Формирование концепции национальной безопасности в истории философской мысли Китая: философско-культурологический контекст
Формирование концепции национальной безопасности в истории философской мысли Китая: философско-культурологический контекст
Аннотация
Национальная безопасность является основой существования и развития государства. В Китае, с его долгой историей и философскими традициями, сформировалось уникальное представление о национальной безопасности, основанное на размышлениях древних мудрецов, испытаниях династий и стремлениях народа к спокойной жизни. В статье представлен анализ исторической эволюции идей безопасности в китайской философии, влияние конфуцианства на её формирование, взаимодействие идей безопасности с социальной и культурной сферами. Концепция национальной безопасности в Китае не является абстрактной теорией. Она глубоко укоренена в коллективной памяти и культуре народа. Цель статьи – проанализировать контекст и особенности китайского представления о безопасности и представить философский взгляд на вопрос, который актуален в условиях глобализации. В процессе исследования автор обращался к историко-философскому, феноменологическому, интегративному подходам, к принципу детерминизма, интерпретационному методу.
1. Введение
Историческое развитие философских и культурных систем, формирующих концепцию национальной безопасности Китая, претерпело множество изменений, чтобы соответствовать требованиям времени. В условиях современных изменений важно исследовать происхождение и развитие концепции национальной безопасности, чтобы понять её особенности для сохранения мира, стабильности, развития, открытости и плюрализма в глобализированном контексте. Данное исследование способствует пониманию основных принципов концепции безопасности Китая, обосновывает ее взаимосвязь с культурной безопасностью, традиционной культурой и философией китайских мудрецов.
2. Методы и принципы исследования
Историко-философский подход позволил проанализировать динамику формирования идей безопасности в истории философской мысли Китая. Благодаря феноменологическому подходу была определена интерпретация понятия «национальная безопасность» древними мыслителями Китая. Принцип детерминизма позволил раскрыть причинно-следственные связи в становлении идеи о культурной безопасности как доминирующего направления национальной безопасности Китая. Обращение к интегративному подходу способствовало выявлению специфики становления идеи национальной безопасности в древней философской мысли Китая. Интерпретационный метод дал возможность проанализировать идеи китайских мудрецов о культурной безопасности как о проявление национальной в контексте исследований современных китайских философов.
3. Основные результаты
Современные китайские философы уже давно пришли к выводу о необходимости обращения при обсуждении теории национальной безопасности к истории философской мысли. Это обусловлено тем, что формирование концепции национальной безопасности, в большинстве своем, отражает ценностные ориентации страны, определение интересов культурного развития и понимание внешнего мира, которые были сформулированы и определены в системе образования и воспитания в древних философских учениях конфуцианства.
Но в современных исследованиях не достаточно прослеживается историческая динамика становления концепции национальной безопасности Китая, роль традиционных ценностей и конфуцианской философской мысли в ее обосновании. Так, например, Лю Юэцзинь и Ван Сяо констатируют, что национальная безопасность появилась с государством для обеспечения управления, обороны страны от внешних угроз. После основания КНР понятие национальной безопасности включает не только традиционную военную безопасность, но и политическую, экономическую, культурную безопасность и т.д. Культурная безопасность становится в концепте национальной безопасности доминирующей, что обусловлено приоритетом традиционной культуры, как на внутреннем, так и на внешнем уровне развитии Китая.
Китайская национальная культурная безопасность сталкивается с многочисленными проблемами и вызовами, включая вопросы идеологической безопасности, сохранения и инновации культурного наследия, влияния внешних культур, развития культурной индустрии, международных культурных обменов, интеграции городской и сельской культуры, а также в сфере управления культурным рынком.
Несмотря на то, что представлены различные конкретные проблемы, и независимо от разнообразия их внешнего выражения, в целом, все сводится к вопросам отношений между людьми, странами, людьми и государством, природой. Гармоничность или негармоничность этих отношений напрямую влияет на безопасность государства, развитие и социальную стабильность.
Анализ работ китайских авторов , , , , которые рассматривают проблемы национальной, культурной безопасности, дает основание заметить, что, анализируя современные проблемы, они не обращаются к теоретическим позициям философов древности. А так как именно в них заложены доминирующие идеи культурной, национальной безопасности, которые представлены в современных концепциях, считаем необходимым остановиться на этом вопросе.
