ИЗОБРАЖЕНИЯ ДРАКОНА НА ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ БРОНЗОВЫХ ЗЕРКАЛАХ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.77.11.053
Выпуск: № 11 (77), 2018
Опубликована:
2018/11/19
PDF

ИЗОБРАЖЕНИЯ ДРАКОНА НА ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ БРОНЗОВЫХ ЗЕРКАЛАХ

Научная статья

Бянь Ц.*

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (biansky[at]163.com)

Аннотация

Образцы призраков, растений, цветов, птиц и рыб, сказочные истории, религиозные легенды и т.д., вырезанные на спине древних китайских бронзовых зеркал, уплотняют мудрость и таланты древних ремесленников и наследуют художественные традиции китайской нации, эти магические и деликатные узоры также отражают политический, экономический и культурный опыт различных эпох. В этой статье анализируется развитие рисунков драконов по истории развития древних бронзовых зеркал.

Ключевые слова: бронзовое зеркало, изображения дракона, развитие, культура.

DRAGON IMAGES ON ANCIENT CHINESE BRONZE MIRRORS

Research article

Bian Z.*

Herzen State Pedagogical University, Saint-Petersburg, Russia

* Corresponding author (biansky[at]163.com)

Abstract

Ghosts, plants, flowers, birds and fish, plots of fairy tales, religious legends, etc. carved on the backs of ancient Chinese bronze mirrors reflect the wisdom and talents of ancient artisans and the artistic traditions of the Chinese nation. These are magical and delicate patterns which are also a reflection of political, economic and cultural experience of different eras. This article analyzes the development of dragon images which is related to the development of ancient bronze mirrors.

Keywords: bronze mirror, dragon images, development, culture.

Известно, что самые древние китайские бронзовые зеркала были обнаружены в местонахождении культуры Цицзя (2400 – 1900 гг. до н.э.) (рис. 1). Развиваясь вслед за течением истории, бронзовые зеркала испытали различные периоды начиная от зарождения, становления, подъема, расцвета и упадка, что в основном отразилось в узорах на оборотной стороне изделий. Среди тонких и прекрасных изображений отдельных исторических эпох образ дракона выступил наиболее важным символом китайской нации – следы дракона никогда не исчезали из декоров бронзовых зеркал. Начиная с периода Сражающихся царств (III в. до н.э.) появились бесконечно изменчивые узоры с фигурами свернувшегося безрогого дракона и изображением маленькой извивающейся змеи, в эпохи Мин и Цин (XIV – XIX вв.) сложились орнаменты с облаками и драконом, оскалившим зубы и выпустившим когти, которые ярко отразили национальные и эпохальные характеристики.

12-02-2019 18-20-44

Рис. 1 – Узоры с фигурами свернувшегося безрогого дракона

 

Данные узоры представляют собой один из видов традиционных декоров, характерных для изделий из бронзы. Согласно преданию, свернувшийся безрогий дракон – это существо без рогов с широко открытой пастью, хвостом в виде колечка и скрученным в клубок телом. Некоторые орнаменты данного вида организуются с повторениями в двух направлениях (вправо-влево или вверх-вниз) или в четырех направлениях (вправо-влево и вверх-вниз); как правило, выступают главным декоративным элементом.

Узоры с изображением маленькой извивающейся змеи являются традиционным благопожелательным орнаментом, встречающимся на бронзовых изделиях. Сокращенно называются «узоры со змеей». Выполняются в виде маленькой свернутой змейки (мелкой ядовитой змеи), образуя различные геометрические формы. Некоторые орнаменты данного вида организуются с повторениями в двух направлениях (вправо-влево или вверх-вниз) или в четырех направлениях (вправо-влево и вверх-вниз); как правило, выступают в качестве наиболее значимого декоративного элемента. Расцвета добились в период Весны и Осени и Сражающихся царств

Период возникновения китайских бронзовых зеркал приходится на династии Ся, Шан и Западное Чжоу (XV – X вв. до н.э.). Археологи обнаружили лишь незначительное число зеркал, чаще всего они имели гладкую поверхность или простые орнаменты, например, с геометрическими формами или зверообразными изображениями, линии которых отличались лаконичностью и естественностью. В ходе археологических раскопок захоронения княжества Го в месте Шанцуньли н (близ города Саньмэнься провинции Хэнань) были обнаружены бронзовые зеркала (рис. 1) с изображениями дракона на оборотной стороне, которые считаются наиболее ранними зеркалами с изображением мифического существа. Хозяином гробницы являлся сын правителя княжества Го, откуда можно заключить, что захоронение, по всей видимости, относилось к позднему периоду династии Западное Чжоу (VIII в. до н.э.) [1].

