ЗЕМЛЕДЕЛИЕ В ПОВЕРЬЯХ И СУЕВЕРИЯХ МОРДВЫ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.074
Выпуск: № 10 (64), 2017
Опубликована:
2017/10/18
PDF

Потапкин И.И.

Аспирант, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ В ПОВЕРЬЯХ И СУЕВЕРИЯХ МОРДВЫ

Аннотация

Статья посвящена поверьям и суевериям мокша-эрзянского народа в такой сфере хозяйственной деятельности как земледелие и поиску залегания исторических корней простонародных убеждений в покровительствующие ему божества – Пакся аве и Норов аве. Автор на основе этнографических источников и этнологической литературы характеризует укоренившиеся в мордовском этносе устоявшиеся воззрения, касающиеся аграрной деятельности. На основе археологических материалов и исследований учёных-этнологов  делает попытку реконструировать развитие поверий о богинях земледелия. Что позволяет более углубленно осмыслить ряд проблем, связанных с происхождением подобной формы религиозной мысли в качестве самостоятельной формы общественного сознания и проследить её эволюцию.    

Ключевые слова: земледелие, посевная, уборочная, Пакся ава, Норов ава.

Potapkin I.I.

Postgraduate Student, Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia

AGRICULTURE IN THE BELIEFS AND SUPERSTITIONS OF MORDVA

Abstract

The article is devoted to the beliefs and superstitions of the Moksha-Erzya people in such spheres of their economic activity as agriculture. It is also dedicated to the search of the historical roots of the common folk beliefs related to the patronizing deities of Paksyaava and Norov ava. The author characterizes the established beliefs of the Mordovian ethnos concerning agrarian activity on the basis of ethnographic sources and ethnological literature. Based on archaeological materials and studies of ethnological scientists, an attempt is made to reconstruct the development of the beliefs related to the goddesses of agriculture. This enables a more in-depth understanding of a number of problems related to the origin of this form of religious thought as an independent form of social consciousness as well as tracing its evolution.

Keywords: agriculture, sowing, harvesting, Paksyaava, Norov ava.

У мордовского этноса земледелие занимало не самое последнее место в хозяйственной деятельности. Об этом говорят, в том числе, и жертвоприношения богам, и предкам в виде продуктов растительного происхождения (краюха хлеба, пироги, блины и т.д.) в обрядах жизненного цикла, в окказиональных молениях-озксах. Практически во всех общинных или семейных обрядах предстоятель возвышал среди прочих прошений просьбу богам об урожае.  Поэтому данная тема не могла остаться в стороне у этнографов и этнологов, изучавших это явление, например, в свете религиозных верований или мифологии мокша-эрзян. Отдельной какой-либо работы, посвящённой настоящей теме, нет. Вследствие этого накопленная информация позволяет не только более глубоко осмыслить ряд общих проблем, связанных с её происхождением в качестве самостоятельной формы общественного сознания, но и проследить эволюцию религиозной мысли.

Большое значение мокша-эрзянский народ придавал весенне-посевной кампании. Тяжелый труд, частые неурожаи и, вследствие этого, голод способствовали появлению целой массы поверий и суеверий, способствовавших якобы получению обильного урожая. Немалое значение мордва придавала времени обработки земли, выбору дня сева и главного сеяльщика. Вопрос этот решался на сельской сходке. При этом исходили из таких соображений: понедельник считался днём тяжёлым. Сеять выходили на следующий день. Не распахивали землю и не сеяли на ущербе луны (хлеб плохо родится), старались приурочить к новолунью. Сеяльщиком выбирали почётного старца, удачливого человека, с щедрой душой и лёгкой рукой (эрз. чёжда пильге, мокш. тёждя кядец, козя потмоц). Он начинал сев, бросал первые семена, затем его заменяли другие сеятели. [4, Л. 33]