4. Обсуждение
4.1. Исторические основы построения современной китайской концепции национальной безопасности
В древности термин «национальная безопасность» не был явно сформулирован, однако различные режимы управления государством имели глубокое понимание своей безопасности и принимали соответствующие меры. Это можно считать реализацией зарождающейся идеи национальной безопасности. Как пишет Чжао Юнчунь , во времена династии Чжоу была сформирована сложная феодальная система для управления пограничными территориями, поддержания баланса между централизованным управлением и местными полномочиями. Чжао Юнчунь отмечает, что эти действия должны были определить отношения не только между различными народами в истории Китая, но и внешнюю сторону национальной безопасности.
По утверждению Лю Юэцзинь, формирование политики национальной безопасности относится к доциньской эпохи (периоды Чуньцю и Чжаньго), отражая безопасность государств Чу, Ци, Янь, Чжао, Вэй, Чжоу и т.д. в древнем Китае . Исходя из этого, исследование концепции национальной безопасности в современном контексте имеет основание в историческом, общественном, этническом, ценностном и культурном контекстах, особенно после установления единого многонационального государства в эпоху Цинь.
Древнекитайская цивилизация, особенно в эпоху Западной Чжоу, проявляла глубокое понимание национальной безопасности, что можно обосновать не только влиянием, но и глубокой внутренней связью с распространенными философскими идеями. Как пишут Синь Вэнь и Хань Пэньцзе, в период Западной Чжоу централизованная династия сталкивалась, как с внешними, так и с внутренними угрозами безопасности, которые были нацелены на этику и моральный дух человека и народа, в целом . Поэтому неслучайно Синь Вэнь и Хань Пэньцзе замечают, что уважение к добродетели, образованию, почитанию предков, духу родословия, идеям Инь-Ян, отношениям между небом и землей, которые были определены Чжоу-династийскими философами, имеют общую основу, которая заключается в стремлении поддерживать стабильность государства и общества, предотвращая возникновение беспорядков . Мораль (“德”) в эпоху Чжоу была рассмотрена как основа управленческой системы государства и социального порядка. В «Шуцзин» (“书经”) сказано, что «Небеса без пристрастий, поддерживают только тех, кто имеет высокую мораль» (“皇天无亲,惟德是辅”) , что означает: небо не имеет предпочтений и поддерживает только тех, кто обладает выдающимися моральными качествами. Это относится и к образованию, почитаю предков, к любви и уважению между членами семьи. Родственные связи обеспечивали безопасность в семье и в государстве. Патриархальный дух – система, которая была фундаментом социальной структуры эпохи Чжоу. Эти идеи находятся в постоянном развитии, поэтому они наследованы и стали основными современными ценностями Китая. Понятия благополучие, демократия, цивилизация, гармония, свобода, равенство, справедливость, законность, патриотизм, профессионализм, честность, дружба, хотя и отличаются формой выражения, в своей сущности они определяют стремление и культурный дух китайской нации.
В период Западной Чжоу, хотя и не было явной концепции «народноцентричного мышления», политическая система формировала общественное сознание, ориентируясь на народную основу, что было возможно благодаря традиционной культуре и философским убеждениям, которые играли важную роль в становлении ранних концепций национальной безопасности. Так, например, идея небесной судьбы подчеркивала священное доминирование правителя, придавая национальной безопасности священное измерение. Понятия преданности, уважения к родственникам и социальной гармонии способствовали ощущению защищенности и стабильности государства. По словам Чжан Юнпань безопасность и могущество государства рассматривались как достижение через владение землёй и как защита от внешних врагов. Поэтому, формируя модель безопасности, при которой малые кланы подчинялись и защищали главный клан чжоуского короля, так как их связывали семейно-родственные отношения, государственная безопасность проявлялась в предотвращении внутренних беспорядков, подавлении мятежей и отражении внешних вторжений. А, следовательно, основное внимание уделялось обеспечению правления государством, а не защите благосостояния широких народных масс.
