ЗАЩИТА ИДЕИ ПРАВОПОРЯДКА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Жариков А. А.
ORCID: 0000-0001-5647-1627, Кандидат юридических наук, Северо-Западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ЗАЩИТА ИДЕИ ПРАВОПОРЯДКА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию взглядов представителей либеральной мысли в дореволюционной России на идею правопорядка. Анализируется периодизация идей либерализма в России. Исследуется правительственный, консервативный и социальный либерализм в условиях становления буржуазных отношений в России. На основе особенностей каждого этапа проводится формальный и сравнительный анализ содержания соответствующих философско-правовых взглядов мыслителей того времени. Особое внимание уделено отношению философов права к идее правопорядка, в частности, сторонника консервативного либерализма Б.Н. Чичерина, а также представителей социального либерализма С.А. Муромцева и Н.М. Коркунова.
Ключевые слова: дореволюционная Россия, либерализм, философия права, правовой порядок.Zharikov A. A.
ORCID: 0000-0001-5647-1627, PhD in Jurisprudence, North-Western Institute (branch) of the Moscow State Law University named after O. E. Kutafin (Moscow State Law Academy)
IDEA OF THE LEGAL ORDER PROTECTION BY THE REPRESENTATIVES OF THE LIBERAL PHILOSOPHY OF LAW IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
Abstract
The article is devoted to the study by the liberal thought representatives in pre-revolutionary Russia the idea of the legal order. Analyzes the periodization of the ideas of liberalism in Russia. Investigates the governmental, conservative, and social liberalism in the formation of bourgeois relations in Russia. Based on the characteristics of each stage is carried out formal and comparative analysis of the content of the relevant philosophical law views of the thinkers of that time. Special attention is paid to respect by the philosophers of law to the idea of the legal order, in particular, a supporter of the conservative liberalism B. N. Chicherin, as well as representatives of social liberalism S. A. Muromtsev and N.M.Korkunov.
Keywords: pre-revolutionary Russia, liberalism, philosophy of law, legal order.
Либерализм как один из традиционных образов русской общественной мысли, был обусловлен зарождением буржуазных отношений в России XVIII – XIX веков. Все сторонники либерализма принимали во внимание как очевидный социальный факт – отсутствие в России на протяжении ее истории цивилизованного правопорядка.
Развитие русского либерализма характеризуется тремя периодами. Первый период в эпоху правления Екатерины II и Александра I – официальный либерализм, идущий «сверху» – отражавший идеи просвещения и их влияние на монархию, закончился восстанием декабристов. Второй период – консервативный либерализм (соединивший сущности либерализма и консерватизма) породил земские и буржуазные либеральные процессы. Идейными представителями этого периода стали К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве, С.Л. Франк и др. Третий период – социальный либерализм в начале ХХ века (интегрировавший ценности либерализма и социал-демократии) декларировал стремление гарантировать всем «права на достойные условия жизни». Поддерживали такой подход П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен, М.М. Ковалевский, Л.А. Петражицкий, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов и др. [1]
Б.Н. Чичерин утверждал, что главное в духовности человека – это свобода, качественная характеристика разума и сознания людей. Первичные естественные основы, отражаются в психике и воплощаются в поведении. Важнейшим этапом в поступательном развитии отношений в государственно организованном обществе является признание индивида свободной личностью; это знаменует тот этап, при котором общественный и правовой порядок приобретают подлинно человеческие характеристики [2].
Чичерин определял границы порядка и свободы мерой права и закона. Для него «закон правды» и «закон любви» различны. Закон правды обязывает к справедливому распределению результатов поведения каждого лица, но закон любви основывается на способности человека пойти на самопожертвование в интересах другого. Закон любви отличается от закона правды добровольностью и самостоятельностью. Подтверждением игнорирования закона любви – служит коммунизм как идеология принудительного равенства, отрицающая человеческое достоинство и ведущая к фактическому порабощению человека [3].
К сожалению, отстаивая некоторые положения, Б.Н. Чичерин входил в противоречия с исходными началами своей концепции, полагая, что верховная власть имеет право в случаях крайней нужды нарушать законы во имя общего блага, начала изменчивого, подверженного колебаниям [4].
С.Л. Франк считал необходимым в общественных отношениях нацеливаться на достижение равновесия между консерватизмом и животворной силой духа человека. Франк видел состояние общественного порядка как функциональную производную от нравственного уровня людей составляющих общество [1]. Особенным признаком консервативного либерализма провозглашалось служение государства и власти не только нормам права и писаному закону, но и христианской нравственности (определяющему началу подлинной – внутренней свободы).
Теория права С.А. Муромцева служит ярким образцом «социологического позитивизма» в правоведении, базирующемся на основании философских взглядов О. Конта и Г. Спенсера в противостоянии с формализованными идеями «юридического позитивизма». Одним из первых, опережая западную правовую мысль Муромцев, провозгласил и обосновал социологический подход к изучению права на основе функционально-сравнительной методологии. Исследователь, пользуясь социологическим правопониманием, предпринял попытку обосновать необходимость судебного правотворчества позволяющего постепенно двигаться от режима абсолютной власти к либеральному правовому порядку. Им сформулировано общетеоретическое определение права как реального правопорядка [3]. В этом понимании права как урегулированных правовых отношений, как сложившегося в обществе правового порядка проявляется научная новизна социологической концепции философа права, при этом юридические нормы рассматриваются не как первичный элемент права, а как соответствующий атрибут правопорядка. Такой подход в отечественной юриспруденции служил пропаганде представлений о первопричинах права как сущностей не связанных с волей представителей высшей власти.
