МОНГОЛИЯ И ЮЖНАЯ КОРЕЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ
Григорьева Ю. Г.
ORCID: 0000-0003-4267-2465, Аспирант, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН
МОНГОЛИЯ И ЮЖНАЯ КОРЕЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ
Аннотация
Одной из плодотворных систем взаимодействия между государствами на современном этапе является сотрудничество в сфере образования и науки. На основе анализа статистических данных, использования аналитических материалов и научных публикаций в статье даны характеристика и оценка образовательного и научного сотрудничества Монголии и Республики Корея, исследованы провозглашенные принципы, направления и приоритеты политики двух стран в этой области.
Ключевые слова: Монголия, Республика Корея, монголо-корейские отношения, международное сотрудничество.Grigorieva Y. G.
ORCID: 0000-0003-4267-2465, Postgraduate student of the Department of History, Ethnology and Sociology, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, SB RAS
MONGOLIA AND SOUTH KOREA: COOPERATION IN THE FIELD OF EDUCATION AND HUMANITARIAN SCIENCE
Abstract
One of the fruitful systems of interaction between the states at present time is the cooperation in education and sciences. Based on the analysis of statistical data, using analytical materials and scientific publications in article were given the characteristic and assessment of an educational and scientific cooperation of Mongolia and the Republic of Korea, the proclaimed principles, directions and priorities of the policy of two countries in this area are also investigated.
Keywords: Mongolia, Republic of Korea, Mongolian-Korean relations, international cooperation.В 2015 г. исполнилось 25 лет установления дипломатических отношений Монголии и Республики Корея. Благодаря географической близости и наличию общих интересов, эти отношения распространяются на широкий спектр областей, в том числе политическую, экономическую, научную и культурную сферы. База двухсторонних договоров и нормативно-правовых актов, на основе которых развиваются научная и образовательная работа между Республикой Корея и Монголией, превышает более 20 документов. Одним из важнейших межгосударственных актов является подписанное в 1991 г. Соглашение о культурном и научно-технологическом сотрудничестве [1, С. 416].
В последнее время активно развивается сотрудничество высших учебных заведений двух стран. Почти все университеты Монголии в той или иной степени взаимодействуют с учебными заведениями Южной Кореи. Идет изучение монгольскими студентами корейского языка, ведутся совместные научные исследования, происходит стандартный обмен студентами, преподавателями и аспирантами.
Сразу же после установления дипломатических отношений между Монголией и Республикой Кореей в 1990 г. в Национальном университете Монголии уже в 1991 г. был создан первый корейский языковой отдел. Сегодня уже в 22 ВУЗах страны преподаются культура, история и политика Республики Корея, а в языковых центрах – лингвистика[6, С. 33].
Монгольские университеты заключили договоры с корейскими ВУЗами о сотрудничестве, в частности, Улан-Баторский университет, Хурээ университет информации и массовых коммуникаций, Монгольский физико-технологический институт, Монгольский университет науки и технологии, Монгольский государственный колледж музыки и танца, Монгольский государственный университет культуры и искусств.
Отдельного внимания при рассмотрении вопроса о монголо-корейском сотрудничестве заслуживает Улан-Баторский университет, созданный на южнокорейские инвестиции в 1995 г. Сейчас в этом ВУЗе обучается около 3 тысяч студентов [3, С. 468]. На его базе проводятся форумы, собирающие ученых-монголоведов из Монголии и Республики Корея. На таким мероприятиях рассматриваются вопросы, касающиеся южнокорейской и монгольской литературы, народного творчества, обсуждаются персонажи литературных произведений и детская литература. Деятельность Улан-Баторского университета содействует укреплению взаимоотношений между двумя странами. Проводимые форумы создают базу для развития сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности.
Наиболее плодотворные связи корейские ВУЗы налаживают с монгольскими университетами, в которых открыты корейские отделения. Это университеты «Отгонтэнгэр», «Орхон», «Их Засаг» и Монгольский государственный университет (Центр корееведения), имеющие многосторонние международные связи. Преподаватели и студенты стажируются в Республике Корея, на базе ВУЗов проводятся международные конференции по вопросам корееведения, а также происходит лекционный и научно-информационный обмен, реализуются другие формы сотрудничества. Монгольский государственный университет наладил связи с такими южнокорейскими ВУЗами, как университеты «Корё», «Гванджу», «Кёнги» и Сеульский национальный университет. Совместно с университетами «Ханьянг», «Дэгу» и университетом иностранных языков «Хангук» реализуются программы языковых стажировок монгольских студентов в Южной Корее.
