Якутское кино как драйвер развития культурных индустрий региона: новые горизонты и вызовы

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.149.31
Выпуск: № 11 (149), 2024
Предложена:
08.10.2024
Принята:
22.10.2024
Опубликована:
18.11.2024
25
1
XML
PDF

Аннотация

Якутский кинематограф вступает в трудный этап взросления: есть ощущение, что момент взаимного любопытства и потворствующего всякому начинанию благодушия между творцами кино и кинорынком пройден. Приходится помимо самовыражения решать проблемы финансового, технологического плана; изживать непрофессионализм, с ним уходит непосредственность «детского» обаяния. Встают проблемы становления профессионализма сценаристов, звукорежиссеров, продюсеров и др., потому что масштабы производства требуют устойчивого прогнозируемого видения перспективы. В Якутске строится кинотехнологический центр полного цикла. Остается запустить прибыльный процесс; предусмотреть инфраструктуру: где и как будут жить, питаться, обмениваться идеями и хотеть вновь приезжать сюда кинематографисты.

1. Введение

Одной из быстро развивающихся отраслей креативных индустрий в Республике Саха (Якутия) является киноиндустрия. Самобытный бюджетный якутский кинематограф за короткий период времени вышел на международный уровень, расширив культурное пространство саха (якутов) и завоевав множество значимых наград. Началом бума кинопроизводства якутских фильмов можно считать 1990 г. Тогда была создана киностудия, затем в 1992 реорганизована и создана Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм». Из интервью Дм. Давыдова на Московском международном кинофестивале: «Якутия занимает третье место в России по объему производства кинолент — после Москвы и Санкт-Петербурга. На ее долю приходится примерно половина всех фильмов, созданных за пределами столиц. Обычно они снимаются на якутском языке, а сюжеты опираются на фольклорные мотивы и события из якутской истории»

, отражая вечное мифологическое сознание, потому это кино как об отдельной личности, так и о современном человеке вообще.

Со временем сложились самобытные черты якутского кино: если раньше, как правило, его аудитория ограничивалась населением республики, кино отражало бытующие в общественном сознании национальные архетипы, визуализируя ментальные характеристики этнофоров; сегодня якутское кино, не изменяя себе, по праву считается мировым феноменом. Еще на заре становления якутского кино кинокритик и на то время главный редактор журнала «Искусство кино» А. Долин* (14 октября 2022 года Минюстом РФ включен в реестры иноагентов) выделил: «10 принципов, отличающих якутский кинематограф:

1. Свой культурный код.

2. Отсутствие идеологии.

3. Связь со зрителем.

4. Нестяжательство.

5. Непрофессионализм.

6. Готовность учиться.

7. Неиерархичность.

8. Неформатность.

9. Незвездность.

10. Солидарность»

.

С тех пор много что изменилось, но главное: визуализация универсальных ценностей и уникальных черт культуры, – способствует конструированию позитивно маркируемой самоидентичности представителей саха и коренных этносов Северо-Востока РФ и трансляцию идентичности северянина во внешний мир. Подобное начало «связано с актуальным в те годы принятием суверенитета республики, который послужил фундаментом для взращивания новых трендов на поприще культуры»

.

2. Новые горизонты и вызовы

«Феномен «якутского кино» демонстрирует интенсивное развитие культурных индустрий и является уникальным и самодостаточным явлением современной региональной культуры»

. Но в последние годы возникает ощущение некоего «топтания на месте» или «потолка», не хотелось бы называть это стагнацией, но явное замедление, спад эйфории и ажиотажа свидетельствуют о наступающих трудностях роста. Якутский кинематограф вступает в следующий этап взросления: есть общее ощущение, что момент первоначального взаимного любопытства и потворствующего всякому начинанию благодушия между творцами кино и кинорынком, так называемый «конфетно-букетный» период пройден. Назрело время, когда приходится помимо самовыражения решать проблемы финансового, технологического плана; проблемы изживания кустарщины и самодеятельности, а с ними, к сожалению, уходит и непосредственность «детского» обаяния. Якутский кинематограф вырос из детских штанишек, теперь все по-взрослому. Остро встают проблемы становления корпуса профессионалов: сценаристов, звукорежиссеров, продюсеров, специалистов по цифровизации процесса производства кинопродукции. Новый этап развития кино неотвратим, как шаги судьбы, и внятен каждому рефлексирующему участнику процесса хотя бы потому, что масштабы производства уже не детские и требуют компетентного устойчивого прогнозируемого видения перспективы.

