ИНТИМНАЯ ЛИРИКА В РАННЕЙ ПОЭЗИИ И.ИКСАНОВОЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.49
Выпуск: № 10 (124), 2022
Предложена:
10.09.2022
Принята:
26.09.2022
Опубликована:
17.10.2022
1667
4
XML
PDF

Аннотация

Творчество И.Иксановой получило оценку как чувственная «женская поэзия», особо отмеченная любовной и интимной лирикой, умением усложнять тексты при помощи символов. Конструктивным принципом поэтической речи поэтессы является использование приемов нанизывания, которые определяют самобытность ее произведений. Различные виды повторов, в том числе и психологические параллелизмы, и интертекстуальность, порождающая смысловой повтор, и лексические повторы направлены на создание особенных текстов.

В статье анализируются прием повтора, символы в произведениях поэтессы, благодаря которым возникает особенная, чувствительная к любым проявлениям дисгармонии во внешнем мире романтическая лирическая героиня.

1. Введение

В стихах И. Иксановой делается попытка создать сложную картину с помощью многих приемов. Ее поэзия богата символическими образами, которые ведут к раскрытию внутреннего смысла.

Интимная лирика   поэзия, которая включает в себя всю гамму самых эмоциональных человеческих переживаний. В основном это чувства, связанные с личной жизнью человека, мечтами, положением дел. Эти стихи относятся к обыденной, повседневной жизни, любви, мировоззрению и мирским объяснениям, включая любовную лирику и философскую лирику. Главная особенность таких стихов заключается в том, чувства передаются посредством символов: «В интимной лирике создается сложная картина с использованием многих приемов» [3, С.222]. Причина переживаний лирического героя личная жизнь, судьба, зачастую собственная жизнь автора, личное начало выходит на первый план.

2. Заголовок поля

Изучению творчества поэзии И.Иксановой посвящены труды ученых Д.Загидуллиной [3] Т.Галиуллина [2], Н.Юсуповой [7], Г.Гайнуллиной [1], [9], [10], М.Мортазина [6],  исследовавших образы  в поэзии и прозе Иксановой, особенности использования символов и отмечавших, что «ее духовная поэзия богата символическими образами, ведущими к раскрытию внутреннего смысла» [10, С.150].

В стихотворении Ильсояр Иксановой «Хочу верить в людей» поиски надежного друга лирическим героем раскрыты риторически. Название стихотворения усиливает мотив беспокойства о том, что лирическая героиня не смогла найти кого-то, кому могла бы раскрыть свои сердечные тревоги, повторяет ее стремление доверять людям. В последней строфе метод аллитерации раскрывает сожаление героини о невозможности положиться на своих друзей, чьи души стали для нее потемками:

Кешеләргә ачыласы килә, Ачынмаммы икән соңыннан?

Йөрәгеңне ачар кешенеңдә

Күңелләре кайчак карурман [6, С.7].

Первые стихи поэта воспринимаются как поиск собственного пути в жизни, постановки целей. «Жизнь», «Вздрагивание», «Если есть человек ...», «... или как жизнь идет» и так далее. В этих стихотворениях лирическая героиня отмечает, что у нее вызывает содрогание звуки шуршащих листьев, крики одинокой совы, слезы росы, звуки крыльев бабочки, закат солнца, падающая звезда, осенняя тоска леса, горение костров:

Ялгышларның баткак юлларында

Күмелеп калган кеше язмышы [6, С.9].

В поэзии этого периода времена года символизируют смену чувств, а цвета используются для выражения этих чувств более богатым и полным образом. Например, образы лета в «Мое лето», «Летняя тоска», «... Я летом», «… Это последний дождь лета» и так далее  ̶  это символ, который воплощает самый мощный, огненный период эмоций. В поэме «Тоска лета» душа лирической героини, погруженная в сладкие воспоминания, связана со светлой тоской по прошлому. Они как напоминание о постоянстве траура, что эти чувства следует проводить только со смирением и терпением:

Елдан елга күчә бара җәйләр,

Минем җәйләр, мине сагынып... [6, С.13].

