих добровольные и равноправные субъектно-субъектные связи, общение, взаимодействие людей друг с другом, окружающей природной средой и внутренним миром человека. Запредельный (трансцендентный) опыт атмосферного азотного питания передавался из поколения в поколение генетически, т.е. по наследству. Конечно, во все исторические времена число людей, обладающих наследственной способностью питаться атмосферным азотом, было ничтожно малым. Но согласно религиозно-философским предсказаниям великого мыслителя средневековья Блаженного Августина (254-430) в 21-ом веке число людей, питающихся атмосферным азотом, умножится за счёт истинных христиан. За Любовь к Богу и своему ближнему истинные верующие «обретут Божью благодать», т.е. научатся питаться атмосферным азотом, и «будут жить в граде Божием», т.е. в обществе, которое перейдет на более высокую ступень исторического развития. Потомки людей, совершавших зло и насилие, будут лишены Божьей благодати и по этой причине «будут страдать» [Блаженный Августин «О граде (или государстве) Божием»].

Идея научить людей, не имеющих наследственных природных способностей питаться атмосферным азотом, родилась 25-го апреля 1933 года. Причиной рождения этой мета идеи было запредельное чувство сопереживания с бедными, больными, обиженными и нуждающимися людьми, страдающими от голода, холода, болезней и унижений. Несмотря на огромный энтузиазм и запредельные природные способности П.К. Иванова, практическое осуществление этой мета идеи оказалось делом чрезвычайно сложным. Оно потребовало от П.К. Иванова огромного терпения, титанических усилий и безмерного самопожертвования, которые реализовались в создании научно-философского учения.

Научно-философское учение П.К. Иванова – уникально

Его уникальность заключается в том, что оно состоит из теоретической и практической части, эксперимента и внедрения. Создавая научно-философское учение, П.К. Иванов основывался на работах известных учёных, таких как Н.Ф. Федоров; В.И. Вернадский; К.Э. Циолко́вский; К. Ясперс; О. Шпенглер; И. Кант и многих других учёных, которые, опираясь на законы природного развития, пытались заглянуть в будущее.

Так, например, Н. Ф. Федоров (1828 -1903 гг.) - один из родоначальников русского космизма в труде «Философия общего дела» писал, что человеческое общество находится в самом начале пути своего исторического развития; что «неустройство жизни является следствием дисгармонии в отношениях Природы и человека»; что люди должны учиться «разговаривать» с Природой и посредством коммуникации «приводить мир в порядок»; что в будущем эволюция природы будет «не стихийной, а сознательно регулируемой». Русский учёный, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель конца 19-го и первой половины 20-го века В.И. Вернадский (1863 -1945 гг.) писал о том, что человеческое общество завершает свою геологическую миссию и входит в новую историческую эпоху, которая потребует от людей развития сознания и освоения качественно новых энергетических ресурсов. Русский и советский учёный, основоположник теоретической космонавтики, ученик Н. Ф. Федорова К. Э. Циолко́вский (1857 -–1935 гг.) был убеждён, что в недалёком будущем люди обретут очень высокий уровень сознания, который позволит им общаться с представителями инопланетного разума. Немецкий учёный, философ, историк и психиатр К. Ясперс (1883 -1969 гг.) говорил о том, что новая историческая эпоха станет эпохой экзистенциональной коммуникации, которая будет основываться на добровольных и равноправных субъектно-субъектных связях, общении, взаимодействии людей друг с другом, окружающей природной средой и внутренним миром человека. Немецкий учёный философ, историк и математик О. Шпенглер (1880 - 1936 гг.) в своей научной работе «Закат Европы» обращает внимание современников на то, что культура, исчерпавшая свой духовный потенциал и не способная создать нечто большее в сравнении с тем, что было создано ранее, обречена на исчезновение. Он считал, что душой культуры является особая идея. Истощив свои творческие силы, идея умирает, и с ней умирает культура. Немецкий философ И. Кант (1724 -–1804 гг.) в своём труде «Основы метафизики нравственности» ещё в конце 18-го века призывал людей поступать согласно максиме своей доброй воли и относиться к человеку и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда как средству.

