ВЛИЯНИЕ ПАТЕРНАЛИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Геташвили М.А.
Магистр социологии, Пермский национальный исследовательский политехнический университет
ВЛИЯНИЕ ПАТЕРНАЛИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается роль патернализма субъектов трудовой деятельности в социально-трудовых отношениях в трансформационном российском обществе.
Ключевые слова: социально-трудовые отношения, патернализм, партнерство, неформальные отношения, трудовое поведение.
Getashvili M.A.
Master of sociology, Perm national research polytechnic university
THE IMPACT OF PATERNALISM ON THE SOCIO-LABOUR RELATIONS
Annotation
The article considers the role of paternalism, the subjects of labour activity in the social-labour relations in the transforming Russian society.
Keywords: social and labor relations, paternalism, partnership, informal relations, labor behavior.
Проблема формирования новых отношений между работодателями и работниками наемного труда привлекает к себе в последние годы все большее внимание исследователей. Такой повышенный интерес обусловлен заметным усилением влияния этих обновленных отношений на состояние всей социально-трудовой сферы в целом. Отношения между работодателями и работниками наемного труда складываются по поводу компенсаций за труд, условий труда, профессионально-должностных обязанностей, гарантий занятости и порядка и разрешения трудовых споров. Рассматривая их содержание, точнее их определить как социально-трудовые отношения.
Наиболее важным фактором формирования социально-трудовых отношений является их регулирование, изменяющееся в процессе развития данных отношений, которое подразумевает формирование взаимопонимания субъектов социально-трудовых отношений; идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон. Типы социально-трудовых отношений характеризуют социально-психологические, этические и правовые формы взаимоотношений субъектов в процессе трудовой деятельности. Основополагающую роль в формировании типов социально-трудовых отношений играет принцип обеспечения равенства прав и возможностей субъектов этих отношений. Реализация этого принципа в сочетании с принципами солидарности и равноправного партнерства или же с принципом «господства – подчинения» служит основой различных типов социально-трудовых отношений: патернализма, социального партнерства, конкуренции, солидарности, субсидиарности, дискриминации и конфликта.
При изучении патерналистских ориентаций сторон трудовой деятельности, стоит рассматривать два наиболее значимых типа социально-трудовых отношений, которые являются противоположными: патернализм и социальное партнерство. Этот выбор обусловлен тем, что в основе деятельностных практик в современной трудовой сфере лежит не конфликт, а консенсус, на одной стороне которого находится патернализм, а на другой – партнерство.
Данное утверждение подтверждается многочисленными исследованиями и статистикой 90-х гг. XX века – начала XXI века: массовая приватизация предприятий не привела к противостоянию предпринимателей, с одной стороны, и работников, объединенных профсоюзами, с другой. Напротив, выявилась тенденция к снижению уровня конфликтности. На снижение конфликтной активности рабочих оказали влияние неразвитость рынка труда, усиление административного, экономического и государственно-правового аппарата принуждения, находящегося на стороне работодателя, локальный характер трудовых конфликтов, их ограниченность повседневными производственными проблемами; в итоге наемный работник был вынужден либо уйти, либо подчиниться. Роста конфликтов не вызвали ни дефолт 1998 г., ни принятие нового КЗОТа 2002 г.
Одни исследователи видят причиной этого проблему выживания, под влиянием которой произошло деформация их мировидения и обострение мелкобуржуазности как «скрытой социальной болезни», другие – психологическую подавленность, смирение и терпение, третьи – нацеленность на труд и коллективистские ориентации, а не мелкобуржуазность и патернализм [1; 2; 3].
Основным показателем содержания патерналистских или партнерских ориентаций у сторон социально-трудовых отношений является степень зависимости, которую надо рассматривать в связи со многими факторами: уровнем приспособления к трансформации общества, желанием быть защищенным государством, работодателем, степенью отчуждения от принятия решений, соответствием сложившихся социально-трудовых отношений в вербальном и реальном поведении работников, формой собственности предприятия, присутствующими неформальными и формальными практиками и т.д.
Помимо этого необходимо заниматься изучением таких индикаторов «патернализма – партнерства» как нормы отношений с руководством, стереотипы поведения в случае несогласия с руководством, отношение к вмешательству руководства в профессиональные обязанности, степень ориентации на помощь руководства в житейских ситуациях (для работников).
Исследование трудовых отношений в современных условиях предполагает анализ постоянной взаимосвязи актуальных социальных проблем труда с их социокультурными составляющими, то есть ориентацией акторов трудовых отношений на старые и новые нормы культуры труда. В связи с этим можно выделить обязательные элементы, которые должны быть изучены при исследовании социально-трудовых отношений: адаптацию к рыночным отношениям, то есть успешность или неуспешность этого перехода, «выживание» или приспособление; отношение к рынку; мотивацию труда; факторы динамики социального статуса.