4.2. Конфуцианская идеология в рамках концепции национальной безопасности - народ является основой и опорой государства
В обширную перспективу создания концепции национальной безопасности конфуцианские идеи внесли свои уникальные и богатые понятия. Конфуцианство продемонстрировало свою преданность народной основе, моральному направлению, стремлению к гармоническому порядку и призывы к гуманной дипломатии, совместно создав комплексный контекст национальной культурной безопасности, учитывающий человеческий фактор, внутренние и внешние аспекты. Идеи Конфуция и его учеников расширили понимание национальной безопасности, сделав акцент на социальной и культурной. Как замечает Ши И, их идеи определили метод выживания человечества в условиях различных природных и социальных вызовов. Они стали универсальной ценностью, пройдя через временное ограничение . «Небеса смотрят через глаза нашего народа, небеса слышат через уши нашего народа» . Эта политическая идея конфуцианских учений, определила главную линию, согласно которой народ превыше всего, и государство должно строить свою политику на принципе «народ – основа государства».
Идея внутренней безопасности пронизывает учение Конфуция, который считал, что между королем и народом должна формироваться родственная забота и доверие, как между родителями и детьми. Она имеет очень важную практическую ценность и в настоящее время, так как направлена на социальную стабильность, способствует долгосрочному развитию страны, счастливому и здоровому жизненному уровню народа, признанию законности, как основы власти. Поэтому проблемы безопасности, прежде всего, зависят от системы управления государством. А, следовательно, необходимо вначале обеспечивать благосостояние народа, а затем дать ему образование.
Эта фраза соответствует тому, что сказала Ханна Арендт, американский политический философ: «Поддержка народа придает власть государственной системе. Эта поддержка не более чем продолжение согласия народа, которая создает законы и заставляет их действовать» . Не говоря конкретно о проблемах безопасности, Конфуций всем своим учением подводил к мысли, что их разрешение зависит от мудрости правителя, который ценит свой народ, от народа, который доверяет своему императору. Но, как отношения в семье, так и в государстве, определяются, регламентируются устоявшимися этическими нормами, которые сформировались исторически в китайской культуре. Нарушаются эти нормы – разрушается культура. По этому поводу китайские философы замечают: что идея доброжелательности — это не только внутреннее существование личности, но и принцип, который необходимо до конца реализовывать в общественных взаимодействиях и политической деятельности . О соотношение общественного и личного пишет и Сюй Бо, отмечая, что в учении Конфуция безопасность – это право на выживание и право на жизнь .
Мэн-цзы дал дальнейшее развитие «народоцентричного мышления» конфуцианства, сделав акцент в своей философии на «природной склонности [человека] к добру». Он говорил, что «Добрая природа человека подобна течению воды по низине. Так же, как у человека нет плохой природы, у воды нет направления, кроме как вниз» .
Мэн Цзы использовал теорию «природная склонность [человека] к добру» для построения универсального морального фундамента общества того времени, где мораль формирует социальную структуру и межличностное общение. Она предоставляет обществу систему ценностей и стандарты поведения, помогая каждому понять, как жить в гармонии с другими, поддерживая стабильность социальных отношений и сохранение порядка. Его философская установка на моральные качества человека определяет четыре основных принципа: «благородство (仁), справедливость (义), вежливость (礼), мудрость (智)» . Чжань Шиюй соотносит его учение с философией И. Канта, отмечая совпадение идей философов. Если Мэн Цзы ориентирует человека на понимание, то И. Кант рассматривает разум как добро .
Можно сказать, что «теория доброй природы» Мэн Цзы обосновывает моральную основу общества и оказывает глубокое влияние на поведение человека. И здесь же, Мэн Цзы, исходя из этой теории, выражает свои опасения относительно социального беспорядка и влияния феодальных ранговых отношений на общество. Он не соглашается с концепцией Конфуция, что «Царская власть имеет божественное происхождение», подчеркивая, что «человеческая природа должна стремиться к добру» . Поэтому его тезис, что «Есть способ завоевать мир: завоевать сердца народа, и тогда ты получишь весь мир; есть способ завоевать сердца народа: завоевать их уважение и доверие, и тогда ты получишь народ» , можно рассматривать как идеологию внутренней безопасности государства.