Теоретическая часть научно-философского учения П.К. Иванова представлена научно-философской теорией «Эволюция Природы». Понятие «Природа» П.К. Иванов рассматривал широко. В его понимании Природа – это и окружающая природная среда, простирающаяся до самых далёких звёзд, это и человек, своей мыслью объемлющий всю вселенную, это и внутренний мир человека, представляющий собой сложный и многообразный микрокосмос. Изучение научных трудов П.К. Иванова (Мой подарок молодёжи, 1983 г.; Паршек, 1983 г.; Люди, 1975 г.; Две дороги, 1958 г.; Я вспомнил, 1974 г.; Это будет такое безсмертие, 1978 г.; Паршек, 1979 г.; Паршек, 1982 г.; Паршек с закалкой тренировкой продолжает своё дело начатое, 1982 г.; Это люди продолжают изучать и понимать этот бугор где родится человек нового характера, 1975 -76 г. г.; Самая плохая дорога хуже не может быть, 1965 г.; Ворота, 1973 г.; Человек, 1975 г.; Не обижаться на это. Паршек, 1982 г. и др.) показало, что научно-философская теория «Эволюция Природы» создавалась на основе научно-философского гуманистического мировоззрения, которое своими корнями уходит в глубь веков к религиозно-философскому христианскому вероучению. Согласно многочисленным историческим источникам в 14 – 15 веках на основе религиозно-философского христианского мировоззрения возникло самостоятельное философское направление, обозначаемое термином «ренессансный гуманизм». Ренессансный гуманизм сформировался как открытый протест против религиозно-философских догм и ограничений, препятствующих развитию творческой мысли прогрессивных людей того времени. Постепенно ренессансный гуманизм перерос в научно-философское гуманистическое мировоззрение, главной идеей которого есть идея о том, что человек является активным творцом своей жизни.

Научно-философская теория «Эволюция Природы» создавалась на основе дедуктивного подхода, который позволил П.К. Иванову развить его творческую мысль от общего к частному, т.е. от религиозно-философских знаний, доступных людям с запредельными способностями, к научно-философским, а затем и к научно-прикладным знаниям, доступным обычным людям; от запредельных способностей П.К. Иванова, которые были многократно исследованы и документально подтверждены авторитетными научно-медицинскими учреждениями, к способностям обычных людей. На основе дедуктивного подхода были определены главная цель и задачи научно-философской теории «Эволюция Природы», а также найдены соответствующие целям и задачам методы их решения.

Главная цель научно-философской теории «Эволюция Природы» - научно обосновать жизненно важную необходимость освоения атмосферного азотного питания, выступающего в роли единственно возможного способа решения современных глобальных проблем.

Главные задачи научно-философской теории «Эволюция Природы»:

1) научно доказать жизненно важную необходимость развития сознания современных людей, выступающего в роли главного фактора освоения атмосферного азотного питания;

2) научно доказать, что субъектно-субъектная коммуникация (связь, общение, взаимодействие) создаёт универсальные условия для развития сознания людей;

3) научно доказать, что развивающееся сознание людей развивает понятие о коммуникации;

4) научно доказать, что развивающееся сознание людей развивает понятие о здоровье.

Для достижения главной цели и решения главных задач научно-философской теории «Эволюция Природы» использовались следующие гуманистические подходы: дедуктивный, системный; эволюционный; исторический; коммуникативный, комплексный; субъектный.

Системный подход позволил П.К. Иванову рассматривать Природу (окружающая природная среда, человеческое общество, внутренний мир человека) как живой, постоянно развивающийся организм, в котором всё взаимосвязано. Человек, по мнению П.К. Иванова, является неотъемлемой частью природной системы. Он активно влияет на развитие природного мира и испытывает со стороны природной системы чрезвычайно сильное влияние.

Эволюционный подход позволил П.К. Иванову научно доказать, что Природа постоянно развивается. Это развитие осуществляется согласно единым природным законам, которые действуют и в окружающей природной среде, и в обществе, и во внутреннем мире человека. Развитие Природы имеет цикличный и скачкообразный характер. Циклы протяжённостью в две тысячи лет П.К. Иванов называл «историческим временем». Переход из одного исторического времени в другое историческое время [К. Ясперс «осевое время»], длящийся около полувека сопровождается мощнейшими эволюционными преобразованиями, которые проявляются и в окружающей природной среде, и в обществе, и во внутреннем мире человека.

Исторический подход позволил П.К. Иванову учитывать опыт предшествующих исторических эпох. Результаты многочисленных исторических исследований говорят нам о том, что переход от эпохи мифологического мышления к эпохе рационального и философского мышления [К. Ясперс «осевое время» 700 -200 гг. до н. э.] имел для культур того времени самые разные последствия. Культуры, сохранившие верность принципам мифологического мышления и неуклонно следовавшие традициям, погибли, так как не смогли приспособиться к изменившимся природным условиям. Культуры, представители которых вдохновились мета идеей рационального и философского мышления, успешно приспособившись к изменившимся природным условиям, благополучно выжили. Как прогрессивный учёный П.К. Иванов не мог смириться с пессимистическими прогнозами О. Шпенглера, сделанными им в научной работе «Закат Европы». Будучи оптимистом, П.К. Иванов противопоставил смирению и обречённости О. Шпенглера мета идею об атмосферном азотном питании, которая легла в основу научно-философского учения, открывающего дорогу в будущее. Свое учение П.К. Иванов сопроводил словами: - «Умирать все умеют, нужно жить научиться!».

