Русско-афганские торговые отношения во второй половине XIX века

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.149.89
Выпуск: № 11 (149), 2024
Предложена:
07.09.2024
Принята:
18.10.2024
Опубликована:
18.11.2024
24
1
XML
PDF

Аннотация

В работе рассматривается внешнеторговая деятельность России со странами Востока во второй половине XIX века, в частности с Афганистаном, дается анализ ведения русско-афганской торговли и выявляются перспективы ее развития.

В связи с возросшими потребностями русской текстильной промышленности в сырье, Россия стала основным импортером афганского хлопка, производство которого до второй половины 80-х годов XlX в. шло лишь на переработку его в ткани в самом Афганистане. Вывоз хлопка из Афганистана в Россию в 1890 г. составлял 320 пудов, а в 1900 г. достиг 48 тыс. пудов.

Наряду с хлопком в ассортименте афганских товаров, ввозившихся в Россию, одно из важных мест занимал каракуль, который прежде в основном через Иран ввозился в Европу. Ежегодный экспорт в Россию афганского 3 каракуля составлял в среднем 100 тыс.-150 тыс. шкурок.

1. Введение

Присоединение Средней Азии к России в XIX веке и строительство коммуникаций к афганской границе создали новые возможности для расширения русско-афганской торговли. Согласно договорам, заключенным Россией в 1868 г. с Кокандом, в 1868 и 1873 гг. с Бухарой, подданным России предоставлялись определенные льготы в торговле. Целью данной статьи является рассмотрение русско-афганских торговых отношений в XIX веке, а также выявление основных факторов и перспектив в этом вопросе. В ходе изучения мы опираемся на архивные документы, иностранные источники, также на работы ученых Б.И. Искандарова и Н.М. Гуревича.

2. Обсуждение

Разразившийся в 80-х годах XIX века мировой экономический кризис вызвал резкое падение цен на русские товары. Цены же на них в Средней Азии повышались. Это обстоятельство явилось некоторым дополнительным стимулом для роста русско-афганской торговли; «...дешевизна русских мануфактурных товаров имеет... то выгодное и важное значение, – отмечал представитель России в Бухаре Чарыков, – что благодаря ей русские товары распространяются из г. Бухары, как из центра, вглубь Азии, в местности, куда русские торговцы сами еще не проникают, и в особенности в Северный Афганистан и даже в Кабул»

.

Необходимо отметить, что торговый обмен между обеими странами во многом зависел от международного положения Афганистана и политики афганского эмира Абдуррахмана (1880—1901). По соглашению 1880 г., достигнутому в период второй англо-афганской войны (1878—1880) между эмиром Абдуррахманом и англичанами, внешняя политика Афганистана находилась под контролем Англии. Внешнеполитическая зависимость от британского империализма, усилившая опасность превращения Афганистана в английскую колонию, и стремление эмира Абдуррахмана к восстановлению утраченной политической независимости Афганистана объясняют характер ведения русско-афганской торговли во второй половине XIX века.

В развитии русско-афганских торговых отношений большую роль играли Бухара, Ташкент и другие среднеазиатские города. Основной торговый путь из России в Афганистан проходил через Бухару, Карши, где он раздваивался в стороны Келифа и Керки. После воцарения на афганском престоле Абдуррахмана, который ввел ограничения на торговлю с Россией по границе с Афганистаном, а также с вводом в эксплуатацию Закаспийской железной дороги (1888 г.) значительную роль стал играть торговый путь из Бухары в Афганистан и из Мерва в Иран по направлениям: Серахс — Мешхед — Герат и Серахс — Турбете-Хайдери — Герат

.

В рассматриваемый период для населения Северо-западного и Северного Афганистана, включая Бадахшан и припамирские районы, русские товары приобрели первостепенное значение. Они стали даже вытеснять английские. Об этом, в частности, свидетельствуют донесения начальника Керкинского гарнизона от ноября l888 г., консула в Кашгаре Петровского в 1891 г., а также рассказы бухарцев Таир-бая Юсупова и Таш Назар Садык Оглы, посетивших в 90-х годах Афганистан

.

О широком распространении русских изделий в Афганистане рассказывают и английские источники. Член английской комиссии по установлению северо-западной границы Афганистана Гейт, проехавший в 1884-1885 гг. значительную часть афганской территории, писал, что в Калаи-Нау, находящемся в Гератской области, «почти каждая вещь импортная: штучные товары — из России, а ряд предметов, сделанных из шелка, хлопка, шерсти и фетра, — из Мешхеда, Пендэ и Бухары». Далее автор отмечает наличие большого количества русских товаров на севере Афганистана, в частности в Маймане. На базаре этого города, пишет он, «цветные хлопчатобумажные ткани — главным образом русские. Шелковые привезены из Бухары. Русская кожа широко используется для «туфель» и ботинок»

.

