ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОЙЛОКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КОЧЕВНИКОВ САЯНО-АЛТАЯ
ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОЙЛОКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КОЧЕВНИКОВ САЯНО-АЛТАЯ
Научная статья
Гузеватова Е.Н.1, *, Киштеева О.В.2
1 ORCID: 00000-0002-1746-8852;
2 ORCID: 0000-0001-6570-9668;
1, 2 Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, Абакан, Россия
* Корреспондирующий автор (GEleNa219[at]ya.ru)
АннотацияСтатья посвящена проблеме сохранения и развития художественного войлоковаляния как одного из видов народного декоративно-прикладного искусства Саяно-Алтайского региона. Данный аспект рассматривается в рамках решения первой из задач исследования, цель которого связана с рассмотрением традиционных технологий художественного войлока с точки зрения экологического потенциала и культурно-экономического развития Южной Сибири и предполагает проведение историко-культурного анализа художественных и технологических особенностей художественного войлока народов Южной Сибири (алтайцев, тувинцев, хакасов).
Ключевые слова традиционные технологии, художественное войлоковаляние, экологическая культура, народы Саяно-Алтая.
TECHNOLOGY OF ARTISTIC FELTING AS A REFLECTION OF THE ECOLOGICAL TRADITIONS OF THE NOMADS OF THE SAYAN-ALTAI REGION
Research article
Guzevatova E.N.1, *, Kishteeva O.V.2
1 ORCID: 00000-0002-1746-8852;
2 ORCID: 0000-0001-6570-9668;
1, 2 N. F. Katanov Khakass State University, Abakan, Russia
* Corresponding author (GEleNa219[at]ya.ru)
AbstractThe article discusses the problem of preservation and development of artistic felting as one of the types of applied and decorative folk art of the Sayano-Altai region. This aspect is considered in the framework of solving the first task of the project, the aim of which is connected with examination of traditional methods of felt art from the point of view of ecological potential and cultural and economic development of southern Siberia, involving a historical and cultural analysis of artistic and technological characteristics of the felt art of the peoples of South Siberia (Altaians, Tuvinians, Khakass).
Keywords traditional technology, artistic felting, ecological culture, peoples of the Sayano-Altai region.
В настоящее время под угрозой уничтожения природные ландшафты и экосистемы степей и горных массивов Южной Сибири в связи с сырьевой направленностью экономики и игнорировании природоохранных норм. На глобальном мировом уровне уже пришли к пониманию нравственной ответственности современного человека за свои действия по отношению к окружающей среде, что отражено в соответствующих конвенциях. Современный тренд на разумное потребление и переработку отходов – одно из проявлений проблем экологии и формирующегося экологического сознания современного человека. Традиционные технологии основаны на воспроизводящих ресурсах и минимальной переработки натурального сырья, отношения природы и человека в традиционной культуре всегда были основаны на неразрывной включенности, а не противопоставлении. Этические ценности традиционной культуры учитывают и обязательные связи между прошлыми поколениями и будущими, передаче знаний, норм и накопленных материальных ресурсов, в отличие от современного подхода некоторых компаний, рассчитывающих только сиюминутную выгоду.
Основная цель нашего исследования связана с рассмотрением традиционных технологий художественного войлока с точки зрения экологического потенциала и культурно-экономического развития Южной Сибири. На первом этапе исследования была определена задача: рассмотреть историю развития технологии художественного войлока на территории Южной Сибири и провести сравнительный историко-культурный анализ художественных и технологических особенностей художественного войлока народов Южной Сибири (алтайцев, хакасов и тувинцев) как отражение экологии этнической культуры.
В особенностях традиции декорирования мягких материалов, в том числе войлока, достаточно ярко отразились сложные пути исторического развития народов Саяно-Алтая, многообразие этнических связей, устойчивость многих самобытных черт культуры.
Вначале мы рассмотрели историю войлоковаляния, которая берет свое начало в V-VI тыс. до н.э. и связана с началом овцеводства. Начало овцеводства в свою очередь не могло существовать без одомашнивания лошадей, которое позволило кочевникам осуществлять организацию овец в стада, ведь для производства войлока требовалось большое количество шерсти. В своем историческом экскурсе отметили, что самые первые войлоки определяются как работа протоиранских племен, наследником и ярким носителем этой иранской традиции войлочного производства являются туркменские войлочные ковры. Скифская культура войлоковаляния отражена в археологических находках Пазырыкских курганов [6] датируемых VI-IV вв. до нашей эры. Такой тип войлоков отличается тончайшей (пластины толщиной 1-2 мм.) аппликацией войлока по войлоку, получившей название «пазырыкской линии». Продолжателями и прямыми наследниками «сюньской» традиции изготовления и декорирования войлочных изделий (находки курганов Ноин-Улы, II-I вв. до н.э.), для которой характерно толстое многослойное войлочное полотнище, крытое тканью с украшением в виде аппликации с обязательной стежкой и окантовкой толстым витым шнуром, считаются монголы. Это подтверждается многочисленными старинными и современными традиционными монгольскими войлочными изделиями. Сюньская манера войлоковаляния характерна также для народов Центральной Азии: тибетцев, тувинцев, алтайцев, казахов, бурятов, при этом каждый народ вносил в украшения войлочных узоров свои национальные элементы.