Для успешного освоения атмосферного азотного питания П.К. Иванов разработал и впервые применил коммуникативный подход. П.К. Иванов рассматривал коммуникацию в качестве универсального условия, чрезвычайно важного и крайне необходимого для развития сознания людей. Научное понятие «коммуникация» (связь, общение, взаимодействие) П.К. Иванов рассматривал широко, как субъектно-субъектную и субъектно-объектную коммуникацию. Субъектно-субъектная коммуникация, по мнению П.К. Иванова, является естественной коммуникацией, т.е. коммуникацией, свойственной для всей природной системы. Естественная коммуникация основывается на добровольных и равноправных субъектно-субъектных связях, общении, взаимодействии, которые осуществляются в форме диалога. Субъектно-объектная коммуникация, напротив, является противоестественной, искусственно созданной человеком коммуникацией, так как основывается на насильственных и подчинительных субъектно-объектных связях, общении, взаимодействии, которые осуществляются в форме монолога (приказа). Субъектно-субъектная коммуникация развивает сознание людей. Субъектно-объектная коммуникация, напротив, препятствует развитию сознания людей. Развиваясь, сознание людей овладевает новыми знаниями, которые опосредованно развивают и само понятие о коммуникации. Примером тому может служить научно-философское учение П.К. Иванова. Внедрив в науку новые для науки религиозно-философские знания, П.К. Иванов развил научное понятие о субъектно-субъектной коммуникации. Благодаря научным трудам П.К. Иванова понятие о субъектно-субъектной коммуникации стало рассматриваться на более высоком уровне как субъектно-субъектные связи, общение, взаимодействие людей друг с другом, окружающей природной средой и внутренним миром человека [К. Ясперс экзистенциональная коммуникация]. Субъектно-субъектные связи, общение, взаимодействие людей друг с другом, окружающей природной средой и внутренним миром человека П.К. Иванов рассматривал в качестве главного фактора развития сознания современных людей. Поэтому процесс обучения атмосферному азотному питанию П.К. Иванов строил на основе коммуникативного подхода. Его любимым высказыванием была фраза: - «А я с Природой поразговаривал, и Природа за мою Любовь одарила меня такими богатствами!». Под разговорным термином «любовь» П.К. Иванов подразумевал субъектно-субъектные связи, общение, взаимодействие.

Комплексный подход позволил П.К. Иванову создать образ (модель) человека будущего. Согласно научно-философскому учению П.К. Иванова люди новой исторической эпохи будут питаться атмосферным азотом и «не будут нуждаться в обычной еде, одежде и доме». Благодаря атмосферному азотному питанию люди разовьют в себе качественно новые интеллектуальные, психические и физические способности. Эти способности обозначаются П.К. Ивановым обобщающим термином «здоровье». Качественное улучшение здоровья позволит представителям человеческого общества успешно приспособиться к изменившимся природным условиям и решить другие, тесно связанные между собой глобальные проблемы. Благодаря атмосферному азотному питанию люди будущего перейдут на более высокую ступень исторического развития и будут гуманно относится не только к себе равным, но и к окружающей природной среде и внутреннему миру человека. Образ человека будущего был представлен П.К. Ивановым не только в форме словесного описания, но и в форме живого физического тела. Около 50-ти лет П.К. Иванов демонстрировал на примере своего организма запредельные способности человека будущего (смотри Рис. 1; 2; 3; 4; 5; 6). Следует отметить, что запредельные способности не были даны П.К. Иванову при его рождении. Они были развиты им в процессе реализации его мета идеи.

 

22-11-2019 15-04-05

Рис. 1 – П.К. Иванов в юности (1898 -1983 гг.)

 

В юности П.К. Иванов был большим модником. Зимой он носил пальто с каракулевым воротником и меховую шапку. Как и все люди П.К. Иванов боялся холода. Запредельные способности организма были сформированы им в процессе реализации мета идеи об атмосферном азотном питании.

22-11-2019 15-04-12

Рис. 2 – П.К. Иванов спешит на встречу с учёными больницы им. С.П. Боткина

 

Более 50-ти лет П.К. Иванов демонстрировал на примере своего организма запредельные возможности человека будущего, питающегося атмосферным азотом. Отправляясь на встречи с учёными в Москву, или другие большие города, он брал с собой только портфель с рукописями.