В эпоху Весны и Осени (VIII – III вв. до н.э.) на бронзовых зеркалах значительно увеличивается число орнаментов с драконами, изобразительные формы становятся более упорядоченными, а сам образ приобретает самоуверенный и важный облик. В целом можно выделить три вида декоров с изображениями дракона (рис. 2), которые будут охарактеризованы ниже.

12-02-2019 18-22-21

Рис. 2 – Узоры в виде дракона периодов Весны и Осени и Сражающиеся царства

 

Узоры с фигурами свернувшегося безрогого дракона: так называемые узоры с фигурами свернувшегося безрогого дракона представляли собой один из вариантов изображения дракона и зачастую появлялись на бронзовых изделиях эпох Весны и Осени и Сражающиеся царства. Узоры с фигурами свернувшегося безрогого дракона на бронзовых зеркалах выполнялись очень детально и имели отличительные характеристики эпохи. Они являлись несколько утрированным воплощением представлений людей о мифическом существе, части тела животного передавались несколько схематично, трудно было различить даже голову и хвост. Данные орнаменты до III века до н.э. опоясывали по кругу ушко-петлю оборотной стороны зеркала или были организованы симметрично слева-справа и сверху-снизу от ушка-петли изделия, что стало называться «симметричное выражение от центра». На этой основе мастера могли добавлять ромбические узоры или четырехлистные растительные узоры, что стало дальнейшим направлением развития декорирования изделий того времени.

Орнаменты с изображением исключительно дракона: три или четыре дракона являлись ядром изображения и опоясывали ушко-петлю изделия. Орнаменты в виде трех драконов характеризовались наличием рогов у существ с приоткрытой или широко открытой пастью, с повернутой головой. Тело животных представало довольно толстым, вытянутым или свернутым. Конечности демонстрировали, что существа парят в воздухе, мчатся во весь опор или застыли в ожидании. Хвосты у драконов были тонкие и изогнутые, иногда представали в виде цветущей ветки. Крылья дракона по форме напоминали крылья ласточки. В орнаментах с тремя драконами встречались существа с видоизмененными телами в виде ромбов, которые именовались «миндалевидными», однако подобные орнаменты отнюдь не многочисленны. По сравнению с орнаментами в виде трех драконов, узоры с четырьмя существами имели следующие характеристики: относительно короткое тело животных, короткие рога на головах, приоткрытые или широко открытые пасти. Два крыла и ноги драконов стремились раскрыться наружу, распростертые крылья напоминали мягкие и длинные цветущие ветви, будто парящие в воздухе. Узоры в виде четырех драконов использовали ушко-петлю в качестве центра, располагаясь симметрично парами, их позы отличались грацией и красотой.

Орнаменты с драконами и фениксами: в эпоху Весны и Осени и период Сражающихся царств (VIII – III вв. до н.э.) на бронзовых зеркалах появлялся еще один вид узора, где драконы перемежались с фениксами, т.е. орнамент с изображениями драконов и фениксов. Данный орнамент, вероятно, сложился как декор бронзовых зеркал именно в этот период.

На основании вышеприведенного анализа можно обнаружить, что в эпоху Весны и Осени и период Сражающихся царств общество находилось в беспорядочном состоянии, и люди ожидали освобождения от оков традиций. Узоры в виде драконов на бронзовых зеркалах отличались многообразием, избавившись от величественного и мистического религиозного облика более ранних бронзовых изделий. Теперь орнаменты стали передавать ощущение радости и легкости, выражать стремления людей отбросить прежние ограничения и добиться освобождения индивидуальности – эти идеи сыграли важную роль в истории развития бронзовых зеркал [2].

Период расцвета древнекитайских бронзовых зеркал пришелся на обе эпохи Хань (III век до н.э. – III век н.э.). Династия Хань на основе достижений Цинь (III в. до н.э.) и Шести царств (III в. до н.э.) в дальнейшем укрепила собственные позиции, превратившись в феодальную империю беспрецедентного масштаба. Политическое объединение государства способствовало экономическому процветанию, а ремесленное производство добилось значительного развития. В течение этого периода изображения драконов на медных зеркалах наследовали традиционный стиль, однако в то же время прокладывали путь новаторства, формируя новые характеристики (рис. 3).

