ИНТИМНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА
Дмитриева Н.В.1, Буравцова Н.В.2
1Доктор психологических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет. 2Кандидат психологических наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления
ИНТИМНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация
В статье представлен психологический анализ интимности как сложного психологического явления, обусловленного взаимосвязью физических, психических, социальных и духовных компонентов. Обосновывается точка зрения, что интимность представляет собой универсальную потребность в принадлежности, заботе и любви; показано место интимности в структуре психологического пространства личности.
Ключевые слова: психологическое пространство личности, интимность, психологическая суверенность.
Dmitrieva N.V.1, Buravtsova N.V.2
1Doctor of Psychological Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University; 2Ph.D. in Рsychology, Novosibirsk State University of Economics and Management
INTIMACY IN THE STRUCTURE OF THE PERSONAL SPACE
Abstract
The article presents an analysis of the psychological intimacy as a complex psychological phenomenon caused by interconnection of physical, mental, social and spiritual components. Substantiates the view that intimacy is a universal need for belonging, care and love, intimacy of the place is shown in the structure of psychological space of the individual.
Keywords: psychological space of personality, intimacy, psychological sovereignty.
В качестве одной из базовых характеристик, позволяющих современному человеку быть успешным в различных сферах взаимодействия с окружающим миром и в полной мере реализовывать свои возможности, выступает гармоничность организации его личностного пространства, согласованность потребностей и целей, путей достижения практических результатов и нравственных принципов, межличностных контактов и адекватных эмоциональных проявлений.
Человек живет в психологическом (личностном) пространстве, построенном в соответствии с его потребностями и возможностями. В то же время, между ним и окружающим миром происходит постоянное взаимопроникновение, осуществляющееся в поведенческой, эмоциональной, когнитивной и других сферах. Проведённые нами исследования позволяют определить психологическое пространство личности как сложную взаимообусловленную систему, системообразующей характеристикой которой выступает суверенность личностных границ, на основе которой формируются сферы ценностных ориентаций, межличностных отношений и осмысленности жизни [2]. Такой подход дает возможность прослеживать развитие личностной субъектности – способности человека выступать в качестве автора собственной жизни в самых различных ее проявлениях.
Так какое же место занимает интимность в структуре психологического пространства личности? Для того чтобы ответить на этот вопрос, на наш взгляд, необходимо более подробно рассмотреть основные характеристики интимности.
В общем смысле, интимность представляет собой феномен принадлежности и эмоциональной связи с другим человеком. Она включает взаимность, ранимость и открытость. Человеку присуща универсальная потребность в принадлежности, заботе и любви, которая реализуется только тогда, когда формируются интимные отношения. Интимность требует способности, с одной стороны, находиться вместе, с другой, – сохранять сепаратность и индивидуальность в интимных отношениях. Интимность невозможна без способности отделения своего «Я» от «Я» другого человека [4, с. 15].
Такой сложный для изучения феномен, каким является интимность, включает различные аспекты человеческой жизни, которые в норме должны функционировать вместе: психический, эмоциональный, социальный и духовный. Но в наибольшей степени интимность проявляется в социальных, а именно – в межличностных отношениях.
Интимность предполагает существование особенно тесных межличностных отношений. Отношения, основанные на интимности, характеризуются наличием эмоциональной фиксации (аттачмента), взаимозависимостью, длительностью, повторяющимися интеракциями, чувством принадлежности друг другу. Интимность подразумевает разделение с кем-то своей жизни, переживание любви, нежности и близости. Интимность непосредственно связана со страданием, со способностью переживать за другую/другого, с возможностью вообразить себя на месте другого/другой и выйти за пределы эго-центрической перспективы [4, с. 16].
Отношения интимности требуют взаимности, взаимопонимания, «прозрачности», как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Бессознательный уровень интимности позволяет распознавать невысказанные мысли и чувства не только с позиции наблюдателя, но прежде всего с позиции сопереживающего человека. Между находящимися в интимных отношениях людьми происходит бессознательный диалог, обмен «тайными знаками», которые связывают людей с большой силой. При этом развитие интимных отношений может начинаться внезапно, что связано с взаимным опознанием на бессознательном уровне с участием «глубинной бессознательной системы разума» [4, c. 27-28].
Тем не менее, поддержка и сохранение интимных отношений на длительное время требует зрелых эмоций, развитого эмоционального и межличностного осознания. Интимность невозможна без способности не только быть вместе, но и уметь отделяться друг от друга. Такая способность закладывается в раннем младенчестве, а ее отсутствие является формой симбиоза, но не интимностью, хотя чувства близости в этих состояниях подобны.
