АКТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «НАТАША И КОТЫ» В ДЕМОТИВАТОРАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ МАССОВОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ И ПАНДЕМИИ COVID-19

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.32
Выпуск: № 10 (124), 2022
Предложена:
29.08.2022
Принята:
06.09.2022
Опубликована:
17.10.2022
1914
5
XML
PDF

Аннотация

Настоящая статья посвящена изучению демотиваторов, относящихся к массовой самоизоляции и пандемии COVID-19, получивших широкое распространение в интернет-пространстве. Представлены некоторые подходы к систематизации данных поликодовых текстов на основе реализуемых в них композиционных моделей. Рассмотрена специфика одной из часто реализуемых моделей в демотиваторах, посвященных самоизоляции, «Наташа и коты», рассмотрены события, которые нашли отражение в содержании демотиваторов, построенных по данной модели. Рассмотрев около 100 демотиваторов, мы пришли к выводу, что создание такого значительного числа интернет-мемов на основе одной определенной модели позволяет ей при благоприятных условиях вновь актуализироваться.

1. Введение

В сегодняшней действительности мы все чаще переносим реальное общение в интернет, однако, существует феномен, который проникает из интернет-коммуникации в нашу повседневную жизнь, — это интернет-мемы [1]. Объяснение того, как создаются и распространяются интернет-мемы широко освещается в работах таких исследователей-филологов и лингвистов, как Ю.В. Щурина [14], [15], М.Н. Лату [11], Л.В. Бабина [2], [3], Е.А. Нежура [12], А.С. Голиков [6], Ю.В. Крылов [10], Ю.А. Касьянова [8], А.В. Изгаршева [7] и др.

Источниками возникновения демотиваторов могут быть различные актуальные события, горячие новости в средствах массовой информации, художественные фильмы, сериалы, анекдоты, фразы известных медийных личностей и т.д. Одним из событий, которое стало причиной для появления новых демотиваторов, стала первая волна пандемии коронавируса, начавшаяся в 2019 году. Как правило, мем рассматривается как механизм передачи и хранения культурной информации. Весьма очевидным является тот факт, что спонтанному и неконтролируемому распространению среди пользователей сети Интернет некой информации подвержена не всякая информация, а лишь та, которая по каким-либо соображениям оставила многих пользователей неравнодушными к ней, вызвала интерес и породила различные ассоциации [14], [15]. Прежде чем обратиться к рассмотрению демотиваторов, проанализируем работы, посвященные исследованию и классифицированию функционирующих в современном интернет-пространстве мемов. Демотиватор, который представляет собой изображение, состоящее из картинки в черной рамке и комментирующей ее надписи-слогана, принято обозначать как поликодовый текст, предполагающий интерпретацию особого рода [2], [3].

Исследователями принято изучать поликодовые и полимодальные тексты с разных сторон. По мнению О.Д. Колесниковой, поликодовые тексты всегда будут и полимодальными, тогда как креолизованные  тексты, по мнению исследователя, могут существовать как в рамках полимодальности, так и мономодальности [8]. Так, рассматриваются жанровые характеристики демотиваторов [5], [10], определяются их основные функции [14], структура и стилистические особенности [14], [15]. Стоит сказать, что подобная форма коммуникации уже прочно занимает место в интернет-пространстве, охарактеризовать ее с точки зрения жанровой принадлежности представляется пока затруднительным [1]. По мнению В.А. Бережной интернет-мем представляет собой один из наиболее распространенный в сети Интернет жанр [4]. В свою очередь, противоположной точки зрения придерживается исследователь Ю.В. Щурина, утверждающая, что «возможному определению мема как жанра противостоит два серьезных аргумента: во-первых, мем не имеет собственных формальных показателей, с помощью которых его можно было бы идентифицировать, и, во-вторых, мем может включаться в структуру различных интернет-жанров в качестве компонента» [14]. Вместе с тем проведенный обзор показывает, что авторами принято описывать демотиваторы и как жанр сетевого публичного искусства [5], и как речевой жанр виртуального стиля [4] и др.

Учитывая выделенные критерии и основания для типологизирования демотиваторов, такие как способ выражения, источник и структура мема, Ю.В. Щурина выделяет следующие активно функционирующие в современном интернет-пространстве демотиваторы: текстовый мемы, мемы-изображения, медиамемы, гифы и креолизованные мемы [14]. В свою очередь, текстовые мемы могут быть представлены в разных видах интернет-общения, к которым автор причисляет общения на форумах, в чатах и блогах, а также в жанре интернет-комиксов.

Мемы-изображения Ю.В. Щурина считает необходимым подразделить на узнаваемые изображения, на так называемые «фото-жабы» и обобщенные образы, которые воплощают представление о каком-либо известном персонаже [15].