12-02-2019 18-23-46

Рис. 3 – Узоры в виде дракона на бронзовых зеркалах периода двух династий Хань

 

Узоры с фигурами свернувшегося безрогого дракона: в эпоху ранней династии Западная Хань (III в. до н.э.) на бронзовых зеркалах по-прежнему появлялись орнаменты с фигурами свернувшегося безрогого дракона и с изображениями извивающейся маленькой змеи, характерные для периода Сражающихся царств и практически не имевшие стилевых отличий от предшествующих этапов. Кроме того, возникли новые формы орнаментов, например, узоры с фигурами свернувшегося безрогого дракона, выполненные в виде шахматной доски или нанесенные с помощью пресса, а также украшенные четырехлистными орнаментами [3].

Орнаменты с Лазурным драконом Цин Лун: в середине и конце Западной Хань изображения дракона представали в виде одного из четырех божеств, которые включают в себя Лазурного дракона Цин Луна, белого тигра Бай Ху, красную птицу Чжу Цюэ и чёрного воина Сюань У. Согласно древнекитайским преданиям, эти существа представляют собой духов-покровителей четырех сторон света и ограждения от нечистой силы. При китайском императоре по имени Ван Ман (9 – 23 гг.) изображения четырех покровителей на бронзовых зеркалах были особенно популярны, они отражали натурфилософию инь и ян и пять элементов и суеверия древних людей. Подобные орнаменты оказали довольно сильное влияние на последующие эпохи и появлялись вплоть до династий Мин и Цин. Однако в середине и конце Восточной Хань (I – III вв. н.э.) линейные декоры были постепенно вытеснены рельефными [4].

Орнаменты с изображением исключительно дракона: по большей части появлялись при Восточной Хань, были представлены изображениями извивающегося дракона, трех и четырех драконов.

Орнаменты с изображениями извивающегося дракона: тело дракона выполняли под ушком-петлей, вписывая между облаков. Существо представало с открытой пастью и высунутым языком, извилистой шеей, стремительно движущимися конечностями, изогнутым хвостом. Орнаменты выполнялись, как правило, с помощью линейной гравировки, рельефных линий или в виде горельефа. Некоторые изображения дополнялись надписями, а на хвосте дракона иногда можно обнаружить небольшую птицу.

Изображения с тремя драконами, как правило, представали в виде двух сражающихся драконов и одного дракона под ними; иногда два существа обвивали ушко-петлю в одном направлении, а третье – в обратном направлении, противостоя первым двум.

Изображения с четырьмя драконами: существа разделяются четырёхлистным орнаментом – этот орнамент был весьма популярен в рассматриваемый период. Ушко-петля выступает центром, растительный узор расширяется крестообразно в четырех направлениях (в форме цилиндра, стрелы или упрощенном виде). Так, оборотная сторона зеркала делится на четыре части, в каждой из которых располагается дракон. Дракон предстает лежа ничком, иногда – с изогнутой шеей и вытянутыми конечностями, открытой пастью и оскаленными зубами, некоторые существа имеют оленьи рога, а некоторые – с двумя пристально устремленными круглыми глазами.

Орнаменты в виде одноногого дракона куньлун представляют собой традиционные узоры на ритуальной бронзовой утвари, наиболее часто встречающиеся на керамических изделиях города Цзиндэчжэнь эпохи Мин и Цин. Одноногий дракон куньлун является чудесным животным древнекитайских мифов, он похож на дракона, но имеет только одну ногу. В период династии Восточная Хань на бронзовых зеркалах были распространены орнаменты в виде двух одноногих драконов куньлун или в виде одноногого дракона и феникса. Однако в отличие от структуры узоров прежних эпох орнаменты этого периода нарушили традиционную симметричную композицию, сконцентрированную вокруг центра, которую заменила осевая симметрия – в этом также заключается основная характеристика стиля выполнения древнекитайских бронзовых зеркал. Осевая симметрия подразумевает зеркальную симметрию: в случае изображения пары одноногих драконов, то сверху и снизу от ушка-петли выполняются надписи из двух или четырех иероглифов, слева и справа по одному дракону куньлуну, которые зеркально симметричны относительно друг друга. Куньлун зачастую представал с одним телом и двумя головами, на голове – рога, круглые глаза широко раскрыты, в широкой пасти видны оскаленные зубы. Драконы, как правило, смотрят друг на друга, а их тела образуют S-образную дугу. Феникс и дракон, расположенные слева и справа от центра, также образуют симметрию, а в середине, как правило, выполняется надпись. Существа предстают с одним телом и двумя головами – феникса и дракона, – их образы весьма выразительны [5].