22-11-2019 15-04-19

Рис. 3 – П.К. Иванов – человек будущего

  Увидев П.К. Иванова на улице, прохожие испытывали сильное удивление и неописуемый восторг.

22-11-2019 15-04-31

Рис. 4 – П.К. Иванов и представители правоохранительных органов

  Иванову приходилось часто встречаться с представителями правоохранительных органов и кадровыми военными.  

22-11-2019 15-09-06

Рис. 5 – П.К. Иванов на одном из вокзалов Москвы

 

На высотном здании вокзала виден рекламный щит с надписью: - «НАША ЦЕЛЬ – КОММУНИЗМ». Эта надпись по своему смыслу созвучна с мета идеей П.К. Иванова.

22-11-2019 15-09-30

Рис. 6 – П.К. Иванов – автор коммуникативного подхода. «А я с Природой поразговаривал, и Природа за мою Любовь одарила меня такими богатствами!»

 

Опираясь на субъектный подход, П.К. Иванов выдвинул мета гипотезу о том, что если атмосферное азотное питание доступно ему - человеку, то, после исправления определённых недостатков человеческой природы, атмосферное азотное питание станет доступным и всем людям планеты. Предложив всем людям планеты научную мета идею об атмосферном азотном питании, П.К. Иванов развил главную идею научно-философского гуманистического мировоззрения, утверждающую, что человек является творцом своей жизни. Научная мета идея об атмосферном азотном питании развивает и многие другие гуманистические идеи, например, понятие о высшем принципе нравственности, обозначаемом И. Кантом научным термином «категорический императив». Благодаря атмосферному азотному питанию, выступающему в роли материального обеспечения категорического императива, высший принцип нравственности распространяется не только на социальные отношения людей, но и на отношения людей с окружающей природной средой и внутренним миром человека. Высший принцип нравственности призывает людей 21-го века поступать согласно максиме своей доброй воли и относиться только как к цели и никогда как средству и к человеку, и окружающей природной среде, и внутреннему миру человека.

Создавая научно-философскую теорию, П.К. Иванов непоколебимо следовал жизненному принципу: - «Не отделяй мысль от дела!». Поэтому научно-философская теория «Эволюция Природы» создавалась в неразрывной связи с разработкой научной методики освоения атмосферного азотного питания, проведением научного эксперимента и внедрением результатов научного эксперимента в жизнь современного общества.

Практическая (научно-прикладная) часть научно-философского учения П.К. Иванова представлена диагностическими исследованиями, методикой освоения атмосферного азотного питания, экспериментом и внедрением методики освоения атмосферного азотного питания в жизнь современного общества. Практическая часть научно-философского учения П.К. Иванова создавалась на основе индуктивного подхода, который позволил ему следовать от частного к общему, т.е. от фиксирования опытных данных, их последующего анализа и систематизации к обобщениям и общим выводам.

Диагностику отправного этапа личностных качеств самых разных людей П.К. Иванов осуществил с помощью комплексного подхода, который позволил ему оценить всевозможные свойства, состояния и модальности бытия современного общества. В процессе диагностических исследований были выявлены главные факторы, препятствующие освоению атмосферного азотного питания. Согласно результатам диагностических исследований главными факторами, препятствующими освоению атмосферного азотного питания, являются: авторитарное мировоззрение; низкий уровень сознания; отсутствие субъектных личностных качеств обучающихся.

Авторитарное мировоззрение препятствует освоению атмосферного азотного питания, так как основывается на насильственных и подчинительных субъектно-объектных связях, общении и взаимодействии людей друг с другом. Субъектно-объектный характер социальных отношений неосознанно переносится носителями авторитарного мировоззрения на отношения с окружающей природной средой и внутренним миром человека. Субъектно-объектные связи с себе подобными, окружающей природной средой и внутренним миром человека формируют субъектно-объектный характер человеческой сущности. Субъектно-объектный характер человеческой сущности, вступая в противоречие с субъектно-субъектным характером природной системы, не позволяет носителям авторитарного мировоззрения развиваться с той же скоростью, с которой развивается Природа. В результате этого люди болеют и умирают. Человек, вступивший в противоречие с природной системой, «вынужден вести с ней постоянную войну». Свой творческий потенциал он растрачивает на создание множества хитроумных приспособлений, «обеспечивающих его скудное существование». Лишь немногие люди знают, как «легко жить за счёт своих собственных сил», т.е. за счёт атмосферного азотного питания. Поэтому П.К. Иванов призывал представителей современного общества отказаться от авторитарных амбиций; сознательным волевым усилием перестроить субъектно-объектные связи с родственниками, знакомыми, соотечественниками и людьми всей планеты в добровольные и равноправные субъектно-субъектные связи; заручившись поддержкой мирового сообщества, использовать наработанный субъектно-субъектный социальный потенциал в качестве надёжного основания для построения субъектно-субъектных связей с окружающей природной средой и внутренним миром человека; наработав общий субъектно-субъектный потенциал, освоить в том, или ином объёме атмосферное азотное питание. П.К. Иванов непоколебимо верил, что людям 20-го века стоит только узнать об идее атмосферного азотного питания и они непременно воплотят эту идею в жизнь.

