АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА (СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.29
Выпуск: № 10 (124), 2022
Предложена:
28.08.2022
Принята:
03.10.2022
Опубликована:
17.10.2022
1902
10
XML
PDF

Аннотация

Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Сельскохозяйственный травматизм сохраняет свою актуальность до настоящего времени. Сельскохозяйственное производство входит в тройку наиболее опасных производств. По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), основным видом несчастных случаев с тяжелыми последствиями в сельском хозяйстве явилось воздействие на работника движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин, в результате которых погибли или были тяжело травмированы пострадавшие. В данной статье рассматривается случай из практики — смерть оператора рулонного пресс-подборщика. В процессе исследования был установлен тип танатогенеза, а также темп наступления смерти.

1. Введение

Травматизм совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени [1, С.289], [2, С.108].

Аграрный сектор насчитывает более трети всего работающего населения в мире, а в некоторых странах на сельское хозяйство приходится самая большая доля занятости, зачастую с использованием всей семьи, включая маленьких детей.

В Российской Федерации по данным 2013 года в сельском хозяйстве были заняты 2388, 6 тыс. работающих, что составило 11,2 % от общей численности работающих, из них 1275, 1 тыс. (6,0%) были заняты непосредственно в сельском хозяйстве, охоте и предоставлении услуг в этих областях.

По данным региональных инспекций труда, основным видом несчастных случаев с тяжелыми последствиями в сельском хозяйстве явилось воздействие на работника движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин, в результате которых погибли или были тяжело травмированы в 2013 году 34,4% пострадавших [3, С. 60].

Основными причинами этих происшествий явились легкий доступ к движущимся частям оборудования, отсутствие процедур блокировки, неопытность рабочих, отсутствие оценки рисков, отсутствие контроля, четких инструкций [4, С.83].

Уровень производственного травматизма в сельском хозяйстве Российской Федерации остается на высоком уровне. По данным Минсельхоза России, ежегодно в агропромышленном комплексе погибает до 1 тыс. работников и около 60 тыс. человек трудоспособного возраста выбывает из участия в производстве из-за болезней. Большинство пострадавших в возрасте 30-45 лет. Сельскохозяйственное производство постоянно входит в тройку наиболее опасных производств [5, С. 68].

2. Методы и принципы исследования

В процессе написания данной статьи нами были использованы результаты судебно-медицинского исследования трупа, которые включали в себя морфологический метод (секционный и гистологический), метод танатогенетического анализа, с применением метода установления темпа смерти.

3. Основные результаты

Нашему исследованию подлежит труп гр-на С., 59-лет. Осмотр трупа на месте обнаружения проводился в светлое время суток, температура воздуха составила +20 С, скорость движения ветра 3 м/с. Из протокола осмотра места происшествия установлено, что труп гр-на С. находится в камере рулонного пресс-подборщика модели ППР-145. Тело зажато в вальцах. Рулонные пресс-подборщики в своем устройстве имеют транспортер, подвижную ось, натяжной механизм и прессующие ремни. Данная машина предназначена для автоматизированной сборки валков скошенной травы, а также сена с последующим сжатием в рулонные тюки цилиндрической формы, скрепляющиеся лентами. После чего сформированный тюк сбрасывается на землю. Данная машина агрегатируется с тракторами класса 1,4.

При судебно-медицинском исследовании трупа установлено, что трупные явления соответствовали первым суткам с момента наступления смерти. Труп  был одет в футболку трикотажную серого цвета, спортивные брюки синтетические темно-синего цвета, трусы трикотажные, серого цвета, носки трикотажные, черного цвета. Одежда содержала пятна и помарки крови. Труп мужчины правильного телосложения, удовлетворительного питания. Отмечается патологическая подвижность груди в передне-заднем направлении, также отмечается подвижность в области верхних и нижних конечностей. Также отмечается подвижность в области правого локтевого сустава (мягкие ткани рассечены линейно, отделены от костей, при этом обнаружен разрыв суставной сумки правого локтевого сустава с повреждением связочного аппарата с выходом костей образующий сустав, за переделы суставной сумки), левой голени в верхней части (мягкие ткани от уровня верхней части левой голени рассечены линейно, отделены от костей, при этом обнаружен оскольчатый перелом головки левой большеберцовой и малоберцовой костей) и плюсневых костей правой стопы.