Англичанин Грей, побывавший в Афганистане в 90-х годах, отмечал, что русские и среднеазиатские товары пользовались большим спросом также и в Кабуле

.

Официальные круги России, отражая интересы русской буржуазии, стремились всячески содействовать развитию русско-афганской торговли. «Содействие развитию наших торговых сношений с афганским ханством, — писал 25 октября 1899 г. министр иностранных дел России военному министру, — должно по-прежнему составлять особую заботу наших пограничных властей... Только посредством возможного облегчения торговых сношений Афганистана с Россией и русско-подданных с афганскими мы можем рассчитывать мало-помалу сблизиться с такою.. нерасположенною к иностранцам страною, какою является Афганистан»

.

Интересно отметить, что и афганские власти, зачастую игнорируя внешнеполитическую зависимость Афганистана от Англии, стремились содействовать развитию торговли с Россией. «Торговые сношения между Бухарою и Афганистаном ведутся беспрепятственно. Кроме того, несколько недель назад, – говорилось в одном из донесений политического агента России в Бухаре в декабре 1889 г., – гератский губернатор известил начальника Мервского округа, что и русско-подданным торговцам мусульманского вероисповедания открыт свободный доступ в пределы Афганистана»

.

Убедительным свидетельством стремления Афганистана развивать торговлю с Россией могут служить также попытки, предпринятые афганской стороной в течение 1899—l900 гг. с целью начать переговоры с официальными кругами России о заключении между обеими странами торгового договора без консультации с Англией. Как отмечал Ковалев, афганский торговый агент, который вел с ним переговоры по этому вопросу, явно дал ему понять, что «эмир ничего не имеет против торгового договора с Россией, но, чтобы не затрагивать преждевременно Англию, предпочел бы частным путем вести предварительные переговоры»

.

Однако эти осторожные попытки афганского эмира договориться с официальными кругами России о заключении русско-афганского торгового договора не нашли в то время отклика со стороны царского правительства. Из Петербурга Ковалеву было дано строгое предписание, ни коем случае в дальнейшем не вступать в переговоры с представителями афганской стороны без санкций на то императорского правительства

.

Это объяснялось тем, что, во-первых, царизм опасался вступать в переговоры с афганским правительством из-за боязни осложнить отношения с Англией, а во-вторых, считал открытую попытку зависимого от Англии Афганистана вступить официальные переговоры с другой стороной без уведомления и санкций английского правительства не чем иным, как провокацией самих англичан.

В 90-х годах структура и объем русско-афганской торговли изменились по сравнению с предшествующим десятилетием. В результате, с одной стороны, повышения с начала 90-х годов эмиром Абдуррахманом ввозных пошлин на иностранные изделия, а с другой — включения с 1894 г. Бухары в таможенную территорию России транзит англо-индийских товаров через Афганистан в Россию значительно уменьшился. Об этом можно судить по стоимости экспорта из Индии в Афганистан. По сведениям Пешаварской торговой палаты, если стоимость вывоза товаров из Пешавара в Кабул оценивалась в 1889/90 г. в 89 лаков рупий (5 868 000 руб. метал.), то уже в 1890/91 г. эта сумма уменьшилась больше чем вдвое — до 43,5 лака рупий (2 566 600 руб. метал.) Поскольку ввоз англо-индийских товаров в Афганистан резко упал, то и удельный вес их во внешнеторговом обороте Афганистана с Россией уменьшился. Отныне в экспорте из Афганистана в Россию стали преобладать собственно афганские товары.

3. Заключение

Таким образом, попытки русских властей договориться с афганской стороной о неограниченной транспортировке грузов по русско-афганской границе оканчивались, однако, неудачей. «...Все старания наши, — как отмечал начальник Закаспийской области в своем письме туркестанскому генерал-губернатору Иванову, — изменить нынешнее направление торговли с Афганистаном — Асхабад — Мешхед (Турбет) — Герат — в пользу правления Асхабад—Кушка — Гедра разбивались главным образом об упорство афганского эмира, не желающего допускать непосредственных торговых отношений между обоюдными подданными….»

.

Метрика статьи

Просмотров:24
Скачиваний:1
Просмотры
Всего:
Просмотров:24