Орнаменты в виде тигра и дракона: орнаменты на бронзовых зеркалах, распространенные во времена поздней Восточной Хань, представляли собой горельефы. На них зачастую представали тигр и дракон, которые противостояли друг другу справа и слева. Существа с открытыми пастями издавали рев, снизу подобные декоры дополнялись образами птиц и благопожелательных животных, наиболее классические примеры имели зеркальную симметрию.

Орнаменты с драконами и фениксами: во время правления династии Восточная Хань главной характеристикой орнаментов с драконами и фениксами выступало наличие общего тела и двух глав. Тело дракона изображалось упрощенно и естественно изгибалось. Композиция отличалась лаконичностью и оригинальностью.

В целом, в период двух династий Хань феодальная политика, общество и культура страны получили значительное развитие, орнаменты с изображениями драконов на бронзовых зеркалах в свою очередь отбросили устаревшие и осваивали новые элементы, получив следующие характеристики:

Во-первых, при династии Западная Хань по-прежнему сохранил свою популярность орнамент с фигурами свернувшегося безрогого дракона, но приобрел новые функции. В то время сложились орнаменты с драконами, разделенными растительными элементами, деревьями бодхи и т.д.

Во-вторых, в середине и конце династии Западная Хань дракон на орнаментах представал в качестве одного из вышеуказанных четырех божеств-покровителей, иногда в сопровождении с тем или иным святым человеком или благовещим зверем. Кроме того, постепенно исчезли базовые орнаменты (Базовый орнамент – один из орнаментов на бронзовых изделиях, который подразумевает выполнение детального и тонкого узора в промежутках между основным орнаментом в качестве фонового).

В-третьих, в конце династии Западная Хань – начале династии Восточная Хань появились контурные штриховые орнаменты с изображением дракона. В середине и конце Восточной Хань сложились рельефные орнаменты и изображения драконов, вырезанные из бумаги. Например, орнаменты в виде дракона и тигра отличались точными контурами и большими головами существ, сверкающими глазами, длинными телами и свирепым выражением.

В-четвертых, после середины Восточной Хань структура орнаментов с драконом нарушила традиционную «центральную симметрию», и возникла «осевая симметрия», в то же время изображения дракона стали более реалистичными [6].

В эпохи Суй и Тан (VI – X вв.) были расцветом феодального общества в Китае, политика и экономика страны добились беспрецедентного развития – этот период характеризовался социальной стабильностью и национальной интеграцией. В область культуры и прикладного искусства проникло множество внешних факторов, в результате чего сложилась ситуация расцвета и процветания этих сфер. Вслед за общим подъемом новых вершин добились и китайские технологии литья зеркал – в рассматриваемые эпохи бронзовые зеркала смогли отразить великолепие и процветание различных сфер жизни страны. Как простые граждане, так и сам император высоко ценили бронзовые зеркала. Император Тан Сюань-цзун установил «Праздник долголетия» (первоначально день рождения императора Сюань-цзуна, дин. Тан; 5/VIII по лунному календарю), награждая в этот день сановников «зеркалами долголетия». В рассматриваемое время сложились центры отлива зеркал, например, Янчжоу и Бинчжоу, которые обозначили новую эру в истории бронзовых зеркал. В данный период узоры с драконами на бронзовых зеркалах были представлены орнаментами с фигурами свернувшегося безрогого дракона, с Лазурным драконом Цин Лун, с двумя драконами и одноногим драконом куньлун (рис. 4).