В результате реформирования российского общества появляются новые социальные роли: собственник, наниматель, наемный управленец, акционер, наемный работник и т.д. Но при этом правила рыночных отношений не были определены в начале реформ, да и сейчас еще остаются расплывчатыми, то есть не понятно, чему именно должны соответствовать новые роли и трудовые отношения. И работники, и администрация затрудняются в определении функционального содержания новых ролей, то есть прав и обязанностей, которые присущи собственнику, наемному работнику, наемному управленцу и т.п. Люди выстраивают собственные «образы», наполнение которых зависит от индивидуального опыта взаимодействия с контрагентами (или мировоззренческих установок, в которой ведущей является эмоционально-оценочная составляющая).
Таким образом, мы выходим на понятие социального поведения, обозначающее, с одной стороны, сложнейшую систему адаптации личности к разнообразным условиям ее реализации, способ ее функционирования в системе конкретного социума, а с другой – активную форму преобразования и изменения социальной среды в соответствии с объективными возможностями, которые предоставляются личности, а также возможностями, которые она самостоятельно проецирует и открывает для себя в соответствии со своими представлениями, ценностями, идеалами.
Изучение трудового сознания и поведения различных социально-профессиональных групп в переходном обществе предполагает выяснение степени развитости и динамики ценностей непосредственно связанных с трудом, выявление характера требований к различным сторонам труда, рассмотрение предпочтений занятости в различных формах собственности. В этой связи весь комплекс человеческих актов, поступков и действий, которые соединяют личность работника с производственным, трудовым процессом, но не сводится к последнему, мы относим и категории трудового поведения. Таким образом, в социологическом анализе социально-трудовых отношений основной акцент мы делаем на многообразных поведенческих (реальных и вербальных) характеристиках деятельности человека, включенного в систему общественного производства.
Трудовое поведение личности, с одной стороны, отражает объективную необходимость, заданность условий ее функционирования и проявляет себя в рамках довольно жесткого контекста той или иной производственной ситуации. С другой, в связи с многоальтернативностью и возможностями выбора, оно мотивируется. Говоря о трудовом поведении, мы имеем в виду не только те или иные альтернативы и возможности выбора индивидом различных тактик и стратегий, параметры которых определяются объективными обстоятельствами, конкретной производственной и жизненной ситуацией, но и определенный тип личностной активности, определенный тип притязаний, содержательно обусловливающий предметно-аксиологический смысл, положенный в основу этих стратегий и тактик. В способе их реализации, направленности выражены различные социокультурные ориентиры личности, которые составляют ценностно-нормативую основу их развертывания в определенном социальном контексте, в определенной системе общения и социальной коммуникации. Она определяет приемлемые для индивида в различных условиях способы и методы реализации трудового поведения, рамки его функционирования в соответствии с требованиями и задачами производственного процесса, а в конечном итоге – баланс, иерархию и соотношение индивидуальных, групповых, коллективных и общественных интересов.
В кризисные или трансформационные периоды, при изучении трудовых практик в организации необходимо уделять внимание схожему поведению, направленному на сохранение рабочего места, боязнь безработицы, вследствие чего вербальная и невербальная практики могут сильно расходиться. Отсюда вытекает изменение социально-трудовых отношений, и усиление патерналистских ориентаций, и повышение уровня зависимости и т.д.
Все вышеназванные аспекты существенным образом влияют на структуру, целевую направленность трудового поведения, его содержание и мотивацию; способствуют формированию конкретных форм интеграции и связи индивида с процессом труда в системе той или иной социальной организации, определяют степень устойчивости поведенческого алгоритма личности.
Таким образом, ориентация на патерналистские отношения во взаимодействиях работников и работодателей должны изучаться с учетом степени адаптации к рынку, угрозы увольнения, уровнем зависимости сторон трудовых отношений, общих и трудовых ценностей, а также тех социально-экономических условий, в которых осуществляются эти отношения.
Список литературы
Максимов Б.И. Рабочие в период реформ: положение, ориентации, коллективистские действия // Мир России. – 2002. – № 3. – С. 26-37.
Трушков В.В. Современный рабочий класс России в зеркале статистики // Социологические исследования. – 2002. – № 2. – С. 45-51.Трушков В.В. Современный рабочий класс России в зеркале статистики // Социологические исследования. – 2002. – № 2. – С. 45-51.
Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 29-36.