В процессе исследования выявлены следующие телесные повреждения: множественные ссадины, кровоподтеки, рвано-ушибленные раны головы, кровоподтеки, ссадины туловища, верхних и нижних конечностей.

При внутреннем исследовании трупа установлены множественные переломы ребер и грудины с обширными кровоизлияниями в мягкие ткани груди и реберную плевру. Плевральные полости содержат по 250 мл жидкой крови. В брюшной полости около 150 мл жидкой крови. При вскрытии сердечной сорочки около 20-30 мл жидкой крови. При наружном осмотре сердца определяются сквозные разрывы левого желудочка ближе к основанию сердца и разрыв правого предсердия с темно-красного цвета кровоизлияниями в области последних. Под плеврой легких на различных поверхностях множественные кровоизлияния и мешкообразные отслоения плевры темно-красного цвета, различной формы и размеров. По висцеральной и диафрагмальной поверхности печени определяются множественные разрывы капсулы и вещества печени различной формы и размеров. Селезенка по диафрагмальной поверхности имеет разрывы капсулы и вещества различной формы и размеров. При этом обнаружены кровоизлияния мягких тканей слева и справа в мышцы и фасции вдоль позвоночника, а также полный разрыв подвздошно-крестцовых сочленений  с фрагментарно-оскольчатым переломом крестцовой кости.

Из проведенных лабораторных исследований были установлены следующие данные:

При судебно-гистологическом исследовании фрагментов внутренних органов установлено: наличие неравномерного кровенаполнения сосудов внутренних органов и мягких тканей, кровоизлияния в мягкие ткани головы, из области множественных переломов ребер, грудины, верхних и нижних конечностей, в правое предсердие из области разрыва, в левый желудочек из области разрыва, в легкие из области разрыва, в мягкие ткани из области повздошно-крестцового сочленения и перелома крестцовой кости. Отек головного мозга и мягкой мозговой оболочки. Гистологическая картина соответствовала смерти в результате травматического шока в сочетании с кровопотерей.

При судебно-химическом исследовании крови от трупа гр-на С. этиловый алкоголь в крови не обнаружен.

4. Обсуждение

В процессе исследования установлен тип танатогенеза у гр-на С., который являлся комбинированным и проявлялся сердечным, мозговым, легочным компонентами, что подтверждался комплексом сочетанной тупой травмы тела.

Темп умирания в данной ситуации отмечен как молниеносный, что характерен 15-30 минутам и подтверждался данными морфологического исследования.

5. Заключение

При расследовании обстоятельств смерти гр-на С., 59-ти лет следственно-оперативная группа установила обстоятельства. Данный гражданин занимался сельскохозяйственным трудом, был оператором пресс-подборщика. Нарушив технику безопасности, не отключив пресс-подборщика стал поправлять сместившуюся ленту. В результате чего данный гражданин был затянут в механизмы пресс-подборщика.

По результатам судебно-медицинского исследования трупа гр. С., 59-ти лет, данных дополнительных методов исследования, с учетом известных обстоятельств дела судебно-медицинским экспертом сформулирован следующий выводы: смерть гр. С., 59-ти лет наступила от травматического шока в сочетании с кровопотерей, в результате сочетанной тупой травмы головы, туловища, конечностей. Данный вывод подтверждался макро- и микроскопическими признаками, обнаруженными при исследовании трупа, а также данными лабораторных методов исследования. Тип танатогенеза диагностирован комбинированный [6, С. 24]. Темп смерти – молниеносный [7, С.35].

Исходя из данной ситуации, можно подтвердить вывод, что несоблюдение техники безопасности на производстве приводит к трагическим последствиям [8, С. 171], [9, С. 60].

Снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний определены в качестве одной из стратегических задач в России [10, С.14].

Метрика статьи

Просмотров:1902
Скачиваний:10
Просмотры
Всего:
Просмотров:1902