Переход от лета к осени является символическим выражением усиления чувства скорби в сердце лирической героини. Как итог грустного лета, «яблоки, которые падают с шепотом», символизируют  лишь приснившиеся чувства, светлые мечты.

Образ осени символ творчества Иксановой, постоянно повторяющийся, усиливающий траурную линию в ее поэзии.

В стихотворении «Оставь в осени» тоска лирической героини выражена в высшей степени. Для романтической героини не нужны листопады, мелодии улетающих журавлей, чужая нежность. Обращение к миру с призывом защитить чувства означает высшую степень горя героини, а также поиск утешения.

В стихотворении «... твоя душа ушла ко мне», посвященном М.Цветаевой, серая осень символизирует грустное, бесцветное, разбитое состояние души. Неслучайно обращение к русскому поэту в этот период жизни:

Синең язмышыңның ачылыгы –

Иренемә тамган күз яшемдә [6, С.25].

Лирическая героиня ищет душу, близкую ее душе, полагая, что она нашла кого-то, чтобы поделиться со своими чувствами:

Безнең җаннар тормыш чылбырында

 Еллар аша бара беррәттән[6, С.25].

Поэтесса описывает период осени и часто включает философское содержание в стихотворения. От имени лирической героини в поэме «Осенняя философия» И.Иксанова представляет правду жизни, связанную с линией рождения и смерти. Автор показывает  границу смены надежды и безнадежности в жизни человека, при этом осень символизирует смерть, а весна – рождение,  и напоминает о том, что человек пришел в это место навсегда.

Образ зимы, близкий образу осени с точки зрения оттенков смысла, используется в таких стихотворениях, как «Печаль», «В моей душе буран», «...Хочешь, я свои чувства», «Мои чувства как белые жемчужины», чтобы выразить разные уровни и разные оттенки чувств.

В стихотворении  И.Иксановой «Кладбище», мы ясно видим, что она скучает по своему детству, родной деревне, бабушке, улицам:

Кыш. Җепшек. Карга күмелгән

Авылым урамнары.

Җанымда сулыгып елый

Сагыну бураннары [6, С. 24].

Деревня, в которой она родилась и выросла, уже изменилась, и  душа героини плачет при виде этого, не в состоянии найти себе места. Лирическая героиня сравнивает свою мятежную душу с бураном, образ мокрого снега символизирует слабость души, чувство любви к деревне:

Кышларда яз сулышы –

Моңнары балачакның.

Буран булып Дәү әнкәмә –

Зиратка таба чаптым  [6, С. 25].

Детство лирического «я» счастливо и спокойно проходит в деревне рядом с бабушкой. Она все еще бежит в деревню к бабушке в поисках этого спокойствия. Но мир изменился, детство прошло, деревня изменилась, прежнего ребенка нет, и, самое главное, ее ближайший человек, доверенное лицо и воспитатель переместилась из этого смертного мира в вечный мир. Лирическая героиня приравнивает терзания души к бурану и показывает, что она бежит к своему ближайшему человеку своей бабушке. Этот бег символизирует высшую степень ее чувств. Раньше она бежала домой, но теперь она бежит на кладбище к могиле своей бабушки, где она надеется обрести покой в своем сердце ...

В стихотворении «Не разбивай мою надежду» чувство лирической героини о потере надежды найти любимого человека описано в связи со сменой времен года. Зима, весна и лето понимаются как период ожидания, осень является символом несбывшихся надежд. Белый цвет символизирует прекрасные, сладкие сны лирической героини, синий цвет таяние надежды.

Следовательно, в ранних стихотворениях времена года представляют собой образы, которые раскрывают чувство тоски лирической героини в различных оттенках и определяют его содержание.

Следует  обратить внимание еще на несколько символов, которые использует поэтесса образы яблок и бабочек. Символ яблока используется в творчестве поэта как для выражения целостности любви в традиционном смысле, так и для раскрытия других оттенков смысла.

