Бескультурье в праздновании Дня Победы: истоки и причины

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.37
Выпуск: № 11 (125), 2022
Предложена:
27.09.2022
Принята:
24.10.2022
Опубликована:
17.11.2022
1383
5
XML
PDF

Аннотация

В статье рассматриваются проявления бескультурья и культурного варварства, обнаруживаемые в российском обществе в последнее десятилетие. Источником эмпирического материала исследования стал российский сегмент социальных сетей, в которых обнаруживаются случаи бескультурья при размещении контента о праздновании Дня Победы. Авторы исследования описывают ряд причин возникновения подобных явлений в российском обществе: сенситивный характер современной культуры, распространение и особенности массовой культуры, недостаточный уровень воспитания и образования, невысокую степень развития у граждан чувства меры и вкуса. В публикации указывается, что отбор форм и способов организации празднования Дня Победы является необходимым не только для преодоления проявлений бескультурья, повышения уровня культуры российского общества, но и для сохранения его национальной и культурной идентичности.

1. Введение

Пандемия COVID-19, начавшаяся в 2019-2020 гг., ускорила протекающие в современной культуре изменения, вызванные распространением интернет- и цифровых технологий. Осуществление бизнеса, общения, обучения, развлечений онлайн влечет за собой своеобразную цифровизацию человека, что, безусловно, приводит к трансформации ценностных ориентаций. В российском обществе переоценка ценностей, например, коснулась образа Великой Отечественной войны и Дня воинской славы России – Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, празднующегося в России ежегодно 9 мая. Традиционно в стране День Победы отмечается военными парадами, чествованием ветеранов войны, возложением венков и цветов к памятникам и монументам, минутой молчания, а также праздничными концертами. С 2012 г. частью праздника стало массовое шествие «Бессмертный полк». Однако при праздновании Дня Победы в последнее десятилетие встречаются неоднократные случаи, демонстрирующие неуважение, малокультурье, а порой откровенный цинизм в отношении к празднику воинской славы России. В социальных сетях появляются видео, фото и посты, посвященные празднованию Дня Победы содержащие, к сожалению, неприличные, двусмысленные, иногда оскорбительные изображения и надписи.

В связи с этим актуальным оказалось не только зафиксировать подобные явления в сфере интернет-коммуникаций, но и выявить социальные и культурные причины их обусловившие. В качестве источника данного исследования выступили социальная сеть «ВКонтакте» и видеохостинг YouTube. Исследование опиралось на эмпирические данные 2017-2021 гг. Материалы, размещенные на указанных ресурсах, были отобраны по хештегу #ДеньПобеды. Цель исследования состояла в качественной характеристике типичных ситуаций, чем и объясняется отбор эмпирического материала.

2. Основные результаты

Празднование Дня воинской славы России – Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – священного для всякого россиянина события – направлено на чествование народа-победителя, сохранение исторической памяти и связи поколений жителей России, воспитание лучших душевных и духовных качеств российской молодежи. «На протяжении десятилетий День Победы 9 мая остается в России самым трогательным, самым душевным праздником и славной датой. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним. Это особый день в жизни и истории российского государства – День всенародного торжества» [4].

По сложившейся традиции в ходе празднования Дня Победы россияне участвуют в параде и митингах, примеряют военные атрибуты (георгиевскую ленточку, советскую военную форму и т.д.), поют песни военных лет, смотрят военные фильмы, приветствуют праздничный салют, посещают выставки военной техники, пробуют «солдатскую кашу», выпивают «сто грамм фронтовых» и пр. Однако собранные в социальной сети «ВКонтакте» и на видеохостинге YouTube эмпирические данные указывают на то, что при праздновании 9 Мая россияне все чаще стремятся получить яркие и сильные впечатления и тем самым насладиться праздником, испытать необычные ощущения, получить удовольствие от процесса. Обнаруживается, что праздник воинской славы России все больше и больше превращается в эвент, при организации и проведении которого зачастую утрачивается его первоначальное значение, происходит фестивализация праздника. По данным одного из опросов, только у четверти респондентов из числа студентов 9 Мая связано с памятью о героизме родственников – участников Великой Отечественной войны, при этом у большинства из них есть такие родственники [13, С. 221].

Такое отношение к жизненным и житейским событиям может быть объяснено сенситивным (чувственным) характером современной культуры [10]. П. Сорокин, описывая чувственный тип культуры, указывал, что ему свойственны эмпирически-чувственное восприятие реальности, а также стремление к «истине чувств» и истине наслаждения [11], что и приводит к желанию «прочувствовать» и «пережить» День Победы, а затем отразить это событие в виде постов в социальных сетях. Негативные элементы проникают в эти процессы в связи с отсутствием чувства меры и вкуса. Бессознательные желания подталкивают участников празднования 9 Мая разъезжать на разрисованных машинах, некорректно использовать георгиевские ленточки, устраивать недостойные по содержанию шоу и флэшмобы, распространять двусмысленные надписи, наряжать детей в советскую военную форму и пр., в результате чего праздник приобретает черты фестиваля и маскарада.