Дифференцированное интимное поведение объединяет любящих людей, членов семьи, друзей. В процессе развития интимности происходит самораскрытие и взаимное познание. Взаимное познание требует сильного эго с очерченными границами. Слишком быстрое развитие интимности может привести к обратному негативному результату – эффекту отбрасывания и самоизоляции.
Выделяются такие формы интимности, как эмоциональная и физическая интимность. Как и физическая интимность, эмоциональная интимность имеет различную степень выраженности. В эмоциональном контексте интимность проявляется в межличностной коммуникации. С нею связано возникновение специфических субъективных переживаний. Степень психологического комфорта и глубина коммуникативного процесса могут рассматриваться как показатели выраженности эмоциональной интимности между членами пары.
Эмоциональная интимность первично зависит от доверия в процессе взаимной коммуникации со взаимным эмпатизированием и обсуждением чувств и переживаний в процессе взаимопонимания и поддержки. Для человека психобиологически необходимо переживание такой интимности на регулярной основе. С переживаниями эмоциональной интимности непосредственно связано сохранение не только психологического комфорта, но и психосоматического здоровья на длительную дистанцию.
Интимность – это универсальная человеческая потребность, без которой возникает переживание одиночества. Отсутствие интимности и осознание этого является наиболее частой психологической причиной разрыва межличностных отношений. Затруднения в достижении интимности могут быть связаны с процессом социализации, обучением необходимости чувствовать психологическую интегральность, уметь контролировать свои чувства и не проявлять свою слабость.
В то же время настоящая интимность требует определенной ранимости, и здесь возникает противоречие. Многие люди прерывают значимые отношения, поскольку боятся потерять чувство независимости. Интимность не приводит к потере независимости, она заключается в тонком балансировании сохранения своей индивидуальности и сохранения глубокой эмоциональной связи с другим человеком.
В интимности интегрально взаимосвязаны психические, эмоциональные, физические, социальные и духовные компоненты. В ее поиске человек надеется на постоянность удовлетворения своих желаний и часто фиксируется на физическом компоненте интимности. Это обусловлено, в частности, тем, что физическая близость бывает часто более легко достижимой, чем другие, входящие в ее структуру составляющие [4].
C возможностью проявления интимности в межличностных отношениях связана специфика такого феномена, как суверенность психологического пространства личности и прочность так называемых его «границ», дающих человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру.
Причем, говоря о существовании психологических (или личностных) границ, необходимо уточнить, что по отношению к психологическому пространству данная категория используется, в большей степени, как пространственная метафора: если границы собственного тела субъекта, территории, владения личными вещами могут иметь точно определены в пространстве, то границы привычек, социальных предпочтений, ценностных и смысложизненных ориентаций переживаются человеком только опосредствованно, через восприятие другого человека или как ощущения «своих» или «чужих», имеющих или не имеющих для него значение и смысл.
Психологическое пространство, которое человек ощущает как «свое», позволяет ему обособиться от мира предметов, социальных и психологических связей, представляющих его сферу жизни. Психологическая суверенность позволяет устанавливать конструктивные различия между «Я» и «не-Я», определять личную идентичность и пределы ответственности, дает возможности для самоутверждения и самовыражения, для равноправного взаимодействия с миром и людьми.
Суверенность психологического пространства личности (или личностного пространства) является достаточно устойчивым качеством, основанным на всем предыдущем индивидуальном опыте человека. Она проявляется в переживании аутентичности собственной жизни, в комфортности ее организации в пространстве и времени; в уверенности в том, что жизнь протекает в соответствии со значимыми для человека ценностными ориентациями, с возможностью осуществления желаемых межличностных взаимодействий [1].
Проведенные нами исследования показывают, что именно суверенность личностного пространства позволяет в достаточной мере проявлять интимность, характеризующуюся здоровой взаимозависимостью, возможностью сопереживания и соучастия, переживанием чувства принадлежности друг другу, способностью предвидения поведения партнера.
Напротив, депривация психологического пространства личности обусловливает отказ от использования качеств, позволяющих создавать атмосферу доверия, открытости и искренности, а стремление человека во что бы то ни стало защитить свое личностное пространство от любого вторжения извне, практически блокирует возможность переживания искренности в отношениях и интимности.
