ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Афанасенко И.В.1, Чепрасова Э.М.2
1Кандидат психологических наук, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, 2педагог-психолог МБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи, г. Ростов-на-Дону
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Аннотация
Статья посвящена исследованию духовных ценностей лиц c разным уровнем субъективного благополучия. Выявлено, что респонденты с высоким уровнем субъективного благополучия реализуют в своей жизни большее количество духовных ценностей (и в большей степени), чем респонденты с низким уровнем благополучия, и их содержание направлено на: управление своей жизнью; самоактуализацию; любовь к миру, людям; трансцендентную сферу. Содержание ведущих реализуемых ценностей респондентов с низким уровнем субъективного благополучия характеризуется наличием социально желаемых нормативных социальных ценностей, ориентацией на внешний локус контроля. Таким образом, выраженность и содержание духовных ценностей в ценностной сфере личности выступает существенным фактором ее субъективного благополучия.
Ключевые слова: духовные ценности, субъективное благополучие, смысложизненные ориентации.
Afanasenko I.V.1, Cheprasova E.M.2
1PhD in Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov on Don, 2pedagogue-psychologist, MBI FE The Palace of Creativity of Children and Youth, Rostov on Don
SPIRITUAL VALUES OF PERSONS WITH THE DIFFERENT LEVEL OF SUBJECTIVE WELL-BEING
Abstract
The article is devoted to the spiritual values of persons with different level of subjective well-being. It is revealed that respondents with high levels of subjective well-being are implementing in your life the greater number of spiritual values (and to a greater extent) than respondents with a low level of well-being, and their content is characterized by a focus on: control their lives; self-actualization; love of the world, people; the transcendental sphere. The content of the leading realizable values of respondents with a low level of subjective well-being is characterized by the presence of socially desirable normative social values, orientation on external locus of control. Thus, the severity and the content of spiritual values in the value field personality is an essential factor for its subjective well-being.
Keywords: spiritual values, subjective well-being, life orientation.
Социальные институты разных стран уделяют большое значение уровню благосостояния и благополучия граждан. В связи с тем, что личное благополучие, получившее субъективную оценку самого индивида, далеко не всегда совпадает с объективным, для оценки которого используются экономические и социальные показатели, в ряде стран предлагают рассматривать субъективное благополучие личности как национальный индикатор благосостояния людей [8, 9].
Субъективное благополучие – это сложное психологическое образование, содержательно представленное субъективной оценкой счастья и собственного благосостояния в целом, удовлетворенностью, аффективным балансом (отношением положительных и негативных эмоций, складывающегося на протяжении жизни), осмысленностью жизни, которое влияет на все стороны и сферы жизнедеятельности личности. В зарубежной литературе термин «субъективное благополучие» часто употребляется наряду с понятием «счастье», «удовлетворенность жизнью», также используются близкие понятия «психологическое благополучие», «субъективное благосостояние», «качество жизни».
На основании анализа работ зарубежных и отечественных исследователей нами выделены следующие компоненты субъективного благополучия личности: когнитивный (представление, оценка субъектом удовлетворенности, осмысленности собственной жизни), эмоциональный (счастье как переживание, положительные и отрицательные эмоции), конативный (мотивации, потребности, цели). Выделение отдельных компонентов облегчает задачу оценки субъективного благополучия.
Отдельного внимания заслуживает проблема внутренних конструктов, детерминирующих тот или иной уровень субъективного благополучия. Можно предположить, что индивидуальный способ восприятия субъектом отдельных событий и ситуаций, в длительной временной перспективе складывается в стратегию, определяющую в дальнейшем способ существования личности. Духовные ценности личности, являясь регуляторами ее жизнедеятельности, неизбежно влияют и на способ существования, и на восприятие объективной реальности, и на способность принять ответственность за свою жизнь, и на способность быть активным творцом своей жизни. Исследователями была установлена взаимосвязь ценностей, в том числе духовных, с уровнем субъективного благополучия [5, 7]. Вопросы связи духовного аспекта личности и ее субъективного благополучия в последнее время довольно часто становятся предметом теоретических и эмпирических исследований современных психологов.
Целью исследования стало изучение духовных ценностей лиц в связи c уровнем их субъективного благополучия. Выборку составили 116 мужчин и женщин в возрасте ранней и средней взрослости (20 - 60 лет). Гипотеза исследования: состав наиболее приоритетных духовных ценностей и выраженность их реализации у респондентов с высоким и низким уровнем субъективного благополучия, вероятно, будет различаться.