При международном университете «Их Засаг» действует отделение корейского языка и истории, в котором обучаются 350 студентов и осуществляются программы обмена студентами с южнокорейскими университетами [3, С. 454]. Преимуществом, которое предоставляется студентам, обучающимся в «Их Засаг», является возможность работать в размещенных на территории Монголии южнокорейских компаниях. Выпускники этого учебного заведения трудоустраиваются на территории Монголии, Южной Кореи и других стран Юго-Восточной Азии. Международный университет «Их Засаг» сотрудничает с Дальневосточным университетом, Национальным университетом «Канвон» и университетом «Кёнги».
Динамичному развитию монголо-южнокорейского научного сотрудничества способствуют подписание соответствующих соглашений и открытие научных и культурных центров. Центр корееведения при Монгольском государственном университете сосредоточен на развитии плодотворного и тесного сотрудничества в сфере культуры, науки и образования. Эта организация обеспечивает изучение языков, традиций и культуры корейцев на высоком уровне.
Не только ВУЗы, но и средние учебные заведения Монголии проявляют большой интерес к изучению корейской культуры, истории и языка. В 12 начальных и средних школах более тысячи учеников изучают корейский язык [6, С.36]. Единственный иностранный язык, который в Монголии популярнее корейского, это английский. Значительно уступают корейскому языку в популярности японский, китайский и русский. Изучение языка и культуры имеет двусторонний характер. В Республике Корея с 1999 г. работает монгольская школа, получившая в 2014 г. новое здание. На момент открытия в школе было всего восемь учеников, сегодня их уже 160 [2, С.15].
Двустороннее сотрудничество в сфере науки и образования реализуется через организацию мероприятий соответствующей направленности. Среди них «дни корейского языка и культуры», семинары по знакомству с национальной корейской культурой и углублению языковых знаний, симпозиумы писателей, а также международные конференции по изучению культурных связей и корееведению.
Национальная наука, образование и наукоемкое производство требуют развития, что привело к осознанию роли сотрудничества между государствами и привлечения инвестиций из-за рубежа для освоения современных информационных технологий и производства конкурентоспособной продукции. Именно это подтолкнуло монгольскую и южнокорейскую стороны к принятию в 2003 г. во время встречи на высшем уровне совместного решения о развитии научно-технического сотрудничества и проведении исследований в сфере информационных технологий.
Со стороны правительств Республики Корея и Монголии проявляется поддержка проведения совместных исследований, конференций и семинаров. Идет процесс увеличения объемов межгосударственного обмена студентами и преподавателями.
В 1991 г. Монголию посетила делегация из научно-исследовательского института Восточной Азии «Сокандэ». Совместно с действующим при Монгольской академии общественных наук научно-исследовательским центром востоковедения была проведена Первая монголо-корейская конференция. Таким образом был дан толчок к развитию межгосударственного научного обмена. На протяжении двух лет происходили совместные обсуждения и посещения соседей, в результате чего сотрудничество было налажено. Следующая научная конференция проходила в 1993 г. в Южной Корее, а в 1995 г. – в Монголии.
На август 1992 г. пришлась активизация научных обменов между Монголией и Республикой Кореей. Такие обмены позволили проводить двусторонние исследования в сфере изучения этнического происхождения, культуры, религии и корреляции языков. Было принято совместное решение о десятилетней (1992-2001 гг.) направленности научных исследований по изучению вопросов региональной экономики, науки, технологий, природных ресурсов, истории искусства, палеоантропологии, антропологии, культурологи, лингвистики, этнологии, истории и археологии [4].
В результате первых совместных исследований, проведенных в 1992-1993 гг., были найдены ценные артефакты времен палеолита, неолита, бронзового века. Важным событием стало открытие четырех гробниц, в одной из которых была могила Долмуджи [7, C. 64], найдены различные виды оружия, многочисленные человеческие останки. Проведены исследования бумажных фабрик периода правления династии Юань, на которых трудились плененные монголами корейцы. Подобные научные исследования теперь проводятся ежегодно.
В сентябре 1993 г. была проведена II монголо-корейская конференция, организованная Академией Наук Монголии совместно с Университетом «Согандэ». При последнем действует институт Восточной Азии, на базе которого и состоялась конференция.