Низкий уровень сознания является вторым по важности препятствием, стоящим на пути освоения атмосферного азотного питания. Во время диагностических исследований П.К. Иванов обратил внимание на большую разницу в уровне сознания людей. Однажды, когда он шёл по снегу босиком, женщины, стоявшие у колодца, стали смеяться над ним. Тогда П.К. Иванов понял, что «с сознанием людей что-то не так, и что с этой проблемой нужно разбираться». Результаты проведённых диагностических исследований показали, что сознание людей в современном обществе - неоднородно. Оно представлено эмпирическим, информационным, духовным и экзистенциональным уровнями. Подавляющее большинство участников эксперимента были носителями эмпирического уровня сознания. Они связывали своё благополучие с благополучием тела, безопасностью и удовлетворением насущных потребностей. Но это не остановило великого учёного. П.К. Иванов работал со всеми людьми без исключения, независимо от их возраста, пола, национальности, состояния здоровья и уровня сознания. Укрепив здоровье, многие носители эмпирического уровня сознания возвращались к прежнему образу жизни. Но подавляющее большинство обучающихся продолжало следовать методическим рекомендациям П. К. Иванова и со временем осваивали в том, или ином объёме атмосферное азотное питание.

Вторая по численности группа обучающихся состояла из представителей информационного уровня сознания. Для этой группы обучающихся обмен знаниями был выше пищи, безопасности и удовлетворения насущных потребностей. Это были учителя, врачи, научные сотрудники. Благодаря научно-информационному уровню сознания процесс обучения у этой группы обучающихся шёл гораздо быстрее и успешнее. Познакомившись с научно-философским учением П.К. Иванова, представители научно-информационного уровня сознания несли новые научные знания в широкие народные массы и тем самым способствовали распространению научно-философской идеи атмосферного азотного питания.

Третья, самая малочисленная группа участников эксперимента состояла из представителей духовного уровня сознания. Это были известные учёные (И.Н. Введенский; А.В. Снежневский, М.Е. Вартанян, Г.В. Морозов, Н.М. Жариков и др.), которые осознавали свою исключительную роль в развитии советского общества и отождествляли своё благополучие с благополучием всего народа. Прославленные учёные восхищались запредельными способностями П.К. Иванова, но считали идею атмосферного азотного питания делом чрезвычайно отдалённого будущего и поэтому не спешили с внедрением научной мета идеи в жизнь советских людей.

Четвёртая группа участников научного эксперимента не была сформирована, так как П.К. Иванову не удалось в среде советских учёных выявить представителей экзистенционального уровня сознания. Это очень расстраивало П.К. Иванова, так как он понимал, что только экзистенциональный уровень сознания позволит учёным изучать человека в единстве с природной системой и связывать благополучие человеческого общества с благополучием всей планеты. Но несмотря на непонимание, П.К. Иванов продолжал свою просветительскую деятельность и непоколебимо верил, что в недалёком будущем необходимость освоения атмосферного азотного питания будет доказана представителями всех научных дисциплин. В это трудное время сердце П.К. Иванова согревала и радовала мысль о том, что когда придёт время глобальных природных изменений, где-то на планете Земля будут жить люди, уже подготовленные к этим изменениям

Отсутствие субъектных личностных качеств является третьим препятствием, стоящем на пути освоения атмосферного азотного питания. Работа по освоению атмосферного азотного питания носит индивидуальный характер. Обучающиеся, руководствуясь методическими рекомендациями П.К. Иванова, самостоятельно определяют нагрузки и интенсивность выполняемых упражнений, соизмеряя их с общим состоянием здоровья и личным самочувствием. Поэтому освоение атмосферного азотного питания требует наличия развитых субъектных личностных качеств, которые позволяют обучающимся внимательно наблюдать за процессом развития субъектно-субъектных связей с людьми, окружающей природной средой и внутренним миром собственного организма; самостоятельно принимать решения и правильно реагировать на все природные изменения (мобильность); спокойно и терпимо относится ко всем неожиданным проявлениям Природы (толерантность); избегать ненужных конфликтов, сохраняя жизненные силы для укрепления здоровья (флексибельность). Следует обратить внимание на то, что в данном контексте речь идёт не о том здоровье, которое позволит «быка с ног свалить», а о том здоровье, которое обеспечит возможность питаться азотом, находящемся в атмосфере планеты.