Методы исследования: психологическое тестирование и анкетирование («Шкала удовлетворённости жизнью» Э. Динера и др. (ШУДЖ); «Шкала субъективного счастья» С.Любомирски (ШСС); «Методика исследования и диагностики смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (тест СЖО), авторская анкета «Духовные ценности и их реализованность», методы математической статистики - критерии – биномиальный, Т-Вилкоксона, χ2-Фридмана, коэффициент ранговой корреляции R-Спирмена.
Из общей выборки нами были выделены две группы респондентов, сопоставимые по полу и возрасту: с высоким уровнем субъективного благополучия (1 группа - 17 человек) и с низким уровнем субъективного благополучия (2 группа - 16 человек).
В состав преобладающих духовных ценностей, которые реализуют в своей жизни респонденты 1-ой группы, вошло 19 ценностей, 2-ой группы – 15 ценностей, при этом выявлены как сходства, так и различия между ними (на основе критериев χ2-Фридмана и Т-Вилкоксона, при р<0,05). Так, совпадающие у двух групп ценности различаются по своей иерархии и степени реализованности (субъективная оценка респондентов), причем в первой группе все рассматриваемые ценности реализованы в большей степени, чем во второй (средние значения 5,3 и 4,5 соответственно).
В группу преобладающих реализованных ценностей у респондентов с высоким уровнем благополучия вошли специфичные только для них следующие ценности (по мере убывания средних балльных значений их субъективной значимости): «восприятие жизни в любом её проявлении» (5,5), «безусловная любовь» (5,5), «вера в Абсолют (Бога, Всевышнего, Источник)» (далее «вера в Абсолют») (5,4), «самопознание, самосовершенствование» (5,2), «любовь к людям» (5,2), «сотворение своей жизни» (5,2), «патриотизм, любовь к Родине» (5,0). Следует отметить, что А. Маслоу считает развитую способность принимать свою жизнь, мир в целом такими, какие они есть, качеством самоактуализирующейся личности [6].
Для респондентов с низким уровнем субъективного благополучия наиболее реализованными ценностями являются «общечеловеческая нравственность» (4,4 и 5,0), «альтруизм, бескорыстие» (4,4 и 4,6), «культурные ценности» (4,2 и 4,5), однако и их выраженность в группе с высоким уровнем благополучия выше (в скобках приведены средние оценки 2-ой и 1-ой групп соответственно).
Таким образом, респонденты с высоким уровнем субъективного благополучия реализуют в своей жизни большее количество духовных ценностей (и в большей степени), чем респонденты с низким уровнем благополучия, что подтвердило гипотезу исследования. В исследовании Л.И. Габдулиной также указывается на большую реализованность ценностей у людей, удовлетворенных жизнью, чем у людей, неудовлетворенных жизнью [2].
Содержание ведущих реализуемых ценностей респондентов с высоким уровнем субъективного благополучия характеризуется направленностью на: управление своей жизнью (восприятие жизни в любом ее проявлении, сотворение своей жизни); самоактуализацию (самопознание, самосовершенствование); любовь к миру, людям (безусловная любовь, любовь к людям, к Родине); трансцендентную сферу (вера в Абсолют).
Реализация этих ценностей предполагает наличие внутреннего локуса контроля, «выход за пределы иерархии узколичных потребностей» к общечеловеческим, трансцендентным духовным ценностям [3].
Содержание ведущих реализуемых ценностей респондентов с низким уровнем субъективного благополучия характеризуется наличием социально желаемых нормативных социальных ценностей, ориентацией на внешний локус контроля.
В результате анализа взаимосвязей между реализованными духовными ценностями и показателями смысложизненных ориентаций респондентов в двух исследуемых группах было выявлено, что у респондентов с высоким уровнем субъективного благополучия существует достоверная прямая связь между ценностью «вера в Абсолют (Бога, Всевышнего, Источник)» и показателями общей «осмысленности жизни» (r=0,48, р<0,05), «процесс жизни» (r= 0,54, р<0,05), «результаты жизни» (r=0,76, р=0,0004). А у респондентов с низким уровнем субъективного благополучия имеют место следующие взаимосвязи: «процесс жизни» и ценности «религиозность» (r=0,61, р<0,01), «тактичность» (r=0,50, р<0,05); «жизненные цели» и ценности «религиозность» (r=0,54, р<0,05), «любовь к людям» (r=0,52, р<0,05); локусом контроля «Я» и «сотворение своей жизни» (r=0,62, р<0,01); «осмысленности жизни» и «законопослушность» (r= – 0,51, р<0,05).
