СОСТОЯНИЕ КОРМОПРОИЗВОДСТВА НА САХАЛИНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Чувилина В.А.
ORCID: 0000-0003-0180-1849, Кандидат сельскохозяйственных наук, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Сахалинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства», г. Южно-Сахалинск
СОСТОЯНИЕ КОРМОПРОИЗВОДСТВА НА САХАЛИНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Дана оценка современного состояния кормовых угодий, определены главные причины, влияющие на развитие кормопроизводства островного региона. Предложены пути перехода на новый уровень развития отрасли на основе внедрения научных разработок, направленных на совершенствование сырьевого конвейера для устойчивого производства высококачественных объемистых кормов. Разработаны приемы возделывания высокопродуктивных кормовых фитоценозов с козлятником восточным, рапсом яровым, люпином однолетним, кукурузой и суданской травой.
Ключевые слова: кормопроизводство, состояние, перспективы, кормовые угодья, кормовые фитоценозы, козлятник, рапс, люпин, кукуруза, суданка, продуктивность, питательность.
Chuvilina V.A.
ORCID: 0000-0003-0180-1849, PhD in Agriculture, Sakhalin Research Institute of Agriculture, Yuzhno-Sakhalinsk
FORAGE PRODUCTION STATE ON SAKHALIN ISLAND: PROBLEMS AND FUTURE DEVELOPMENT
Abstract
Current state of forage land was evaluated, the main factors, which is influencing on forage production future development, were identified on the island region. Based on scientific discoveries using, transformation ways of industry development were defined. They are aimed at improving of raw material preparation for high quality forage production. Cultivation methods of high-producing fodder phytocoenosis contains eastern galega, spring rape, lupine, corn and sudan grass were developed.
Keywords: forage production, state, future developments, forage lands, fodder phytocoenosis, eastern galega, spring rape, lupine, corn, sudan grass, productivity and nutritional value.
Производство высококачественных кормов остается одной из самых острых и сложных проблем в сельском хозяйстве Сахалинской области.
Сложность ведения кормопроизводства в островном регионе определяется, в первую очередь, природными условиями, во-вторых, экономическим кризисом, затронувшим сельскохозяйственное производство в целом.
Относительно короткий вегетационный период, недостаток тепла, резкие перепады ночных и дневных температур, низкое природное плодородие почв обусловливают ограничение видового состава кормовых культур, снижают их продуктивность, приводят к большим перепадам урожайности и сужают возможность балансирования кормов по основным элементам питания, энергии и протеину. Питательность кормов, производимых на Сахалине, существенно отличается от кормов, заготавливаемых в других регионах России.
За последние два десятилетия в сельском хозяйстве Сахалинской области произошли определенные структурные изменения, которые повлияли в той или иной степени на нынешнее состояние кормопроизводства.
По сравнению с 1990 г. сократилась площадь сельскохозяйственных угодий (в 1,5 раза), выведены из оборота значительные площади пашни (18 %) и кормовых угодий, в том числе сенокосов (38 %) и пастбищ (40 %), изменилась структура пахотных земель, увеличилась площадь паров и неиспользуемых земель (до 30 %).
В структуре посевных площадей наметилась тенденция в сторону увеличения экономически более привлекательных культур (картофель, овощи), востребованных на рынке; посевы старовозрастных многолетних трав в настоящее время занимают около 45 %. Отмечается нерациональность или полное отсутствие севооборотов, что приводит к биологически упрощенным системам земледелия, снижающим фитосанитарную обстановку посевов и агрохимическую устойчивость почв.
В Сахалинской области наблюдается закономерное снижение плодородия почв. На пахотных землях отмечается почти 86 % кислых почв (в том числе 75 % сильно- и среднекислых), 31 % почв с низким содержанием фосфора, 22 % – калия, 24 % – с низким содержанием органического вещества [1].
Состояние кормовых угодий требует не только улучшения питания, но и постоянного обновления и улучшения качественного состава за счет включения бобового компонента. Обновление посевов многолетних трав идет крайне медленными темпами. За 10 последних лет обновлено только 40 % всей посевной площади. Необходимость в ежегодном пересеве составляет не менее 1,5 тыс. га (9-10 %).
Применение минеральных удобрений в 2-7 раз меньших научно-обоснованных норм привели к снижению урожайности многолетних трав, которая уменьшилась в 1,5-3 раза и составила по годам от 7 до 10 т/га.
В условиях устойчивого снижения ресурсного обеспечения земледелия Сахалинской области производство кормов с пахотных земель уменьшилось в 3-5 раз по сравнению с 1990 г. Экстенсивное ведение кормопроизводства и низкое качество объемистых кормов (сена, силоса и сенажа) на Сахалине обострило проблему обеспечения животноводства кормами собственного производства.