Во время посевной мордва прибегала к магическому воздействию на семена при помощи яиц, для того, чтобы получить полное и большое зерно нового урожая [9, С. 57]. Так поступали в с. Кочкурове Кочкуровского района Мордовии. В былые времена перед началом посева устраивали моление, называемое «видьме руцянь ознома» (моление мешочка для сеяния). Специально для этого пекли пирог с тремя нелуплеными яйцами. Их потом съедали те, кто сеял. В день посева никому ничего не давали, т.к. боялись, что могут отдать или кто-нибудь взять силу урожая. По словам мордвы, люди ходили по полю и собирали умолот: с каждого загона жали горсточку хлеба для того, чтобы урожай уродился вдвое больше чем у других. [8, Л. 91]  В с. Подгороное Конаково, когда выходили сеять просо или коноплю, брали с собой яйца и бросали в борозду [5, Л. 28]. В с. Новые Верхисы Инсарского района Мордовии, перед посевом проса крестьянин клал одно сырое яичко на землю, после сева сеятель брал его себе. Когда сеют рассаду, то кладут на землю яйцо и затем засыпают землю на глубину яйца. Яйцо берут, и съедают. [5, Л. 140] В других селениях мордва при посеве клала в лукошко с семенами варёные яйца. Сеятель выбрасывал их из лукошка вместе с семенами. Потом их поднимали дети и забавлялись. [3] В  с. Сапожкино Аксаковского района Оренбургской области, на первый сев с собой крестьяне брали каравай хлеба и три крашеных к Пасхе яйца, которые выбрасывали вместе с первой горстью зерна. По поверью это обеспечивало хороший урожай. [6, Л. 94] В таких сёлах как Александровка и Старая Бессоновка [6, Л. 71, 54] Новомалыклинского района Ульяновской области, Киртели Большетарханского района Республики Татарстан [6, Л. 24], Шадым Инсарского района крестьянина, вернувшегося с посева конопли, угощали варёными яйцами. В период Советской власти, когда конопля стала колхозной, ритуальное съедение яиц происходило после посева капустной рассады. [5, Л. 145] В с. Широмасово Теньгушевского района Республики Мордовия, когда шли сеять просо, клали в лукошко 2-3 яйца, чтобы уродилось величиной с яйцо [2, Л. 51].

Немало у мокша-эрзянкого народа было поверий и суеверий в осенний период сельскохозяйственных работ. Большинство их связано с уборкой урожая. Также как и в начале полевых работ, начало жатвы имела похожие суеверия. Например, в с. Вертилим Старошайговского района Республики Мордовия, начинала жать та из женщин, у которой считалась лёгкая рука. Когда начинали жать или сеять, из дома ничего не давали. [1, Л. 11, 17]

Так же как и во многих русских селениях, у мордвы был распространён магического характера суеверный обычай «делания или завивания бороды» земледельческому богу. Так, например, в с. Шокша Теньгушевского района Мордовии, после жатвы на своём загоне оставляли немного несжатого хлеба, затем хозяин ложился на землю и катался по полю приговаривая: «Пакся ава, Пакся ава» [2, Л. 46]. В с. Вертилим Старошайговского района Мордовии, последний сноп был объёмом в три снопа и вокруг него плясали. С ним оставляли всё плохое, вкладывали все несчастья и её с собой не брали. [1, Л. 11, 17]

В с. Мордовское Давыдово Кочкуровского района Мордовии, по окончании уборки урожая на полоске оставляли несжатую рожь, которую завязывали в три кустика. Называли их «умань сакал» (от эрз. ума – земельный надел, сакал ‒ борода). В середину клали хлеб – дар Розь аве (под Розь авой понимали рожь с чёрной головкой, с большим чёрным колосом). [5, Л. 130]

После того, как мордва приняла Православие, в её духовную культуру вошло христианство в русском народном варианте. Например, В с. Салазгоре Торбеевского района Республики Мордовия, на второй Спас – Преображение Господне (6/19 август) освящали урожай. Освящённые зёрна хранили до следующего года; во время сева их первыми кидали в землю. [7, Л. 280] В с. Новые Верхисы Инсарского района Мордовии, по окончании уборки урожая в поле оставляли горсточку колосьев для мучеников-бессребреников Космы и Дамиана. В селе считали, что они ходят по полям. Во время вязания приговаривали: «Поди с нами подсоблять, кушать, после кушанья отдыхать». [5, Л. 140] В с. Шадым Инсарского района Мордовии, после окончания жатвы завязывали горсть колосьев и клали на землю кусок хлеба. Считали, что это делали для святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Называли эти колосья «Бородой Николая Чудотворца». [5, Л. 145]

По поводу исторических корней аграрной магии в своё время высказался известный советский этнолог С. А. Токарев: «Хотя земледельческая магия зарождается едва ли не вместе с началом земледелия в его самой ранней ручной («мотыжной») форме, и притом довольно рано возникают и образы духов покровителей земледелия, но о возникновении особой формы «земледельческой религии» мы можем говорить только тогда, когда оформляется её социальный носитель – сельская община» [11, С. 368]. Образ духа-покровителя в мордовских поверьях действительно обнаруживается. Им является Пакся ава. По археологическим данным у мордовского народа в первой половине I тысячелетия н.э. было развито подсечно-огневое земледелие с мотыжной формой обработки почвы [10,       С. 55]. Этот вид землепользования отражён в мордовском языке. Мокша-эрзянское слово «пакся» означает безлесную ровную поляну, землю, которая пригодна пригодная для посева [12, С. 132]. В связи с этим уместно привести довольно интересную по содержанию молитву, произносимую жителями с. Шестякино около околицы села, когда собирались по ягоды: «Хозяин межей, Паксяль-старик, хозяин трав и растений, ты живёшь на меже, ешь то, что на поле растёт, ты ходишь по меже с одного конца в другой, ты считаешь все до единого растения, всех ты знаешь по именам, каждое растение перед тобой… Я не пойду по ягоды не помолившись тебе, благослови меня на удачу, не отнимай силы ног, не отнимай силы глаз, пусть не с пустой корзинкой я приду, а с полной, пусть буду здоровой!» [13, С. 197]. Так как пантеон мордовских божеств в основном женского рода и почти все религиозные функции выполняли богини, то изначально, видимо, молитва была обращена к Пакся аве, жене Паксяль-старика. В связи с этим возможно предположить, что поверья и суеверия, связанные с богиней полей, у мордвы появились, видимо, с самого появления земледелия.