Ведь интимность это переживание эмоциональной близости. Она возникает, когда два человека способны эмоционально открыться друг другу, способны раскрывать свои настоящие чувства, мысли, страхи и желания. Это возможно, если обе стороны глубоко доверяют друг другу, могут позволить себе быть ранимыми, проявлять свои слабости.
В то же время, изолированный, отчужденный человек в действительности стремится к значимым отношениям, ищет возможности найти партнершу/партнера, с которыми можно было бы поделиться сокровенными мыслями и чувствами, убеждениями и верованиями. Однако, к сожалению, это в действительности труднодостижимо. Последнее связано, в частности, со страхом реальной психологической близости, что часто бывает обусловлено отрицательным психотравмирующим опытом предшествующих контактов.
Интимность, функционирующая на высоком уровне доверия, включает навыки эмоциональной принадлежности, обоюдное специфически привилегированное знание, особую форму бытия в качестве уникального, значимого для другой/другого человека. В последнее время подчеркивается как раз значение для формирования интимности развития такого чувства близости к избранному человеку, которое превосходит близость с другими людьми, что выражается в стремлении к раскрытию своего внутреннего «Я» («раскрывающаяся интимность» или «самовыражающаяся интимность») [4, с. 32].
Несмотря на то, что в настоящее время понятие интимности все чаще смешивают с понятием сексуальных отношений, на наш взгляд, эти понятия не являются идентичными. Секс без интимности непродуктивен, неполноценен в психологическом плане. Секс при наличии интимности сопровождается качественно иными переживаниями. Испытывать интимность можно и без секса. Иногда интимность путают и с сексуальными переживаниями во время так называемого «медового месяца». Этот период характеризуется усиленным чувством влюбленности с сильным сексуальным желанием и когда он заканчивается, отношения партнеров в определенной степени теряют прежнюю интенсивность. Однако это не означает потерю интимности, а может стать началом новой стадии отношений, в которой участвующим сторонам необходимо сохранить и развивать искренность и близость на другом уровне – интегральном, включающем не только физические и эмоциональные, но также и психические, социальные и духовные компоненты.
Анализ жалоб обращающихся к нам женщин, показал, что причиной переживаемых ими трудностей в выстраивании интимных отношений часто является их ориентация на следование маскулинным социальным стереотипам, т.е. интроект женщины, выбирающей мужские модели мышления, чувствования и поведения. Интроекты – стереотипы, нормы, ценности и установки, некритически усвоенные личностью и включенные в ее внутренний мир. Алгоритм реформирования интроекта у женщин с нарушениями интимности базируется на идее изменения содержания ценностей и смыслов, некритически усвоенных в детском и подростковом возрасте. Ведь именно родители и другие значимые члены семьи являются для ребенка первыми трансляторами социальных норм. Навязываемые ему нормы, убеждения и ценности усваиваются и составляют основу его собственных представлений; принимаются как аксиома и не подвергаются критике и осмыслению. Противоречия между интроектами, возникающие во внутреннем мире личности, приводят к актуализации внутреннего конфликта, к появлению психологически дисбалансного состояния и, как следствие, к нарушению интимности. Используемая в таких случаях техника реформирования некритически усвоенного интроекта приводит к ослаблению нервно-психического напряжения и нейтрализации конфликта [3].
Таким образом, интимность, представляющая собой феномен принадлежности и эмоциональной связи с другим человеком на основе взаимности, открытости, возникновения специфических субъективных переживаний, четко встраивается в структуру психологического пространства личности, занимая существенное место в сфере межличностных отношений. Различного рода искажения личностного пространства (его депривация или стремление к его чрезмерной защите от проникновения извне) обусловливают отказ личности от проявления интимности или ее неспособность к построению действительно близких, доверительных, интимных отношений. Затруднения в достижении интимности могут быть связаны с ранними сценарными решениями ребенка (принимаемыми под воздействием деструктивных родительских предписаний), с процессом и условиями социализации личности, восприятием социальных правил, норм и стереотипов, с обучением необходимости чувствовать психологическую интегральность, контролировать свои чувства и не проявлять свою слабость.
Список литературы
Буравцова Н. В. Влияние специфики личностных границ на формирование ценностно-смысловой сферы студентов // Высшее образование в России, 2008. – № 6. – С. 138-141.
Буравцова Н. В. Структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов гуманитарной направленности // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. - № 113. – С. 260-264.
Дмитриева Н. В., Айзман Н. И. Реформирование интроекта у женщин с проблемами в области психосексуального здоровья // Мир науки, культуры, образования, 2009. - № 7-2. – С. 90-93.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н. В. Интимность. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. - 239 с.