  12-02-2019 18-25-31

Рис. 4 – Узоры в виде дракона на бронзовых зеркалах периода Суй и Тан

 

Орнаменты с фигурами извивающихся драконов: в период Тан Сюань-цзуна популярность получили украшения на зеркалах аристократии. Во времена Тан Сюань-цзуна ежегодно в пятый день восьмого лунного месяца в «Праздник долголетия» сановникам присуждали императорскую награду – «зеркало долголетия». Об этом свидетельствуют стихотворные строки: «Отлитое зеркало долголетия сияет, словно чистое золото, и жалуется министрам – оно позволяет увидеть чистые помыслы души» (Ли Лунцзи). Подобные «зеркала долголетия» также называли «зеркалами с извивающимися драконами» или «зеркалами с одним драконом»: вокруг ушка-петли обвивался единственный порхающий дракон с оскаленными зубами и выпущенными когтями, внешние очертания существа прорисовывались крайне реалистично. Мягкими линиями четко передавались глаза, язык, рога, грива и чешуя животного, образ был наполнен динамичностью. Дракон, как правило, обладал острыми когтями и мощными сильными конечностями. Образ был наполнен уверенностью, жизненной энергией, величественным духом, крепостью и детальностью проработки, воплощение духовного начала существа стало символом эпохи. Некоторые орнаменты с извивающимися драконами дополнялись благовещими зверями, парой сорок и т.д [7].

Орнаменты с двумя драконами: включали в себя изображения двух драконов и винограда, двух драконов и пары птиц, пары иволог – все они выполнялись рельефно, кроме того, сохранились довольно редкие изображения исключительно пары драконов. «Драгоценное зеркало подобно луне, поднимающейся над императорским дворцом. Выгравированные узоры с парой драконов, словно императорские жемчужины, величаво сморят друг на друга». Отсюда следует заключить, что композиция орнаментов с драконом династий Суй и Тан отличалась четкостью и свежестью, а линии – лаконичностью; творческий замысел и идеи мастеров демонстрировали разнообразие, изображения были выразительными и живыми, наполнены красотой и ощущением реалистичности. Все это проявило непревзойденность и расцвет данных орнаментов, можно сказать, что уровень отливки зеркал последующих эпох значительно уступал образцам данного времени.   

При династиях Сун, Ляо и Цзинь (X – XIII вв.) из-за частых военных событий, нехватки бронзовых изделий как технологии, так и качество литья бронзовых зеркал уступали предыдущим эпохам, поэтому в область орнаментов с драконами практически не было привнесено никаких новаторских идей. Тем не менее бронзовые зеркала, обнаруженные в северных районах, где проживали этнические меньшинства Китая, демонстрировали яркие национальные особенности. (рис. 5).

  12-02-2019 18-25-42

Рис. 5 – Сравнительная иллюстрация орнаментов в виде дракона на бронзовых зеркалах периодов Сун, Ляо и Цзинь

 

Орнаменты с двумя драконами: бронзовые зеркала с орнаментами с двумя драконами появлялись во времена династии Сун и встречались также в гробницах царств Ляо и Цзинь, демонстрируя рельефные технологии выполнения изображений. В период Сун орнаменты с двумя драконами имели ряд отличительных особенностей, например, структурная форма имела сходства с образцами Танской эпохи, позы двух драконов согласовывались с общей композицией, существа располагались симметрично, голова располагалась снизу, а тело извивалось вверх, один дракон представал с открытой пастью, а другой – закрытой. Зеркала, как правило, обладали ромбовидной формой или выполнялись в форме подсолнуха, курильницы, квадрата, щита и т.д. В периоды Ляо и Цзинь головы и хвосты двух драконов обвивали орнамент, а иногда представали с жемчужиной. У существ были круглые глаза и пристальный взгляд, широко открытая пасть, четко выгравированная чешуя. Орнаменты отличались четкостью, некоторые дополнялись благовещими облаками, в результате чего сложилось название «узоры в виде облаков и драконов». Зеркала выполнялись в форме ромба, круга, подсолнуха, восьмиугольника и т.д.

Орнаменты с извивающимся драконом: по сравнению с узорами с двумя драконами данная разновидность орнаментов чаще встречалась в гробницах царств Ляо и Цзинь, и на раннем этапе существования данных династий сохранила величественный и торжественный стиль изображений с извивающимся драконом династии Тан. В более поздний период тело дракона становилось тоньше, длиннее и более изогнутым; изображения были детально проработаны, однако при наличии формы у них не было духа: им недоставало ощущения гнева и силы.

Орнаменты с изображением рыбы и дракона: также известный как волшебный рисунок скорпиона, является уникальной деформацией дракона-дракона, хвост рыбный, голова подобна дракону. Это связано с аллюзиями народных «карпов-прыжков-козлов», «Три Синь Цзи Синь» содержит: «Хеджин козловой каждый весенний вечер, желтый карп вверх по течению, победитель, который превратился в дракона», а позже Сравнивая имперский экзамен с «дремучей дверью», эта картина выражает стремления людей, которые жаждут названия золотого списка.

