Мифологемы Байкала в рекламном туристическом нарративе

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.120
Выпуск: № 11 (125), 2022
Предложена:
04.11.2022
Принята:
09.11.2022
Опубликована:
17.11.2022
1890
7
XML
PDF

Аннотация

Цель статьи заключается в изучении специфики реализации мифологем Байкала в рекламном туристическом нарративе. В работе выделяются основные мифологемы Байкала: мифологема космоса, мифологема священного моря, мифологема божества, мифологема рая, мифологема «иного» мира, мифологема места силы, мифологема Ангары. Анализируются и описываются онтологические свойства мифологем Байкала: сюжетность, ретроспективность и этническая специфика. Отмечается, что мифологемы Байкала определяют развитие сюжета текста и отдельных его фрагментов, способствуют раскрытию концептуальной информации, вступают в интертекстуальные связи с другими текстами. Делается вывод о том, что мифологемы Байкала содержат конкретное событие, играют смыслообразующую роль, обладают свойством интерпретации и модификации.

1. Введение

Актуальность работы детерминируется потребностью в более глубоком изучении культурных универсалий, в том числе мифологемы как ментальной единицы сознания. В настоящее время процесс функционирования мифологем в текстах различного типа изучен недостаточно детально. Актуальным является и собственно аспект рассмотрения мифологем Байкала, как важного фактора формирования дискурсивного пространства рекламного туристического нарратива.  Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка исследовать мифологемы Байкала и выявить их когнитивную структуру.

Анализ литературы показал, что в современной науке понятие «мифологема» остается одним из дискуссионных, что  обусловлено  междисциплинарным характером термина и наличием разных его трактовок в пределах одной области знания. Для данного исследования наиболее актуальным является рассмотрение понятия «мифологема» как элемента национальной картины мира и концепта коллективного сознания. Так, например, С.А. Питина пишет, что «мифологема является дискретной единицей коллективного сознания, концептом», которая вербально представлена в национальной памяти носителей языка и отражает объекты возможных миров  [7, С. 18-19].  Е.Ю. Ильинова отмечает, что  мифологема, являясь сжатой формой мифа, есть «ценностная форма культурной памяти народа», она компактна, не нуждается в нарративном развертывании событий мифа, обладает глубоким смыслом, имеет потенциал возможностей связи с другими мифологемами [4, С. 187]. Н.И. Коновалова определяет мифологему как «операциональную единицу анализа культурно-национальной картины мира», в структуре которой автор выделяет  историко-генетический смысловой уровень («она обращена в прошлое, ее основу составляют традиции») и актуальный («она отражает настоящее, реальность современной культурной ситуации, стереотипы коллективного сознания») [5, С. 210].

Среди зарубежных исследований, посвящённых мифу, мифологии и мифологеме, выделим фундаментальные работы ученых Дж. Расселла  и Дж. Миллза. Дж. Расселл рассматривает мифологему как фундаментальный идеологический концепт («a fundamental ideological concept») [10, C. 107]. Мифологема рассматривается автором как психологическое, так  и социокультурное явление, что позволяет рассматривать мифологему в качестве значимого элемента культурной, духовной и социальной жизни народа, и подчеркивает ее роль в формировании общественной реальности и сознания человека. Дж. Миллз предлагает рассматривать мифологему как неизменно повторяющуюся в различных формах повествования мифологическую тему, которая обладает имплицитной концептуальной устойчивостью  («…a perduring mythic theme recurring in various narratives, which has an implicit conceptual consistency») [9, C. 6]. По мнению ученого, мифологема индивидуальна и универсальна, статична и открыта трансформации, метафорична, открыта для появления и развития в её семантике новых смыслов, значений и интерпретаций («Further, because a mythologem often has a paradigmatic dimension, it is also extensible; that is, it may expand to include other mythic and non-mythic conceptions») [9, C. 6].

