СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Семенова Л.Э.1, Семенова В.Э.2
1Доктор психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина; 2кандидат философских наук, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
В статье рассмотрена сущность и специфика феномена толерантности, противостоящего понятию «экстремизм». Раскрывается роль толерантности в создании системы социальных отношений, ориентированных на принцип равенства различий. Обозначается влияние макро- и микросреды на формирование данного феномена.
Ключевые слова: толерантность, экстремизм, социализация, образование.
Semenova L.E.1, Semenova V.E.2
1Doctor of psychology Sciences, assistant professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University; 2PhD in philosophical Sciences, Nizhny Novgorod State architecture and construction University
THE ESSENCE AND THE ROLE OF TOLERANCE IN THE MODERN SOCIAL SPACE
Abstract
The article considers the essence and specifics of the phenomenon of tolerance, rejecting the notion of «extremism». Reveals the role of tolerance in creating a system of social relations, oriented on the principle of equality of differences. Indicated by the impact of macro - and microenvironment on the formation of this phenomenon.
Keywords: tolerance, extremism, socialization, education.
Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [8].
Такое понимание толерантности, прежде всего, предполагает терпимое отношение ко всему иному: представителям иных национальностей, рас, конфессий, возрастов, людям с иного рода взглядами и убеждениями, к инакомыслию как таковому, инвалидам, лицам другого пола, другой сексуальной ориентации и т.п. А это, в свою очередь, подразумевает наличие как на уровне индивидуального, так и общественного сознания понимания и уважения, выражающихся в действиях, соотносимых с нормами нравственности и гуманизма, признание и принятие права на разнообразие, возможности каждого человека быть другим, руководство принципом «разные, но равные».
Иными словами, толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и индивидуальным различиям в плане ценностей, мнений и форм поведения, порождаемых особенностями условий жизнедеятельности, культурных традиций и т.п., предусматривает постоянное расширение собственного опыта и готовность к этому, отказ от догматизма, требований однозначности, различного рода бинарных оппозиций и ментального эгоцентризма, признание многообразия истины, нацеленность на диалог, сотрудничество и конструктивное взаимодействие не только между в чем-то схожими, но и порой на первый взгляд совершенно непохожими друг на друга субъектами. Она означает способность человека жить в мире неопределенности, где много вопросов и мало ответов, видеть сложности и противоречия и не пытаться разрешать их по принципу «или – или», мыслить вне контекста «черное – белое», замечать полутона и быть готовым отвечать за собственные действия [6]. Как пишет А.Г.Асмолов, толерантность – это норма жизни в мире реальности, где человек должен попытаться понять других людей.
Следует отметить, что сущность и специфика толерантности диаметрально противоположны такому прогрессирующему в наши дни явлению как экстремизм, обозначающему приверженность к крайним взглядам, мерам и действиям. В дословном переводе с латыни экстремизм обозначает не что иное, как крайнее проявление чего-либо – действий, высказываний, взглядов и т.п. Он может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и др., даже бытовым [10]. Предупреждение и преодоление экстремизма в современном обществе осложнено многогранной системой порождающих его факторов: слом сложившихся социальных структур; обнищание массовых групп населения; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемления национального достоинства и т.д. Чутко улавливая рост негатива в общественном и индивидуальном сознании, обусловленный нестабильностью социально-экономической и политической обстановки, экстремизм обещает людям быстрое устранение трудностей, осуществление гарантированного порядка и социальной обеспеченности на основе решительного подавления инакомыслия, жесткого утверждения своей системы политических, идеологических и иного рода ценностей. При этом идеологическое воздействие экстремизма строится на оперировании демагогическими лозунгами и призывами, создающими образ врага, апеллирующими к низменным чувствам человека, разрушающим его личностную сферу, дестабилизирующим систему социального взаимодействия [10].
В непростых современных условиях одним из немногих средств, способных на сегодняшний день удержать мир от катастрофической угрозы тотальной подозрительности и неприятия, раздирающей ненависти и социальной агрессии, выступает толерантность, призванная противостоять любого рода экстремистским тенденциям, имеющим место в эпоху нестабильности и социального неблагополучия, а также предрассудкам и страхам массового сознания, среди которых, в частности, религиозная нетерпимость, ксенофобия, этнофобия, мигрантофобия, гомофобия и т.п., порождающие расизм, сексизм, гетеросексизм и другие виды дискриминации.