Войлочное производство у хакасов играло важную роль в жизни народа, из войлока хакасы изготовляли кочевую войлочную юрту «киис иб», мужскую одежду (куртки и штаны, головные уборы и обувь), постель «тозек», напольные и настенные ковры «кибiс», чепраки на лошадь и различные бытовые предметы [7]. Анализ художественных традиций декорирования войлоков [3], [4] выявил, что хакасских войлочных ковров до настоящего времени практически не осталось, хотя орнамент хакасских ковров был зафиксирован исследователями еще в XIX века А.А. Кузнецовой [5]. Это позволяет сделать вывод, что еще в конце XIX века хакасские войлочные ковры бытовали, и для них создавался специальный орнамент. Поэтому композиция и орнамент войлочных ковров рассматривались на примере изделий тюркских народов близких по культуре и региону. Это обосновывается тем фактом, что этнокультурные влияния и связи отдельных народов особенно ясно просматриваются именно в художественных войлоках тюрко- и монголоязычных народов, так как технология войлока и его художественного оформления является у всех неизменной. Вариантов его оформления оказывается не так много, к тому же историческая и культурная общность данных народов проявляется в традиционных мотивах орнаментов и является универсальным кодом для данного региона.
У алтайцев также из войлока изготавливали одежда, которая носила специализированный характер (в ней ходили на охоту). Ее элементами являлись полусферическая шапка, халат (киис), безрукавка (ненгжок), чулки (уук). Исследователи алтайского декоративно-прикладного искусства [8], [9] отмечают, что доподлинных образцов алтайских художественных войлоков не сохранилось, кроме как в зарисовках, которые «различаются между собой не столько разнообразием орнаментальных узоров, в основном вариации традиционной «кульди», сколько различием применяемых при их изготовлении материалов». Способ изготовления традиционных алтайских войлочных ковров «текеметов» и «сармаков» свидетельствует о глубоких традициях войлоковаляния. Эти ковры отличаются яркостью и многоцветностью, для их орнаментации характерно равенство узора и фона. Ритмическое повторение вариантов рогообразных завитков, равномерно покрывающих центральное поле и кайму сармаков, слагается в четкий графический криволинейный узор.
Рассматривая исторические сведения изготовления войлоков в Тыве [1], [2], назначение и техники изготовления войлоков, отметили, что специальных мастеров-профессионалов по изготовлению войлоков у тувинцев не было. У тувинцев войлок изготовлялся обычно сообща всеми хозяйствами (членами кочевой общины, аала) из шерсти овец одного хозяйства (семьи), которому принадлежала изготовленная продукция. При этом отмечено, что в литературных источниках о тувинском способе изготовления войлока нет подробных сведений. Поэтому, в нашем исследовании были рассмотрены технологические (этапы изготовления войлока) и временные (сезон, время на выполнение каждого этапа) аспекты этого процесса, проведены параллели с особенностями изготовления войлока у соседних тюрских народов (казахов, киргизов, хакасов). Среди видов декорируемых тувинских войлочных изделий исследователи упоминают матрасы (кидус), потники (чонак), навесные пологи юрт (кидис эжик), ленты (хаяапча), прикрывавшие ее основания, войлочные чулки (ук), отмечая при этом, что тувинцы не употребляли в юрте настенных ковров. В XIX – начале XX вв. у них было два вида войлочных ковров, стелившихся на пол юрты – олбук (небольшие четырехугольные коврики из нескольких слоев войлока, предназначавшиеся для почетных гостей) и ширтек (преимущественно трапециевидной или реже округлой формы, которые располагались в юрте вокруг очага). Рассматривая способы декорирования тувинских войлоков, можно сделать выводы, что еще в конце XIX века было известно окрашивание войлока и его аппликация окрашенным войлоком или тканью, а к началу XX века единственным способом орнаментации войлока у тувинцев была простежка узора толстой шерстяными нитками. Также в качестве декора выступала окантовка изделий цветной тканью, предпочтительно красной, и черной шерстяной тесьмой. При декорировании стежкой войлочных изделий орнамент располагался в виде сетки, которую окаймлял бордюр. Для сетки использовали обычно несколько достаточно устойчивых узоров на основе геометрических фигур – квадрата, треугольника, ромба, круга, прямоугольника с косо заштрихованными треугольниками внутри, спирали и др. Для бордюра обычно применялись меандровый узор, косая сетка, пунктирные линии.