Дальнейшее развитие аграрные поверья и суеверия получают во второй половине I тысячелетия н.э. В VIII в. на смену паловому земледелию приходит пашенное. Мотыгу заменяют более совершенные орудия труда – рало, соха и плуг. Общественный строй VII-X вв. характеризуются развитой военной демократией и формированием соседской общины. [10, С. 55-58, 97-101] К этому периоду, скорее всего, относится появление мифа, в своё время, записанное Снежницким от мокшан Городищенского уезда Пензенской губернии: «Шкай, живущий на небе, окружён существами, которые ему служат верой и правдой, и от которых он узнаёт, что делается на земле. Однажды все они собрались у Верховного бога, чтобы рассказать о проделанной работе, но один из них опоздал и пришёл самым последним. Это была Норов ава: «На земле приняли меня с вином и пуре, хлебом и солью. Люди уважают меня и просят хлеба. Я всем им дала хлеба!» Верховный бог выделил её среди остальных и ей одной дал право давать людям хлеб» [13, С. 203-204]. По-видимому, этот миф запечатлел выделение богини урожая в первостепенное положение по отношению к богине полей Пакся аве.

Таким образом, комплекс поверий и суеверий мордвы, связанных с земледелием, имеет несколько слоёв. Самые ранние своими корнями нисходят в первую половину I тысячелетия н.э. к подсечно-огневой, мотыжной форме обработки земли. Дальнейшее развитие получают в VII-X вв. с появлением пашенного земледелия. С христианизацией мордвы в мокша-эрзянскую среду пришли новые русские народно-христианские убеждения. В настоящее время большинство этих поверий и суеверий перестало бытовать, сохранившись в виде культурного наследия.

Список литературы / References

  1. Научный архив Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, И-219.
  2. Научный архив Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, И-267.
  3. Научный архив Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, И-268, листы не пронумерованы.
  4. Научный архив Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, И-467.
  5. Научный архив Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, И-489.
  6. Научный архив Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, И-494.
  7. Научный архив Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, И-496.
  8. Научный архив Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, И-657.
  9. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография / Д. К. Зеленин. – М.: Наука, 1991. 511 с.
  10. Петербургский И. М. Вадская мордва в VIII-IX вв. / И.М. Петербургский, В. Н. Аксенов. – Саранск: издательство Мордовского университета, 2006. 148 с.
  11. Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. 622 с.
  12. Циганкин Д. В., Мосин М. В. Этимологиянь валкс. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998. 240 с.
  13. Harva U. Die Religiӧsen vorstellungen der Mordwinen / U. Harva. –  Helsinki, 1952. 421 S.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. NA NIIGN pri RM [Archives The Research The Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia], I-219. [in Russian]
  2. NA NIIGN pri RM [Archives The Research The Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia], I-267. [in Russian]
  3. NA NIIGN pri RM [Archives The Research The Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia], I-268. [in Russian]
  4. NA NIIGN pri RM [Archives The Research The Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia], I-467. [in Russian]
  5. NA NIIGN pri RM [Archives The Research The Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia], I-489. [in Russian]
  6. NA NIIGN pri RM[Archives The Research The Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia], I-494. [in Russian]
  7. NA NIIGN pri RM [Archives The Research The Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia], I-496. [in Russian]
  8. NA NIIGN pri RM [Archives The Research The Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia], I-658. [in Russian]
  9. Zelenin D. K. Vostotchnaya etnografiya [Ethnography east Slavic] / D. K. Zelenin. – : Nauka, 1991. 511 P. [in Russian]
  10. Peterburgsky I. M. Vadskaya Mordva v VIII-IX vv. [Mordva Vadskaya in VIII-IX centuries] /  M. Peterburgsky, V. N. Aksenov. – Saransk: Izdatelstvo Mordovskogo universiteta, 2006. 148 P. [in Russian]
  11. Tokarev S. A.  Rannie formy religii [Religion early forms]. – М.: Politizdat, 1990. 622 P. [in Russian]
  12. Tsigankin D. V., Mosin M. V. Etimoloditchesky slovar [Ethical dictionary]. – Saransk: Mordovskoe knizhnoe izdatelstvo, 1998. 240 [in Russian]
  13. Harva U. Die Religiӧsen vorstellungen der Mordwinen [Mordva religious views] / U. Harva. –  Helsinki, 1952. 421 p. [in German]