Орнаменты с изображением рыбы и дракона также именовались узорами с дявольским скорпионом, они стали уникальной разновидностью орнаментов с драконом эпохи Цзинь. Хвост существ был подобен рыбе, а голова – дракону. Это было связано с легендой о том, как «Карп перепрыгнул ворота дракона». В «Записках о трех частях бывшего княжества Цинь» сказано: «У переправы были врата Дракона… В конце весны появился карп, поднимавшийся вверх против течения, ему удалось перепрыгнуть ворота, и он превратился в дракона». Впоследствии студентов, выдержавших императорские экзамены, сравнивали с «карпом, перепрыгнувшим ворота дракона», так, данный орнамент отразил желание граждан одержать победу на императорских экзаменах [8].

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что в этот период существовали две характеристики орнаментов с драконами:

  • Образы драконов на орнаментах на бронзовых зеркалах стали более насыщенными и переменчивыми, они выполнялись с помощью технологий нанесения рельефа или гравировки. Наиболее часто встречались орнаменты с извивающимся драконом и двумя драконами. В период династии Тан стиль узоров был продолжен, при этом сложилась возможность принятия конфуцианской мысли и религиозных убеждений ханьцев со стороны национальных меньшинств, например, киданей или чжурчжэней.
  • Однако в более поздний период орнаменты с драконами стали более грубыми, тело существа вытянулось, исчез «возвышенный» и «свирепый» характер дракона династии Тан, теперь мастера стали уделять особое внимание «отточенности» узора. Даже пленив десятки тысяч ремесленников, невозможно подавить «живые» технологии – это также ярко воплотило чувство времени [8].

В целом, причиной, по которой орнаменты с изображениями дракона в периоды Сун, Ляо и Цзинь приобрели вышеуказанные характеристики, стали долгосрочные культурные обмены между этническими меньшинствами, например, киданями и чжурчжэнями и центральной равниной Чжунъюань (исторической областью, в широком смысле весь бассейн Хуанхэ, в узком – окрестности провинции Хэнань). Именно в данных условиях переход китайских бронзовых зеркал от расцвета к упадку стал исторической необходимостью.

После XIV века нашей эры бронзовые зеркала Китая постепенно ушли с исторической арены и стали появляться лишь изредка в качестве предмета свадебной церемонии или в целях изгнания злых духов из дома. Так подошла к концу четырехтысячелетняя история китайских бронзовых зеркал. Причина исчезновения была в основном связана широким хождением стеклянных зеркал при династии Мин. Древние технологии зеркального литья оказались не в состоянии противостоять передовым достижениям науки и техники, в результате чего отступили на дальний план. Орнаменты с изображениями дракона были представлены орнаментами с извивающимся драконом, двумя драконами, дракона и феникса, дракона и тигра или дракона «Чэнь-лун». Изобразительные формы унаследовали достижения предыдущих эпох, на основании которых претерпели инновационные изменения. Некоторые из них по-прежнему копировали орнаменты династии Хань, например, в виде дракона и тигра, дракона и феникса или извивающегося водяного дракона Ли [9].

Следует отметить, что литье бронзовых зеркал при династии Мин получило новаторское развитие, были разработаны новые технологии изготовления изделий, а именно: технологии лакирования, то есть после того, как мастера отливали бронзовое зеркало, впадины вокруг орнамента на оборотной стороне заливались черным лаком. Подобный метод литья отличался своеобразием: практически все части за пределами орнамента были черными, что рождало ощущение торжественности и величия. Выставка бронзовых зеркал во дворце Запретного города в Пекине Гугун продемонстрировала особенности искусства лакового покрытия бронзовых зеркал. Здесь представлены восьмиугольные зеркала с орнаментами в виде облаков и дракона, а также с орнаментом в виде свернутого дракона. Это стало очередной характеристикой орнаментов с драконом на бронзовых зеркалах, а также подарило последующим мастерам множество новых идей в области технологий литья бронзовых изделий. Тем не менее было не избежать исторического упадка в производстве данных изделий [10].

