Аксиологические аспекты цифровой моды

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.13
Выпуск: № 11 (125), 2022
Предложена:
24.08.2022
Принята:
24.10.2022
Опубликована:
17.11.2022
1558
7
XML
PDF

Аннотация

Внедрение в массовую повседневную практику элементов виртуальной реальности влечет за собой существенные перемены в ценностных ориентирах человека. Повсеместная цифровизация приводит к необходимости в идентификации и самопрезентации личности в новой среде, а следовательно, и появлению профессионалов в области дизайна виртуального костюма. В контексте данной статьи автор рассматривает аксиологические аспекты цифровой моды, формирующей образ современной личности, как результата внедрения современных иммерсивных технологий. В заключении автор приходит к выводу о том, что аксиологические аспекты моды под влиянием цифровизации остаются прежними, но развиваются и трансформируются.

1. Введение

За последние годы цифровая мода из атрибута игровой индустрии превратилась в самостоятельную отрасль. По мнению И.Б. Долженко, глобализация, новые технологии и демографические изменения привели к изменению в образе жизни и структуре потребления сотен миллионов людей, и формированию глобального рынка модной одежды [1, С. 69]. В своих статьях такие авторы как А.С. Булатов, Н.А. Сахарова, К. Али и И.Б. Долженко рассматривали исторические аспекты, предпосылки, методики использования, а также тенденции развития данного направления, которые доказывают невозможность сохранять традиционный образ мышления в индустрии в ситуации быстрого научно-технического прогресса [1], [2], [3], [4]. На данный момент цифровая мода предлагает решения проблем отрасли в реальном мире, которые повышают эффективность, способствуют устойчивому развитию, а также открывают новые возможности для творчества, создает перспективы для самореализации и коммерциализации в виртуальном пространстве.

Костюм является одним из основных атрибутов нашего бытия, он не только защищает от холода и жары, предъявляет социальный и финансовый статус, но и служит для различных форм самовыражения, являясь при этом продолжением эмоций, убеждений и вкусов. Костюм, выполняя определенные функции, удовлетворяет таким значимым, по определению Э. Фромма экзистенциальным потребностям как: потребности к творчеству; потребности в общении; потребности в слиянии с другим человеком, себе подобным. Личность получает удовлетворение не только от инновационных результатов модных стандартов и объектов, а также, от характера деятельности, связанной с реализацией модных замыслов. Посредством оригинальной идеи творец осуществляет связь с другими людьми: обогащает или обедняет круг их потребностей, формирует новые взгляды, расширяет или ограничивает их возможности [5, C. 3]. Однако, цифровая мода является новым объектом для понимания и осознания, а ее инструменты позволяют выразить творческий потенциал дизайнера способами, невозможными в физическом мире. Технологии дополняют привычный нам мир новыми элементами, также изменяя границы антропологии человека. По мнению Л.Н. Соловьевой, сегодня закладываются новые параметры онтологии и антропологии человека, изменяется его традиционная атрибутика: индивид перестает быть абсолютно плотским субъектом, обретает цифровой компонент [6, C. 54]. Костюм цифровых аватаров становится важной частью образа индивида, дополняя свою игровую функцию социальной.

Таким образом, целью данной работы является анализ основных ценностных аспектов виртуальной моды и их влияния на личность и индустрию моды.