Все чаще говорят об этом сами деятели кино. А. Романов, художественный руководитель государственной национальной кинокомпании «Сахафильм», член Совета Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК СК РФ), председатель кинокомиссии Дальневосточного федерального округа, высказывает следующее опасение: «Может быть, чем больше мы будем выходить за пределы Якутии, даже за пределы России, тем более безликими мы будем становиться? Ведь в истории мирового кино были примеры того, как национальные кинематографии со временем не только теряли свою самобытность, но и просто исчезали»

. Похожими сомнениями делится С. Потапов, режиссер театра и кино, который в интервью Г. Красильниковой тоже отмечает, что молодое национальное кино в настоящий момент подошло к некоей точке бифуркации: «Мне кажется, сейчас проблема якутского кино в том, что мы не экспериментируем вообще. Мы ушли в какой-то мейнстрим. У нас сейчас засилье жанрового кино, но авторского нет. Можно же экспериментировать. Почему мы не снимаем авангардное кино? Почему мы не снимаем, например, немое кино. Потому что все хотят заработать денег. Идти навстречу зрителю – это то же самое, что и заработать денег. Для меня кино – это искусство, в первую очередь. ˂…˃ Мне хочется пойти другим путем. В другую сторону. Я хочу снять неправильное кино. Сейчас кинотеатры умирают. Нам надо придумать что-то другое. Мне кажется, должно появиться какое-то новое пространство, где можно смотреть кино разное, которое ближе к настоящему искусству»
.

В этом же состоянии пребывает и Дм. Давыдов: «Объективно существуют циклы развития в 15-20 лет максимум, за которыми следует спад. Нужно переформатироваться, но как это сделать — большой вопрос. Если переформатироваться в российское кино, то оно просто растопчет, поглотит якутское. И снимать малобюджетные фильмы для себя — тоже путь в никуда. Я сейчас пытаюсь нащупать эту тонкую грань, чтобы остаться собой и выйти на новый уровень. Думаю, будущее за большими совместными проектами, чем мы и занимаемся. Само якутское кино никогда не будет успешным в широком российском прокате. Мы поддерживаем связь со многими странами, где развивается этническое кино коренных народов — Новая Зеландия, Финляндия, Канада, Великобритания»

. В том же интервью С. Сумченко в газете «Якутск вечерний» режиссер, когда говорит напрямую об индустрии кино, как наиболее развитом сегменте креативной экономики, честно подводит сальдо: «Кино … — это риск …Наверное, больше половины наших фильмов, как минимум, уходят в ноль. Или же дают прибыль. Хорошим подспорьем являются онлайн-кинотеатры»
. Конечно, «ноль» и около ноля — это не масштабы творческих индустрий, нужны новые рабочие места, новые профессии, новые ниши занятости. Современная культура — это, в первую очередь, визуальная подача информации, на всех площадках и гаджетах и во всех форматах.

За много лет до якутских кинематографистов один из отцов-разработчиков культурных индустрий, Д. Хезмондалш, рассуждая о власти Голливуда, отмечал тенденции последних десятилетий: «Следует отметить два момента. Во-первых, кассовые сборы все больше теряют свою роль, уступая ее другим способам получения прибыли от фильмов (среди которых продажа и прокат DVD, продажа авторских прав). Во-вторых, ˂…˃ нужно отметить, что лишь у немногих национальных киноиндустрий есть крепкая внутренняя база»

. Нетрудно заметить, что обе тенденции буквально иллюстрируют размышления якутских кинодеятелей о перспективах и угрозах для развития национального кинематографа.