Лирическая героиня сравнивает себя с цветущим яблоком. Заканчивая образ словами «когда яблоня цветет осенью», лирическая героиня говорит, что человек может разбудить любовь и мечту в любое время. Невозможное явление в природе символизирует  силу, магию и удивительно таинственную красоту, которые может создать любовь. Героиня определяет любовь как божественную силу, утверждая, что жизнь это жизнь как единственная истина: что жизнь, окутанная этой красотой, так же быстра и мимолетна как мгновение. Найти правду, признать ее «несладко, это незабываемо горько». Лирическая героиня ценит истину жизни, которая приходит через любовь, как источник скорби. Таким образом, она приближается к идеалам романтической эстетики, утверждает, что любовь может приносить лишь горе на протяжении всей жизни, и на самом деле сомневается в способности достичь этого чувства:

Тәүгең түгел, соңгы назың

үзем булыйм.

Язың түгел,

якты көзең булыйм.

Татлы яраң түгел, ачы ярың булыйм.

Күргәнең бармы көздә чәчәк аткан алмагачны? [6, С.21].

В стихотворении «Женщина», которая находится на границе эмоционального лиризма и философского лиризма, поэтесса сравнивает женщину с яблоком.

Без бит – Алма,

Аңламыйча калма безне, Дөнья!

Ташлар булсаң,

Өзеп алма безне, Сөйгән яр! [6, С.3].

Яблоко также читается как символ двух берегов, обретающих друг друга, духовной целостности и любви. Лирическая героиня предупреждает, что вкус яблока зависит от держащего его человека. Чтобы яблоко было сладким, нужно поделиться теплом своей души.

Образ бабочки используется как символ святости в творчестве поэтессы и представляет собой образ, который полностью поглощает его. В поэме «Прощание с собой» лирическая героиня приравнивает свою молодость, свою первую чистую любовь к бабочке:

Язларның ташкыны басылып,

Көзләрнең ялкыны сүнгәндә,

Иң соңгы күбәләк шикелле,

Хушлашып китүче син мәллә? [4, С.15].

Бабочка — это образ детства, который воплощает чистоту души, самые светлые мечты и безусловную веру в их исполнение.

И.Иксанова объясняет действия женщины в мире, ее миссию как способ сохранить чувство любви, привить ее своим детям, описывает самые красивые моменты в жизни женщины.

Стихотворение И.Иксановой, посвященное единственной дочери Айсылу, «Моя дочь», заслуживает внимания с точки зрения реализации передачи чувств матери, которая очень рада, что рядом с ней есть дочь, через колыбельную:

Син минем сүзләргә сыймас хисемдер,

Син минем җырларга сыймас моңымдыр,

Син минем дөньяга сыймас шатлыгымдыр,

Син минем җаннарымнан өзелгән аклыгымдыр [4, С.18].

Стихотворение «Тоска по матери» описывает тоску женщины, которая сама является матерью, о тепле, которое может дать только ее собственная мать. В стихотворении  реализованы два чувства любви лирической героини  ̶ любовь матери к своей дочери и любовь героини к своей матери. Чувства дополняют друг друга, обогащают, укрепляют дух матери, но одно не может заменить другого. Отмечая разницу между пониманием любви ребенком и восприятием взрослым, особенно матери, И. Иксанова приходит к выводу, что уровень сострадания человека и более глубокое понимание мира объясняются множеством эмоций.

3. Заключение

Поэзия И.Иксановой характеризуется мягким лиризмом, стремлением отразить «тончайшие движения женской души», искренностью ее лирической героини. Поэтесса запечатлевает философские размышления о человеческой судьбе, семье, любви, переживаниях, характеризующиеся искренним выражением чувств в несколько меланхоличном тоне. Символические образы в стихотворениях Иксановой выполняют широкий спектр функций: передают мысль автора, усиливают эмоционально-экспрессивное воздействие произведения на читателя.

Творчество Ильсияр Иксановой прекрасный пример единения поэта и лирической героини. В стихотворениях отражена  «глубина чувств поэтессы, и ее способность с восхищением и любовью смотреть на мир и людей, умение взвесить все на весах красоты и правды» [8].

Метрика статьи

Просмотров:1667
Скачиваний:4
Просмотры
Всего:
Просмотров:1667