Способствует указанным явлениям деятельность предпринимателей, превращающих любые желания и потребности людей в возможность заработка, например, посредством производства и продажи праздничной атрибутики (ленточек, наклеек, флажков, фляжек и т.п.), связанной с Днем Победы, в том числе и неприличной, поскольку спрос на нее ежегодно в конце апреля – начале мая существенно повышается. Производя и распространяя к празднику Победы атрибутику, неприличную по форме и содержанию, в погоне за прибылью предприниматели не учитывают требований и норм культуры, что также способствует усилению тенденции малокультурья и бескультурья в российском обществе. Таким образом, еще одной причиной наблюдающихся негативных явлений в праздновании Дня Победы выступает коммерческий характер массовой культуры современной России.

Специфическим и обязательным элементом современной цифровой коммуникации являются селфи, поэтому им уделяется особое внимание и при праздновании Дня Победы: участники делают их на фоне военной техники, военного парада, памятников и мемориалов, Вечного огня, и, зачастую, в своем желании запечатлеть событие, повысить популярность, улучшить самооценку, самоутвердиться переходят нормы и допустимые рамки, во-первых, демонстрируя в своем поведении малокультурье и бескультурье, и, во-вторых, их размножая. Ситуация усугубляется тем, что май – весенний месяц, когда люди стремятся провести время на улице, на свежем воздухе, и праздник 9 Мая становится поводом для прогулок, пикников, застолий «на природе» и пр. Так, например, по данным ВЦИОМ, чтобы почтить память жертв Великой Отечественной войны 16% опрошенных в 2018 г. (данные допандемийной ситуации) собирались пойти на митинг и возложить цветы к Вечному огню или мемориалу, посетить памятные места; 2% – участвовать в шествии «Бессмертный полк»; поздравить ветеранов, почтить память минутой молчания, участвовать в уборке памятников – по 1%; выпить по этому поводу также собирался 1% респондентов [9]. Обращает на себя внимание, что 43% опрошенных в 2018 г. ничего не собирались делать, чтобы почтить память жертв Великой Отечественной войны [9]. По данным другого исследования мнения молодежи отмечается, что у большинства опрошенных о праздновании Дня Победы чувства положительны («чувствуют гордость за свой народ»), но все-таки «у малой части выявляется безразличие и раздражение в отношении к этому дню» [14, С. 125].

Одним из источников новейших подходов к празднованию Дня Победы следует рассматривать мифологизацию исторических событий, которая сопровождает осмысление исторического процесса. Мифологизация истории подразумевает создание художественных образов или вымысла на основе реальных исторических событий [1]. В ходе данного процесса совмещаются историко-научные и историко-религиозные события, причем последние преподносятся в качестве научного феномена. Мифологизация истории – «это вещь повсеместная, существовала всегда и везде, и поэтому без нее не обойтись, бороться с ней не надо, а иногда даже стоит ее поощрять» [7]. Миф, действительно, важен, поскольку способствует формированию отношения общества к своей истории, но, зачастую, он замещает собой реальные исторические события, что затрудняет их понимание. Так, например, вместо сложного, многогранного, многостороннего восприятия еще недалеких событий Великой Отечественной войны у современного россиянина появляются грубые, примитивные или нереалистичные представления о ней. Примерами мифологизации Великой Отечественной войны могут служить художественные фильмы («Утомленные солнцем-2», 2011, режиссер Н. С. Михалков; «Красный призрак», 2020, режиссер А. А. Богатырев; «В июне 1941», 2008, режиссер А. С. Франскевич-Лайе и др.). Следствием мифологизации становятся случаи нездорового патриотизма, сопровождающегося, например, появлением неприличных картинок и надписей (типа «1941-1945. Можем повторить»). Общество действительно начинает верить, что нацистскую Германию и ее сателлитов можно было легко победить. Согласно данным ВЦИОМ, 66% опрошенных респондентов 18-24 лет считают образ Великой Отечественной войны и ее участников в современных СМИ, кинематографе, литературе и образовательных программах достоверным [9]. В ходе анкетирования молодежи выявляется недостаточный ее интерес к событиям Великой Отечественной войны [14, С. 124], что может являться подходящей почвой не только для мифологизации исторических событий, но и для их фальсификации и искажения. Таким образом, обнаруживается, что современная молодежь судит о событиях Великой Отечественной войны по материалам СМИ и художественным фильмам, что вызывает легкомысленное отношение и к самому событию, и к памятным датам, и к празднику. Итак, мифологизация событий Великой Отечественной войны также способствует распространению малокультурья и бескультурья в праздновании Дня Победы.