За год в республике выпускается 8-10 полнометражных кинокартин: в 2020 г. – 7 кинопроектов различных студий на сумму господдержки 20 млн. руб.; 2021 г. – 8 кинопроектов на 30 млн. руб. В 2022 г. издан Закон о государственной поддержке кинематографии в республике (Закон РС(Я))

. В 2023 г. утверждена Концепция развития киноиндустрии, анимации и производства цифрового контента Республики Саха (Якутия) до 2027 г. (Распоряжение Правительства РС(Я)
. Признанием и поддержкой якутского кино можно считать тот факт, что Правительство РФ в 2023 г. получило задание президента РФ В.В. Путина создать в Якутске многофункциональный кинопавильон (к 2026 г.), который станет единственным на Дальнем Востоке кинотехнологическим центром полного цикла, то есть с жалобами на отсутствие нормальной технической базы проблема решается.

Пока о полноценной креативной экономике и рыночных целях, как принято в индустриях, речь не идет. Будем считать, что закладывается база для развития региональной киноиндустрии. С созданием кинотехнологического центра полного цикла должно быть будет запущен реально прибыльный процесс. То есть при Центре, обеспеченном креативными профессиональными кадрами, предусмотреть инфраструктуру: где и как будут жить, питаться, обмениваться идеями и хотеть вновь приезжать сюда кинодеятели, желательно бы не одного региона (ДВФО), но и другие соседи и не только.

Существуют и развиваются другие формы поддержки: объявляются ежегодные конкурсы на гранты президентские, федеральные, региональные и муниципальные, а также частные. Возобновлен Якутский международный кинофестиваль; помогают конкурсы (питчинги), гранты СК РФ для молодых кинематографистов в различных номинациях: игровое полнометражное кино, игровое короткометражное кино, документальное кино, телесериалы, веб-сериалы, work-in-progress (на незавершенные проекты).

Кинематографисты понимают, что необходимо пробовать все метры, все форматы, все жанры, все конкурсы и гранты; занять нишу потокового вещания аудиовизуального контента – платное ТV или стриминговое вещание (их пока различают); стимулировать заказчиков и продолжать, совершенствовать и расширять дух коворкинга, сформировавшийся в нашем кино. Занять лидерские позиции в Фонде поддержки регионального кинематографа, учрежденном Союзом кинематографистов Российской Федерации в 2022 году. Основными целями которого являются поддержка и развитие регионального кинематографа, повышение его конкурентоспособности, а также популяризация регионального кино в России и за рубежом. Впервые его концепция была озвучена в конце ноября 2021-го года в рамках «Сибирской креативной недели» в Красноярске.

Очень важно для будущего обозначить себя и в правовом поле в области организации кинематографии и авторского права. Реализация потребностей кинопроизводства по всему спектру организации кинематографического процесса: «организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи

.

Коль скоро речь идет о творческих индустриях региона невозможно не обратиться к опыту креативного кластера «Квартал Труда» в Якутске, который занимает площадь 14 600 м2 с концертной ивент-площадкой, выставочно-экспозиционной зоной, лекторием, лаунж-зоной, фудкортом и спортивной площадкой. Кластер построен и реализован по концепции «Город в городе». Сейчас это пространство, где собираются представители киноидустрии, анимации, музыкальной и fashion-индустрии, а также модельные агентства, фотографы, производители медиаконтента

. Основными направлениями деятельности резидентов креативного кластера «Квартал труда» являются анимация, кино, компьютерная графика, фото-видеопродакшн, блогинг, креативные агентства, маркетинг и брендинг, дизайнеры, архитектурные и проектные бюро, индустрии изобразительного и исполнительского искусства, образование и др., здесь мы остановимся только на тех проектах, которые имеют непосредственное отношение к кино.