Кроме того, применительно к нашей стране, в условиях роста социального разнообразия современной России толерантность становится необходимым условием и основой демократизации, дальнейшего развития плюрализма, становления гражданского общества, укрепления социальной стабильности, стратегии нахождения компромиссов и преодоления различного рода конфликтов.
Подчеркнем, что признание значимости толерантного отношения в мировом масштабе находит свое отражение в целом своде международных документов, где на повестку дня ставится проблема формирования толерантности («Всеобщая декларация прав человека», «Декларация принципов толерантности» ЮНЕСКО, «Декларация и Программа действий в области культуры мира» и многие другие). Важность становления толерантного сознания и внедрения в социальную практику норм толерантного поведения указывалась и в принятой в соответствии с «Декларацией принципов толерантности» целевой Программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.).
Итак, мы можем заключить, что необходимость признания толерантности важнейшим элементом жизнедеятельности и приоритетной социокультурной нормой в современном мире обосновывается ее значимостью как одной из универсальных демократических ценностей, как оптимальным механизмом взаимодействия различных социальных групп и главным условием развития гуманного общества. При этом мы разделяем точку зрения тех авторов, которые отмечают также универсализм и самой толерантности, т.е. необходимость ее проявления во всех сферах – политической, экономической, религиозной, этнической, гендерной, личностной и др. [5].
Согласно психологическим исследованиям, толерантность является многомерным феноменом, поскольку вбирает в себя и свойство личности, которое обеспечивает психологическую устойчивость в ситуации напряженности и конфликта, и личностную установку уважения взглядов и мнений других людей. Соответственно личностными детерминантами толерантности являются способность к эмпатии, устойчивость к неопределенности, ментальная гибкость, альтруизм, умение брать на себя ответственность, внутренний локус контроля и некоторые др. [6].
Разумеется, что толерантность как уважение ко всему иному не возникает у человека сама по себе и на пустом месте, она требует особого воспитания, социализации личности в духе нравственных норм и гуманистических идеалов. И ключевая роль в этом процессе, на наш взгляд, принадлежит не столько макро-, сколько микро- социальным факторам, среди которых следует, прежде всего, выделить семью и школу, родителей и педагогов, определяющих характер и содержание развития личности.
Необходимо подчеркнуть, что многие современные авторы придерживаются практически аналогичной точки зрения, подтверждением чему могут служить публикации, посвященные проблеме формирования толерантности у субъектов образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) применительно к условиям современной российской школы как института социализации личности подрастающего поколения [3, 4, 9 и др.]. Отметим, что в этом плане первостепенное значение приобретает толерантность самих агентов социализации (родителей и педагогов), их мировоззренческая позиция, реальное отношение и поведение (вспомним известное утверждение Л.Н.Толстого о том, что воспитатель сам, прежде всего, должен быть воспитан), а основными методами и средствами становится практика понимания различий, их исторических и социокультурных основ, практика поиска сходств, приводящая к осознанию наличия скрывающихся за различиями сходств (для чего нужны специальные занятия, поскольку, как известно, в силу особенностей внимания и мышления человека, поиск сходств осуществить на порядок сложнее, чем находить различия), практика общения с представителями разных социальных групп, практика открытия, по меткому выражению психологов, человека в человеке.
Однако в то же время, мы считаем важным обратить внимание на тот факт, что специфика воспитания и социализации личности в семейной и образовательной среде во многом оказывается производной от специфики культуры самого общества в целом, т.е. макросреды. Применительно к интересующему нас вопросу это означает, что возможности толерантности зависят от типа культуры того общества, где происходит ее утверждение.