В проводимом нами исследовании за основу берётся определение термина «миф», предложенное Е.М. Мелетинским, с точки зрения которого миф есть  «средство концептуализации мира, того, что находится вокруг человека и в нём самом» [6, С. 24]. В контексте данной работы мы придерживаемся понимания мифологемы, предложенную М.В. Димитренко: мифологема – «это бинарная ментальная структура, состоящая из генетического и актуального компонентов, прецедентом которой является миф (в его широком понимании, не ограниченном временными рамками) или фрагмент мифа»  [2, С.12]. Онтологическими свойствами мифологемы являются сюжетность, этническая специфика, ретроспективность [2, С.9-10].

2. Методы и принципы исследования

Для достижения цели и решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования и приемы анализа: метод анализа и синтеза теоретического материала, метод сплошной выборки, описательный метод. Материалом исследования являются тексты рекламного туристического нарратива сети Интернет.  

3. Основные результаты

Озеро Байкал является уникальным объектом особого исторического, культурного и геополитического статуса, а лексема «Байкал» принадлежит к числу важнейших культурных концептов в языковой картине мира. Как пишет Е.С. Жигачева, «лингвокультурный концепт Байкал динамичен, этноспецифичен, ориентирован на духовную жизнь региона, уникален в комплексе своих когнитивных признаков и представляет собой ментальную сущность» [3, С. 223].

Исследование текстов рекламного туристического нарратива сети Интернет позволило выделить следующие основные мифологемы Байкала: мифологема космоса, мифологема священного моря, мифологема божества,  мифологема рая, мифологема «иного» мира, мифологема места силы, мифологема вселенской гармонии, мифологема Ангары. Отметим, что выделение отдельных мифологем осуществляется нами в исследовательских целях, в текстах же рекламного туристического нарратива они взаимопересекаются, взаимодополняются и взаимообусловливают друг друга.

Мифологемы Байкала являются для рекламного туристического нарратива сюжетообразующими, «поскольку любой миф как первоначальный контекст мифологемы обладает нарративностью» [2, С. 9]. Мифологемы Байкала определяют развитие сюжета целого текста или отдельных его фрагментов. В связи с этим отметим, что мифологема является «одним из маркеров интертекстуальности», она активизирует структуры знаний мифолого-религиозного характера и способствует раскрытию концептуальной информации [1, С. 56].

Сюжетность мифологем Байкала в основном связана с легендами и преданиями о Байкале. Так, например, в текстах рекламного туристического нарратива активно используются легенды и предания (или их фрагменты) о происхождении озера и мотивировке топонима: «Богатырь Байкал» «Откуда название Байкал взялось» «Как Байкал появился». Актуализируются легенды и предания о происхождении географических объектов Байкала (островов, рек, гор, ветров): «О происхождении названия реки Ангары», «Как появилась Ангара», «Красавица Ангара», «Как остров Ольхон образовался»,«Ушканьи острова», «Сарминское ущелье», «Тайна Сармы». Сюжетная ситуация мифологем Байкала находит отражение в названиях туров, которая имеет последовательное развитие в текстах рекламного туристического нарратива: «Легенды Байкала», «Легенды и тайны Байкала», «Байкальские легенды», «Легенды Батюшки-Байкала», «Остров легенд», «Легенды Байкала и Аршана», «Око планеты (легенды Байкала)», «Легенды острова Ольхон», «Кругобайкальские легенды», «Предания Байкала», «Предания могучего Байкала».