2. Обсуждение

При использовании термина «модная одежда», мы подразумеваем физические объекты, с которыми можно тактильно взаимодействовать. Виртуальная одежда не обладает подобной характеристикой, что вводит в заблуждение относительно ее значимости и ценности. «Ненастоящее», «иллюзорное» – термины, употребляемые по отношению к цифровому искусству. О.И. Белозеров в своей статье говорит: «Придя в художественную галерею многие пока не готовы восхищаться «пикселями на бумаге», что пока представляет собой цифровая живопись, хотя и признают это проявлением искусства» [7, C. 2]. С.А. Загребина подчеркивает, что «ряд философов выражали негативное отношение к технике в искусстве, в частности Ш. Бодлер, Ж. Бодрийяр, Б. Гройс и другие, полагая, что внедрение технологий в искусство приведёт к смерти последнего» [8, C.138]. Такие рассуждения исходят из ценностей прошлых веков, где критерий материальности объектов составляет их «практическую сущность». Но прогресс возможен за счет расширения границ, а новые технологии влекут за собой изменение устоявшихся парадигм. Многие исследователи обращают внимание, что изменяется сам характер творчества и теперь оно развивается в двух направлениях. Современный человек (Homo Digitalis) конструирует картину мира, постоянно находясь в гибридной реальности, образованной сосуществующими онлайн- и офлайн-повседневностями [9, C. 122]. Таким образом, объекты и образы цифровой среды приобретают статус полноправных и равноправных объектов реальности.

С.В. Валиулина в своей статье к ценностям моды относит: современность, универсальность, демонстративность, игру [10, C. 324]. Цифровой моде в полной мере соответствуют все критерии, доказывая, что креативность и уникальность могут существовать в различных формах. Например, одной из новаций современной моды стали иммерсивные технологии – которые полностью погружают потребителя в виртуальную среду, присутствующего в искусственно созданном трехмерном мире, или же позволяют в режиме реального времени дополнять костюм цифровыми элементами. Важным аспектом иммерсивных технологий и цифровой моды является интерактивность. Дизайнер, проектируя свои модели в виртуальной среде, взаимодействует с набором определенных инструментов. Благодаря современным технологиям симуляции материалов, точных трёхмерных аватаров, полностью соответствующих антропологии человека, процесс создания цифровой одежды выстроен по подобию с физическим миром. Разработка цифровой одежды проходит все этапы классического проектирования: создание эскиза, построение конструкций одежды, проработка технологии изготовления и настройка параметров тканей, виртуальный «пошив», установка фурнитуры, нанесение принтов (текстурирование) и создание финального образа. Кроме того, в виртуальном моделировании есть свои уникальные особенности и преимущества.

По мнению А. Гофмана структура моды состоит из двух ключевых элементов: модные стандарты и модные объекты. Модные стандарты – это определенные «модные» способы, правила поведения или действия. Модные объекты – это «любые объекты, которые оказываются «в моде» [11, C. 27]. Создание цифрового костюма — это трудоемкий процесс, требующий от модельера больших знаний, умений и креативности. Результатом такой работы является трехмерная модель — цифровой образ, с которым в дальнейшем взаимодействуют инфлюенсеры и потребители моды. Следовательно, трехмерная виртуальная модель костюма в полной мере может быть объектом реальности, и модной индустрии в частности. Кроме того, виртуальная мода способна задавать тренды и является современным, технологичным продолжением моды в привычном смысле слова. Возможно в ближайшем будущем вектор моды сместится именно в сторону цифровых коллекций, которые будет служить началом новых стилевых направлений, источником вдохновения и диктаторами тенденций для дизайнеров физического мира.

Следующими ценностными аспектами цифровой моды являются универсальность и доступность. Она инклюзивна и имеет равные условия для всех участников. Важным показателем качества физической одежды является ее эргономичность, но трехмерные модели, благодаря своей пластичности и гибкой настройке параметров, подходят всем. В виртуальной реальности каждый может стать зрителем цифрового показа, посетителем выставки или музея независимо от географического расположения. Технологии позволяют «примерить» цифровой костюм перед покупкой или создать свой собственный виртуальный бутик. А люди, увлеченные модой, впервые перестают быть пассивными потребителями и являются соавторами, которые ведут диалог с брендами и создают сообщества.