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что у личности, верующей в существование высшего духовного начала, и в этом контексте осмысливающей свою жизнь, удовлетворенность её процессом и результатами будет выше. Исследование Д.В. Каширским ценностей верующих респондентов, в частности, с использованием теста смысложизненных ориентаций, показало, что фактор «вера в Бога» является «одной из существенных доминант в построении гуманистической, гармоничной и внутренне непротиворечивой системы личностных ценностей», вокруг которой и выстраивается эта система [4, с. 286]. Следует отметить, что в нашем исследовании «вера в Абсолют (Бога, Всевышнего, Источник)» не означает принадлежности к какой-либо религиозной конфессии, «религиозность», выделенная в отдельную ценность, была отмечена респондентами как наименее значимая.
Таким образом, выраженность и содержание духовных ценностей в ценностной сфере личности выступает существенным фактором ее субъективного благополучия. Следовательно, в целях повышения уровня субъективного благополучия клиента психологу рекомендуется осуществлять деятельность, направленную на развитие и гармонизацию ценностно-смысловой сферы личности клиента.
Литература
- Буравлева Н.А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011. № 12 (114), С. 189-193.
- ГабдулинаЛ.И. Жизненная удовлетворённость, счастье и их обусловленность ценностными и смысложизненными ориентациями личности // Северо-Кавказский психологический вестник. Приложение 1. Ростов н /Д. 2003, С. 59-64.
- ГабдулинаЛ.И., Зотова С.В. Ценностная детерминация удовлетворенности личности собственной жизнью // Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22-24 ноября 2012 г. / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, В.А. Штроо; Нац. иссл. ун-т “Высшая школа экономики”; Росс. гуманит. науч. фонд. М.: Логос, 2012. С. 296-297
- КаширскийД.В. Психология личностных ценностей: Диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.01. Москва, 2014. - 550 с. – URL: http://dissovet.rggu.ru/section.html?id=10733 [дата посещения 10.10.2015]
- Кулайкин В.И. Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. Кострома, 2006. – 298 с. РГБ ОД, 61:06-19/421. – URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-parametry-kachestva-zhizni-v-razlichnykh-sotsialnykh-gruppakh [дата посещения 11.10.2015]
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
- СелигманМ. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013, 440 с.
- Diener E. Guidelines for national indicators of subjective well-being and ill-being // Journal of Happiness Studies, 2006, № 7, Р. 397-404.
- Krueger Alan B., Arthur A. Stone. Progress in measuring subjective well-being. ScienceOctober 2014: Vol. 346 no. 6205 pp. 42-43 URL: DOI: 10.1126 / science.1256392 [дата посещения 11.10.2015]
References
- Buravleva N.A.Ponjatie «duhovnost'» v sovremennoj psihologii // Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). № 12 (114), S. 189-193.
- Gabdulina L.I. Zhiznennaja udovletvorjonnost',schast'e i ih obuslovlennost' cennostnymi i smyslozhiznennymi orientacijami lichnosti // Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. Prilozhenie 1. Rostov n /D. 2003, S. 59-64.
- Gabdulina L.I., Zotova S.V. Cennostnaja determinacija udovletvorennosti lichnosti sobstvennoj zhizn'ju // Psihologija individual'nosti: materialy IV Vserossijskoj nauchnoj konferencii, g. Moskva, 22-24 nojabrja 2012 g. / Otv. red. A.B. Kuprejchenko, V.A. Shtroo; Nac. issl. un-t “Vysshaja shkola jekonomiki”; Ross. gumanit. nauch. fond. M.: Logos, 2012. S. 296-297
- Kashirskij D.V. Psihologija lichnostnyh cennostej: Dissertacija ... doktora psihologicheskih nauk: 19.00.01. Moskva, 2014. - 550 s.
- Kulajkin V.I. Social'no-psihologicheskie parametry kachestva zhizni v razlichnyh social'nyh gruppah: Dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.05. Kostroma, 2006. – 298 s. RGB OD, 61:06-19/421. Maslou A. Motivacija i lichnost'. SPb.: Piter, 2014. – 400 s.
- Seligman M. Put' k procvetaniju. Novoe ponimanie schast'ja i blagopoluchija. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013, 440 s.
- Diener E. Guidelines for national indicators of subjective well-being and ill-being // Journal of Happiness Studies, 2006, № 7, Р. 397-404.
- Krueger Alan B., Arthur A. Stone. Progress in measuring subjective well-being. ScienceOctober 2014: Vol. 346 no. 6205 pp. 42-43 URL: DOI: 10.1126 / science.1256392