С развитием времени, науки и техники все большую популярность приобрели стеклянные зеркала, а бронзовые зеркала стали прекрасным цветком в художественной сокровищнице Китая, заслуживающим высоких оценок и похвалы. Сохранили ли эти изделия собственную практическую функцию или им удалось оставить лишь художественную и историческую ценность – в любом случае они стали неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства Китая.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Сюехуа Ю. Китайские ранние бронзовые зеркальные материалы / Ю Сюехуа. – Пекин: изд. «Археология и культурные реликвии», 1982.
  2. Шижун Ч. Китайская бронзовая идентификация зеркала / Ч. Шижун. – Пекин: изд. «Запретная городская пресса». 1993 .
  3. Вэйлянь Г. История китайских бронзовых зеркал / Г. Вэйлянь. – Нанкин: изд. «Чунцин». 2006 .
  4. Сянсин К. Китайский бронзовый зеркальный атлас / К. Сянсин. – Нанкин: изд. «Культурные реликвии». 1992 .
  5. Музей Лоян. Бронзовое зеркало, найденное в Лояне. – Пекин: изд. «Культурные реликвии», 1988 .
  6. Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая / М. Е. Кравцова // Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», «ТРИАДА», 2004. – 960 с.: илл.+вклейка (32 с.).
  7. Гуанцзе Д. Потомки дракона и дух дракона – Всматриваясь в культурные традиции Китая / Д. Гуанцзе. – Пекин: изд. «Китайский текстиль», 2001.
  8. Егао Н. Беседы о китайской культуре благих предзнаменований / Н. Егао, С. Гочжэнь. – Пекин: Издательство Центрального университета национальностей, 1999.
  9. Чэн Ж. Народные тотемы и табу / Ж. Чэн. – Пекин: изд. «Китайское общество», 2006.
  10. Чж. Даои. Скульптура и декоративные элементы древней архитектуры / Чж. Даои, Г. Ляньфу – Дракон, Феникс и Цилин. – Нанкин: изд. «Изобразительное искусство провинции Цзянсу», 2007.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Xuehua Yu. Kitaiskie rannie bronzovye zerkalnye materialy [Chinese Early Bronze Mirror Materials] / Yu Xuehua. – Beijing: “Archeology and Cultural Relics” Publishing House, 1982 [in Chinese]
  2. Shizhun Zh. Kitaiskaya bronzovaya identifikatsiya zerkala [Chinese Bronze Mirror Identification] / Zh. Shizhun. – Beijing: “Forbidden City Press” Publishing House 1993. [in Chinese]
  3. Weilian G. Istoriya kitaiskikh bronzovykh zerkal [History of Chinese Bronze Mirrors] / G. Weilian. – Nanjing: “Chongqing” Publishing House 2006. [in Chinese]
  4. Xiangxing K. Kitaiskii bronzovyi zerkalnyi atlas [Chinese Bronze Mirror Satin] / K. Xiangxing. – Nanjing: “Cultural relics” Publishing House 1992. [in Chinese]
  5. Luoyang Museum. Bronzovoe zerkalo, naidennoe v Loyane [Bronze Mirror Found in Luoyang]. – Beijing: “Cultural Relics” Publishing House, 1988. [in Chinese]
  6. Kravtsova M. E. Mirovaya khudozhestvennaya kultura. Istoriya iskusstva Kitaya: Uchebnoe posobie [World Artistic Culture. Chinese Art History: Study Guide] / M. E. Kravtsova. – St. Petersburg: “Lan,” “TRIADA” Publishing House, 2004. - 960 pp.: Ill. + Inset (32 p.). [in Russian]
  7. Guangjie D. Potomki drakona i dukh drakona – Vsmatrivayas v ykulturnye traditsii Kitaja [Descendants of Dragon and Spirit of Dragon – Peering into Cultural Traditions of China] / D. Guangjie. – Beijing: “Chinese Textiles” Publishing House, 2001. [in Chinese]
  8. Egao N. Besedy o kitaiskoi kulture blagikh predznamenovanii. [Conversations about Chinese Culture of Good Omens] / N. Egao, X. Guochen. – Beijing: Central University of Nationalities Publishing House, 1999. [In Chinese]
  9. Cheng R. Narodnye totemy i tabu [Folk Totems and Taboos] / R. Cheng. – Beijing: “Chinese Society” Publishing House, 2006. [in Chinese]
  10. Daoi Zh. Skulptura i dekorativnye elementy drevnei arkhitektury – Drakon, Feniks i Cilin [Sculpture and Decorative Elements of Ancient Architecture – Dragon, Phoenix and Tsilin] / Zh. Daoi, G. Lianfu. – Nanjing: “Fine Arts of Jiangsu Province” Publishing House, 2007. [in Chinese].