Ценности, транслируемые костюмом, переходят от одной социальной группы к другой, подвергаясь различным трансформациям. Цифровая мода несет в себе культурные коды, заложенные дизайнером, и воздействует на поведение, этические и нравственные нормы субъекта. Формирование виртуальной идентичности личности может происходить как за счет переноса элементов из физического мира, так и формироваться за счет деятельности в виртуальной среде, оказывающей влияние на субъект. Для индивида это возможность стать более выразительным, открытым, творческим и экологичным. Более того, виртуальная мода не ограничена физическими законами, что позволяет дизайнеру создавать уникальный футуристический образ, содействуя прогрессу в индустрии. Значимой частью введения модных инноваций является создание чего-то необычного, его демонстрация и активная популяризация [12, C. 24], что способствует самовыражению, трансляции ценностей и еще большей демонстративности. Технологии смешанной реальности в скором времени позволят трансформировать внешний вид общества – цифровые принты, анимированные надписи и дизайнерские дополнения на реальной одежде, которая может стать простой по крою в физическом мире (следуя тренду экологичности и используя исторический опыт в сфере унификации), предоставят возможность выражать свою уникальность и менять знаковость костюма по желанию индивида благодаря интеграции инноваций в повседневность [13, C. 12]. На данный момент уже существует возможность запускать контент с помощью приложений на смартфоне, наводя камеру на визуальную метку (трекер), потребитель видит на видео цифровые элементы. Благодаря разрабатываемым на данный момент очкам дополненной реальности, данная технология будет усовершенствована для удобства и комфорта личности.

Цифровая мода существует в коллаборации с игровой индустрией. Ценность игры делает моду сопряженной с точками игрового пространства, где мода в полной мере способна проявить себя. Такими площадками, позволяющими быть не только потребителями, но и создать свою линейку одежды стали различные метавселенные: Decentraland, Roblox, AltspaceVR и др. Именно игровой элемент сделал виртуальную моду такой популярной, создавая новые формы деловой активности. Подобные площадки закладывают в свой сценарий различные смыслы, помогают донести ценности и принципы бренда до аудитории. Невзаимозаменяемые токены открывают возможности в коллекционировании и надежной защите авторских прав дизайнера, что в физическом мире является проблемой.

Также важными ценностными аспектами являются экологичность и экономичность виртуальной моды. В своей статье Н.А. Сахарова подчеркивает: «дижитализация моды за разумное потребление» [14, C. 24]. Трехмерные образцы костюма позволяют сократить ключевые ресурсы: потребление энергии, воды, затраты времени, а также решить проблему перепроизводства. Благодаря цифровым моделям производители принимают более обоснованные решения на ранних этапах процесса, имея возможность виртуально протестировать дизайн по цвету, посадке, функциям и спросу, улучшить цепочку поставок и создавать новые проекты, используя активы в качестве основы.

3. Заключение

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что возникновение цифровой моды влечет за собой социально-культурные изменения, трансформацию культурных ценностей индустрии и личности, а также способов самоидентификации и трансляции знаковости.

Мода становится более свободной, постепенно постмодернизм формирует черты нового исторического стиля в костюме. Создание смешанной реальности позволяет моде быть экологичной и вместе с тем более креативной, не ограниченной физическими законами и ресурсами. Универсальность и доступность для каждого дают возможность потребителям занять активную позицию, а дизайнерам проявить свои способности независимо от географического расположения и социального слоя. Игровая индустрия в большей степени вносит в моду элемент игры и демонстративности, и, вместе с тем, свободу самовыражения и трансляцию культурных ценностей посредством костюма. Появление виртуальных миров в модной индустрии приводит к необходимости реорганизации производств, логистики и внедрению инноваций, изменению политики брендов, а развитие иммерсивных технологий усиливает метаморфозы современного социума. Таким образом, аксиологические аспекты моды под влиянием цифровизации и технологий остаются прежними, но развивается и трансформируются.

Метрика статьи

Просмотров:1558
Скачиваний:7
Просмотры
Всего:
Просмотров:1558