Методика освоения атмосферного азотного питания

Основываясь на результатах диагностических исследований, П.К. Иванов разработал траекторию перестройки наличного уровня личностных качеств участников эксперимента (обучающихся) в высший уровень, приближающийся к идеальной модели человека будущего. Траектория освоения атмосферного азотного питания реализуется с помощью научной методики, которая в широких научных кругах и в народе хорошо известна как система оздоровления П.К. Иванова под названием «Детка». Научная методика освоения атмосферного азотного питания представляет собой комплекс простых по форме и глубоких по содержанию методических рекомендаций. Эти рекомендации охватывают все стороны жизни и способствуют формированию субъектно-субъектных связей, общения, взаимодействия людей друг с другом, окружающей природной средой и внутренним миром человека, которые развивают сознание современных людей и устремляют его к освоению атмосферного азотного питания.

  1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы было тебе хорошо. Купайся в чём можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холодным.
  2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно попроси себе и пожелай людям здоровья.
  3. Не употребляй алкоголь и не кури.
  4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если же тебе трудно, то держись хотя бы сутки.
  5. В 12 часов дня воскресения выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать всё, что тебе нравится.
  6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплёвывай из себя ничего. Привыкни к этому — это твоё здоровье.
  7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми.
  8. Помогай людям, чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретёшь в нём друга и поможешь делу мира.
  9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
  10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.
  11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал — хорошо. Но самое главное — делай.
  12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.

Вдохновляя современников и в большей степени потомков на освоение атмосферного азотного питания, П.К. Иванов говорил о том, что дорога в будущее открыта для всех, и что эта дорога абсолютно бесплатная. Необходимо лишь «немножечко попробовать пойти по этому пути развития и занять своё достойное место в Природе. Это место никем не занято и обретается собственным трудом себе во благо».

Научный эксперимент

Достоверность научной гипотезы и эффективность научной методики проверялись П.К. Ивановым и представителями научного сообщества в ходе научного эксперимента, длившегося около 50-ти лет. В эксперименте по освоению атмосферного азотного питания было задействовано большое количество самых разных людей. Личный опыт многих десятков и сотен тысяч приверженцев научно-философского учения П.К. Иванова подтвердил, что гипотеза П.К. Иванова о том, что после исправления определённых недостатков человеческой природы (т.е. после перестройки субъектно-объектных связей в субъектно-субъектные связи) атмосферное азотное питание станет доступным всем людям планеты, - верна, и что методические рекомендации по освоению атмосферного азотного питания обладают высокой эффективностью.

Внедрение научной методики освоения атмосферного азотного питания в жизнь современного общества осуществлялось естественным путём «снизу». Участники эксперимента распространили методические рекомендации П.К. Иванова по всему земному шару и тем самым способствовали внедрению научно-философского учения П.К. Иванова в жизнь современного общества. Воздержание от пищи и питья в субботу и другие дни недели стало для последователей научно-философского учения П.К. Иванова естественным образом жизни. В настоящее время основная масса последователей воздерживается от пищи и питья от 42 часов в неделю (суббота) до 108 часов в неделю (суббота, понедельник, среда) без какого-либо ущерба для личной жизни и трудовой деятельности. В творческом отношении дни воздержания от традиционной пищи и питья являются очень продуктивными, поэтому все трудновыполнимые задачи решаются последователями именно в эти дни. Практика применения научных методических рекомендаций П.К. Иванова, исчисляемая многими десятилетиями, показала, что 42 часа в неделю сознательного воздержания от пищи и питься имеют положительный терапевтический эффект и доступны всем даже очень больным людям.