Философия и психология толерантности, ее идеология и практика созвучны особому типу культуры, названной А.Г.Асмоловым культурой достоинства и противостоящей культуре иного типа – культуре полезности. Ключевые характеристики культуры полезности – это установка на выживание, отношение к другому человеку как вещи, принцип «незаменимых людей нет», негативное стремление урезать время, отведенное на детство и старость, отлучение образования от социальной программы развития общества, страх как непредсказуемости и изменчивости в самом обществе, так и вариативности и самобытности личности, неприятие права на выбор у других, тогда как для культуры достоинства характерно отношение к другому человеку как к высшей ценности, принцип незаменимости и неповторимости каждой личности, акцент на вариативность, свободу выбора и личную ответственность, установка на социальное развитие [1]. При этом в целом первый тип культуры, по словам А.Г.Асмолова, созвучен парадигме конфликта, в то время как второй – как раз парадигме толерантности. И если на макроуровне общества современная Россия еще весьма далека от культуры достоинства, успех в воспитании толерантности, на наш взгляд, во многом зависит от того, насколько будет приближен к этому типу культуры микроуровень нашего социума (семейная и образовательная среда).
С учетом выше сказанного нами было проведено собственное эмпирическое исследование, направленное на изучение некоторых видов толерантности у студентов старшекурсников – будущих учителей. Предметом нашего анализа стали следующие виды толерантности: этническая, социальная, предполагающая проявления толерантности в отношении представителей ряда социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), толерантность как личностная черта и коммуникативная толерантность, включающая принятие и понимание индивидуальности другого человека, отсутствие использования себя в качестве эталона при оценке других людей, а также категоричности и консервативности в этих оценках, невыраженность стремления переделать своего партнера. Три первых вида толерантности определялись по методике «Индекс толерантности» Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е.Хухлаева, Л.А.Шайгеровой [7], последний вид – по методике диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко [7]. В качестве испытуемых выступили учащиеся педагогических вузов в количестве 93 человек.
Полученные в ходе исследования результаты позволили нам убедиться в том, что в целом для студентов – будущих учителей характерны невысокие показатели всех видов толерантности, свидетельствующие о их слабой ориентации на толерантное поведение как социокультурную норму и низкой степени готовности к толерантным отношениям. Сразу же оговоримся, что такого рода положение дел во многом согласуется с результатами диссертационного исследования О.Г.Виноградовой, согласно которым толерантность не является доминирующей личностной ценностью у современной молодежи и имеет место факт смысловой путаницы снисходительности и уважения другого как равного себе субъекта [2]. Так, в частности, по полученным нами данным у абсолютного большинства испытуемых наблюдался низкий уровень этнической (65,6% человек), социальной (61,3%) толерантности и толерантности как личностной черты (54,8%) и, как следствие, невысокий общий индекс толерантности (59%), а также примерно в равной степени со средними показателями преобладали низкие показатели коммуникативной толерантности (40,9% человек).
Таким образом, обозначенные проблемные зоны в плане развития толерантности у студентов – будущих учителей позволяют говорить о том, что, с одной стороны, в современную российскую школу могут прийти (и, вероятно, приходят) мало толерантные специалисты, а с другой, – что сама школа (среднее и высшее образование) не создает пока необходимых условий для становления толерантности учащихся. Все это ставит на повестку дня проблему поиска реальных путей и средств интериоризации всеми субъектами образовательного процесса толерантности как ценности и социокультурной нормы.
Список литературы
Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности // Вопросы психологии. ‑ 2003. - № 4. ‑ С. 3-12.
Виноградова Е.Г. Субъективные предпосылки толерантности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. ‑ 23 с.
Вострухина Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса // Дошкольное воспитание. ‑ 2010. - № 3. ‑ С. 103-114.
Ежова М. Если ты не похож на меня… (Разработка по толерантному воспитанию) // Школьный психолог. ‑ 2009. - № 5. ‑ С. 18-21.
Круглова Н.В. Перспективы гендерной толерантности в России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – 2009. - № 108. ‑ С. 210-218.
На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Смысл, 2000. – 255 с.
Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. – 172 с.
Толерантность [Электронный ресурс] URL: http://www.tolerance.ru/ (дата обращения 23.11.2013).
Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы. СПб: КАРО, 2006. – 128 с.
Экстремизм [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/262/Экстремизм (дата обращения 23.11.2013).