Учение Конфуция и Мэн Цзы о народоцентризме предоставляет комплексную теоретическую базу для внутреннего социального порядка и безопасности государства. Эта система идей утверждает, что стабильность и гармония государства происходят из уважения к благополучию народа и повышенного значения морального воспитания. В рамках этого учения человечность правителя, социальная этика, личная моральная культура и значимость воспитания являются фундаментальными блоками управления государством.
Сегодня основные социалистические ценности Китая формируются и интерпретируются на основе традиционной философии, которая развивалась на протяжении тысячелетий и оказала глубокое влияние на культуру, мораль и общественное развитие страны. Современная концепция национальной безопасности тесно связана с основными ценностями, отражающими культуру, историю и социальную структуру государства. Чжун Кайбин отмечает, что она зависит от основных ценностей страны и изменяется с течением времени и обстоятельств . Если в период Западного Чжоу концепция национальной безопасности была сосредоточена на территории и вооруженных силах, то с появлением конфуцианства она трансформировалась, подчеркнув важность внутреннего и внешнего культивирования, обогащая коннотацию национальной безопасности культурным содержанием, что является важным ориентиром для современных стратегий.
4.3. Учение о середине в концепции национальной безопасности
«Учение о середине» (中庸), как ключевая идея традиционной китайской философии, глубоко повлияло на культуру и общество Китая и сохраняет свою актуальность сегодня. Многие ошибочно понимают его как компромисс, тогда как оно акцентирует внимание на гармоничное сосуществование. Эта идея лежит в основе китайской национальной безопасности и проявляется в учении о «гармоничном обществе» и «гармоничном мире», выдвинутом Ху Цзиньтао для социально-экономического развития и внешней политики страны. Гармония, включающая демократическое управление, справедливость, честность, дружбу, порядок и экологическое сосуществование, являются идеальным состоянием для государства и гарантией его безопасного развития. Этот процесс пронизан культурными кодами и философской мудростью, укрепляющими целостность системы и мышление, которые основаны на «Учении о середине».
В «Чжун юн» говорится, что между двумя крайностями есть средняя точка (“执其两端,用其中于民”) между излишеством и недостатком. Это – гармония (和谐). Она – важный концепт в китайской философии. Гармония объединяет различия между разными вещами, оформляя единство разнообразия.
Философия «середины», «гармонии» и «жизни» глубоко повлияла на политическую культуру Китая и способствовала сохранению цивилизации на протяжении 5000 лет. В эпоху преобразований и интеграции эта философия помогала воспринимать социальные противоречия, координировать разнообразные отношения, предотвращать конфликты, достигать социальной гармонии и содействовать развитию Китая.
Конфуцианство, основываясь на человеческой природе, пропагандировало гармоничное сосуществование между людьми, обществом и государством. Новая Китайская Республика, с момента своего основания всегда придерживалась принципа «Учение о середине». Эта концепция по-прежнему является основополагающей идеей Китая в решении вопросов безопасности. Генеральный секретарь Си Цзиньпин, опираясь на ее понимание, предложил теорию «построения сообщества человеческой судьбы» на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 г. Он подчеркнул важность взаимозависимости и солидарности стран, необходимость построения международных отношений нового типа и создания сообщества человеческой судьбы.
5. Заключение
Китайская концепция национальной безопасности, основанная на традиционной культуре и философии Китая – это не только вопрос ее исторической динамики, но и душа китайской национальной культуры, суть которой заключается в нравственной философии конфуцианства. Ориентация на человека начинается с «добра», «любить других как самого себя», поэтому постоянное стремление к «добру» основано на общих ценностях человечества, пропагандирующих смысл сосуществования всех стран в одном мире. С точки зрения основных идей, сформировавших китайскую концепцию национальной безопасности, можно найти эффективные философские и культурные решения многих проблем, стоящих сегодня перед человечеством.
Таким образом, проблема национальной безопасности имеет не только глубокие исторические корни в своем формировании, она раскрывается через понимание традиционной китайской культуры, которая является душой народа. Неслучайно Ян Сюй, обращаясь к словам Председателя Си пишет, что эффективная защита культурной безопасности, прочное доминирование в идеологической сфере — это важнейшие проблемы национальной безопасности страны .