Несмотря на то, что научно-философское учение П.К. Иванова не получило при его жизни официального научного признания, оно оказало огромное влияние на развитие современной науки. Это произошло благодаря активной просветительской работе П.К. Иванова. Он регулярно встречался с учёными, представителями общественности, административными работниками и другими заинтересованными лицами. Формы сотрудничества были самые разные: диагностические исследования; научные эксперименты; встречи по обмену опытом; лекции; дружеские беседы; индивидуальные занятия. П.К. Иванову довольно часто приходилось принимать участие в научных экспериментах, проводимых учеными разных научно-исследовательских институтов. Общее время, затраченное на участие в данных экспериментах, измеряется отрезком времени, равным 12-ти годам. Отечественные и зарубежные учёные высоко оценивали научную деятельность П.К. Иванова, но пропагандировать его мета идею не могли. Общество того времени решало другие важные задачи. Была и особая причина, заставляющая учёных сдержанно относиться к научно-философскому учению П.К. Иванова. Это – религиозно-философские корни мета идеи атмосферного азотного питания. В Советском Союзе связь науки с религией подвергалась острой критике, которая могла иметь далеко идущие последствия. Ситуация с восприятием научно-философского учения П.К. Иванова изменилась после Второй мировой войны. В 60-ых годах 20-го столетия стремительно растёт число сторонников научно-философского гуманистического мировоззрения. Ученые разных дисциплин активно применяют гуманистические методы и подходы, активно используемые П.К. Ивановым при создании его научно-философского учения. Необычайную популярность приобретает разработанный П.К. Ивановым коммуникативный подход. Он применяется во всех научных областях и даже в технических дисциплинах (изобретение персонального компьютера, выполняющего роль технического обеспечения субъектно-субъектных связей). С помощью коммуникативного подхода политологи и социологи успешно решают проблему мирного существования государств с разным общественным строем; экологи налаживают субъектно-субъектные связи, общение, взаимодействие человека с окружающей природной средой; специалисты разных дисциплин активно изучают природу внутреннего мира человека. Используя коммуникативный подход, современные учёные объединяют разрозненные научные знания об обществе, окружающей природной среде и внутреннем мире человека в единую, многоплановую Картину Мира. Конечно, военные конфликты на планете Земля ещё будут [С.Ф. Хантингтон «Столкновение цивилизаций»], так как накопленный военно-промышленный потенциал непременно потребует своей реализации. Но эти конфликты будут носить локальный и кратковременный характер, потому что выдающаяся научная деятельность П.К. Иванова «изменила поток сознания современных людей» и направила его на изучение внутреннего мира человека (микромира), обладающего удивительной способностью питаться атмосферным азотом. Сегодня всё большее число людей приобщается к научной идее атмосферного азотного питания, считая её самой великой гуманной идеей среди всех существующих научных идей. Прекрасная материально-техническая база и высокий уровень благосостояния современного общества побуждают современных людей к освоению атмосферного азотного питания. Если в былые времена люди страдали от голода, то сегодня многие люди страдают от переедания. Замена даже очень незначительной части традиционного питания атмосферным азотным питанием уменьшает антропогенную нагрузку на Природу (внутренний мир человека, общество и окружающую природную среду) и улучшает состояние здоровья людей и всей природной системы.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Баландин Рудольф Вернадский - жизнь, мысль, бессмертие [Электронный ресурс] - URL: http://thelib.ru/books/balandin_rudolf/vernadskiy_zhizn_misl_bessmertie-read.html (дата обращения: 15.09.2019)
  2. Бронников А.Ю. Б 88 Учитель Иванов. Его дорога / Бронников А.Ю. – М.: Издательство Оникс. 2006. -560с., ил.
  3. Варка С. Г. Осевое время Карла Ясперса[Электронный ресурс] / Варка С. Г. – URL: http://fb.ru/article/58713/osevoe-vremya-karla-yaspersa (дата обращения: 15.09.2019)
  4. Философские взгляды вернадского [Электронный ресурс] – URL: https://studopedia.ru/8_100133_filosofskie-vzglyadi-vernadskogo.html (дата обращения: 15.09.2019)
  5. Дизигов В. Вернадский о геологической силе общества / Дизигов В. // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.18418, 04.01.2014
  6. Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия "Философия коммуникации" К.Ясперса [Электронный ресурс] / Демидов А. Б. – URL: https://www.psyoffice.ru/9/demid01/txt19.html (дата обращения: 15.09.2019)
  7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек [Электронный ресурс] / Фукуяма Ф. – URL: https://studfiles.net/preview/3651411/page:54/ (дата обращения: 15.09.2019)
  8. Русский космизм Н. Ф. Федорова [Электронный ресурс] – URL: https://mirznanii.com/a/233024/russkiy-kosmizm-n-f-fedorova(дата обращения: 15.09.2019)
  9. Конспект статьи С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций?». [Электронный ресурс] - URL: diplomnye-istorii.ru/konspekt-stati-s-xantingtona-stolknovenie-civilizacij.html (дата обращения: 15.09.2019)
  10. Космическая философия К. Э. Циолковского [Электронный ресурс] – URL: https://studfiles.net/preview/6310163/page:5/ (дата обращения: 15.09.2019)
  11. В чём заключается суть концепции осевого времени Карла Ясперса? [Электронный ресурс] - URL: https://studfiles.net/preview/5564417/page:2/ (дата обращения: 15.09.2019)
  12. Патристика. Философия Августина Аврелия (Блаженного) [Электронный ресурс] – URL: https://studfiles.net/preview/4081325/page:2/ (дата обращения: 15.09.2019)
  13. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том. 1., М., Мысль, 1993, С. 123–188, 248–[Электронный ресурс] / Шпенглер О.– URL: 272. hspc.khazar.org/wp-content/uploads/2014/11/Шпенглер-О.-Закат-Европы-1.pdf (дата обращения: 15.09.2019)
  14. Карякин Ю. Ф. Не опоздать! Беседы. Интервью. Публицистика разных лет / Карякин Ю. Ф. // Сост. И. Н. Зорина. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2012. — 472 с.ISBN 978-5-89059-176-0