Под бескультурьем понимается «реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне» [12, С. 570]. Его причинами могут быть отсутствие знаний норм и традиций определенного типа культуры, а также недостаточная степень усвоения ее требований, правил и установок. Разновидностью бескультурья может выступать варварство – состояние малокультурности – недостаточный уровень усвоения культурных требований – проявляется в агрессивном отношении к культуре, в сознательном (или по невежеству) стремлении ее разрушить. При анализе новых и новейших способов празднования Дня Великой Победы в современной России имеют место проявления именно малокультурности (варварства), источником которых является недостаточный уровень образования, воспитания и развития как отдельных личностей, так и общества в целом. Указанные примеры поведения в праздновании 9 Мая могут быть оценены как процессы варваризации современной российской культуры, в ходе которых достигнутая степень духовного развития «исподволь разрушается и вытесняется» [5, С. 64]. Недостаточный уровень исторических знаний и критического мышления у граждан России, несогласованность историко- и культурно-просветительской деятельности являются основными причинами распространения в стране малокультурья в отношении Дня Победы. Крайне низко оценивает уровень российского исторического образования, например, Депутат Государственной Думы РФ О. Н. Смолин [3]. Исследователи указывают, что на патриотическое воспитание учащейся молодежи оказывает влияние, в частности, «не всегда продуманная и обоснованная дегероизация», иногда бездоказательная и неаргументированная, героев Великой Отечественной войны средствами массовой информации» [8, С. 180].

В результатах исследования ВЦИОМ, приуроченного к годовщине начала Великой Отечественной войны, например, содержится подтверждение факта недостаточности исторических знаний граждан в современной России. По данным ВЦИОМ 2018 г., только 40% россиян в возрасте 18-24 лет смогли дать верный ответ о начале Великой Отечественной войны (открытый вопрос, один вариант ответа) [2]. Следствием исторического невежества становится не только неуважение к празднику Дня Победы, но и варваризация российской культуры в целом.

3. Заключение

Победа в Великой Отечественной войне выступает в качестве важнейшего фактора идейного и духовного единения российского народа, а празднование Дня Победы имеет важнейшее значение для социализации и воспитания новых поколений россиян, поэтому обществу и государству следует уделить особое внимание организации одного из самых значимых праздников для современной России.

Однако при анализе материалов российских социальных сетей обнаруживаются случаи недостаточного уровня понимания гражданами значения победы советского народа в Великой Отечественной войне, легкомысленное отношение к этому важнейшему событию в истории России, проявляющиеся в непродуманном, неприличном, порой циничном контенте, создание и распространение которого может рассматриваться как проявление малокультурья и культурного варварства. Причины подобных проявлений разноплановы и разнообразны:

- во-первых, преобладающая в современном социокультурном пространстве тенденция к фестивализации событий любого типа, в том числе празднования Дня Победы навязываемая широким распространением сенситивного типа культуры;

- во-вторых, коммерческий характер современной массовой культуры, подталкивающий предпринимателей к заработку, не считаясь с требованиями культуры и эстетического вкуса;

- в-третьих, стремление трансформировать события общественной и частной жизни в эвенты, которые легко превращаются в контент для социальных сетей, оставляют цифровой след, что является одним из критериев не только успешности личности, но и, порой, самого ее существования в мире интернет-технологий;

- в-четвертых, естественная для освоения исторического опыта мифологизация Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, приводящая к упрощенному восприятию истории СССР и России;

- в-пятых, недостаточный уровень исторического образования в стране;

- а также, в-шестых, распространение элементов бескультурья и малокультурья в российском обществе из-за неполного усвоения норм и требований культуры, из-за отсутствия у граждан достаточной степени воспитания, чувства меры и вкуса.

Великая Отечественная война «рассматривается как основание современной национальной идентичности, реально солидаризирующее российское общество в XXI столетии» [6, С. 16], в связи с чем непреходящее значение в современных условиях приобретает процесс отбора форм, способов и методов проведения празднования Дня Победы в стране, целью которого должны стать сокращение проявлений бескультурья и малокультурья, что, в конечном счете, будет способствовать сохранению исторической памяти, воспитанию российского общества, а также повышению общего уровня его культуры.

Метрика статьи

Просмотров:1383
Скачиваний:5
Просмотры
Всего:
Просмотров:1383