С.А. Муромцева полагал, что право – является организованной защитой, потому что в возможности принудительной защиты лежит главное, основное и существенное свойство права. Муромцев проповедовал эволюционное развитие общества, требовал открыть народу путь к участию в делах страны и облечь каждое отдельное отправление государственной жизни в строгие рамки порядка. Поиск новых подходов к решению задач, стоящих перед обществом, подтолкнули С.А. Муромцева к созданию еженедельной газеты «Порядок», где он развивал мысль, что «все государство в его целом как известный порядок жизни должно быть облечено в строгие рамки правил. Проделанная С.А. Муромцевым работа сказалась на избрании его председателем первой Государственной думы [4].
Н.М. Коркунов определял право, как устойчивый общественный порядок. Он исходил из парадигмы, что чрезмерное гипертрофированное развитие той или иной составляющей жизни общества ведет к угасанию других составляющих общества, поэтому подчеркивал необходимость сохранения в целости всех частей. Действенным средством, способствующим взаимодействию различных элементов общества, служит право. Благодаря наличия у права координирующей функции в обществе достигается порядок [3].
Роль и влияние права проявляется в осознании его членами социума в качестве необходимого порядка общественных отношений. Следовательно, право проявляется не в объективном требовании подчинения индивида обществу, но в личностном понимании самого субъекта о долженствующем порядке общественных отношений.
Однако, общественная роль права заключается не только в том, что оно предоставляет возможность совместного бытия индивидов, совмещая возможности их поведения, но, главное, право служит решающим фактором прогресса общества [5].
Уже после Октябрьской революции один из идеологов евразийства, бывший до революции либералом, Н.Н. Алексеев в своей работе «Основы философии права» сформулировал вывод о необходимости определения эффективных направлений и инструментов для успешного достижения лучшего по содержанию и форме правового порядка, вместо составления итоговой формулы совершенства общества.
Размышляя об этом, он ссылался на талантливого мыслителя И.А. Ильина, начинавшего также как либерал. Ильин утверждал, что право и государство проявляются в субъекте права, в его душе и духе. Причем субъект права это не столько термин, сколько духовно организованная душа. Подлинный субъект права обладает способностями проявлять чувства, желания и мысли в связи с предметной целью права и государства, распространяя эти свои духовные интенции, как на само право, так и на государство (вкупе с государственной властью) – служащих истинными и надежными подходами к этой предметной цели [6].
Н.Н. Алексеев считал, что становление образцового правового состояния может быть лишь при выявлении истинных ценностей охраняемых каждым правопорядком, правильного учета их взаимодействия и иерархии. Необходимо опыт духовного познания претворить в общедоступный опыт, учитывая при этом исторические условия.
Результатом такого опыта правопорядка станет справедливый правопорядок. Правопорядок, воплощающий справедливость, является единственно нормальным состоянием права.
Касаясь положительного права, Алексеев указывал, что система положительного права стремится к совершенству, при наличии совершенства правового субъекта, который правильно переживает и осуществляет правовой опыт и воплощает его результаты [6].
Таким образом, представители как консервативного, так и социального либерализма в дореволюционной России видели в защите правопорядка фундаментальное основание любой государственной власти, отмечая, что власть не должна нарушать наиболее важных прав граждан.
Список литературы / References
- Гнатюк О.Л. Либерализм в России ∕ О.Л.Гнатюк ∕∕ Правоведение. – – № 6. – С. 86 – 95.
- Чичерин Б.Н. Избранные труды ∕ Б.Н. Чичерин. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. – 555с.
- Русская философия права: философия веры и нравственности. – СПб.: Алетейя, 1997. –400 с.
- История русской правовой мысли: биографии, документы, публикации. – М. : Изд-во Остожье, 1998. – 608 с.
- Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права ∕ Н.М.Коркунов. – СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2003. –430 с.
- Алексеев Н.Н. Основы философии права ∕ Н.Н. Алексеев. – СПб.: Юридический институт, 1998. – 216 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Gnatyuk O. L. Liberalism v Rossii [Liberalism in Russia] ∕ O. L. Gnatyuk ∕∕ Pravovedenie [Jurisprudence]. – 1995. – No. 6. – P. 86 – 95. [in Russian]
- Chicherin B. N. Izbrannyie trudy [Selected works] ∕ B. N. Chicherin. – SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo un-ta, 1997. – 555 P. [in Russian]
- Russkaia filosofia prava: filosofia very i nravstvennosti [Russian philosophy of law: philosophy of faith and morals]. – SPb.: Aletheia, 1997. – 400 P. [in Russian]
- Istoria russkoy pravovoy misli [The history of russian legal thought: biographies, documents, publications]. – M. : Izd-vo Ostozhie, 1998. – 608 P. [in Russian]
- Korkunov N. M. Lektsii po obschey teorii prava[Lectures on the general theory of law] ∕ N. M.Korkunov. – SPb.: Izd-vo Juridicheskiy centr Press, 2003. -430 P. [in Russian]
- Alekseev N. N. Osnovy filosofii prava [Fundamentals of philosophy of law] ∕ N. N. Alekseev. – SPb.: Juridicheskiy institute, 1998. – 216 P. [in Russian]