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Balandin Rudolf Wernadskiy – hcisn, misl, besmertie [Wernadskiy - life, thought,immortality] [Electronic resource] - URL: http://thelib.ru/books/balandin_rudolf/vernadskiy_zhizn_misl_bessmertie-read.html (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  2. Bronikow A.Yu. B 88 Utshitel Ivanov. Ego doroga. [Teacher Ivanov. His way.] / Bronikow A.Yu. – M.: Isdatelstwo Onix. 2006. -560p., il. [in Russian]
  3. Warka S.G. Osevoe wremja Karla Jaspersa [Axial time of Karl Jaspers] [Electronic resource] / Warka S.G. – URL: http://fb.ru/article/58713/osevoe-vremya-karla-yaspersa (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  4. Filosofskie wzgljadi wernadskogo [Philosophical views of wernadskiy] [Electronic resource] – URL: https://studopedia.ru/8_100133_filosofskie-vzglyadi-vernadskogo.html (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  5. Digisow W. Wernadskiy o geologitsheskoiy sile obshestwa [Vernadsky of the geological power of society] / Digisow W. // «Akademija Trinitarisma», M., El № 77-6567,publ.18418, 04.01.2014 (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  6. Demidow A. B. Fenomeni tshelowesheskogo bitija [Phenomenons of human being] Filosophija komunikazii [Electronic resource] / Demidow A. B. – URL: K. Jaspersa https://www.psyoffice.ru/9/demid01/txt19.html (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  7. Fukujama F. Konez istorii i posledniy tshelowek [End of story and last man] [Electronic resource]/ Fukujama F. – URL: https://studfiles.net/preview/3651411/page:54/ (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  8. Ruskiy kosmism N. F. Fjodorova [Russian cosmism of N. F. Fedorov] [Electronic resource] - URL: https://mirznanii.com/a/233024/russkiy-kosmizm-n-f-fedorova (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  9. Konspekt-stati-s-xantingtona-stolknovenie-civilizacij [Clash of civilizations] [Electronic resource] – URL: diplomnye-istorii.ru/konspekt-stati-s-xantingtona-stolknovenie-civilizacij.html (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  10. Kosmisheskaja filosohpija K. E. Ziolkovskogo [Cosmic philosophy of K. E. Tsiolkovsky] [Electronic resource] - URL: https://studfiles.net/preview/6310163/page:5/ (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  11. W tshem zakljushaetsja sut konzepzii K. Jaspersa [What is the essence of the concept of axial time by Karl Jaspers?] [Electronic resource] – URL: https://studfiles.net/preview/5564417/page:2/ (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  12. Filosophija Avgustina Avrelija (Blashenogo) [Patristics. Philosophy of Augustine Aurelius (Blessed)] [Electronic resource] – URL: https://studfiles.net/preview/4081325/page:2/ (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  13. Shpengler O. Zakat Evropi Otsherki morfologii mirovoi istorii [Essays on the morphology of world history] [Electronic resource] / Shpengler O. // Vol. 1., M., Misl, 1993, P. 123–188, 248–272. – URL: hspc.khazar.org/wp-content/uploads/2014/11/ Shpengler O., Zakat Evropi-1.pdf (accessed: 15.09.2019) [in Russian]
  14. Karjakin Ju. F. Ne opozdat! [Do not be late!] Besedi. Intervju. Publizistika raznich let. / Karjakin Ju. F. // Sost I.N. Zorina – SPb.; publishing house Ivana Limbaha 2012. — 472 p.ISBN 978-5-89059-176-0 [in Russian]