Этническая специфика мифологем Байкала («вследствие влияния национальной картины мира») [2, С. 9] в значительной степени связана в рекламном туристическом нарративе с бурятской языковой картиной мира. Так, например, в тексте рекламного туристического нарратива «Сакральные места Байкала» [8] от имени туристической компании «Фанат Байкала» этническая специфика мифологем Байкала репрезентируется национальными (бурятскими) легендами и преданиями: легенда о хозяине Ангары  –  Ама Сагаан нойон, предание о сердитых богах, сыновьях божества Ухэр, посылающих сильные ветры и наводящих порчу на посетителей их жилища, легенда о окаменевшей бурятка, просившей у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу, легенда о шаманском даре, который получил сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла, легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык, предание о духе Белого шамана, выходящего из вод Байкала, предание о 13 северных нойонах  –  сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с небес вершить суд над людьми и выбрали разные места проживания, легенда о смелый богатыре, который прогневил злого духа Эркина, превратив его в огромного змея; географическими объектами: Гора Ехе-Ёрд, Сопка Ехе Ерд, Гора-Бык (Буха-Нойоной-Хэбэтшэ – Священная гора), Чингис хаанай шэрээ (Стол Чингисхана), Озеро Шара-Нур (Желтое озеро), Мыс Богатырь (Мыс Огненный), Скала Шаманка (Камень-храм), Мыс Хобой,  Мыс Рытый, Мыс Бурхан, Гора Алханай, Багда-Урэ (Белая гора), Гора Жима, Мыс Ижимей (эжин – хозяин местности); божествами и духами: Ама Сагаан Ноён – Бог честнословия и красноречия, божество Ухэр, Тенгри (Тэнгри) – небесный дух, верховное божество неба, Хан Хутэ-баабай –  защитник и покровитель шаманизма,  Божество Дэмчог – покровитель горы Алханай, Буха Нойон – земное божество; местами силы и т.д.

Ретроспективность мифологем Байкала связана с её бинарностью, которая «проявляется в прототипичной мифологической ситуации и ее воспроизведения в новом культурном контексте», в ориентации «на метафорический и даже на метафизический опыт предшествующих поколений» [2, С. 10]. Другими словами, ретроспективность мифологем Байкала обусловлена их ориентированностью на опыт, идеи, идеалы предшествующих поколений и смысловую актуальность в настоящем времени

В этом плане отличительной чертой мифологем Байкала является феноменальность, что тесно связано с их когнитивной структурой, когнитивными моделями. Байкал как феномен «структурируется при помощи стилистически маркированных дефиниций уникального озера» [3, С. 176], что в рекламном туристическом нарративе эксплицируется, например, такими именованиями, как море, жемчужина Сибири, планета Байкал, сердце Сибири, око планета. Во все времена Байкал представлялся как живое существо, в том числе в легендах и преданиях о Байкале, что активно репрезентируется как в мифологемах Байкала, так и в рекламном туристическом нарративе в целом. Предикаты и модификаторы, обозначающие человека телесного создают основу для функционирования антропоморфных метафор, например, сочетания с существительными Батюшка Байкал, Богатырь Байкал, атрибутивные конструкции Ликующий Байкал, Седой Байкал, Грозный Великан

Таким образом, мифологемы Байкала в рекламном туристическом нарративе как элементы текста содержит конкретное событие, «по структуре которого и строится ее актуальный компонент» [2, С.12], обладают свойством интерпретации и модификации, играют смыслообразующую роль, обрастают «новыми контекстуальными смыслами», в них «закладывается культурологическая и концептуальная информация» [1, С.53].

4. Заключение

Обобщением полученных результатов работы являются следующие выводы. В ходе исследования было установлено, что основными репрезентантами мифологем Байкала на пространстве рекламного туристического нарратива являются легенды и предания о Байкале. Мифологемы Байкала обладают такими онтологическими свойствами, как сюжетность, ретроспективность и этническая (региональная) специфика. Обращенность мифологем Байкала к национальной культуре прошлого и отражение настоящего активизирует определённые типы структур знаний, фокусируя тем самым внимание потенциального потребителя услуги на значимой и актуальной информации. Перспективы дальнейшего исследования проблемы автор видит в расширении исследуемого материала.

Метрика статьи

Просмотров:1890
Скачиваний:7
Просмотры
Всего:
Просмотров:1890