По данным ФГУ ГЦАС «Сахалинский» доля кормов, заготовленных I и II классом в сельскохозяйственных предприятиях Сахалинской области, сократилась по сравнению с 1990-1995 гг.: силоса – в 1,6 раза, сенажа – в 1,7 и сена – в 2,5 раза [1].
Основной недостаток кормов – несбалансированность по сырому протеину и обменной энергии, недостаток углеводов. По этой причине значительно возрастает удельный вес концентрированных кормов в рационах животных, в 1,5 раза увеличиваются затраты на единицу продукции, повышается их себестоимость.
Таким образом, основными причинами уменьшения производства кормов и ухудшения их качества в Сахалинской области являются: снижение плодородия почв; резкое падение объемов применения удобрений и средств защиты растений; недостаточно эффективная структура кормового клина на пашне; отсутствие или нерациональное ведение севооборотов; разрушение системы семеноводства трав и других кормовых культур; практически полное прекращение работ по улучшению природных кормовых угодий и созданию культурных пастбищ; общее снижение технического обеспечения отрасли; нарушение технологий заготовки, хранения и использования кормов [2].
Решение проблемы повышения качества кормов и развития животноводства на Сахалине заключается в реализации имеющихся научных разработок в сельскохозяйственное производство и приоритетном развитии перспективных направлений кормопроизводства. Внедрение научных разработок, соблюдение всех технологических требований позволит в какой-то степени ликвидировать имеющийся в настоящее время дефицит кормового белка и получать корма более высокого качества.
Задачами научного обеспечения развития кормопроизводства в условиях муссонного климата Сахалина и тех погодных катаклизмов, которые все чаще и чаще дают о себе знать, являются: создание адаптивных сортов кормовых культур; оптимизация структуры пахотных земель, структуры кормового клина; диверсификация видовой и сортовой структуры посевных площадей, обусловленная климатическими, погодными и земельными условиями Сахалина; разработка адаптированных технологий возделывания перспективных кормовых культур, широкое их использование в сырьевом конвейере Сахалина с учетом требований животноводства и хозяйств разных форм собственности; разработка островной системы кормопроизводства.
В связи с поставленными задачами в ФГБНУ СахНИИСХ проводится научно-исследовательская работа по интродукции и агроэкологическому испытанию различных видов и сортов кормовых культур в условиях муссонного климата; разработке и совершенствованию технологий возделывания перспективных кормовых культур на корм и семена.
В решении проблемы по увеличению продуктивности полевого кормопроизводства Сахалинской области важная роль принадлежит правильному подбору соответствующих видов и сортов многолетних и однолетних трав, способных с максимальной эффективностью использовать биоклиматический потенциал территории и устойчивых к абиотическим и биотическим стрессовым факторам окружающей среды.
Сорт является важнейшим фактором формирования адаптивных кормовых агроэкосистем. Именно сорт предопределяет устойчивую продуктивность фитоценозов, обеспечивает ресурсо- и энергоэкономичность, экологически безопасное производство кормов при сохранении оптимальных параметров окружающей среды [3]. Поэтому правильный выбор сортов для условий муссонного климата – задача первостепенной важности.
За последние 5 лет в ФГБНУ СахНИИСХ проведено агроэкологическое испытание 20 видов однолетних и многолетних кормовых культур из семейства бобовых, мятликовых, зернобобовых, капустных, амарантовых и других, включающих более 100 сортов и гибридов отечественной и зарубежной селекции.
В результате всесторонней оценки по комплексу хозяйственных признаков выделены перспективные виды и сорта для дальнейшего использования, как в селекционном процессе, так и внедрения в сельскохозяйственное производство области, что позволяет значительно расширить сортимент кормовых культур и разработать оптимальный травяной конвейер для условий Сахалина (используя разноспелые одновидовые и поливидовые посевы многолетних и однолетних кормовых культур).
Правильно подобранные компоненты в травосмесях способствуют не только улучшению качества исходной кормовой массы, но также позволяют проводить уборку в более растянутые периоды заготовки кормов.
Завершена разработка технологических приемов возделывания многолетних (с козлятником восточным) и однолетних (с рапсом яровым, люпином однолетним) кормовых фитоценозов на корм скоту, позволяющих повысить качество зеленой массы, увеличить продуктивность в 1,3-1,6 раза и продлить сроки уборки на 5-10 дней. Такие травосмеси благодаря биологическим особенностям культур обеспечивают в условиях Сахалина по 30-40 т/га зеленой массы, сбалансированной по углеводам, протеину и жиру, позволяют готовить объемистые корма в разные фазы роста и развития растений, разнообразить и продлевать зеленый и сырьевой конвейеры в период кормозаготовки.
Многолетние исследования, показали высокую адаптационную способность козлятника восточного к агроклиматическим условиям Сахалина, устойчивую урожайность и продуктивное долголетие.