Юбилейным для монголо-корейского сотрудничества в сфере науки и образования стал 1995 г., когда исполнилась 1000 лет обмену между двумя странами в соответствующих отраслях. Началом этих процессов считается указанный в древних летописях 995 г. (или 14 год правления Сонджона), когда для изучения языка в Монголию были отправлены 10 корейских студентов [2, C.21].
Министерство науки Монголии и Министерство науки и образования Республики Корея в 2011 г. приняли совместную программу научных исследований, которая стала основой для активизации научного сотрудничества [12, C. 59]. III научная конференция была организована исследовательским обществом «Нового азиатского порядка» и прошла в Монголии в 2013 г. В ней приняли участие студенты отделения монголоведения университета «Дангук».
В следующем году по инициативе Корейского института оборонного анализа (KIDA) был проведен монголо-корейский научный форум в Сеуле. Монгольской стороной были представлены доклады о том, какую роль играет Монголия в решении кризиса Корейского полуострова, а также о безопасности и окружающей среде в Северо-Восточной Азии [2, C. 17]. Участники форума обменялись мнениями о состоянии и перспективах сотрудничества в сфере технологии, науки и образования, достигли договоренности в путях дальнейшего развития сотрудничества и расширения сфер, в которых корейские и монгольские ученые будут работать совместно. Решено было подобные форумы проводить поочередно в Республике Корея и Монголии один раз в два года.
Научная конференция студентов «Знание» была проведена в Сеуле в 2013 г. Организатором мероприятия стала южнокорейская Ассоциация монгольских студентов. Около 140 участников конференции приняли участие в заседаниях по естественным и социальным наукам [6, C. 38].
В октябре 2015 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством образования Республики Корея и Министерством культуры, науки и образования Монголии. Документ стал продолжением программы сотрудничества в сфере образования на 2006-2015 гг. В нем были заложены нормы, направленные на усиления сотрудничества в сфере образования. Это был не единственный двусторонний документ, регламентирующий вопросы сотрудничества, принятый в 2015 г. Академии наук Южной Кореи и Монголии подписали Меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым запланировано проведение совместных встреч, обмен учеными и научные стажировки [5].
Многочисленные описанные факты сотрудничества не свидетельствуют об отсутствии проблем и слабых сторон в отношениях между странами. Далека от совершенства система реализации договоров, заключенных между университетами, на практике. Монгольские университеты не пользуются популярностью у южнокорейских студентов в осуществлении взаимных обменов, а также при выборе обучения за границей. Иными словами, интерес в реализации совместных образовательных проектов проявляется в основном монгольской стороной.
На данном этапе система образования Монголии находится на этапе реформирования. Система образования, которая сформировалась в стране, не устраивает монгольское общество. Направлений, в которых следует двигаться для решения этой проблемы, несколько. Необходимо открыть научно-исследовательские учреждения мирового уровня. Система образования Южной Кореи может стать отличным примером для развития монгольской, поскольку соответствует лучшим мировым образцам. Кроме того, в Корее отношение к образованию гораздо более уважительное, чем в Монголии, что проявляется как в отношении к нему общества, так и в политике правительства, которое выделяет все больше средств на развитие этой сферы. В результате Южная Корея занимает лидирующие позиции в мире по количеству населения с законченным средним образованием.
Система монгольского образования проходит период модернизации. Этот процесс нашел отражение в государственных документах, в частности, в Концепции модернизации образования в Монголии на период с 2006 по 2015 г. [8, C. 132-133] Законодательная база монгольской государственной политики в сфере образования проработана достаточно основательно, в ее основе лежат нормы Конституции. Направления, в которых происходит дальнейшая реформа образования, следующие: компьютеризация, гуманизация, гуманитаризация и демократизация. Образование становится главным фактором развития Монголии, которая пытается стать частью мировой образовательной системы, имея перед собой пример Южной Кореи.
Список литературы / References
- Agreement on Cultural, Scientific and Technological Cooperation between the Government of the Republic of Korea and the Government of Mongolia. / Treaties and International Agreements: Registered or Filed and Recorded with the Secretaria. – New York, 2002. - P.480.
- Han Y. Factors affecting school adjustment of international students in Korea universities – with a focus on Mongol students. / Y.Han // Graduate Thesis. - Wanju-Gun, 2015. - P. 12-23.
- Kim М. The present status of Korean language education in Mongolia and proposal of enhancement / M. Kim // Korean Language and Literature Education.- Seoul, - №5. - P. 451-477.
