Предпосылки исследований эмоционального интеллекта в отечественной психологии

Обзор
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.137.1
Выпуск: № 11 (137), 2023
Предложена:
15.11.2022
Принята:
06.12.2022
Опубликована:
17.11.2023
770
9
XML
PDF

Аннотация

В статье исследуются предпосылки становления понятия «эмоциональный интеллект» в советской и российской психологии 20-го века. Очевидно, что сам термин в привычной для нас формулировке был предложен зарубежными авторами, однако отечественные психологи еще в прошлом столетии изучали вопросы взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов.

В статье рассматриваются ранние взгляды психологов советского и постсоветского пространства, их теоретические рассуждения, исследования и выводы, которые были сделаны. Так как основу современных исследований составляют зарубежные взгляды на эмоциональный интеллект, теоретические и прикладные наработки отечественных психологов могут позволить по-новому взглянуть на изучение этого конструкта.

1. Введение

Современные исследования в области эмоционального интеллекта во многом основываются на работах и моделях англоязычных авторов, однако отечественная психология имеет свой путь развития. За счет того, что отечественная школа во многом развивалась изолированно от зарубежных, разрабатывались уникальные концепции и теории. Самыми яркими примерами являются культурно-историческая теория и деятельностный подход, который охватывает почти всю отечественную психологию XX века. Именно поэтому важно рассмотреть идеи о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных способностей, которые разрабатывались у истоков развития интереса к исследованиям эмоционального интеллекта и даже до того, как сам термин был сформулирован. 

Научный подход к исследованию эмоционального интеллекта впервые встречается в работах П. Саловея и Дж. Карузо, которые обозначили «эмоциональный интеллект» в самом общем виде и определяли его как способности к идентификации и контролю эмоциональных состояний, как своих, так и других людей. Однако исследования эмоционального интеллекта начались еще до того, как был сформулирован научный термин. На протяжении истории ученые уделяли особое внимание исследованию развития когнитивных способностей и эмоционально-волевой сферы, способностей людей действовать целенаправленно и избирательно

.

2. Основная часть

Идея единства аффекта и интеллекта обсуждалась в отечественной психологии, начиная с самых ее истоков. Так, еще в начале 30-х годов XX века Л.С. Выготский указывал на то, что необходимо изучать не только эмоции сами по себе, но и их взаимосвязь с другими структурами психики

.

Л.С. Выготский не успел сформулировать четко и системно организованной теории эмоций, однако создал обширную психологическую теорию, основанную на социальном формировании личности. Заложенная им теоретическая основа предлагает пространство для построения размышлений об эмоциях, способствующих пониманию диалектической взаимосвязи между природой и культурой. Основываясь на его теоретических разработках, в области эмоций можно провести параллель между мышлением и языком. Л.С. Выготский утверждает, что образ мышления, который вместе с системой понятий был сформирован нашим окружением, также включает в себя наши чувства. С его точки зрения человек не просто чувствует, процесс присвоения имен эмоциям приводит к тому, что они меняются, поскольку связаны с нашими мыслями. Человек не рождается готовой личностью, наше развитие зависит от контакта с социальной средой, вызывая совершенно иную психическую конфигурацию в наших врожденных предрасположенностях. В этом смысле социальная среда также преобразует эмоциональную сферу, не только называя, но и создавая эмоции в соответствии со стандартами и социальными потребностями. Следовательно, говорить об эмоциях – значит говорить об их значении: индивидуальном и коллективном

.

Проблему связи аффекта и интеллекта Л.С. Выготский ставил как ключевую для научной психологии и во многом рассматривал в своей работе «Мышление и речь». Помимо исследования идеи о том, что слова выступают элементами как мышления, так и речи, объединяя эти процессы, автор высказывал идеи о взаимосвязи эмоций и мышления. Он писал о том, что мышление во многом направляется именно эмоциями, оно активно и следует за заинтересованностью человека осмыслить то или иное явление, а обработанные идеи содержат в себе субъективное и аффективное отношение человека. Следовательно, мыслительный процесс подчиняется психологическим законам эмоций, а не законам логики или ассоциаций. Мышлению присущ аффективный и волевой характер

. Таким образом, Л.С. Выготский одним из первых установил тесную взаимосвязь между аффектом и интеллектом на всех ступенях развития психики. 

Продолжая его идеи С.Л. Рубинштейн утверждал, что мышление, эмоции и воля объединяются и создают многообразие психических процессов человека, причем проявляясь и преобладая в этих процессах в разной степени. В связи с этим, С.Л. Рубинштейн высказал идею о том, что интеллектуальная деятельность выступает сдерживающим фактором для эмоциональных проявлений, направляя их, тогда как при сильных аффектах, в моменты сверхинтенсивных эмоциональных переживаний, самоконтроль действий ослабевает, поведение может быть непредсказуемым и импульсивным

.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что продуктивность человека во многом связана с его способностями верно интерпретировать свои эмоционально-волевые процессы, управляя ими, а также оценивать окружающую обстановку. Он писал о том, что наблюдения за людьми позволяют сделать вывод, что иногда люди, обладающие одаренностью в той или иной сфере, не показывают в ней высокой продуктивности, тогда как люди, обладающие гораздо меньшими талантами, могут показывать выдающиеся результаты. Такое положение дел он во многом объяснял тем, что характер и эмоционально-волевые процессы оказывают влияние на продуктивность человека. Таким образом, С.Л. Рубинштейн рассматривал одаренность как совокупность не только интеллекта и предрасположенностей, но и эмоциональных процессов и особенностей личности

.

А.Н. Леонтьев также высказывал идеи о взаимосвязи эмоций и интеллекта, отмечая, что эмоции являются частью процессов обобщения и общения, а следовательно, неотрывны от мышления

.

Таким образом, методологические основы, заложенные Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, позволили выстроить ряд экспериментально-психологических исследований изучающих взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных процессов. Многие исследования обобщил и описал О.К. Тихомиров в своем учебном пособии «Психология мышления». Он описал эксперименты, которые проводил самостоятельно и в команде, а также исследования других ученых. Его работа позволяет сделать вывод о том, что эмоции выполняют регулирующую функцию в мышлении, запуская процессы эмоциональных оценок и способствуют достижению цели, активируя деятельность и «эмоциональное решение задачи»

. Важным этапом исследования эмоционального интеллекта стала разработка Д.В. Люсиным собственной модели эмоционального интеллекта и создание опросника, что позволило упростить диагностику
.

3. Заключение

В целом отечественные исследователи признают, что вопрос о месте эмоционального интеллекта среди других психических структур остается дискуссионным, что порождает новые и новые исследования в этой области. Такой интерес обусловлен тем, что эмоциональный интеллект является частью множества социально-психологических процессов, а его развитие позволяет быть более успешным в общении

. Более того, интерес к этой теме только усиливается, и она остается одной из самых актуальных проблем современной психологии.

И хотя в современной науке наиболее популярен термин, предложенный американскими психологами, в среде отечественных ученых предлагались свои варианты названий указанного явления: «эмоциональное решение задачи», «духовные способности», «практическое мышление» и др.

. Научные изыскания отечественных психологов позволяют нам посмотреть на рассматриваемый вопрос с несколько другой стороны, что позволяет лучше понять место эмоционального интеллекта в структуре психических процессов.

Метрика статьи

Просмотров:770
Скачиваний:9
Просмотры
Всего:
Просмотров:770