Для выявления наиболее оптимального злакового компонента при создании бобово-злаковых фитоценозов с участием козлятника изучались следующие виды и сорта: козлятник восточный – Магистр и Ялгинский в чистом посеве и в смеси с двукисточником тростниковым СН 5/4-2 (СахНИИСХ), кострецом безостым Рассвет, овсяницей тростниковой Лира, ежой сборной Нева, тимофеевкой луговой ВИК 85.
Высококачественные зеленые корма должны содержать не менее 13-16 % сырого протеина и 9-10 МДж обменной энергии в 1 кг сухой массы. Исходя из этого, высокую питательную ценность обеспечивали все изучаемые травосмеси. Концентрация обменной энергии наибольших значений достигала в чистых посевах козлятника (11,0-13,6 МДж), в смешанных посевах соответственно – 10,4-11,3 МДж. В 1 кг сухой массы содержалось 0,89-0,93 кормовых единиц. Сырого протеина в 1 корм. ед. по козлятнику 200 г, по травосмесям – от 170 г (с тимофеевкой) до 186 г (с двукисточником) [4].
Энергетическая эффективность возделывания козлятника и травосмесей с ним очень высокая (коэффициент энергетической эффективности равен 7-9 в зависимости от состава фитоценоза).
Таким образом, в условиях Сахалина, наряду с выращиванием козлятника восточного в чистом виде, перспективно выращивать его в смешанных посевах со злаковыми травами, и особенно с двукисточником тростниковым и овсяницей тростниковой.
Большого внимания заслуживают фитоценозы с люцерной синегибридной. Хорошо себя зарекомендовали сорта Вега и Тамбовчанка, а также сорт Павловская (пестрая). Показатели урожайности с 1 га соответствуют 25-35 т зеленой и 6,2-7,4 т сухой массы. В 1кг СВ содержится 10,0-12,4 МДж обменной энергии; на 1 к. ед. приходится 110-180 г переваримого протеина. Но культура произрастает на почвах, требующих известкования, что требует дополнительных финансовых затрат.
Завершены исследования по подбору оптимальных однолетних мятликовых кормовых культур с рапсом яровым (сорт Фрегат).
Урожайность фитоценозов (овес, вика) с рапсом яровым варьировала от 27 до 55 т/га зеленой массы и от 3,4 до 16,1 т/га сухой массы в зависимости от состава и соотношения компонентов, а также от фазы роста и развития растений (срока уборки).
Следует выделить трехкомпонентную овсяно-вико-рапсовую травосмесь, имеющую высокую продуктивность во все фазы роста и развития: 3,6-16,1 т/га сухой массы, 0,7-1,3 – сырого протеина, 3,2-14,8 т/га – кормовых единиц, 0,14-1,19 ц/га сахаров. Показатели обменной энергии варьировали от 11,8 до 9,6 МДж/кг СВ, содержание переваримого протеина – от 176 до 109 г/к.ед. Только в фазу плодообразования рапса и вики и восковой спелости овса ОЭ и переваримый протеин были ниже нормы: соответственно 8,3 МДж/ кг СВ и 68 г/к.ед. [5].
Энергетическая эффективность возделывания однолетних трав в чистых и смешанных фитоценозах рапса ярового высокая – от 3,5 до 6,3.
Максимальная продуктивность и качество зеленой массы злаково-бобовых фитоценозов с люпином однолетним получена с люпином желтым сорт Надежный в смеси с овсом. Сбор с 1 га составил: зеленой массы – 46,2 68,8 т, сухой – 7,2-15,4, кормовых единиц – 6,6-14,8, сырого протеина – 0,94-1,34 т и обменной энергии – 70,1-131,1 ГДж в зависимости от срока уборки. Хорошие результаты показал сорт Гамма с пшеницей.
Лучшей силосной культурой является кукуруза. Положительный опыт ее возделывания кукурузы имеется и на Сахалине. В результате агроэкологического испытания в раннеспелой группе выделились гибриды: Бемо 182 СВ (белорусско-молдавской селекции), Машук 175 МВ (НИИ кукурузы) и сорт Бирсу (ДальНИИСХ), с которым в настоящее время продолжается работа по созданию высокопродуктивных агроценозов.
Лучшими фитоценозами с использованием кукурузы в предварительной оценке оказались: двухкомпонентные – кукурузо-овсяный, кукурузо-виковый; трехкомпонентные – кукурузо-вико-овсяный, кукурузо-рапсово-овсяный, кукурузо-вико-пшеничный. Продуктивность 1 га варьировала в пределах: зеленой массы – от 52,3 до 61,1 т, сухого вещества – 9,7 до 12,0, сырого протеина – 0,64-1,15, кормовых единиц – от 8,5 до 10,8 т. В кормовой массе отмечено высокое содержание сахаров (12,3-19,7 % на АСВ) [6].