Медиамемы, по мнению авторов представляют собой комические видеосюжеты, размещающиеся пользователями на их личных страницах и за счет этого широко распространяющиеся в сети Интернет [4], [5], [14]. В качестве источников, отражающих культурный кругозор пользователей, которые их создают, примечательными считаются гифы, представляющие собой анимированные картинки в виде коротких невербальных зарисовок и фиксирующие определенную эмоциональную реакцию [14]. Говоря о креолизованных мемах стоит упомянуть, что данная разновидность креолизованных текстов включает в себя, как правило, две основные составляющие: вербальную и невербальную. Исходя из утверждения о том, что демотиваторы зачастую основываются на эффекте парадокса, логично предположить, что многие из них будут относиться к таким мемам, в которых вербальный компонент контрастирует с невербальным. Действительно, на практике можно найти множество примеров демотиваторов, в которых вербальный компонент контрастирует с невербальным [14], [15]. Как правило, источниками креолизованных интернет-мемов служат различные комические интернет-жанры. Такие демотиваторы представляют собой узнаваемые изображения на стандартном заданном фоне, сопровождаемые надписями. При этом стоит отметить, что изменяемой частью может являться как надпись – в таком случае меняется только изображение, картинка или фон, так и само изображение – тогда меняется только сама надпись. Отметим, что имеет место быть классификация интернет-мемов по структуре.

Согласно структурным различиям, исследователи подразделяют интернет-мемы на двусоставные мемы, включающие в себя двухчастное высказывание, вступающее в смысловые отношения с сопутствующим визуальным материалом; компаративные мемы, основанные на сопоставлении нескольких изображений и метамемы, которые выполняют функцию, заключающуюся в отсылке к другим интернет-мемам [14], [15].

2. Методы и принципы исследования

Используемые в демотиваторах образы и персонажи, которые многократно повторяются, в последствии становятся интернет-мемами, которые обретают относительную независимость от источника [10]. Создание значительного числа текстов или иных образований на основе одной модели изображения демотиватора и их последующее воспроизведение в сети Интернет позволяет мему сохраниться и при благоприятных условиях вновь актуализироваться. Так, серия интернет-мемов «Наташа и коты», в котором неизменяемой частью является изображение, а изменяемой частью является только текст (см. рис. 1, рис. 2, рис. 3), обрела особенную популярность в свете событий, произошедших в 2020 году.
Демотиватор 3

Рисунок 1 - Демотиватор 3

Демотиватор 2

Рисунок 2 - Демотиватор 2

Демотиватор 1

Рисунок 3 - Демотиватор 1

Данная модель демотиватора, в которой настойчивые питомцы склоняются над своей хозяйкой и пытаются ее разбудить появилась ранее в 2019 году в контексте произошедшего в феврале обвала мировых рынков из-за появления коронавируса COVID-19. Окончательно данная модель интернет-мема оформилась после рекордного падения рубля, которое произошло 9 марта после обвала цен на нефть. Буквально на следующий день было объявлено об обнулении президентских сроков, а также новых поправках в Конституцию РФ и других нововведениях [9]. Не только политические события послужили дальнейшей актуализации рассматриваемой модели мемов, но и другие различные ситуации и новости, например, победа над половцами и печенегами (см. рис 4), закон о переносе Дня окончания Второй мировой войны (см. рис. 5), первые дни работы цифровых пропусков (см. рис. 6), преддверие праздника Пасхи 2020 года (см. рис. 7) и т.д. [9].
Демотиватор 7

Рисунок 4 - Демотиватор 7

Демотиватор 6

Рисунок 5 - Демотиватор 6

Демотиватор 5

Рисунок 6 - Демотиватор 5

Демотиватор 4

Рисунок 7 - Демотиватор 4

                                                                                                              
Стоит также добавить, что главная героиня демотиватора Наташа и коты представляют собой абстрактных персонажей, которыми могут быть любые другие животные и люди (см. рис. 8).
Демотиватор 8

Рисунок 8 - Демотиватор 8

Данная модель интернет-мема впоследствии вновь актуализировалась, что объясняется конструкцией шутки, где одновременно несколько котов пытаются достучаться до зрителя или пользователя сети Интернет в связи с последними событиями, сложившимися в связи с введением карантина и режима самоизоляции. Данная модель включает в себя известное и узнаваемое изображение, которое стало основой значительного количества интернет-мемов. Нами было найдено около 100 демотиваторов, построенных по данной модели.

3. Заключение

Таким образом, мы рассмотрели демотиваторы, посвященные массовой самоизоляции и пандемии COVID-19, которые получили широкое распространение в интернет-пространстве. В данной статье также были представлены некоторые подходы к систематизации данных поликодовых текстов на основе реализуемых в них композиционных моделей. Нами была рассмотрена специфика часто реализуемых моделей в демотиваторах, посвященных самоизоляции «Наташа и коты», а также события, которые нашли отражение в содержании демотиваторов, построенных по данной модели. Рассмотрев около 100 демотиваторов, мы пришли к выводу, что создание такого значительного числа интернет-мемов на основе одной определенной модели позволяет ей при благоприятных условиях вновь актуализироваться.

Метрика статьи

Просмотров:1914
Скачиваний:5
Просмотры
Всего:
Просмотров:1914