- Korea-Mongolia Joint Statement. Ulaanbaatar, 1992 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.mofa.go.kr/webmodule/htsboard/ (27.04.2016)
- Memorandum of Understanding between the Ministry of Education of the Republic of Korea and the Ministry of Culture, Education and Science of Mongolia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mofa.go.kr/webmodule/ (27.09.2016)
- Purev-Ochir A. Issues in the development of Korean language materials in Mongolia / А. Purev-Ochir // Graduate Thesis. - Wanju-Gun, 2015. - P. 32-41.
- Амгалан Ж. Современная Монголия / Ж. Амгалан. - Чита: Забайк. гос. гум.-пед. ун-т, 2006. - 120 с.
- Боловсролын шинэчлэлийн онол арга зуйн асуудлууд / Ред. Н.Бэгз. - Улаанбаатар: Соембо принтинг, 2006. - 145 с.
- Закон об образовании с дополнениями и изменениями от 2002 г. / Государственный вестник образования. № 19(256). - Улан-Батор: Администрация Великого государственного Хурала, 2002. - 54 с.
- Супрунова Л.Л. Образование в Монголии: трудности и достижения переходного периода / Л.Л. Супрунова // Педагогика. – Москва, 2006. - № 2. - С. 101-112.
- Томских А.А. Высшее образование Монголии (отраслевой и территориальный аспект) / А.А. Томских // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр. 2010. - № 6(3). - С. 191-195.
- Цэдэв Н. Высшее образование в Монголии / Н. Цэдэв // Вестник Московского университета. – Москва, 2013. - № 3. - С. 51-62.
Список литературы на английском языке / References in English
- Agreement on Cultural, Scientific and Technological Cooperation between the Government of the Republic of Korea and the Government of Mongolia. / Treaties and International Agreements: Registered or Filed and Recorded with the Secretaria. – New York, 2002. - P.480.
- Han Y. Factors affecting school adjustment of international students in Korea universities – with a focus on Mongol students. / Y.Han // Graduate Thesis. - Wanju-Gun, 2015. - P. 12-23.
- Kim М. The present status of Korean language education in Mongolia and proposal of enhancement / M. Kim // Korean Language and Literature Education.- Seoul, - №5. - P. 451-477.
- Korea-Mongolia Joint Statement. Ulaanbaatar, 1992 [Electronic resource]. - URL: http://www.mofa.go.kr/webmodule/htsboard/ (27.04.2016)
- Memorandum of Understanding between the Ministry of Education of the Republic of Korea and the Ministry of Culture, Education and Science of Mongolia [Electronic resource]. - URL: http://www.mofa.go.kr/webmodule/ (27.09.2016)
- Purev-Ochir A. Issues in the development of Korean language materials in Mongolia / А. Purev-Ochir // Graduate Thesis. - Wanju-Gun, 2015. - P. 32-41.
- Amgalan Zh. Sovremennaja Mongolija [Modern Mongolia] / Zh. Amgalan. Chita: Zabajk. gos. gum.-ped. un-t, 2006. - 120 p. [in Russian]
- Bolovsrolyn shinjechljelijn onol arga zujn asuudluud [Education Reform Theoretical and Methodological Problems] / Red. N.Bjegz. Ulaanbaatar: Soembo printing, 2006. 145 p. [in Russian]
- Zakon ob obrazovanii s dopolnenijami i izmenenijami ot 2002 g. [Education Amendment Act 2002] // Gosudarstvennyj vestnik obrazovanija. № 19(256). - Ulan-Bator: Administracija Velikogo gosudarstvennogo Hurala, 2002.- 54 p. [in Russian]
- Suprunova L.L. Obrazovanie v Mongolii: trudnosti i dostizhenija perehodnogo perioda [Education in Mongolia: Challenges and Achievements of the Transition Period] / L.L. Suprunova // Pedagogika [Pedagogy]. - № 2. P. 101-112. [in Russian]
- Tomskih A.A. Vysshee obrazovanie Mongolii (otraslevoj i territorial'nyj aspekt) [Higher education in Mongolia (sectoral and territorial aspect)] / A.A. Tomskih // V mire nauchnyh otkrytij [World Of Discovery]. - Krasnojarsk, 2010. - № 6(3). - P. 191-195. [in Russian]
- Cjedjev N. Vysshee obrazovanie v Mongolii [Higher education in Mongolia] / N. Cjedjev // Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow university]. - 2013. - № 3. - P. 51-62. [in Russian]