Известно, что суданская трава – теплолюбивая культура, требующая повышенных температур воздуха и почвы в период вегетации. В связи с имеющимися сортами, менее чувствительными к температурным перепадам и с коротким вегетационным периодом (например, Северянка), а также тенденциями температурных изменений на Сахалине в сторону потепления, продолжается разработка приемов возделывания фитоценозов с использованием этой культуры в одновидовых и смешанных посевах на корм в условиях южной части островного края.
Выделены лучшие трехкомпонентные фитоценозы с суданской травой: – суданко-рапсово-овсяный, суданко-амарантово-овсяный, возделывание которых позволяет получать с 1 га 30,3-33,0 т зеленой и 5,9-6,8 т сухой массы, 0,8 т сырого протеина, 5,7-5,9 т кормовых единиц [7].
Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать вывод о возможности использования перспективных фитоценозов с козлятником восточным, рапсом яровым, люпином однолетним, кукурузой и суданской травой на зеленый корм и силос в условиях муссонного климата Сахалина в связи с коротким периодом формирования укосной спелости, высокой продуктивностью и хорошим качеством зеленой массы. Это в определенной мере будет способствовать улучшению кормовой базы.
Список литературы / References
- Вяткина Т.А. Плодородие почв и продуктивность кормовых культур в условиях Сахалинской области //Сб. науч. тр.: Проблемы и перспективы кормопроизводства в Дальневосточном регионе. – Владивосток: Дальнаука, 2010. – С.141-147.
- Чувилина В.А. Проблемы и перспективы кормопроизводства на Сахалине //Сб. науч. тр.: Состояние и приоритеты научного обеспечения АПК Камчатского края. – Петропавловск-Камчатский, 2015. – С. 45-53.
- Жученко А.А. Адаптивное растениеводство (эколого-генетические основы). – Кишинев: «Штиинца», 1990. – 432 с.
- Решетникова Э.Д. Создание продуктивных агрофитоценозов на основе козлятника восточного и мятликовых трав //Кормопроизводство. – 2012. – № 12. – С. 9-11.
- Чувилина В.А. Продуктивность и питательная ценность кормовой массы фитоценозов с рапсом яровым в условиях муссонного климата Сахалина //Кормопроизводство. – 2012. – № 12. – С. 40-42.
- Карабанова С.А., Чувилина В.А. Продуктивность и питательная ценность кормовой массы кукурузы в чистых и смешанных посевах в условиях юга Сахалина //Сб. матер. науч.-практ. конф.: Агротехнологии в мировом земледелии. Глобальные тенденции и региональные особенности. – Уссурийск: ФГБОУ ВПО «Приморская ГСХА», 2014. – С. 66-70.
- Таранич Ю.В., Чувилина В.А. Высокопродуктивные фитоценозы с суданской травой на корм в условиях муссонного климата Сахалина //Сб. матер. науч.-практ. конф.: Агротехнологии в мировом земледелии. Глобальные тенденции и региональные особенности. – Уссурийск: ФГБОУ ВПО «Приморская ГСХА», 2014. – С. 84-89.
Список литературы на английском языке / References in English
- Vyatkina T.A. Soil fertility and productivity of forage crops in the conditions of the Sakhalin Region //Coll. scientific. tr.: Problems and prospects of forage production in the Far East. – Vladivostok: Dal'nauka, 2010. – Р.141-147.
- Chuvilina V.A. Problems and prospects of forage production on Sakhalin // Coll. scientific. tr.: Status and priorities of scientific maintenance of agrarian and industrial complex of the Kamchatka Territory. – Petropavlovsk-Kamchatsky, 2015. – P. 45-53.
- Zhuchenko A.A. Adaptive crop production (ecological and genetic bases). – Chisinau "Shtiintsa", 1990. – 432 p.
- Reshetnikova D. Creating productive agrophytocenosis on the basis of a milk vetch east and mjatlikovyh herbs //Grassland. – 2012. – № 12. – P. 9-11.
- Chuvilina V.A. The productivity and the nutritional value of forage phytocenoses with spring rape in a monsoon climate of Sakhalin //Grassland. – – № 12. – P. 40-42.
- Karabanova S.A., Chuvilina V.A. The productivity and the nutritional value of forage maize in pure and mixed crops in the conditions of the south of Sakhalin //Coll. mater. scientific-practical. conf.: Agrotechnologies in global agriculture. Global trends and regional characteristics. – Ussuriisk: VPO "Primorye State Agricultural Academy", 2014. – P. 66-70.
- Taranich J.V., Chuvilina V.A. Highly phytocenoses with Sudan grass for forage in a monsoon climate of Sakhalin //Coll. mater. scientific-practical. conf.: Agrotechnologies in global agriculture. Global trends and regional characteristics. – Ussuriisk: VPO "Primorye State Agricultural Academy", 2014. – P. 84-89.