Креативный кластер «Квартал труда» выполняет следующие функции: создание комфортной бизнес-среды: современных рабочих мест; предоставление просторных офисных, лабораторных и производственных помещений, включая удобные переговорные, конференц-зал и митинг-зоны, создающие творческую атмосферу, которая побуждает к генерации новых идей и реализации новых проектов; способствование внедрению новых технологий, продуктов, материалов; обеспечение образования кадрового потенциала: обучение, стажировки, тренинги, семинары; взаимодействие с финансовыми организациями с целью привлечения финансирования инновационных проектов; способствование предоставлению государственной поддержки инициаторам перспективных и коммерчески успешных проектов.

Среди первых резидентов креативного кластера «Квартал труда» такие известные в регионе творческие объединения как анимационная студия Tundra, кинокомпания HitsProd х Detsat, продюсерский центр Семена Ченянова, всего 150 резидентов. В плане работы кластера следующие проекты (некоторые уже запущены): Анимационная студия Tundra. Миссия анимационной студии Tundra – привнести в мир анимации уникальность культур народов Севера и развить индустрию анимации в Якутии. Основные направления деятельности – 2D Анимация, 3D Анимация, VFX, Диджитал Арт, Мультимедиа Выставки. Команда анимационной студии Tundra: М. Каженкина, художница и сторибордистка студии TUNDRA, Ю. Синельникова, сценарист студии TUNDRA, а также шеф-редактор канала Disney, иллюстратор, фотограф.

Кинокомпания HitsProd х Detsat Креативный кластер «Квартал труда» будет центром притяжения креативного сообщества кинопроизводителей. Его мотором станет медиалаборатория и оборудованные помещения для производства кино.

Проект «SHORT HISTORY Якутии в анимации». Автор проекта – М. Рязанский, сценарист, продюсер. Проект представляет собой создание серии анимационных мультфильмов об истории Якутии хронометражем до одной минуты. Проект ориентирован на детей 4-18 лет, а также молодежь от 19 и старше. Проект планирует дальнейшее развитие студии в «Квартале труда», который поможет популяризировать мультипликационную индустрию благодаря вовлечению и обучению юных художников. Будут созданы новые рабочие места в отрасли культурных индустрий

.

Д. Тросби, исследовав особенности управления культурным капиталом, выявил шесть принципов, определяющих устойчивость применительно к культуре. Считаем, что акторам кинематографического процесса стоит детальнее остановиться на следующих критериях, которые он предлагает: динамическая эффективность; поддержание многообразия; поддержание культурных систем и признание взаимозависимости

.

3. Заключение

Вызовы обрисованы, новые горизонты видятся в многообразии, сложной гибкой структуре, горизонтальных связях: необходимы временные коллаборации, коворкинги, творческие коллективы, исповедующие партисипаторные связи в своих практиках. Команды проектов по типу временных творческих коллективов, как это происходит сейчас: нельзя терять этот дух единомышленников, неуспокоенность и здоровый авантюризм. Необходимо максимальное расширение пространства присутствия киноиндустрии (не только продукт, но и производственные площади, профессионалы, обмен опытом, отдельные производственные процессы, мастер-классы, семинары, курсы повышения квалификации и переквалификации в производстве анимации и цифрового контента). Ученичество, государственная поддержка молодых, обеспечить возможность осуществлять эксперименты, краудфандинг, эндаумент, грантоискательство, участие в конкурсах и фестивалях, локации на всех возможных площадках и во всех форматах и т.д. Все это в совокупности, а не дозировано, точечно «родному человечку» может помочь выйти на новый виток развития. Вовлечение в «шлейф» своей динамики медиахолдингов, как издательских, так и цифрового телевидения, а также использование образовательных ресурсов региона: общей, средней профессиональной и высшей школы в качестве заказчиков и потребителей, способны вывести якутский кинематограф в драйверы развития региона и должны способствовать продвижению якутских фильмов и культуры в России и мире.

Метрика статьи

Просмотров:25
Скачиваний:1
Просмотры
Всего:
Просмотров:25