В заключение данного этапа исследования предпринята попытка составить сравнительную таблицу способов (технологий) орнаментации, мотивов орнаментов и цветового решения, применяемых в декорировании художественных войлоков алтайцев, тувинцев и хакасов, выявить общие черты, присущие изготовлению войлочных изделий в целом, и особенные, характерные только для конкретного народа Саяно-Алтая.
Дальнейший этап нашего исследования предполагает проведение анализа социально-экономических и культурных проектов, связанных с традициями художественного войлока на территории Южной Сибири, а также разработку концепции художественной студии по традиционному войлоку с целью популяризации и сохранения технологий художественного войлоковаляния народов Южной Сибири, как объекта нематериального культурного наследия этого региона.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Вайнштейн С.И. Энографическое изучение тувинцев / С.И. Вайнштейн. – М.: Издательство восточной литературы, 1975. – 108с.
- Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев / М.Б. Кенин-Лопсан. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. – 232с.
- Кидиекова И.К. Орнамент хакасов: монография / И.К. Кидиекова. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996. –158с
- Кызласов Л.Р. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник / Л.Р. Кызласов, Г.Г. Кароль. – М.: Наука, 1960. – 216 с.
- Кузнецова А.А. Минусинские и ачинские инородцы (Материалы для изучения) / А.А. Кузнецова и П.Е. Кулаков. Красноярск: Енис. губ. стат. ком., 1898. X, 298 с. – [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/Ruf6t (дата обращения 10.10.2020).
- Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая / С.И. Руденко. – М.: Искусство, 1968. – 136 с.
- Чебодаева М. Войлок в Хакасии: от расцвета в историческом прошлом до полного забвения / М. Чебодаева. – [Электронный ресурс] URL:https://19rus.info/index.php/kultura-i-sport/item/132604-vojlok-v-khakasii-ot-rastsveta-v-istoricheskom-proshlom-do-polnogo-zabveniya (дата обращения 10.10.2020)
- Эдоков А. В. Декоративно-прикладное искусство алтайцев. Автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.04./ Эдоков Алексей Владимирович. – Барнаул, 2003.– 160с.
- Эдоков, А. В. Декоративное искусство Горного Алтая. С древнейших времен до наших дней / А. В. Эдоков. – Горно-Алтайск, 2002. – 208 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Vajnshtejn S.I. Jenograficheskoe izuchenie tuvincev [Ethnographic study of Tuvans] / S.I. Vajnshtejn. – M.: Publ. house of eactern literature, 1975. – 108 p.
- Kenin-Lopsan M.B. Tradicionnaja kul'tura tuvincev [Traditional culture of Tuvans] / M.B. Kenin-Lopsan. – Kyzyl: Tuvinskoe Publ. house, 2006. – 232p.
- Kidiekova I.K. Ornament hakasov: monografija [The ornaments of this nation: monograph] / I.K. Kidiekova. – Abakan, Hakasskoe Publ. house, 1996. –158 p.
- Kyzlasov L.R. Dekorativnoe iskusstvo srednevekovyh hakasov kak istoricheskij istochnik [Decorative art of medieval Khakas as a historical source] / L.R. Kyzlasov, G.G. Karol'. – M.: Nauka, 1960. – 216 p.
- Kuznecova A.A. Minusinskie i achinskie inorodcy (Materialy dlja izuchenija) [Minusinsk and Achinsk foreigners (materials for study)]: / A.A. Kuznecovoa, p.E. Kulakov. Krasnojarsk : Enip. gub. stat. kom., 1898. X, 298 p. – [Electronic resource] URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_1618049 (accessed 10.10.2020).
- Rudenko S.I. Drevnejshie v mire hudozhestvennye kovry i tkani iz oledenelyh kurganov Gornogo Altaja [The world's oldest artistic carpets and fabrics from The frozen mounds of the Altai mountains] / S.I. Rudenko. – M.: Iskusstvo, 1968. – 136 p.
- Chebodaeva M. Vojlok v Hakasii: ot rascveta v istoricheskom proshlom do polnogo zabvenija [Felt in Khakassia: from its heyday in the historical past to complete oblivion] / M. Chebodaeva. – [Electronic resource] URL: https://19rup.info/index.php/kultura-i-sport/item/132604-vojlok-v-khakasii-ot-rastsveta-v-istoricheskom-proshlom-do-polnogo-zabveniya (accessed 10.10.2020).
- Jedokov A. V. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo altajcev [Decorative and applied arts of the Altai people]. Dip. … kand. iskusstvovedenija: 17.00.04./ Jedokov Aleksej Vladimirovich. – Barnaul, 2003. – 160 p.
- Jedokov A. V. Dekorativno iskusstvo Gornogo Altaja [Decorative art of the Altai mountainp. From ancient times to the present day] / A. V. Jedokov. – Gornogo-Altajsk , 2002.– 208 p.